Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей
консультация по теме

Власова Елена Юрьевна

Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге содействует развитию интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovete.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки в речевом развитии могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребенка необходимо как можно раньше.

Одной из задач раздела «Познавательно речевое развитие» является грамматического строя речи.

Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге содействует развитию интеллекта.

На занятиях, в совместной деятельности мы стараемся учить детей сочинять сказочные истории, загадки, небылицы, играем в различные словесные игры – учим говорить грамотно, развиваем память, мышление.

В своей работе мы используем дидактические словесные игры «Ласковые слова» (гриб – грибочек, ковер – коврик и т. д., «Один – много» (котенок – котята, ухо – уши) «Кто хозяин хвоста? » (бычий – бык, петух – петушиный, «Перевертыши» (переставляя карточки со слогами, которые назвал воспитатель, дети образую разные слова: сос, на; вес, на, «Что делает? Что делают? » (девочка стоит – девочки стоят, девочка бежит – девочки – мальчик плывет – мальчики, «Из чего сделан предмет? » (тетрадь из бумаги, варенье из яблок, слив, клубники, сок из малины, абрикосов и т. д., «Чего много? » (по картинкам – гнезд, капусты в корзине, деревьев и т. д., и очень много других, которые находим в современных журналах. Многие упражнения берем из публикаций логопеда Федоровой М. Н. в газете «Наша жизнь».

Много игр описано в журналах «Дошкольное воспитание» (№9, 2003, С. 17, «Ребенок в детском саду (№6, 2005, стр. 38, здесь же опубликован интересный материал для формирования фонетической стороны речи посредством карандаша (стр. 42). Интересные игры предложены в журнале «Дошкольная педагогика» (№8, 2012, С. 56 и №11, 2011С. 55, данные игры находятся в нашей группе в стадии изготовления.

В своей работе мы также пользуемся схемами для составления описаний, рассказов и сказок. Дети прибегают к полмощи схем. когда рассказывают о понравившейся работе на занятиях по изобразительному искусству – рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Для этого нами изготовлены схемы: «Одежа», «Посуда», «Игрушки», «Времена года», «Животные» и др., мнемосхемы «»Птицы», «Земноводные», «Растения». Как изготовит мнемосхему описано в журнале «Дошкольная педагогика» (№4, 2011, стр. 41)

Нами изготовлены следующие дидактические игры: «Солнышко», «Рассели животных», «Витрина магазина», «Логокуб».

Родительский комитет приобрел для нашей группы настольные игры, помогающие развитию речи детей: «Тик-так-бум», «Простоквашино», - которые вызывают интерес у наших детей с сентября по настоящее время.

Предлагаю Вам также поиграть в игру «Тик-так-бум» (объясняю правила, показываю одну из карточек, начинаем игру, передавая «бомбочку».

Итак, уважаемые коллеги, как вы могли сами убедиться, дидактические игры способствуют формированию грамматически правильной речи детей, а также обогащают словарный запас, активизируют мышление, развивают интеллект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей

Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР....

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и л...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....