Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения.
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Митракович Любовь Васильевна

Опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приёмами обучения и развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦРР № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой»

636782, Российская Федерация, Томская область, город Стрежевой, 3 микрорайон, дом 326

E-mail: petushоk@guostrj.ru, тел/факс (38259) 5-44-60

Тема: «Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения. Формы взаимодействия»

 

Выполнила: Митракович Любовь Васильевна, учитель-логопед МДОУ «ЦРР №3 «Петушок» городского округа Стрежевой Томской области

г. Стрежевой,

2018


Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досугах, театрализованных представлениях, экскурсиях. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.

Многолетний опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя - логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. Чтобы лучше планировать работу я, необходимо лучше знать семью ребенка. Во время учебного года работу с родителями веду постоянно. В начале учебного года составляю план работы с родителями. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса

Цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Работа с семьями воспитанников ведётся по направлениям: информационное и образовательное.

Основными задачами, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года, являются:

  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
  • Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов и взаимоподдержки;
  • Обучение родителей конкретным приемам логопедической работы;
  • Формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Организация работы с семьёй ведётся по направлениям: информационное и образовательное.

Как показывает опыт, работы родители не всегда умеют создать необходимые условия для развития личности ребенка и его речи. Это побуждает нас искать разные формы работы с родителями, в результате которых они смогут в дальнейшем создавать условия для развития личности ребенка, его речи, мышления, памяти и других психических процессов.

Формы работы учителя – логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков разнообразны.

Традиционные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями:

  • Родительские собрания. Мною подготовлены материалы для родителей каждой возрастной группы по разным направлениям речевого развития. В группе компенсирующей направленности запланированные собрания проводятся четыре раза в год. Кроме этого проводим внеплановые собрания по мере поступления вопросов. В остальных группах ДОУ выступаю на родительских собраниях по плану работы группы.
  • Консультации. Проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме в часы, определённые циклограммой, а также незапланированные консультации по запросам родителей. Темы – самые разнообразные, касающиеся как текущих занятий, так и других вопросов речевого развития. знакомит родителей с некоторыми логопедическими приемами в работе с детьми. Родители получают представление о развитие слухового внимания, правильной артикуляции звуков у ребёнка, о его умении пользоваться правильным звуком в речи. Провожу индивидуальные консультации и с родителями детей, у которых были выявлены первичные речевые нарушения. Консультации предполагают теоретическое осведомление родителей по тому или иному вопросу и проводятся чётко, просто и конкретно, чтобы родителям было легко понять смысл излагаемого.
  • Беседы. Знакомлю родителей с особенностями речевого нарушения их ребенка. В деликатной форме рассказываю, как с ним заниматься, на что в первую очередь следует обратить внимание.
  • Родительские пятиминутки. Провожу с родителями тех детей, которые занимаются в рамках логопункта. Родители получают кратковременную личную консультацию.
  • Домашние задания. Родители изучают индивидуальные тетради детей, отслеживают динамику их обучения, организуют выполнение домашнего задания.
  • Мастер-класс. Проводится по мере необходимости и по рекомендации логопеда в случаях, когда ребёнок не усваивает материал, а также когда родителям нужна практическая помощь по какой-то теме. Большой популярностью среди родителей в группе компенсирующей направленности пользуются мастер-классы по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
  • Уголки для родителей в каждой возрастной группе и в кабинете логопеда. Консультации периодически обновляются на протяжении всего учебного года.
  • Опросы, тестирование, анкетирование;
  • Посещение родителями логопедических занятий.
  • Оформление буклетов, памяток на разные темы.

Проводятся в ДОУ и такие мероприятия для родителей, как Дни открытых дверей, тестирование и анкетирование, праздники и развлечения, выставки, организован выпуск газеты.

Использую в работе и современные формы работы с родителями с

использованием ИКТ: показ презентаций (оформлены слайдовые презентации по развитию речи детей на все возрастные категории); подбор игр из созданной мною картотеки игр для развития разных сторон речи на электронный носитель (для родителей тех детей, которые посещают логопедические занятия); использование сайта детского сада.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Детский сад и семья - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения, с применением ИКТ.

В представленной работе приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда  с родителями, для повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкол...

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения

В этом материале рассматривается актуальность проблемы, формы  и методы работы с родителями...

Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями

Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывается о том, н...

Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия

Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей, имеющих речевые нарушения, с использованием компьютерных обучающих программ (из опыта работы)

В статье представлен опыт использования учителем-логопедом ДОУ компьютерных обучающих программ в работе с родителями детей с ОВЗ....

"Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения".

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», важнейшая задача педагога — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Семья – это первая ступень овла...

Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия.

Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...