Конспект деятельности в центре экспериментирования на тему « Воздух и вода»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

В игровой форме ребята знакомятся со свойствами воды и воздуха.

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

                                                                                                                          расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и  обогащать

                                                                                                                           словарь. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu_voda.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект деятельности

 в центре экспериментирования

на тему « Воздух и вода»


Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

          расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и  обогащать

          словарь. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами.

       Задачи:

Образовательная: 

познакомить детей со свойствами воды и воздуха, без цвета, без запаха (прозрачная), без вкуса, принимает форму емкости, в которую ее наливают.

Закрепить знания детей о значении воды и воздуха в жизни человека.

Обучать детей проведению элементарных опытах, закреплять умение работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

 Развивать социальные навыки, умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отсаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Развивающие:

Развивать у детей фонематический слух, активизировать и обогащать словарь ребенка.

Материалы к занятию: мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски; нарисованный мыльный пузырь и капелька.

Ход деятельности:

- Ребята! К нам сегодня придут необычные гости – Мыльный Пузырь и Капелька. Они только, только родились, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их. Но вначале поиграем

Часть 1

А чтобы четко говорить, надо с пальчиком дружить.
Упражнение с пальчиками.

ДОЖДИК ПЕСЕНКУ ПОЁТ КАП, КАП, КАП

ТОЛЬКО КТО ЕЁ ПОЙМЁТ КАП,КАП,КАП

НЕ ПОЙМЁТ НИ Я НИ ТЫ,

ДА ЗАТО ПОЙМУТ ЦВЕТЫ

И ВЕСЕННЯЯ ЛИСТВА И ЗЕЛЁНАЯ ТРАВА

ЛУЧШЕ ВСЕХ ПОЙМЁТ ЗЕРНО –

ПРОРОСТАТЬ НАЧНЁТ ОНО КАП,КАП,КАП

РЕБЯТА,  ОТГАДАЙТЕ - КА ЗАГАДКУ!

Шар земной внесли в автобус,
Оказался это… (глобус)

- Что изображает глобус? (Планету)
- Как называется наша планета? (Земля)
- А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (Солнышко)
- Солнце – это планета? (Звезда)
- В какое время суток она нам светит? (Днем)

- Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли.

- Чего  больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны.

Может быть, кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море…)

-РЕБЯТА, а Капелька принесла ведёрко, но не простое, а с загадками.

Воспитатель обращает внимание детей серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. 
(Дождь)

Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. 
(Облако)

Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. 
(Речка)

Воспитатель прикрепляет на доску карточки с рисунками (ответы на загадки).

Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Дети. О воде!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п.), в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской)? Пресная.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?

Ответы детей.

Часть II.

Практическое экспериментирование

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в волшебников и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют 
жидкостью.

Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная

Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.

Свойство 2: вода прозрачна и не имеет собственной формы

Опыт 4.

Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Опыт 5.

Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.

Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.
Ответы детей. 
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

Физминутка « Тучка и капельки»

Ребята, а мыльный пузырь тоже приготовил для вас  загадки:

Загадки про воздух

А  вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают серебристые рыбы,  это самолеты. Догадались?
- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.
- Вот мы и поговорим сейчас о воздухе.
- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно).  А что еще прозрачное есть в нашей комнате (стекло).
- А что еще прозрачным может быть? (вода)
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)

  • Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод).
  •  Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер). Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

Ребята,  а с воздухом еще можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше? 
- А сейчас мы с вами продолжаем фокусы.

Игра «У кого птичка будет красиво подниматься высоко»
Упражнение на дыхание.


Поставим птичку  перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на птичку. Удерживаем её  под углом. Дуем сильнее и видим, как она  красиво отлетает вверх.

- А вы хотели бы увидеть воздух? На столах у каждого есть стаканчики с трубочками  и таз с мыльной водой. При помощи этих предметов, мы увидим воздух.

Опыт 1:
- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в тазу ? (пузырьки)
- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря)

- А где еще можно увидеть воздух? (Воздух есть везде) 
- Давайте проверим. 

Опыт 2:
- Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (бумага) Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть воздух и он не пускает воду и бумага осталась сухой) Значит и здесь есть воздух.

- Мыльный пузырик принес нам волшебную коробочку , а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Пузырик хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)
- Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)
- И еще что? (он утонул)
- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)
- А почему он не тонет? (потому что он легкий)

Значит,  воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

Я тоже хочу показать вам фокус,  он называется «Воздушный замок»

Ребята, а давайте теперь вы покажете гостям свой фокус, мы произнесём волшебные слова – сим силябим, рахат лукум.

(заранее приготовленные баночки с водой с окрашенными крышками).

- Ой, какие разноцветные баночки  получились. Почему у тебя вода желтая? (потому что добавил желтую краску и т.д.)
- На какой сок похоже? (лимонный) и т.д.
- А у тебя водичка красная. На какой сок похоже? (томатный).
- Капелька  и Мыльный пузырь очень много про себя узнали. Они  вам очень благодарны.

Итог: 
- Ребятки, о чем мы говорили сегодня? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? (Ребята рассказывают о том, что интересного они узнали).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия средней группы детского сада по опытно-экспериментальной деятельности детей на тему: «Воздух. Вода».

Цель: Развитие интереса к исследовательской деятельности.Задачи:1.     Формировать представления детей о воздухе (есть вокруг нас, мы его вдыхаем).2.     Формир...

Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы. Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья» (Возраст: 3-4 года)

Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы.Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья»(Возраст: 3-4 года)...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: "Воздух и вода"

Развивать познавательную активностьв процессеэксперементирования ; расширять знания о воздухе,активизировать речьи обогощать словарь....

Конспект экологической прогулки с элементами экспериментирования для 2 младшей группы. Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья»

Задачи:1. Образовательные: обобщение и уточнение знания детей о воздухе и воде, их свойствах: невидимые, прозрачные, бесцветные; формирование понятия о ветре: что ветер - это движение воздуха; ра...

Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования в средней группе на тему "Воздух и вода наши природные друзья"

Занятие направлено на расширение и закрепление представлений о свойствах воды и воздуха...

Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования во второй младшей группе. Тема: «Воздух и вода – наши природные друзья»

Тема: «Воздух и вода – наши природные друзья».Цель: расширение и закрепление представлений о свойствах воды и воздуха.Задачи:1. Образовательные:- Познакомить дете...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Чудесный воздух вокруг нас»

В данном конспекте происходит ознакомление детей с темой "Воздух" (свойства воздуха, как человек использует воздух, роль воздуха в жизни человека) путем эксперименти...