Выступление Ильясовой Г.С.
материал по теме

Ильясова Гузель  Сайфулловна

Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через познавательно-математическую деятельность» (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ilyasovoy_g.s.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 р.п. Магнитка

Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через познавательно-математическую деятельность» (из опыта работы)

Место проведения:  семинар для воспитателей

Дата проведения: 28.05.2013г.

Выступила: Ильясова Г.С., воспитатель 2 младшей группы  «Кораблики».

р.п. Магнитка

2013г.

Развитие интеллекта - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоение знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Этот процесс я осуществляю через познавательно- математическую деятельность, в свою очередь она переплетается с повседневными видами деятельности: в бытовых процессах (одевании на прогулку, умывании, питании), в играх с различными материалами, игровых, развивающих ситуациях, развлечениях. Также в познавательно-математической деятельности реализую и принцип интеграции различных видов деятельности. Например: организую интегрированные упражнения, ситуации «Накормим кошку Мурку», «Круг, квадрат, снова круг, квадрат,а потом….                      

Познавательно-математическая деятельность немыслима без использования игр, задач, развлечений. При этом роль математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания и,конечно с учётом ФГТ.

Начиная с младшей группы, я использую в своей работе блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,а также различные альбомы.  

  1. «Волшебные дорожки»-альбом игра с использованием палочек Кюизенера.      
  2. «Лепим небылицы»-с использованием блоков Дьенеша.

Для более старшего возраста использую такие альбомы как «Праздник в стране блоков», «Поиск затонувших кораблей», «Спасатели приходят на помощь», все эти альбомы на развитие внимания, памяти, умении работать в коллективе,развивают самоконтроль. Ещё использую схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты.

Также в своей работе использую комплекты игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера, которые входят в состав игр «На золотом крыльце…» В состав игр входят 2 блока: 1 блок-«Играют малыши» для детей 3-5 лет.

2блок-«Задания становятся сложнее» для детей от 5-9 лет.

В моей работе палочки Кюизенера помогают сформировать у детей представление о числе, содействовать развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения. И практический опыт показывает, что использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует успешности обучения ребёнка в школе по математике.

В своей группе я организовала центр математики, где находятся пособия: это блоки Дьенеша,палочкиКюизенера, схема палочек Кюизенера и по ней соответствующие цифры, а также гусеница с цифрами от 1 до 10, ещё есть и Фиолетовый лес, где дети постепенно знакомятся с персонажами Фиолетового леса( пока что они знают мальчика Гео, паучка Юкку, ворона Метра).

В группе имеются на каждого ребёнка « Геоконты»,а также есть и великан «Геоконт». Для проведения игр с геоконтами я приобрела методическую сказку к игре «Геоконт», которая открывает цикл историй под названием «Легенды Фиолетового леса». Дети слушают её занимательный сюжет, играют с разноцветными паутинками и параллельно осваивают строения геометрических фигур, углов. С помощью игры «Геоконт» происходит развитие умений наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать простейшие обобщения и интерпритировать их. Все геометрические представления формируются на основе образного видения, что отвечает особенностям мышления детей, даёт живую пищу для детей.

Если взять блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт»-во всех этих играх развиваются конструктивные умения, где происходит тренировка тонких пальцев, что по моему мнению стимулирует развитие речи и интеллекта детей и пространственного воображения.

В своей работе я использую и рабочие тетради «Математика-это интересно». В этой тетради есть разные игровые упражнения, которые помогают детям осваивать умения сравнивать по форме, размеру,количеству, составлять пары, а также способствуют эти тетради развитию внимания, наблюдательности, мелкой моторики рук, аккуратности.

Сейчас у меня младшая группа,а значит у нас тетради соответствующие возрасту-это от3-4 лет. Все тетради и пособия относятся к общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», которая переработана в соответствии с ФГТ.

Начиная с младшей группы,и заканчивая подготовительной группой я использую  одни и те же пособия, но с усложнением. Чем старше дети, тем задания даю уже с большей сложностью. Если в младшей группе из палочек Кюизенера составляли дорожки, то в старших группах дети должны свободно, например, скомбинировать форму и цвет с целью реализации своего замысла. Например, в подготовительной группе я провела математический досуг «Путешествие в страну математики», где использовала занимательные математические задания, которые включали в себя считалки, поговорки, задачи в стихотворной форме, подвижные игры.

В своей работе я стараюсь руководствоваться знаниями о характере, назначении,развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства самостоятельной деятельностью.

Заинтересованность, увлечённость воспитателя- основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.Например, организуя в центре математики работу, я учитываю индивидуальную особенность детей. Я предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Привлекаю малоактивных детей, заинтересовываю их игрой и помогаю освоить её. Интерес у детей будет, если они увидят свои успехи. И те дети, которые составили интересный силуэт, решили задачу, будут стремиться к новым достижениям. Руководство с моей стороны направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Также я приобщаю к этой работе и родителей. С этой целью я знакомлю родителей с разными видами занимательных игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием. Работу с родителями и детьми я веду одновременно. Если на занятии я познакомила детей с цифрой 5 ,то дома родители должны закрепить знания об этой цифре,например, идут родители с детьми домой,то уже по дороге они могут посчитать машины, людей,животных.

Формы и методы работы с родителями по данной теме могут быть разнообразными:это тематические беседы,консультации, просмотры игровых ситуаций и организованной образовательной деятельности. В свою очередь я показываю открытые педагогические мероприятия для воспитателей, а также и для родителей, только на ноутбуке, в записи. А родители очень  заинтересованы в том, чтобы дети были развиты. Поэтому они сами приобретают весь занимательный материал. Родители приобрели палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,геоконты,а великан «Геоконт» родители подарили нашей группе. А также приобретают и рабочие тетради по математике.

Вся работа способствует активизации творчества родителей, их изобретательности, активизации в оснащении математическим материалом для занятий и создании условий для развития интеллектуальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Мамин день"в старшей группе.Ильясова Инна Геннадьевна.

Музыкальноый праздник посвященный "Мамину дню"(старшая группа)...

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

2018 г Всероссийский проект "Светлячок" 3 -этап "Волшебная зима" 2017-2018 уч. год в номинации "Любимые сказки" (8 Дипломов 2 место) Гаврилова Юлия, Горбей Александр, Бакулин Михаил, Байрамова Асель, Ильясова Амина, Курзаева Валерия, Калтунов Степан.

Музыкальный руководитель: Магомедова Оксана Изамутдиновна.  Дети участники:Гаврилова Юлия, Горбей Александр, Бакулин Михаил, Байрамова Асель, Ильясова Амина, Курзаева Валерия, Калтунов Степан, Дж...