Ценностные приоритеты нравственно-патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде
консультация на тему

нравственные приоритеты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Ценностные приоритеты нравственно – патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде»

 

Патриотические чувства, чувства гражданственности – доступны ли они детям дошкольного возраста?

Чувства патриотизма и гражданственности многогранны по содержанию. Из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: малышам доступно чувство любви к родным местам, родной природе, к своей Родине. Начало патриотизма, рождённое в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Важнейшим периодом становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре является дошкольный возраст.

Податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений - характерно для дошкольного периода.

Фундаментом для развития личности является то, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера.

На каждой возрастной ступени, а это необходимо учитывать, ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. Целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям, развиваются только при правильном воспитании в дошкольном возрасте. Не сформированные надлежащим образом такого рода качества трудно будет восполнить позднее, а подчас и невозможно.

Пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать с первых шагов у детей черты характера, благодаря которым он станет человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу или селу; чувство гордости за достижения страны; любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни – задача педагогов и родителей.

Задачи патриотического воспитания:

1. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, селу.

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

3. Воспитание уважения к труду.

4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

5. Формирование элементарных знаний о правах человека.

6. Расширение представлений о городах России.

7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижение страны.

9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам.

Так как процесс нравственно – патриотического воспитания сложный и длительный, то решать данные задачи необходимо во всех группах, в разных видах детской деятельности и по разным направлениям: непосредственно образовательная деятельность, игры, труд, быт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения и привязанности к семье, к членам семьи – матери, отцу, бабушке и дедушке. Первостепенное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеют корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Воспитывая любовь к семье, мы думаем, что уже тем самым прививаем любовь к Родине. Это ошибочное предположение. Известны случаи, когда преданность своей семье, своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи: знают ли они, что бабушка и дедушка имеют награды, медали? Знаменитые предки – кто они?

Для воспитания нравственно – патриотических качеств важно показывать через большое малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Только так организованная работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, воспитанию любви к своей стране.

Знакомство с детским садом, своей улицей, селом или городом, а затем и со страной, её столицей и символикой происходит постепенно. Получаемые ребёнком впечатления: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д., должны быть для него доступные, яркие, привлекать внимание и вызывать интерес.

Педагог, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, обязан сам его хорошо знать, рассказы должны быть продуманы.

Только в результате длительного, целенаправленного воздействия у ребёнка проявляются чувства восхищения своим городом, селом, своей страной.

Слова В. А. Сухомлинского «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту» -как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей.

Формирование знаний о бережном отношении к природе и всему живому должно проходить с учётом возможности детей и особенностей природного окружения. Педагоги в разнообразных формах – непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, труд, наблюдения, игры, дают детям элементарные знания в соответствии с программой, в определённой последовательности, развивая при этом их познавательные интересы и способности.

Рассказывая о профессиях, воспитатели объясняют детям, какую пользу приносит труд людям. В каждую вещь, будь то игрушка, книга, построенный дом или испечённый хлеб, много людей вкладывают свою любовь, старание, терпение. Повсюду совместно трудятся люди разных национальностей.

Педагоги рассказывают детям о своей работе, о том, что нравится в своём труде.

Во время экскурсий на почту, в магазин, библиотеку дети получают представление о работе общественных учреждений, где труд объединяет людей, требует от них слаженности, знания своего дела.

В детском саду дети трудятся на игровых и спортивных площадках – убирают камешки, веточки, оказывают посильную помощь взрослым в огороде при сборе урожая. Также принимают участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора вместе с родителями.

Произведения устного творчества разных народов, передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, трудолюбие, дружбу и взаимопомощь и формируют любовь к традициям своего народа. В работе с детьми широко используются все виды фольклора – сказки, песенки, пословицы и поговорки, хороводные игры. Фольклор является источником познавательного и нравственного развития дошкольников.

Немаловажное значение в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Из них дети узнают о накопленных веками наблюдениях за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей её многообразии.

При ознакомлении дошкольников с бытом, традициями, отдельными историческими моментами необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т. д., но и нужно показывать национальные костюмы, старинную посуду и мебель, орудия труда и т. д.

Для этого желательно посещать музеи, специальные помещения в детском саду. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

У ребёнка с рождения появляются права, которые являются не менее важными и обязательными, чем права взрослых людей.

Детям сложнее защитить свои права самим, поэтому в международной практике уделяется много внимания законодательству, посвящённому защите их основных индивидуальных прав.

В 1989 году была принята Международная Конвенция о правах ребёнка. Она признала права детей наравне с взрослыми. Россия присоединилась к Конвенции и приняла все её положения.

Основные положения Конвенции о правах ребёнка:

Государство принимает на себя обязательства по охране жизни, здоровья, благосостояния ребёнка. Они признаются объектом особой заботы.

Права ребёнка, продекларированные Конвенцией:

- право на семью,

- право на защиту и заботу государства, если нет родителей или они не могут выполнять свои обязанности,

- право на равенство,

- право на образование,

- право на свободное выражение своих мыслей,

- право на собственное мнение,

- право на имя и гражданство,

- право на получение информации,

- право на защиту от насилия и от жестокого обращения,

- право на медицинское обслуживание,

- право на отдых и досуг,

- право на защиту государства в случае особых потребностей, например, при инвалидности.

Педагоги в игровой форме знакомят дошкольников с их правами: проводят викторины, развлечения, творческие занятия, позволяющие детям осознать значимость каждого ребёнка в обществе.

Дети с дошкольного возраста должны знать не только о своих правах, но и об обязанностях. Они должны хорошо понимать, что окружающие тоже имеют права, которые нельзя нарушать.

Знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства, является продолжением работы в их нравственно - патриотическом воспитании.

Рассказывая детям о других городах, необходимо подвести к пониманию того, что каждый город - частица нашей Родины, повсюду трудятся люди, везде соблюдаются традиции, повсюду живут люди разных национальностей, люди берегут и охраняют природу, есть общие профессиональные и общественные праздники.

Огромное значение в нравственно – патриотическом воспитании имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Рассказывая о фактах из жизни дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, необходимо прививать такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Дети должны понять, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их именами названы города, улицы, площади, в их честь воздвигнуты памятники.

Если в городе или селе есть исторические места или достопримечательности, памятники, организуются экскурсии к ним. Дети узнают, как чтят память погибших воинов. С дошкольниками можно совершить увлекательное путешествие по глобусу, карте или фотографиям.

К концу дошкольного периода дети должны знать:

- нашу страну населяют люди разных национальностей;

- у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и культура;

- каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Учитывая возрастные особенности детей, педагоги применяют игровые приёмы, которые важны как для повышения познавательной активности дошкольников, так и для создания эмоциональной атмосферы во время занятий, игры.

Обязательное условие воспитания начал патриотизма - забота воспитателей о том, чтобы непосредственно – образовательная деятельность должна быть связана с детской деятельностью и практическими делами. Результат своей работы педагоги увидят тогда, когда дети превратятся из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных участников.

Успех патриотического воспитания зависит не только от той атмосферы,

которая царит в детском саду, но и от родителей и семьи.

Узнавая историю своей семьи, дети начинают сопереживать, внимательнее относятся к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Для эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников воспитатели детского сада устанавливают доверительные деловые контакты с членами семьи воспитанников; обучают способам общения с детьми; обеспечивают регулярное взаимодействие дети – воспитатели – родители; вовлекают членов семьи в педагогический процесс и создание предметно – развивающей среды.

Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитание нравственно – патриотических качеств у дошкольников возможно только при планомерной, систематической и разнообразной работе; при усилиях детского сада и семьи

и ответственности взрослых за свои слова и поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностные приоритеты патриотического воспитания дошкольников в современной образовательной среде

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....

Ценностные приоритеты нравственно-патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде

Патриотические чувства, чувства гражданственности – доступны ли они детям дошкольного возраста?Чувства патриотизма и гражданственности многогранны по содержанию. Из опыта работы в данном направле...

Ценностные приоритеты нравственно – патриотического воспитания у дошкольников в современной образовательной среде

В настоящее время в системе отечественного образования все больше внимание уделяется нравственным аспектом воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому вос...

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современной образовательной среде"

В настоящее время в системе отечественного образования всё больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение в образовании к нравственно-патриотическому вос...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...