возможности программы "Умный баскетбол" в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста
статья по физкультуре (подготовительная группа)

Галина Сергеевна Каратеева

Предшкольная подготовка в условиях дополнительного образования – одно из востребованных направлений в условиях модернизации российского образования. Это выражается в создании большого количества разнообразных дополнительных программ по физической культуре, в том числе и с использованием здоровьесберегающих и адаптированных технологий спортивной подготовки.

В последние годы в нашей стране уделяется пристальное внимание здоровому стилю жизни, активному вовлечению населения  в  занятия физическими упражнениями и спортом. Современные ученые говорят об огромных возможностях адаптированных технологий спортивной подготовки в массовом физическом воспитании всего населения, в том числе и детей.

В баскетболе используются разные виды бега, прыжков, метаний, т.е. основных движений, освоение которых проходит в дошкольном возрасте.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предшкольная подготовка в условиях дополнительного образования – одно из востребованных направлений в условиях модернизации российского образования. Это выражается в создании большого количества разнообразных дополнительных программ по физической культуре, в том числе и с использованием здоровьесберегающих и адаптированных технологий спортивной подготовки.

В последние годы в нашей стране уделяется пристальное внимание здоровому стилю жизни, активному вовлечению населения  в  занятия физическими упражнениями и спортом.  

Наш президент  отметил, что развитие спорта и привитие вкуса к нему внесет большой вклад в воспитание сильной молодежи.

Современные ученые говорят об огромных возможностях адаптированных технологий спортивной подготовки в массовом физическом воспитании всего населения, в том числе и детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает важность игры для всестороннего развития ребенка. В образовательной области «Физическое развитие» говорится о необходимости освоении ребенком подвижных игр с правилами, и ознакомление детей с некоторыми видами спорта. Объединяя эти две позиции можно констатировать, что актуальным становится освоения детьми спортивных игр.

Спортивные игры одно из самых эффективных средств формирования всесторонне развитого человека, его физической, интеллектуальной нравственной культуры, писал профессор, доктор педагогических наук  В.М. Выдрин

Авторы современных программ дополнительного дошкольного образования в качестве спортивных игр, элементы техники которых предлагается осваивать детям, выделили: городки, бадминтон, хоккей, футбол и баскетбол.

Анализируя движения, используемые в перечисленных играх, следует выделить игру Баскетбол, в которой в большей степени задействованы все группы мышц. Движения руками при бросках, передачах мяча  симметрично, что особо важно для гармоничного развития ребенка.

В настоящее время по данным медицинских исследований практически нет детей здоровых. В настоящее время психологи отмечают увеличение числа детей с нарушением психической сферы. Известно, что эмоциональное состояние человека тесно связано с его здоровьем.

По мнению современных ученых врачей И.Д. Ловейко, М.И. Фонарева все упражнения с мячом способствуют улучшению и нормализации эмоционального состояния ребенка. В баскетболе используются разные виды бега, прыжков, метаний, т.е. основных движений, освоение которых проходит в дошкольном возрасте.

Баскетбол – игра  динамичная, требующая постоянных передвижений по площадке, позволяющая развивать не только ловкость, точность и глазомер, но и выносливость. Ю.Ф Змановский отметил, что для эффективной профилактики массовых респираторных заболеваний необходимо совершенствовать общую выносливость.

Освоение игры баскетбол с дошкольного возраста может стать  основой здорового стиля жизни в будущем.

Изучение  немногочисленных разработок на тему «Баскетбол для дошкольников», включая известные книги Э.Й. Адашкевичене (1983, 1992),  показал, что содержание материалов направлено только на освоение двигательных действий и не затрагивают других сторон развития ребенка.

 На основе литературы, посвященной игре «Баскетбол», включая издания, ориентированные для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, с учетом положений ФГОС ДО, была разработана программа дополнительного образования «Умный баскетбол» для детей старшего возраста, содержание  которой  позволяет решать не только задачи образовательной области «Физическое развитие», но и  задачи, представленные в Стандарте в других направлениях развития ребенка – «Познавательном»,  «Социально-коммуникативном», «Художественно-эстетическом», «Речевом» т.е организовывать взаимодействие  с детьми  на основе принципа интеграции. 

При реализации программы используются современные образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие (специальная пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика);
  • ИКТ-технологии (фото-видео-презентации о спортивных играх, баскетболе, песенный материал);
  • Личностно-ориентированные (учет индивидуальных особенностей детей; выбор детьми игровых заданий, партнеров по игре);
  • Игровые (индивидуальные, парные, подгрупповые)
  • Кейс-технологии (обсуждение конкретных игровых ситуаций, связанных с  конкретными игровыми действиями спортсменов, самих детей в процессе игр на основе фото-видео фиксации)

Работа по программе «Умный баскетбол»  ведется по трем направлениям: 

  • овладение техническими приемами в игровых упражнениях: действия игрока без мяча; действия игрока с мячом;
  • подвижные игры с мячом и игра в мини-баскетбол.
  • информационно-познавательный проект «Юные баскетболисты»

В ходе которого знакомство детей с   баскетболом, начинается с изучения интересных исторических и спортивных фактов.

Освоение базовых элементов техники спортивных игр происходит через игровые упражнения и  подвижные игры. Особое внимание уделяется отработке правильного выполнения технических элементов действий  игрока.

При обучении игре мини - баскетбол совершенствуется  не только технические навыки, но и все виды основных движений, дети упражняются в бросании и ловле мяча, метании в цель, в ходьбе, беге, прыжках. Обучение начинается с игры 1 на 1, затем пара на пару, а завершается обучение игрой 5 на 5.

Играя в команде, ребята проявляют самостоятельность,   умение взаимодействовать друг с другом, происходит становление целенаправленности и саморегуляции. Таким образом, формируются предпосылки успешного обучения в школе.

Информационно-познавательный проект «Юные баскетболисты Санкт-Петербурга!» реализуется в совместной деятельности с детьми в вечернее время. В ходе проекта используются различные формы организации детей (фронтальная, подгрупповая, деятельность парами

 Реализация проекта предусматривает включение детей в разные виды деятельности и охватывает все пять образовательных областей.

Программа «Умный баскетбол» обеспечивает преемственность дошкольного и  школьного образования по физической культуре, так как в программе  образовательной школы предусмотрено  обучение детей спортивным играм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

Фитнес- технологии в системе здоровьесберегающего образования детей дошкольного возраста МАСТЕР - КЛАСС

« Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с использованием мячей – фитболов»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Система оценки освоения детьми программы дополнительного образования детей дошкольного возраста «Юный краевед»

Юный краевед - это ребёнок, который обращает внимание на красоту того места, в котором он живёт — это красота природы, зданий, скульптура.  Способен к проявлению соответствующей их возможно...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...