Игра как условие развития образовательной среды в системе дополнительного образования
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. Необходимым условием эффективного решения проблемы современного качественного дополнительного образования, является реализация комплексных мер. Один из важных  аспектов - это создание развивающей среды в учреждениях  дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как условие развития образовательной среды в системе дополнительного образования

В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. Необходимым условием эффективного решения проблемы современного качественного дополнительного образования, является реализация комплексных мер. Один из важных  аспектов - это создание развивающей среды в учреждениях  дополнительного образования.

Центр детского творчества (далее ЦДТ) Ленинского района г. Саратова ориентируется на гуманистические идеалы и ценности, обеспечивает условия для формирования развивающей среды учащихся, для удовлетворения творческих и образовательных потребностей растущей личности через создание развивающего образовательного пространства.

В ЦДТ создана прекрасная развивающая среда для различных видов детской деятельности. И главным условием организации образовательного процесса является педагогическая поддержка различных видов детской деятельности.

В объединении «Знайка», созданном в ЦДТ, занимаются дети шестилетнего возраста. Отличительной чертой шестилетнего ребёнка является активная познавательная деятельность. На протяжении 15 лет на занятиях в объединении используются разные игровые формы, методы и приёмы для выработки у детей интеллектуальных способностей. Обучение должно быть интересным, радостным, но в то же время обеспечивающим глубокие знания. Вот почему особенностью организации занятия является его насыщенность разными видами деятельности. Это отражает и образовательная  авторская программа «Подготовка к школе детей шестилетнего возраста», на основе которой строится работа объединения «Знайка».

Большое влияние на развитие познавательной деятельности детей  оказывает дидактическая игра. Игра – универсальный способ воспитания и обучения ребёнка. Играя, ребёнок познаёт мир и взаимоотношения между людьми, реализует творческие способности и интересы, у него  развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ, умозаключение, игра развивает чувства детей, укрепляет их волю. Поэтому на каждом занятии систематически применяются по 3-4 дидактические игры для лучшего освоения учебного материала.

Дидактические игры могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать навыки контроля и самоконтроля (например «Математическое домино»). Другие дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

Вот некоторые из игр, которые адаптированы в условиях учреждения дополнительного образования детей и апробированы на занятиях объединения «Знайка»:

«Незадачливый математик»

на доске записываются примеры с пропущенными знаками и цифрами:

2+6= *                          1 * 8=9                     8+1= *

* -2=8                          7- * = 5                      9 * 3=6

чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками (2, 8, 10, 9, +, - ) и фигурка медвежонка. Ситуация: медвежонок решил примеры, и ответы записал на кленовых листьях.  Подул ветер – и листочки разлетелись.  Очень расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть листочки на свои места.  Дети по вызову учителя выходят к доске, ищут листики с ответами и заполняют ими пропуски.

Вкус и запах.

Задание 1. Представьте лимон.

- Каков он на вкус?

- Как пахнет лимон? Расскажите об этом.

- Представьте, что вы держите лимон в руке, что вы чувствуете?

И то же самое с апельсином.

- нарисуй лимон.

- чем отличается лимон и апельсин, чем похожи?

Наглядность у шестилеток – это как бы образное решение и оформление игры. Например: по теме «Знакомство с понятиями: впереди, позади, между, за»  используется такой приём:

  • Заранее прячутся картинки с изображением героев сказки «Репка»  в тетрадки к некоторым ученикам и начинается занятие с объяснения того, что сегодня ребята сами будут показывать мне сказку.  Учащиеся выходят к доске, находят место своему герою, доказывают, что он должен стоять именно здесь.

Игровым материалом на занятии могут являться весёлые логические задачки – шутки:

  1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
  2. Если курица стоит на одной ноге, то весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг)
  3. В море плавало 9 пароходов.  2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (девять)
  4. У животного 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы спереди и 2 лапы сзади. Сколько лап у животного? (четыре)
  5. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки.  Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?

Хорошим наглядным пособием являются КУБИКИ . Это большие демонстрационные кубики (10×10).  Уголки на их гранях, подобные уголкам фотоальбома, позволяют сделать материал, помещённый на кубе, съёмным, подвижным. Таких кубов всего шесть.

Очень интересны для детей сюжетные игры. Они не требуют какой-то особой подготовки. Сюжетные игры можно проводить в течение всего занятия. Тематика игр может быть разнообразной:

  • «Путешествие в город Угадайск».
  • «В мире сказок».
  • «Красный, жёлтый, зелёный».
  • «Космическое путешествие» и др.

При игровой организации обучения, соответствующей возрастным особенностям шестилетних детей, можно добиться очень высокой эффективности обучения.

Компьютерные игры  помогают детям общаться между собой, а также отвлечься от реальных проблем. Кто-то уходит от проблем, просто погружаясь в мечты, а кто-то садится к экрану компьютера — это ведь гораздо проще. Хорошо, если любимое развлечение ребёнка - «бродилки», исторические игры, стратегии. Хуже если он выбирает игрушки по принципу «пострелять и поубивать»?

Сегодня самые покупаемые игры — именно «стрелялки». Они особенно привлекательны для детей по двум причинам. Во-первых, помогают «спустить пар», сбросить лишнюю агрессию. А во-вторых, в этих играх ребёнок идентифицирует себя с героем игры «Герой — это я!».  Существуют много классификаций компьютерных игр, но нельзя категорически заявлять, что одни игры плохи в плане воспитания, а другие хороши. Здесь не всё так просто, многое зависит от конкретной игры. Даже среди 3D-Action, традиционно считающихся кровавыми и жестокими, встречаются такие, которые учат добру, товариществу и взаимовыручке. Самое главное – отношение к игре ребёнка, а для того, чтобы нам с вами не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь т. н. информационную культуру и прививать её нашим детям.

Другой ценный аспект компьютерных программ – это приобщение детей 6 лет к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.

Предлагаю несколько  основных правил при работе ребёнка за компьютером:

  • При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.
  • Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70см).
  • Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором.
  • Соблюдать правильную рабочую позу.
  • Не работать на компьютере в темноте.
  • Следить за содержательной стороной игр и программ.
  • После занятий  умыться прохладной водой.

Рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника:

  • Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
  • Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
  • Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
  • Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
  • Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

Подводя итоги, хочу сказать, что естественная среда развития ребёнка – игра. Детей не нужно учить или заставлять играть. Они играют спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей.

Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.

P.S.  А вот какие замечательные стихи для дошкольников можно найти на просторах Интернета:

Лучик золотистый – солнечный ребёнок,

Ласковый, игривый маленький котёнок,

Жалюзи погладит мягонькою лапкой,

Прыгнет на компьютер, пролистает папки.

По столу пробежку совершит игриво

И вернётся к маме, тёплой и красивой,

Озорно помашет лапкой на прощание…

А компьютер скажет: - Лучик, до свидания!

( Н. Скоморохова)

***

Я знаю, в компьютере каждом живёт

Живой, настоящий компьютерный кот.

Мурлычет, фырчит и когтями скребёт,

Мы это отчётливо слышим.

Не знает покоя компьютерный кот,

Пытаясь добраться все дни напролёт

До вкусной компьютерной мыши.

(Л. Уланова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"

Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...

Реализация индивидуальных образовательных возможностей дошкольников в условиях организации системы дополнительного образования

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительног...

Городской 14 фестиваль детского творчества «Солнечный лучик» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, посвященного году театра («Волшебный мир театра»).

Четырнадцатый раз на сцене  ДДТ город  Донской проходит детский фестиваль  «Солнечный лучик». В этот раз все увидели  инсценировку, музыкальной сказки  «Дюйм...

Игра в системе дополнительного образования в детском саду.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Т...

Презентация работы Управление системой дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

Эта работа предназначена для узких специалистов ДОУ, занимающихся кружковой работой или платными образовательными услугами, работа носит исследовательский характер, также поможет магистрантам и студен...

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования

Особенности организации дополнительных образовательных услугв системе дошкольного образования...