Дополнительное образование детей дошкольного возраста как необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации
статья

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительное образование детей дошкольного возраста как необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации

«Пока мы осваиваем профессии юристов, экономистов, слесарей и поваров Илон Маск грезит о полете на марс, 3D-принтеры начинают печатать человеческие органы, а Великобритания инвестирует миллионы фунтов стерлингов в подготовку ассистентов и помощников для роботов. Будьте готовы к тому, что в ближайшее время машины займут до 75% рабочих мест. Возможно, в России бум робототехники случится чуть позже, но он обязательно произойдет. Давайте поговорим про профессии будущего – новые и перспективные. Потому что задуматься о них стоит уже сейчас.

А вы знаете, какие профессии будут востребованы?

Экспертами «Сколково» был представлен список профессий в виде атласа специальностей, которые будут востребованы в будущем.

Специалисты ведущих мировых компаний решили узнать, каким будет рынок труда через 10 лет.

По мнению специалистов, в число которых вошли ведущие ученые, аналитики и технологи, одними из самых популярных сфер среди выпускников будущего станут космос и виртуальная реальность.

Авторы исследования также полагают, что 65% тех, кто сейчас учится в школе или в вузе, займут должности, которых сейчас еще не существует. В связи с этим опрошенные компанией эксперты высказались за то, чтобы молодые люди получали целый ряд новых знаний и навыков, стараясь отойти от традиционной модели образования, предполагающей узкую специализацию.

«Все большую важность приобретает наличие навыков сразу из нескольких областей»

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. 

 Современный мир становится более сложным, динамичным. И ни для кого не секрет, что не все дети успевают к нему приспособиться.          Однажды Л. Н. Толстой заметил: «Расстояние между мною семидесятилетним стариком и пятилетним ребенком – это один шаг, а расстояние между новорожденным и пятилетним ребенком – это целая большая жизнь». Великий мыслитель понимал значимость особой восприимчивости маленьких детей к воздействию окружающей среды. И действительно, потенциальные возможности развития ребенка огромны. Следовательно, огромная ответственность педагогов, воспитателей за создание условий для раннего выявления и развития задатков, способностей и таланта детей, которые заложены в каждом ребенке.

      Хочется заметить, что какими бы замечательными не были программы нового поколения, образовательное учреждение ныне в силу изменившейся образовательной ситуации не может в полной мере удовлетворить возросшие запросы государства и непосредственных социальных заказчиков – родителей.      Поэтому одним из актуальных вопросов образовательных учреждений является создание такой среды, которая обеспечила бы возможность развития и проявления творческой активности детей, позволив им наиболее полно реализовать собственные возможности. Дополнительное образование и становится такой образовательной средой, потому что оно расширяет возможности детей в получении знаний, умений и навыков, которые позволят успешно адаптироваться в социальной среде, развить и реализовать творческий потенциал.

     Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Оно многообразно, разнонаправлено. Ценность его в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

    Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др.

      В связи с этим главной задачей дошкольного образования становится формирование у детей универсальных умений и способностей – ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Этим компетенциям придается особое значение не только в Российском образовании, но и в странах Европейского сообщества. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.

      Важным представляется положение о том, что ключевые компетенции – это личные цели ребенка, личные смыслы его образования.

    Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования и конкретизируются на уровне образовательных областей для каждой ступени образования.

      Так, перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте будет, определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования, структурного представления социального и субъективного опыта личности, а также основных видов деятельности ребенка, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать жизненно важные навыки в практической деятельности.

      В итоге у ребенка развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до социальных.

           Несомненно, дополнительное образование в дошкольном возрасте решает целый ряд задач, направленных на многостороннее развитие всей жизнедеятельности учреждения:

-  выравнивает начальные возможности развития личности ребенка,

- способствует выбору индивидуального образовательного пути,

- содействует самореализации личности ребенка и педагога и - создает дополнительную возможность развития детской одарённости ребенка

       Таким образом, период дошкольного детства является начальным этапом организации единого образовательного пространства для раннего профессионального самоопределения ребенка.

      Например, чемпионат «KidSkills». Так как участие в чемпионате начинается с 6 лет, у каждого ребенка есть шанс к 5-му классу попробовать свои силы в различных компетенциях, а затем стать осознанным участником чемпионата WorldSkills и продолжить профессионально самоопределяться и совершенствовать свои способности.

    Дополнительное образование в дошкольных группах нашей школы на сегодняшний день представлено по 5 различным направлениям и предлагает 48 различных объединений, как на бюджетной, так и внебюджетной основе.

    На бюджетной основе объединения открыты по двум направлениям: художественному и естественно-научному, для детей 5-7 лет.

     Объединения на внебюджетной основе представлены более широко, практически по всем направлениям и охватывают более широкий круг детей по возрасту.

Охват детей дополнительным образованием по возрасту представлен следующим образом:

Для детей 5-7 лет предлагается 38 объединений.  Детям от 3 до 5 лет предложено 25 объединений. И всего 7 объединений для детей до 3 лет.

Наиболее востребованное направление - художественное: декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство, театральное творчество, хореографическое искусство, хоровое пение.

   Значительно меньше объединений социально-педагогической и физкультурно-спортивной направленности: воспитание и развитие дошкольников, лингвистика;  спортивная подготовка.

   Незначительно представлены естественнонаучная и техническая направленность: проектно-исследовательская деятельность, опытничество, лего-конструирование и моделирование. Однако, не смотря на то, что открыты эти направления только в этом году, они вызывают большой интерес со стороны детей, родителей и педагогов.

  Туристско-краеведческая направленность в дошкольном отделении не представлена.

Около 34% детей-инвалидов и детей с ОВЗ обучаются в  системе дополнительного образования, по общим программам.

   Дошкольники, обучающиеся в системе дополнительного образования, под руководством педагогов ежегодно активно и успешно участвуют в значимых проектах и конкурсах, раскрывая свои способности, таланты и главное потенциал.

    Однако, в тех направлениях, которые плохо развиты в дошкольном отделении нашей школы, дети и педагоги имеют затруднения.

    По некоторым направлениям отмечается снижение контингента детей. Интерес родителей к некоторым направлениям падает. Повышение оплаты объединений на внебюджетной основе так же спровоцировало небольшой спад в развитии дополнительного образования на дошкольном уровне.

С чем это связано? Что мешает развитию?


- Однообразный перечень дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного возраста;

- Недостаточное материально-техническое обеспечение объединений дополнительного образования детей. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.

- Недостаточность изученности социального заказа на дополнительное  образование учащихся.

- Конкурентоспособность принятых форм дополнительного образования детей активно снижается по причине развития инновационных игровых возможностей досуга. В настоящее время детям доступны широкие возможности в выборе развлечений, а также других форм интересного времяпрепровождения, которые не требуют серьёзных усилий.

- Низкая интеграция в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Условиями эффективности реализации программ дополнительного образования на дошкольном уровне  являются:

- создание инновационной развивающей предметно-пространственной среды для социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольника, популяризирующей новейшие направления развития научно-технической, исследовательской и проектно-конструкторской деятельности IТ, роботехника, нанотехнологии, биотехнологии, аэротехнологии, автотехнологии, лазерные технологии дадут возможность детям старшего дошкольного возраста прикоснуться к новейшим достижениям и передовым технологиям в области электроники, мехатроники, нано- и био-технологий, программирования, увидят возможности настройки беспроводного аппаратного обеспечения, установки беспроводной связи между мобильным роботом и компьютером, получат элементарные навыки управления беспилотными аппаратами, познакомятся с полным циклом производства от проектирования 3D-модели до действующего прототипа. Все это, в конечном счете, будет способствовать формированию познавательного интереса к инженерным профессиям, мотивации к дальнейшему освоению сложных высокотехнологичных профессиональных действий, для которых необходим высокий уровень развития творческого инженерного мышления.

– предоставление широкого спектра услуг дополнительного образования, максимально удовлетворяющего запросам родителей и детей;
– повышение доступности дополнительного образования для всех категорий детей, развитие новых форм образовательной деятельности, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;

– оснащение современным оборудованием существующих объединений, что позволит модернизировать их, сделать более привлекательными для обучающихся;

Это подтверждают и стратегические ориентиры действий в интересах детей, сформулированные Д. А. Медведевым: «Важно, чтобы у всех детей независимо от того, где они живут и насколько материально обеспечены их родители, была возможность развивать способности …именно объединения дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способны не только раскрыть личностный потенциал ребенка, но и подготовить к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать идеи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

Программа по реализации дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию математических способностей "Кубик-рубик" для детей 3 -7 лет.

Программа по дополнительной образовательной деятельности по развитию математических способностей дошкольников....

Выступление на педагогическом совете №3 «Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста» На тему: «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...

Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического воспитания на основе ознакомления детей с историческим, культурным и природным наследием своего района, города Новосибирска, Новосибирской области в соответствии с

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, сред...