Главные вкладки

    Материал на тему:
    «Знакомство детей с образными выражениями русского языка ( пословицы, поговорки)"

    Андреева Ирина Анатольевна

    «В простоте слова- самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.» М.Горький.

     

    Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений и эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всём его многообразии и противоречивости.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для воспитателей.

    Тема: «Знакомство детей с образными выражениями русского языка ( пословицы, поговорки)

    «В простоте слова- самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.» М.Горький.

    Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений и эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всём его многообразии и противоречивости.

     Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески использовать слово, умение образно описывать предмет, дать ему яркую характеристику.

    1. На первом этапе мы рассматриваем методы и приёмы Г. Клименко. Она рекомендует завести альбом и записывать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем мы сделали папку -  передвижку , в которую записывали только новые пословицы и поговорки. Дети узнавали их от родителей, из книг. В результате каждый ребёнок мог взять альбом – домой, с помощью родителей записывали новую пословицу, рисовали картинки к ней.
    2. В своей экспериментальной работе я следовала следующим методам и приёмам.

    Например, перед чтением сказки Х.К. Андерсена «Огниво» я выяснила, как дети понимают выражение «настоящий друг». Затем предложила обьяснить значение значение слов «чёрный день». Дети говорили, как они понимают пословицу «Плохи друзья, коли до чёрного дня». (пословица о плохих друзьях, потому что они только до беды дружат, а потом бросают своего друга). После обобщения ответов, предложила внимательно прослушать сказку и решить, были ли настоящие друзья у солдата. В процессе обсуждения содержания сказки уточнили: «Как вы думаете стали ли жители города настоящими друзьями солдата?». И подчеркнули: «Не даром в народе говорится: «Плохи друзья, коли до чёрного дня». Затем придумали другое название сказки – «Плохие товарищи».

    1. Кроме того, познакомила детей с рассказами Б. В. Шергина, в котором из которых    раскрывается смысл пословицы. «Пословицы в рассказах» - так определил их автор. В доступной форме для детей форме он повествует о том, как старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу речь, в каких случаях их употребляют. Дети познакомились  с новыми пословицами и поговорками и узнали каким образом можно по ним составлять рассказы. Это позволило перейти к работе по развитию речи, где дети сами пытались определённые рассказы по пословице или после составления какого-либо рассказа вспомнить и  ту пословицу, которая бы подошла к этой истории. Данные приёмы предлагают Н.Гавриш, М.М. Алексеева. Они способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и формирует  у детей умение соотносить название текста с содержанием, подирать языковые средства в соответствии с жанром и тд.
    2. Предлагала на занятиях проиллюстрировать ту или иную пословицу (поговорку). Умение передавать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае были более выразительными.

    В работе с детьми Вы можете использовать следующие формы работы с пословицами и поговорками. Давайте мы сейчас с ними поработаем.

    Ход мастер-класса

    1.Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».

    2.Дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает».

     3..Игра «Закончи пословицу»

    Ведущий называет первую половину пословицы, а участники – вторую.

    Труд человека кормит, а лень портит.

    Кто много говорит, тот мало делает.

    Повторенье - мать ученья.

    Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает.

    Не спеши языком - торопись делом.

    Сделал дело - гуляй смело.

    Ученье-свет, а неученье - тьма.

    Куй железо, пока горячо.

    С кем поведёшься, от того и наберёшься.

    Делу – время, а потехе – час.

    Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

    Не всё то золото, что блестит.

    4.Подбор пословицы и поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде.

    «Нет друга – ищи, а найдешь береги»
    «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
    «Родная земля и в горести мила».
    «Родина мать умей за неё постоять»

    5.Подбор и проговаривание подходящей к картинке пословицы. Например: на картинке изображен какой-нибудь вид работы – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».

    6.Изобрази пословицу пантомимой.

    Пословицу показывает желающий ребенок, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.

    7.Нарисуй пословицу.

    Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Педагог показывает рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.

    что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже пословицу изобразят разные ребята.

    9.Найди лишнюю пословицу.

    «Дело мастера боится»;
    «Не бойся работы, пусть она тебя боится»;
    «Не спеши языком – торопись делом»;
    «Язык до Киева доведет».

    10.Найди пару. Среди нескольких найти пары пословиц, близких по смыслу:

    «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»;
    «Руби дерево по себе»;
    «Знания никому не в тягость»;
    «Без корня и полынь не растет»;
    «Родная сторона – мать, чужая – мачеха»;
    «По Сеньке и шапка».

    Правильно будет ответ 1-3, 2-6, 4-5.

    11.Картинка + рассказ + пословица.

    Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица. 

    12.Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию нужно обязательно использовать пословицы и поговорки, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет».

    Так, при обсуждении понравившегося произведения Л.Кассиля «Твои защитники» ребята восхищались мужеством и находчивостью героев, делали обобщение, используя пословицы: «Тот побеждает, кто смерть презирает», «Тот герой, кто за Родину горой».

    13.Еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.

    «Где храбрость и отвага – до победы два шага»;
    «В бою нужна не только винтовка, но смекалка и сноровка»;
    «Человек без друзей – что солнце без лучей»;
    «Работай смелее – будешь жить веселее».

    14..Проверка домашнего задания.

    Яркие, сочные пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в своих произведениях пословицы и поговорки писатели и поэты (обратить внимание на книжную выставку. Команды подготовили инсценировку рассказов Л. Толстого.

    Найдите пословицы в тех произведениях, которые сейчас увидите и услышите. Объясните их смысл.

    15.Игра «Восстанови пословицу»

    Восстанови пословицу по словам, написанным на табличках.

    Дело – безделье

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Дружба-служба

    Дружба дружбой, а служба службой.

    Лает – кусает

    На смелого собака лает, а трусливого кусает.

    Руки – скуки

    Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

    Труд – лень

    Труд человека кормит, а лень портит.

    Шило – мешок

    Шила в мешке не утаишь.

    Родина – постоять

    Родина –мать, умей за неё постоять.

    Труд- рыбка

    Без труда не выловишь рыбку из пруда.

    17..Игра»Угадай-ка»

    Придумайте вопросы к поговоркам и задайте команде - сопернице, ответы должны прозвучать поговоркой.

    Например, в какой поговорке говорится, что дом ценится не мебелью, которая в нём есть, а душевной атмосферой, которая царит в нём?(Красна изба не углами, а красна пирогами.)

    Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает своё дело?( Дело мастера боится)

    18.Аукцион пословиц, поговорок о Родине. В процессе работы были замечены такие изменения:

    1. У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх, играх- забавах, выбирая ведущего с помощью считалок.

    2. Родители с большим интересом отнеслись к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивали с детьми и подбирали пословицы и поговорки, обьясяя детям их смысл.

    Использование малых форм фольклора в развитии речи детей помогает детям в вербальном общении как со сверстниками, так и с взрослыми. Развивает словесно-логическое мышление. Учит детей устанавливать причинно-следственных связи между происходящими событиями. Развивает творческие способности детей, а в совокупности помогает в личностном становлении ребёнка. Таким образом, использовании малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД в старшей группе «Знакомство детей с народами Прикамья" (русские и татары)

    Образовательная задача: развивать у детей интерес к истории и традициям своего края.  Развивающая задача: способствовать речевому, музыкальному, художественно-эстетическому, нравственному, социа...

    Знакомство детей с миром пословиц.

    Пословица - коротенькая притча, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный  смысл, заключающее в себе  законченную мысль, житейскую мудрость. Это  - суждение , приговор, поуче...

    Знакомство детей с русским народным бытом с использованием сказки "Курочка ряба".

    Приобщить детей к русским народным традициям через русскую народную сказку....

    «Совместная работа с родителями по теме «Знакомство детей с богатством русских народных промыслов» через познавательно-исследовательскую деятельность»

    Из известных основных  направлений работы с родителями в ДОУ я хотела бы остановиться на познавательном направлении, которое предполагает ознакомление родителей с возрастными и психологическими о...