«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»
консультация по развитию речи

Быкова Светлана Викторовна
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet_did.igry_po_r.rechi_.docx158.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»

Выполнила : Быкова С.В.

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки в речевом развитии могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребенка необходимо как можно раньше.

Одной из задач раздела «Познавательно речевое развитие» является грамматического строя речи.

Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечном итоге содействует развитию интеллекта.

На занятиях, в совместной деятельности мы стараемся учить детей сочинять сказочные истории, загадки, небылицы, играем в различные словесные игры – учим говорить грамотно, развиваем память, мышление.

В своей работе мя использую дидактические словесные игры: «Ласковые слова» (гриб – грибочек, ковер – коврик и т. д., «Один – много» (котенок – котята, ухо – уши), «Кто хозяин хвоста? » (бычий – бык, петух – петушиный,  «Перевертыши» (переставляя карточки со слогами, которые назвал воспитатель, дети образую разные слова: сос, на; вес, на,   «Что делает? Что делают? » (девочка стоит – девочки стоят, девочка бежит – девочки – мальчик плывет – мальчики,  «Из чего сделан предмет? » (тетрадь из бумаги, варенье из яблок, слив, клубники, сок из малины, абрикосов и т. д.,, «Чего много? » (по картинкам – гнезд, капусты в корзине, деревьев и т. д., и очень много других, которые нахожу в современной литературе, интернете.

 В своей работе я также пользуюсь мнемотаблицами. Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

С помощью мнемотаблиц педагог может научить дошкольника производить звуковой анализ слова, составлять рассказы, читать, писать, отгадывать кроссворды, заучивать стихотворения и т.д.

Мнемотаблица помогает развивать:

- ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Нами изготовлены следующие дидактические игры: «Кольца Луллия», «Волшебное дерево»,  другие дидактические игры:»Вазы и цветы», «Кто где живет», «Противоположности», «Овощи-фрукты», «Что лишнее» и другие, которые применяю в совместной деятельности, индивидуальной и организованной деятельности.

 В 13 веке французский монарх Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, её можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия»- это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона и других материалов круги, пластинки, диски разбиваются на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещают картинку или различные схемы. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце схемы для поиска заданного звука, на другом — картинки с изображением предметов с заданным звуком.

Для свободного и удобного вращения колец можно использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на несколько сантиметров меньше двух диаметров пластинок.

Нельзя не отметить универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Игры с «Кольцами Луллия» можно разделить условно на три типа.

1. Игры на подбор пары.

В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания другого кольца. В этих играх одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го кольца.

Игры и упражнения: «Найди заданный звук в начале, середине и конце слова», «Расшифруй слова», «Цепочка слов (последний звук первого слова соответствует первому звуку второго слова) », «Посади цветок в клумбу (с определенным звуком) », «Рифмочки», «Назови первый, последний звук», «Подбери слово», «Добавь слово», «Закончи предложение», «Составь пары похожих слов», «Звукарики», «Подбери картинку к схеме», «Дин-Дон» (мягкие, твердые звуки», «Звонкий, глухой», «Буквы и слова», «Паровоз (определяем количество слогов в слове) », «Составь слово», «Сосчитай-ка (подобрать слово с заданным количеством звуков, либо слогов) », «Составь предложение из заданного количества слов», «Назови гласные, либо согласные звуки в слове», «Подобрать слово на заданный звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям».

2. Игры с элементом случайности в установке колец.

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадает в окошке. Таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если кольцо имеет по 8 картинок, то возможны 64 комбинации.

Игры и упражнения: «Назови сколько», «Уменьшаем, увеличиваем», «Логопедический поезд (придумать слово с определенным количеством звуков и положением места звука в слове) ». «Закончи слово (добавить слог) », «Составь слово (с определенным звуком и количеством слогов) », «Читалочка», «Буквы и слова», «1, 2, 5», «Составь предложение из заданного количества слов с определенным словом », «Назови гласные, либо согласные звуки в слове», «Составь предложение из заданного количества слов».

http://www.maam.ru/upload/blogs/21364d10cfa1b563ec07d2dd96985fc8.jpg.jpg

3. Игры на развитие творческого воображения.

Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.

Дидактическая игра «Волшебное дерево»

http://pochemu4ka.ru/_ld/16/s32562913.jpghttp://pochemu4ka.ru/_ld/16/s38007746.jpg

Цель: развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей  старшего дошкольного возраста.

Дидактические задачи:

Образовательные:

Учить определять количество звуков и слогов в  словах;

Расширить и активизировать словарь по лексической теме «Деревья»;

Формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал;

Совершенствовать грамматический строй речи;

Совершенствовать навыки порядкового и количественного счёта;

Расширить кругозор детей.

Развивающие:

Развивать связную речь и диалогическую форму речи;

Активизировать мыслительные процессы;

Развивать логическое мышление и сообразительность;

Развивать зрительное восприятие и внимание;

Развивать общую и мелкую моторику;

Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Воспитывать чувство товарищества.

Активизация словаря: дерево, корень, ствол, ветки, клён, дуб, каштан, ива, берёза, рябина, осина, липа, гнездо, ворона, один, два, три, четыре, пять, шесть, предлоги  (под, над, в, возле, на, из), животные.

Дидактический материал:  плоскостной макет дерева, ветки которого пронумерованы  (1,2,3,4,5,6); плоскостные макеты листьев различных деревьев (клён, дуб, каштан, ива, берёза, рябина, осина, липа…), гнездо с вороной, животные.

Руководство игрой:

 I вариант:

 Есть у  дерева и ствол,

Ветки, листья, крона.

В кроне спрятано гнездо.

Там сидит ворона.

 Педагог выясняет у детей, названия частей дерева. Затем  помещает в крону дерева плоскостное изображение гнезда и вороны, предлагает детям прокомментировать действия птицы. Он сажает ворону в гнездо, достаёт её из него, сажает на ветку, под дерево и т.п.

 Дети: (составляют предложения с предлогами).

- Ворона сидит в гнезде.

- Ворона вылетела из гнезда.

- Ворона сидит под дубом. И т.п.

Затем дети по словесному заданию воспитателя самостоятельно располагают  ворону и гнездо на макете дерева (справа, слева, внизу, вверху…).

Имея несколько плоскостных изображений диких животных, можно организовать игру «Кто за деревом?».

 II вариант:

Педагог показывает лист  какого – либо дерева, просит назвать это дерево. После этого им предлагается определить на слух количество звуков в названии дерева. Если ребенок справляется с заданием, он прикрепляет лист на ветку  с цифрой, соответствующей количеству звуков в названии дерева. Например, «дуб» - 3, «липа» - 4, «клён» - 4 и т.д.

По такому же принципу проводится игра на определение количества слогов в названиях листьев деревьев.

Итак, уважаемые коллеги, как вы могли сами убедиться, дидактические игры способствуют формированию грамматически правильной речи детей, а также обогащают словарный запас, активизируют мышление, развивают интеллект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей

Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей

Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР....

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и л...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....