Реализация индивидуальных образовательных возможностей дошкольников в условиях организации системы дополнительного образования
статья на тему

Радянская Светлана Вячеславовна

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом.

Предоставление дополнительных платных образовательных услуг и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в кружках, организуемых в дошкольном учреждении.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетической, познавательной, интеллектуально-развивающей, коммуникативно-речевой, экологической, физкультурно-оздоровительной, различной коррекционной направленности и др.

Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН, в соответствии с допустимым объемом недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения. В учреждении накоплен определенный положительный опыт его организации. Дополнительные платные образовательные услуги по праву рассматриваются как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, творческий подход к реализации воспитателями и специалистами.

Образовательный процесс на занятиях по дополнительному образованию, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребёнка; получать обучающимися социально значимый опыт деятельности и взаимодействия; обогащает их духовный мир; формирует эстетические отношения к окружающему миру, коммуникативные навыки; развивает природные данные детей.

Содержание и методика работы в кружках, оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, воспитывает социальную ответственность, коллективизм и патриотизм.

Спектр дополнительных услуг в нашем дошкольном учреждении разнообразен и ведется по нескольким направлениям:

- физкультурно-оздоровительное,

- познавательно-речевое,  

- художественно-эстетическое,

- социально-личностное;

- экологическое;

- здоровьесбережение.

Дополнительное образование

1.

Познавательный (экологический ) «Капелька»

2.

Социально-коммуникативный  «Азбука безопасности»

3.

Познавательно – речевой  «От слова к звуку»

4.

Художественно – эстетический «Наши руки не знают скуки»

5.

Художественно – эстетический «Чудесный завиток»

6.

Физическое развитие «Мой весёлый звонкий мяч»

7.

Познавательный  «Юные друзья природы»

8.

Познавательно – речевой   «Обучение грамоте»

9.

Познавательный «Экологическая тропинка»

Платные дополнительные образовательные услуги

В 2014-2015 учебном году, для детей, посещающих детский сад, с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, по заявлению их родителей (законных представителей), на договорной основе были организованы платные дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

ул. Спортивная, д. 32

1.

Кружок «Волшебный мир красок» (нетрадиционные техники рисования) (с детьми от 4 до 5 лет)

2.

Театральный кружок «Золотой ключик» (с детьми от 5 до 6 лет)

3.

Кружок «Занимательная математика» (с детьми от 5 до 6 лет)

4.

Кружок «Музыкальная мозаика» (с детьми от 5 до 6 лет)

5.

Кружок «Тестопластика» (с детьми от 5 до 6 лет)

6.

Кружок «АБВГДейка» (с детьми от 5 до 6 лет)

7.

Кружок «Речевичок» (с детьми от 4 до 5 лет)

8.

Кружок «Волшебные пальчики» (с детьми от 4 до 5 лет)

9.

Кружок «Волшебные пальчики» (пластилинография) (с детьми от 3 до 4 лет)

ул. Лермонтовская, д. 36

10.

Кружок «Занимательная математика» (с детьми 5 – 6 лет)

11.

Кружок «Волшебные пальчики» (с детьми 5 – 6 лет)

12.

Кружок «Речевичок» (с детьми от 3 до 4 лет)

Для создания необходимых максимально комфортных для развития личности и непрерывного обновления содержания дополнительного образования, достижения современного его качества предусматривается:

  • обеспечение комплексного подхода к программам дополнительного образования с учетом его специфики – многообразия направлений, видов деятельности;
  •  отбор методических пособий, отвечающих современным требованиям, ожидаемым результатам и специфике дошкольного образования;
  • создание условий для личностного развития ребенка через систему дополнительного образования, формирования таких ключевых для сегодняшнего общества качеств, как креативность, способность к поиску знаний;

Учитывая приоритетное направление дошкольного учреждения, а именно социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, и положения Образовательной программы, педагогический коллектив поставил перед собой:

цель: раскрытие и развитие индивидуальных способностей дошкольников в различных видах детской деятельности, мотивация детей к познанию себя и своих возможностей, творчеству через кружковые занятия;

задачи:

  • развивать творческие способности и познавательную активность детей дошкольного возраста;
  • обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности;
  • создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители;
  • способствовать развитию конструктивного взаимодействия с семьей для обеспечения всестороннего развития ребёнка-дошкольника.

Кружковая работа с дошкольниками построена на основе следующих принципов:

  • интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
  • целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
  • постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий, решение проблемных ситуаций);
  • эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;
  • взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

Направление кружковой работы определяется увлечённостью педагога каким-либо разделом образовательного процесса, спецификой детского коллектива, желанием родителей.

Основными формами обучения и развития детей на занятиях кружка являются:

  • занятия-инсценировки;
  • занятия-путешествия;
  • занятия-игры;
  • познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;
  • соревновательные: соревнования, упражнения, игры-эстафеты;
  • контрольно-диагностические: беседы, викторины;
  • продуктивная деятельность;
  • исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты.

При введении кружковой работы в образовательный процесс учреждения была тщательно продумана учебная нагрузка на ребёнка в течение дня с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для включения занятий кружков в существующий распорядок дня детского сада составлено единое по всему учреждению расписание.

СанПиН предусмотрено, что занятия по дополнительному образованию (кружки, студии, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.

Программы кружковой работы в ДОУ составлены для детей старшего дошкольного возраста.

Курс занятий рассчитан от 6 до 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся 1 раз в неделю во 2 половине дня, время проведения  в соответствии с возрастом. Количество детей в кружке –9-12 человек. Дети, посещающие кружки, имеют время для игр и прогулок. Такая организация кружковой работы в детском саду не приводит к нарушению режима и подмене обязательных занятий кружками.

Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Похвала в присутствии других детей приносит каждому ребёнку уверенность в своих силах и действиях, раскрепощённость.  Индивидуальный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала.

Каждый из руководителей кружков проводит консультации, презентации, открытые занятия. В течение года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки, вызывающие огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми. Родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка.

Литература

  1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007.
  2. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под. ред. Е.Б.Евладовой, А.В.Зоютаревой, С.А.Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006.
  4. Шинкарева Л.В. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации [Текст] / Л. В. Шинкарева, А. А. Воробьева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как условие развития образовательной среды в системе дополнительного образования

В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. Необходимым условием эффективного решения про...

Проект по организации системы дополнительного образования дошкольников

Представлен проект по организации методического сопровождения деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников....

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие   под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...

Реализация модели сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации и дополнительного образования. Особенности сотрудничества

Для функционирования дошкольной образовательной организации в режиме открытого образовательного пространства, воспитания и развития детей, развития кадрового потенциала, формирования положительного им...

возможности программы "Умный баскетбол" в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста

Предшкольная подготовка в условиях дополнительного образования – одно из востребованных направлений в условиях модернизации российского образования. Это выражается в создании большого количества...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута как условие обеспечения качества дошкольного образования

Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся ( в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов) является одной из специальных технологий дошкольного образования. Она предполагает про...