Ценностные приоритеты патриотического воспитания дошкольников в современной образовательной среде
статья

Бутакова Наталия Владимировна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennostnye_prioritety_patrioticheskogo_vospitaniya.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Ценностные приоритеты патриотического воспитания дошкольников в современной образовательной среде

Бутакова Н.В., воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада общеразвивающего вида № 103

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.      

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Целью нашей работы является:  формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
  2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  8. Воспитание здорового образа жизни.
  9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
  2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим  нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат  как ласковый говорок , выражая заботу, нежность. веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей . Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

В нашем детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов городов России. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России.  Педагоги знакомят детей с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. Способы подачи информации разнообразны: беседы, занятия, участие в играх, хороводах, прослушивание народной музыки.

В своей работе мы используем следующие методы:

  • Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Беседы о родном городе.
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Совместно с родителями в детском саду оформляются стенды, стенгазеты, организовываются выставки и фотоконкурсы.  Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.                

 В качестве примера предлагаем ознакомиться с тематическим планированием в подготовительной к школе группе.

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь

Моя семья

1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».

2. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Твоё полное имя».

3. Рисование на тему «Я и моя семья».

4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

5. Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»

Октябрь

«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».

1. Прогулка «Моя улица»

2. Беседа на тему «Наши добрые дела»

3.  Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

5. Составление схемы «Я иду в свой детский сад»

6. Работа с родителями: консультация на тему «История названий улиц»

7. Оформление папки-передвижки «Мой любимый район»

Ноябрь

«Я живу в Иркутске»

1. Игра – путешествие «Я живу в Иркутске»

2.  Рассматривание альбома «Мой город – Иркутск»

3. Беседа на тему «История моего города»

5. Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость»

Декабрь

«Наша Родина – Россия»

1. Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»

2. Дидактическая игра «Кто живёт в нашей стране»

3. Беседа «Государственная символика России»

4. Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»

5. Рисование «Русский национальный костюм»

6.  Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка», игра-викторина «Россия – Родина моя»

Январь

«Краса ненаглядная»

1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

2. Рисование «Золотая хохлома»

3. Аппликация «Гжельская роза»

4. Лепка дымковской игрушки «Индюк»

5. Рисование «Тверская матрёшка»

6. Работа с родителями: развлечение на тему «Ярмарка чудес»

Февраль

«День защитника Отечества»

1. Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »

2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»

3. Подвижная игра «Защита границы»

4. Ручной труд : «Бескозырка, пилотка, бинокль»

5. Рассматривание картины «Богатыри»

6. Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1. Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»

2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

3. Рисование «Портрет моей мамы»

4.  Игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? »

5. Чтение стихов о маме

6. Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»

Апрель

«Озеро Байкал».

1. Беседа о Байкале, показ иллюстраций и фотографий о красоте озера.

2. Рисование на тему «Священное озеро»

3. Аппликация «На дне Байкала»

4. Беседа на тему «Как мы отдыхали на Байкале»

5. Работа с родителями: оформление стенда «Наш Байкал»

Май

«Этот день Победы»

1. Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

2. Экскурсия к памятнику погибших воинов во время ВОВ

3. Встреча с ветеранами.

4.  Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

5. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне

6. Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.

На наш взгляд работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, республике, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностные приоритеты нравственно-патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде

Патриотические чувства, чувства гражданственности – доступны ли они детям дошкольного возраста?Чувства патриотизма и гражданственности многогранны по содержанию. Из опыта работы в данном направле...

Ценностные приоритеты нравственно – патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде

В настоящее время в системе отечественного образования все больше внимание уделяется нравственным аспектом воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому вос...

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современной образовательной среде"

В настоящее время в системе отечественного образования всё больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому вос...