«Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры.

 Задачи;

-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.

-Развивать стремление изучать историю родного края

-Знакомить  детей с народными играми, посвященных празднованию Воздвиженья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_vozdvizhene.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 149 города Тюмени

(МАДОУ д/с № 149 города Тюмени)

Конспект

Тема: «Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры»

для детей старшего дошкольного  возраста.

                                                                                     Воспитатель: Велижанина Наталья                   Владимировна

г.Тюмень

2022г.

Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры.

 Задачи;

-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.

-Развивать стремление изучать историю родного края

-Знакомить  детей с народными играми, посвященных празднованию Воздвиженья.

 Предшествующая работа: Беседа с детьми о праздновании Воздвижения, разучивание игр, песен, прибауток, пословиц, частушек.

Ход праздника:

 Воздвижение Креста Господня празднуется 27 сентября. Это не только христианский праздник, но и традиционные народные гуляния.

В эти дни организовывались девичьи посиделки. Через народные песни, игры, стихи, пословицы и поговорки где можно познакомиться  с русским фольклором, традициями и обрядами русского народа;

С Воздвиженья начинались девичьи вечеринки - капустницы. Они продолжались на Руси две недели. Все девушки собирались на работу- капусту квасить. Рубка капусты – сделалась девичьим праздником. Шуточные песни, поговорки, прибаутки звучали везде. Кадки во всех семьях доверху наполнялись капустой.

Приглашения на капустные вечёрки считались знаком приязни и расположения. Девушки одевались как на праздник, но работали споро и весело – только мелькали умелые девичьи руки. Парни обычно не были участниками работы, но приходили для веселья.

Вот несколько народных игр которые проводились в дни этих гуляний;

Хоровод - игра «Вью, вью я капусточку» .

Двое водящих стоят рядом в хороводе. Потом они отпускают руки, и один из водящих становится в центр. Он - кочерыжка, вокруг которой будет завиваться кочан. Второй водящий идёт по кругу, накручивая хоровод на кочерыжку. 

1.Вью, вью, вью я капусточку! Вью, вью, вью я капусточку!

Завивайся тугой кочешок! Завивайся тугой кочешок! Когда весь кочан закручен, водящий останавливается. Водящий-Кочерыжка начинает развивать капустку - ищет проход для себя, и выводит весь хоровод под воротиками, пока все снова не станут в круг.

2. Вью, вью, вью я капусточку! Вью, вью, вью я капусточку!

Развивайся тугой кочешок! Развивайся тугой кочешок!

Дети: Ой, капуста бела! Ой, капуста вкусна!

Уродилася на славу, голова бела, кудрява

 Кто любит щи - Капусту в них ищи. 

Русская народная игра «Капуста»:

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Правила игры: (Рисуется круг-огород. На середину его играющие складывают шапки, пояса, платки, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяйкой, садится рядом с капустой. «Хозяин», показывая движениями воображаемую работу, поёт.)

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капустку не украли,

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Бобёр и куница,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый.

(Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода «капусты», объявляется победителем.)

Хоровод под русскую народную песню «На горе-то калина» рус. нар. мелодия

Становись к нам в хоровод,

Будем дружно мы кружиться, песни петь и веселится!

Ребята сегодня мы свами будем петь, и водить хоровод!

Все возьмитесь за руки, образуйте круг.

На горе-то калина,

(дети взявшись за руки и подняв их в верх идут хороводным шагам в права)

Под горою малина

Ну что ж кому дела калина,

Ну кому какое дело малина.

(дети останавливаются и расцепив руки делают скользящие движения ладоней друг о друга)

Там девицы гуляли

Там красные гуляли.

(дети идут к центру круга, делая три притопа и вернувшись, тоже выполняют три притопа)

Ну что ж кому дело гуляли,

Ну кому какое дело гуляли.

(делают скользящие движения ладоней друг о друга)

Калинушку ламали,

Малинушку ламали.

(остановившись дети имитируют ломание веток плавным движением отводят правую руку назад делая полукруг сверху вниз, когда рука приближается к бедру делаем рывок снизу вверх)

Ну что ж кому дело ламали,

Ну кому какое дело ламали.

(делают скользящие движения ладоней друг о друга)

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали.

(левая рука имитирует пучочек, правая плавно обводит её по кругу, по часовой стрелке, как-будто обматывая верёвочкой)

Ну что ж кому дело вязали,

Ну кому какое дело вязали.

(делают скользящие движения ладоней друг о друга)

На дорожку бросали,

На дорожку бросали.

(имитация бросания пучка двумя руками с небольшим разворотом в права)

Ну что ж кому дело бросали,

Ну кому какое дело бросали.

(делают скользящие движения ладоней друг о друга)

Хороводная игра. «Заря-зарница»

Цель: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.

Правила игры: Все дети стоят в кругу. А Заря-заряница стоит за кругом и держит в руках платочек. Хоровод идет в одну сторону по кругу, а Заря-заряница — в другую сторону вокруг хоровода.

Дети поют или приговаривают:
«Заря-заряница – на эти слова хоровод и Заряница двигаются по кругу в разные стороны.
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые».
Далее Заря кладет свой платочек на плечо игроку в хороводе и говорит: «За водой пошла!». Все игроки хором говорят:
«Раз, два, три,
Не воронь!
А беги как огонь!»

На эти слова Заряница и ребенок, которому положили на плечо платок, бегут в разные стороны вокруг хоровода и обегают полный круг. Кто быстрее обежит хоровод и встанет в него, заняв место, тот будет играть в хороводе. Тот, кто не успел становится Заряницей и игра продолжается.

Народная игра «Колечко»

Цель: развитие у детей выдержки, внимательность, ловкость, быстроту движений.

Правила игры: Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает: Я по горенке иду, колечко несу!

Угадайте- ка, ребята, где золото упало?»

Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова: Колечко, колечко,

Выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет,

Тот колечко найдет!

Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.

- Русская народная игра – хоровод  «Как у дяди Трифона»

Правила игры: Все играющие встают в круг. Водящий будет «Трифоном» и становится в середину круга. Под песню все водят хоровод, а после слов «Разом делали вот так!», водящий показывает движение, а стоящие в кругу повторяют за ним. Кто лучше повторит за водящим движение, тот становится «Трифоном».

Как у дяди Трифона

Было семеро детей,

Было семь сыновей.

Они не пели, не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так!

С мальчиками проводится игра «Перетягивание палки» - это силовая игра.

Цель; Научить упражнениям, которые развивают силу, быстроту, ловкость, выносливость.

Участвует неограниченное количество игроков. Один из них выбирается дедом, остальные рассчитываются по номерам для соблюдения очередности в игре.

По сигналу деда два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями, и берут в руки палку, причем держит ее каждый за середину и за края. По второму сигналу игроки начинают тянуть палку на себя с целью поднять на ноги соперника или перетянуть на свою сторону или вырвать палку из рук соперника.

Правила игры;

Кому удается поднять противника на ноги, тот выигрывает и продолжает игру с одним из следующих игроков. Играть можно и с веревкой, ремешком или просто держась за руки.

Игра развивает силу, выносливость.

Плетень (рус.нар.игра)-
 Цель; Развивать на основе русских традиций и известных разновидностей народных игр творческие способности детей.

Правила игры;

Ребята разделяются на две группы и выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. При этом образуется «живая плетень» – дети берутся перекрестно через одного за руки.

В начале игры одна шеренга наступает на другую, затем возвращается обратно. При этом нельзя размыкать руки. Далее те же действия повторяет вторая шеренга.

Движения можно сопровождать потешкой:

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери на плетень.

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Пойди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

- У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

Игра длится до тех пор, пока кто-то не потеряет равновесие.

Вот несколько игр которые проводились на русском народном празднике «Воздвиженье».
Мы и дальше будем продолжать знакомиться с традициями и обрядами русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.

Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры....

Приобщение детей к русскому народному творчеству, через русские народные игры

Народные игры для детей – это произведения фольклорного искусства, самобытные обычаи и традиции. Чем хороши народные игры для детей? Это не только отвлечение от забот дня, отдых и развлечение. Н...