Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»
методическая разработка (старшая группа)

Карпунина Елена Георгиевна

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Мирный муниципального района Красноярский Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад № 25 «Лесная сказка»

ГБОУ СОШ  п.г.т Мирный

Мастер-класс для педагогов

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

                                                  Выполнил: воспитатель  высшей  

квалификационной категории

  Карпунина Елена  Георгиевна                                                                                                                                                                   

2019 г.

Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с русскими народными играми.

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

Все участники мастер-класса приглашаются в аудиторию занять свои места.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер- класса «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры». Народные игры для детей – это произведения фольклорного искусства, самобытные обычаи и традиции. Чем хороши народные игры для детей? Это не только отвлечение от забот дня, отдых и развлечение. Народная игра для детей несёт ещё и дополнительное значение. Она приобщает к культуре народа.

Народные игры для детей по большей части – игры коллективные. Благодаря им, ребёнок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам. Игры помогали и помогают физическому развитию: вырабатывается выносливость, сила, ловкость, становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответственности, навыки самоконтроля). Целью многих народных игр является реализация развлекательной функции: шутки, с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров со смешными движениями и жестами, которым присуща простота и безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр для детей.

Подвижные народные игры просто необходимы детям дошкольного возраста, ведь они развивают координацию, благотворно влияют на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, способствуют формированию правильной осанки. Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаём будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное развитие детей.

Русские подвижные игры делятся  на группы:

1. Русские народные игры отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

2. Игры отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.

3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например:

«Таря-Маря в лес ходила,

Шишки ела, нам велела

А мы шишек не едим

Таре - Маре отдадим!»

Или  «Шишел вышел, он.

Родион, пошел вон!».

Так же можно с помощью  жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.

Уважаемые коллеги, хочу предложить вам поиграть в русские народные подвижные игры. Выходите смелее! Итак, представляем  вашему вниманию игру  «Веночек».

Игра «Веночек»

Играющие передают по кругу веночек и поют:

В зелен сад гулять пойдём, цветов нарвём, венок навьём

У кого в руках веночек надевай его дружочек!

С окончанием песни, у кого в руках остался веночек надевает его на голову, все поют:

Покружись, покружись и друзьям поклонись!

После этих слов водящий протягивает венок между двумя участниками игры, после слов «Раз-два-три, беги», двое участников обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым возьмёт веночек, тот выиграл.

«Заря - заряница»

Один из детей держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Один из участников - водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря - заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два - не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становиться водящим. Игра повторяется. 

Игра «Колечко»

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается три- четыре раза, стоя на одном месте, Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: « я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. Правила: Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя; Водящий говорит слова: « я иду искать» - с закрытыми глазами; Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

Уголки (Кумушки)

Для этой игры нужно нарисовать четырехугольник. Участников 5 человек, один из них водящий, а четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит:

«Кумушка, дай ключи!».  Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!» В это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол, то на его место встает игрок, который остался без угла.

Горелки

Игроки встают в круг, держатся за руки. В центре ведущий с платком в руках. Хоровод идет по кругу, ведущий в противоположную сторону, и говорят такие слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо, птички летят,

Колокольчики звенят.

Смотри, не воронь,

Беги как огонь

На словах «… как огонь» ведущий платком разбивает какую-то пару. Каждый из пары должен побежать в свою сторону, оббежать хоровод, и постараться первым забрать платок из рук ведущего. Кто первый выхватит, тот и водит, а ведущий встает на его место в хороводе.

Другой вариант игры, когда игроки встают «ручейком», ведущий один в начале ручейка, и за платком бежит пара из конца ручейка.

Третий вариант, с ручейком, но без платочка. Ведущий стоит спиной к

ручейку и не оглядывается. Последняя пара бежит вдоль ручейка и встает перед ведущим. Ведущий должен поймать одного из пары до того, как они успели перед ним встать вместе, тогда он становится с пойманным в начало ручейка. Если ведущий оглядывается или не точно ловит, он остается водить дальше.

- Уважаемые педагоги, если вам понравился мастер-класс, то возьмите фишку красного цвета,

- Жёлтый цвет – удалось, но метод не новый.

 - Зелёный цвет – скучно, не интересный материал.

-  Мы  благодарим  всех участников мастер-класса!

Нам было очень приятно с Вами работать. Спасибо за внимание и сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"

laquo;Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"...

МАСТЕР - КЛАСС на тему:  «Приобщение детей к истокам народной культуры через башкирские народные игры»

Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании башкирских народных игр, как средство приобщения к истокам народной культуры....