Музыкально-дидактические игры в адаптационный период в дошкольном образовании.
статья по теме

Филякина Ольга Георгиевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon penie_v_dou.doc82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пение в музыкальном развитии ребенка-дошкольника.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает ребенка и развивает его музыкальные способности. В.Сухомлинский утверждал, что «Пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли, воздействуя на его чувства, сопровождая с раннего детства…»

Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства, так как каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – певческим голосом.

Диапазон детского голоса невелик. При правильной организации певческой деятельности диапазон расширяется: «ми»-«ля» - первой октавы (младший дошкольный возраст); «ре»-«си»- первой октавы (средний дошкольный возраст); «до, ре» первой октавы – «до, ре» второй октавы (старший дошкольный возраст).

В моей работе на музыкальных занятиях певческая деятельность складывается из 3-х небольших частей: упражнений на развитие слуха и голоса, развивающие умение импровизировать, разучивания и исполнения песен.

Каждое музыкальное занятие начинается с музыкального диалогового приветствия:

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

- Солнце встало, детвора! Вот и нам уж петь пора.

- Петь пора.

- Внимание, внимание – тишина.

- Тишина.

Затем предлагаются упражнения (артикуляционная гимнастика):

  • «Покусывание» кончика язычка;
  • «Почесывание» всего язычка;
  • «Жевание» язычка (круговые вращения при закрытом рте;
  • «Цоканье» язычка (большая и маленькая лошадка);

Применяется точечный массаж:

  • Вращение мизинцами у переносицы;
  • У висков;
  • У основания бровей;
  • На середине дуг бровей;
  • У окончания бровей;
  • У крыльев носа;
  • У подбородка.

В упражнениях на нисходящее и восходящее голосоведение дети показывают движение мелодии рукой или шаги по пальцам:

Например: «Ах, какой же, братец Яков, ты лентяй, ты лентяй.

                        Целую неделю ты лежишь в постели – ай-ай-ай»

Благодаря разнообразию упражнений, которые используются на занятиях, дети поют чисто, и что важно, проявляют себя в самостоятельной музыкальной деятельности. У ребят появляется желание сочинять песни и смело их исполнять. Достичь этого также помогают дидактические игры такие как: «Сложи песенку», «Спой свое имя!», «Кто в домике живет?» и т.п.

На упражнениях для развития голоса (а в последствии и при разучивании и исполнении песен) удерживаю детей от громкого пения, ведь негромкое исполнение – одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, следовательно, их правильное развитие. Например, в упражнении «Плакса» я уделяю внимание обучению динамических оттенков:

Сначала дети проговаривают:

Плачет плакса (pp), слезы льются (р).

Принесли мы плаксе блюдце (mf)

Затем дети пропевают текст на одном звуке:

Плачет плакса целый час (f)

Дали ей большущий таз (ff).

Певческие упражнения используются по определенной системе, ведь их цель – развитие певческой техники, музыкального слуха, причем каждое упражнение имеет свою узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона, но решается она на фоне всего комплекса навыков.

Формирование вокально-певческих навыков дошкольников.

В процессе пения ребенок осваивает навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, ансамбля.        

Н а в ы к   з в у к о о б р а з о в а н и я    связан с овладением способами извлечения звука. Важнейшим условием правильного звукообразования выступает умение детей петь без напряжения, выразительно, естественным голосом. Одна из главных задач заключается в том, чтобы привить ребенку навык кантиленного пения, основанного на способности петь протяжно, напевно и связно. Развитию напевности помогает пение на согласные «м» или «л» в сочетании с гласными.         

Подвижному, легкому звукообразованию способствуют упражнения на пение отдельных несвязных нот (non legato), «как удары молоточка по шляпке гвоздя».

Н а в ы к   п е в ч е с к о г о   д ы х а н и я.  Качество звукообразования во многом зависит от правильного дыхания в процессе пения.

Р а б о т а   н а д    д и к ц и е й    в процессе развития певческих навыков связана со всей работой по развитию детской речи. Важное значение при этом имеет работа над правильным произношением гласных и согласных звуков. Согласные в процессе пения должны произноситься активно, ясно и четко. С этой целью согласные, находящиеся в конце слога, произносятся в начале следующего.

Например, в песне «По солнышку» необходимо исполнять:

 «Ще-бе-чут  пти-чки   зво-нкие,  по-рха-ют   мо-ты-льки,

 Же-лте-ют   о-ду-ва-нчи-ки,  си-не-ют   ва-си-льки».

На певческую дикцию распространяются правила, применяемые в речевом произношении: например, поют «гласки», а не «глазки», «што», а не «что».

Ударные  гласные в пении, как и в речи, сохраняют логическое ударение.

Безударные  произносятся, как и в речи. Например, надо петь «лашадка», а не «лошадка», «адуванчики», а не «одуванчики» и т.п.

Важнейшим условием хорошей дикции является понимание детьми смысла слов и характера музыкального образа песни. Отчетливость дикции во многом зависит от качества работы артикуляционного аппарата. Применяются следующие упражнения:

  1. «Лошадка» (несколько раз поцокать язычком);
  2. «Ворона» (беззвучно, с закрытым ртом несколько раз произнести     «ка-ааа-ааар»
  3. «Колечко» (скользить кончиком языка по верхнему небу с закрытым ртом).

При развитии дикции важно избегать крикливого, открытого звука, для чего необходимо открывать рот вертикально, а не в ширину.

Ч и с т о т а    в о к а л ь н о г о    и н т о н и р о в а н и я     характеризуется точным воспроизведением мелодии в процессе пения.

Для достижения чистоты интонации применяю упражнения для голоса на одном звуке. Например:

Сидит филин на дубу у-у-у-у-у-у

Он играет во трубу у-у-у-у-у-у

Трубу точенную у-у-у-у-у-у

Позолоченную у-у-у-у-у-у

Перед пением предлагаю детям слоговые произношения на удивление: они разводят руками и произносят: у-шу-жу; у-шо-жо; у-ша-жа; У-ши-жи.

Хороший результат в пении дает интонационно-фонетический цикл фонопедических упражнений:

  • У-у-о; у-о-а; у-о-а-э; у-о-а-э-ы;
  • Скрип (горловой), переходящий в звуки:

     + + + у-му-мо; + + + у-мо-ма; + + + у-мо-ма-мэ.

В ы б о р    п е с е н н о г о    р е п е р т у а р а.   При подборе песенного репертуара необходимо учитывать ряд рекомендаций.

1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка. Подходящий материал для певческой деятельности с детьми всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы (они просты и доступны)

2. Необходимо внимательно просмотреть текст песни, прочитать его выразительно вслух, найти сложные слова и сочетания, фразы, объяснить их ребенку.

3. Обратить внимание на диапазон мелодии песни, который не должен превышать возможности певческого диапазона голоса ребенка. В работе с детьми младшего возраста используются попевки (песенки), построенные на 2х-4х (пяти) звуках. У детей среднего и старшего возраста на 6-8 звуках.

4. Важно обратить внимание на протяженность фраз. Чем меньше ребенок, тем короче фразы.

5. Проанализировать особенности мелодии: ритмический рисунок, интонационные трудности. Предложить приемы и способы работы над их преодолением.

Р а б о т у    н а д    п е с н е й    условно можно разделить на три этапа:

  • Ознакомление (ее восприятие);
  • Разучивание;
  • Закрепление.

Показателем усвоения песни является ее использование детьми в своей самостоятельной музыкально-игровой и других видах деятельности в свободное время и по собственной инициативе.

Критерием музыкального развития при этом должно стать не число разученных песен, а музыкальная восприимчивость детей, их красивое, выразительное пение, любовь к нему и потребность в нем.

Для развития певческого голоса и музыкального слуха у детей младшего и среднего возраста на своих занятиях я использую такие песенки как: «Сорока» обр. В. Попова, «Бай-бай» и «Бай-качи» обр. Л. Абеляна «Петушок», «Дождик», «Идет коза» в обр. А. Гречанинова и др.. Прекрасным образцом для развития певческого творчества детей являются такие произведения как: «Кукла Катя» и «Песня птички» Н. Бордюг, «Марш медведя» и «Зайка танец танцевал» Н. Мурычева «Пароход гудит», «Пчела жужжит» Т. Ломовой а также «Мишкин марш», «Песня птички», «Плясовая зайчика» Н. Мурычевой. Используем этюды: «Кукла Таня знакомится с ребятами», «Коза и козлята» Н. Мурычевой.

   Дети старшего возраста (5-6 лет)  с удовольствием выполняют упражнения на эмоции.

Одним из примеров приведу текст (речитатив):

Удивляется медведь – перестали птицы петь.

Только дятел без умолку, целый день стучит на елке.

Запахнулись звери в шубы – в норах им тепло и любо.

Только бродит лишь медведь – где бы лапы обогреть?

Дети старшего возраста проявляют большой интерес к упражнениям, используемым на наших занятиях для развития певческого голоса и музыкального слуха, таким как: «Ой, кулики, жаворонушки» в обр. М. Иорданского (в объеме терции), «Ай, на той горе калина стоит» в обр.

А. Лядова, «Гори, гори, жарко» в обр. Л. Абелян, «Не летай, соловей» в обр. А. Егорова (в объеме кварты). Используем упражнения в объеме квинты: «А я по лугу» обр. Л. Абелян, «Сеяли девушки яровой хмель», а также в объеме сексты: «Коровушка», «Заинька, попляши» и др.

Хорошими примерами для развития песенного творчества являются песни, которые использую часто на занятиях, такие как: «Зайка, зайка, где бывал? М. Скребков, «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингер, «Гуси» и «Мишка» Т. Бырченко и т.п.

Для развития певческого голоса и музыкального слуха у детей на седьмом году жизни в своей работе использую упражнения на интервалы в объеме кварты, квинты, сексты, септимы и октавы такие как: «Зайчик» в обр. В. Попова, «Как пошли наши подружки» в обр. М. Иорданского, «А мы просо сеяли» М. Балакирева, «Вставала я ранешенько», «Скворцы прилетели», «Во поле береза стояла», «На горе-то малина» обр. А. Новикова, «Пойду ль я выйду ль я да..» «Горошина» В. Королева, «Бубенчики» Е. Тиличеевой и многие другие.

Для развития песенного творчества, на своих занятиях применяю такие песни как: «Поезд» и «Снежок» Т. Бырченко, «Колыбельная» М. Красева, «Осенью» и «Весной» Г. Зингер, «Марш», «Веселая песенка», «Грустная песенка» В. Агафонникова, «Плясовая» Т. Ломовой и многие другие.

На протяжении нескольких лет я использую в своей практике песни, текст и музыку которых сочиняю сама, учитывая  удобную для детей тесситуру, возможности детского диапазона по возрастам. Дети эмоционально высказываются по содержанию текста и характеру музыки и с удовольствием исполняют мои песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Рекомендации педагогам работающим с детьми младшего дошкольного возраста...

Игры в адаптационный период в младшем дошкольном возрасте.

рекомендации для поведения игр в адаптационный период....

Консультация для воспитателей "Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста"

"Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"

Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"...

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении.

Огромный вклад вносят в облегчение периода адаптации музыкальная деятельность, и в частности, музыкально-игровая форма деятельности, входящая в непосредственно-образовательную музыкальную область....

Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста «Игра-помощник» (2-3 года).

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....

Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста

Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста.Содержание1.Особенности адаптации в младшем дошкольном возрасте.2.Картотека игр....