Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического воспитания на основе ознакомления детей с историческим, культурным и природным наследием своего района, города Новосибирска, Новосибирской области в соответствии с
презентация

Ковалева Наталья Петровна

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них:

«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

учет этнокультурной ситуации развития детей». 

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка.

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны: «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм…»

Чувство любви к Родине - это патриотизм. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Формирование начал патриотизма невозможно без формирования уважения к культуре других народов, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку независимо от национальности и цвета кожи. Безусловно, все эти нравственные качества должны закладываться в семье и под влиянием педагогов. Все начитается с семьи. Без любви к семье, Родине ребенок не сможет стать достойным членом общества.

Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине?

Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить.

Но возникает вопрос: можно ли определить размер тех благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить свою Родину?

 Все люди разные: кто-то довольствуется малым, а кому – то, сколько не дай - все мало. Если мы не научим ребенка любить Родину, кому тогда она будет нужна? Кто будет радоваться ее победам, и болеть ее горестям?

Патриотизм включает в себя:

- формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность);

- приобщение к истокам национальной культуры;

- формирование нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

-         чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

-         уважительное отношение к языку своего народа;

-         заботу об интересах Родины;

-         гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

-         уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

-         стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение», можно выделить несколько направлений:

1)      отношение к природе родного края, родной страны;

2)      отношение к людям, которые живут в родной стране;

3)      отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;

4)      отношение к государственному устройству.

Каждое из этих направлений может стать содержанием образовательно-воспитательной деятельности с детьми, и каждое внесет свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей развития детей.

Невозможно говорить о воспитании, любви  к Родине  без   получения детям определенных знаний о ней.

Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического воспитания на основе ознакомления детей с историческим, культурным и природным наследием своего района, города Новосибирска, Новосибирской области в соответствии с требованиями ФГОС ДО Старший воспитатель групп ДО МКОУ Коченёвской СОШ №2 Н.П. Ковалева

Слайд 2

П 1.4. ФГОС ДО Основные принципы дошкольного образования: 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 9) учет этнокультурной ситуации развития детей

Слайд 3

«Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм…» В.В. Путин

Слайд 4

Патриотизм включает в себя

Слайд 6

Патриотизм – «отношение»

Слайд 7

Программа «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) Патриотическое воспитание в ДОУ направлено на формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной , семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств (выдержка из программы: Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание)

Слайд 10

Система мер по формированию патриотического мировоззрения граждан стимулирование и поддержка творческой активности деятелей искусства и литературы по созданию произведений патриотической направленности проведение всероссийских конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций, посвященных славным историческим событиям и знаменательным датам России

Слайд 11

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог : «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) «Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) «Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Как постелешь, так и поспишь» - (гагаузская). «На море много черного, но не все это тюлени» (финская). «Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская).

Слайд 13

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в центре нравственно-патриотического воспитания.

Учитывая приоритетное направление нашего детского сада (военно-патриотическое воспитание), большое внимание уделяю созданию центра патриотического воспитания «Моя Родина – мой дом», «Под надёжной защи...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Психологические основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям

Взгляните на Челябинск с высоты,Чтоб захватило дух от красоты!Как вольно распростёрся город наш.И что за чудо он в рассветный час!В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни...

Родительский форум во II младшей группе «Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям».

Тема родительского форума «Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям».Цель: Оказать помощь родителям в овладен...

Родительское собрание «Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям».

Цель: Оказать помощь родителям в овладении основ нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям.Задачи:-объединение усилий детского са...

«Раннее инженерное и естественно-математическое образование детей дошкольного возраста на основе технологии игрового компьютерного 3D-моделирования в «LigroGame» в условиях ДОУ

Знакомство детей с друзьями Лигренка Цель игры: познакомить детей с игровыми персонажами-признаками и их вопросами, научить детей описывать предметы в значениях основных признаков ( часть, ф...