Главные вкладки

    Тренинг для педагогов "Искусство общения"
    материал по теме

    Палей Олеся Яковлевна

    Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контак­тами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зави­сит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trenning.docx28.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тренинг  для педагогов

     « Искусство общения».

    Подготовил педагог-психолог ГБДОУ детский сад №6 Выборгского района Палей Олеся Яковлевна.

    2013-2014 учебный год.

    Есть три ошибки в общении людей:

    первая — это желание говорить прежде, чем нужно;

     вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно;

    третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем.

     (Конфуций)

    Актуальность тренинга:

    Проведение семинаров, тренингов, посвященных теме «Общение», в настоящее время стало характерной особенностью внутренней политики многих организаций, в том числе и образовательных учреждений.

    В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения.

    Дается человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем научиться общению можно, только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. И именно поэтому при обучении педагогов конструктивному поведению при взаимодействии с родителями так важна отработка определенных навыков в конкретных ситуациях. В связи с этим одной из эффективных форм обучения может стать не лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику, используя уже имеющийся у него жизненный опыт, приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с окружающими.

    Содержание:

    1.Упражнение: « Давайте поздороваемся».

    2.Упражнение: «Что я вижу на картине?»

    3.Мини-лекция с использованием презентации.

    4. Упражнение: « У попа была собака».

    5.Мозговой штурм: «Что для Вас означает понятие «эффективное  речевое общение» и как оно реализуется в педагогическом процессе?»

    6. Советы по установлению контактов».

    7.Техника активного слушания.

    8.Игра: « Почетный караул».

    9.Ролевая игра « День рождения».

    10.Упражнение  «Клубочек».

    Цель тренинга:

    - обучение педагогов основам эффективного общения;

    - овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми.

    Задачи тренинга:

    • раскрепощение членов группы;
    • развивать умение находить подход к людям;
    • подчеркнуть важность интонаций в ходе коммуникации;
    • обучить эффективным способам общения.

    Ход тренинга:

    1.Упражнение: « Давайте поздороваемся».

    Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания, раскрепощение членов группы.

    Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается им на пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

    • 1 хлопок-здороваются как мужчины;
    • 2 хлопка - здороваются как близкие люди;
    • 3 хлопка-здороваемся как женщины.

    2.Упражнение: «Что я вижу на картине?»

    Цель: пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».

    Содержание: тренер показывает участникам репродукцию какой-либо картины, желательно пейзаж (или просит посмотреть за окно), и одной короткой фразой сказать о своем впечатлении о картине (или о том, что увидели за окном), ответив на вопрос: что вы видите (или слышите, или чувствуете), глядя на картину (или за окно)? Например: «Я чувствую дыхание приближающейся весны» («Я слышу дуновение ветра». «Я вижу высокие березы»). Фраза должна быть максимально короткой. Участники высказываются по кругу.

    После этого тренер говорит о том, что у каждого участника было свое первое впечатление и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто-то начал со слов: «Я вижу», кто-то сказал: «Я слышу», а кто-то «Я чувствую».

    Обсуждения: обычно слушатели, обобщая полученную информацию, рассказывают о том, как они могут применить ее в ежедневной работе в школе и в детском саду при взаимодействии с детьми и подростками, как важно учитывать канал восприятия собеседника в общении с ним.

    Далее тренер переходит к мини-лекции «Визуал, аудиал, кинестетик».

    3.Мини-лекция с использованием презентации.

    «Роль общения в работе  педагога. Специфика работы педагога с «аудиалами», «визуалами», «кинестетиками».

    4. Упражнение: « У попа была собака».

    Цель: закрепить в памяти материал, полученный в ходе мини-лекции об особенностях восприятия «аудиала», «визуала», «кинестетика».

    Содержание: группа делится на три-четыре подгруппы: каждый участник получает раздаточный материал под названием «Активный словарь "визуала", "аудиала", "кинестетика", вариант которого приводится в приложении 3.

    Каждая подгруппа получает карточку с названием одной из ведущих систем восприятия: «визуал», «аудиал», «кинестетик». Если подгрупп четыре, то какая-либо карточка повторяется дважды. Затем тренер просит участников всех подгрупп пересказать своими словами докучную сказку «У попа была собака» от имени представителя той преобладающей системы, которая зафиксирована на карточке. Участники могут использовать «Активный словарь "визуала", " аудиала", "кинестетика"». Если большинство участников группы забыли содержание сказки, тренер может напомнить или раздать текст:

    «У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил, и в землю закопал, и надпись написал, что... у попа была собака...»

    На подготовку сказки уходит примерно от 5 до 20 минут, после этого представители каждой подгруппы по очереди читают свои «произведения», а остальные участники отгадывают, от имени кого написана сказка.

    Обсуждения: по кругу или в свободной форме участники сообщают о том, насколько трудно или легко им было выполнять данное упражнение, могут ли они сейчас назвать представителей различных модальных систем среди своих учеников, родителей учеников или коллег. Смогут ли они использовать полученные знания в своей работе.

    5.Мозговой штурм: «Что для Вас означает понятие «эффективное   общение» и как оно реализуется в педагогическом процессе?»

    Воспитатели по очереди высказывают свое мнение, что это такое. Психолог подводит итог и проговаривает, какие способы, и техники эффективного речевого общения может использовать педагог при решении проблемных ситуаций в работе с детьми (примеры ситуаций приводят воспитатели).

    5.Мини – лекция: «Эффективное  речевое общение».

    6. Советы по установлению контактов».

    ( подготовить буклеты).

    7.Техника активного слушания.

    Цель техники: эмоциональная поддержка в проблемных ситуациях, а также демонстрация педагогом понимания внутренней ситуации ребенка, родителя, готовность принять ее.

    Правила техники активного слушания.

    - контакт глазами с собеседником (при общении с ребенком важно, чтобы глаза взрослого и ребенка находились на одном уровне)

    - повтор услышанного от собеседника;

    - «отзеркаливание эмоций»;

    - «отзеркаливание позы» - копирование позы собеседника.

    8.Игра: « Почетный караул».

    Цель: сплочение группы, настрой на интенсивный темп работы в течение дня, создание непринужденной рабочей атмосферы.

    Содержание: для данной игры необходима большая легкая скатерть с ровными краями, надутые воздушные шарики по числу участников, длинная веревка и несколько небольших мячей (размером с теннисный мяч).

    Перед началом игры скатерть кладется на пол посередине аудитории, на нее помещаются все воздушные шарики. Участники встают вокруг скатерти вполоборота, так, чтобы правая рука была обращена к скатерти. По команде тренера участники поднимают скатерть с шариками с пола (каждый держит скатерть за край правой рукой, а левая рука свободна). Тренер предупреждает участников о том, что сейчас он будет давать группе различные задания, выполняя которые необходимо следить за тем, чтобы ни один шарик не упал на пол.

    В качестве разминки тренер просит участников по кругу в максимально быстром темпе передавать друг другу левой свободной рукой мячик.

    Затем упражнение усложняется. В левой руке участники держат длинную веревку, одну на всех, как показано на рисунке 3.

    Тренер пускает по кругу мяч, который передается друг другу левой рукой. Для этого момент передачи мяча каждый по очереди. Также можно выполнить задание без мячей. В этом случае тренер просит группу в максимально быстром темпе поменять положение рук: левой рукой держать скатерть, а правой рукой держать веревку. При этом должны выполняться два прежних условия: ни веревка, ни шары не должны падать на пол.

    Если участники устали держать скатерть, они могут положить ее, но так, чтобы шарики не упали на пол. Уровень сплоченности группы определяется количеством шариков, которые остались на скатерти после завершения упражнения.

    Обсуждение. Происходит в кругу. Тренер просит участников поделиться своими впечатлениями об этой игре. Какие факторы способствовали, а какие мешали выполнению задания? Что можно было бы сделать лучше?

    Каких результатов достигла группа? Какие жизненные ситуации напоминает модель данной игры?

    9.Ролевая игра « День рождения».

    Цель: развитие навыков группового взаимодействия, способствовать рефлексии, поднять эмоциональный настрой, придать участникам чувство уверенности в себе.

    (Подготовить задание на карточках).

    10.Упражнение  «Клубочек».

    Цель: подведение итогов, рефлексия.

    Содержание: тренер подводит итог дня. Затем он передает клубок  по кругу и просит каждого из участников высказаться о своих ощущениях. После этого участники благодарят друг друга за совместную работу и прощаются.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

    Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....

    ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

    Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....

    Психолого-педагогический тренинг: Развиваем талант общения!

    Цель тренинга: совершенствование  коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия, тренировка навыков  умения правильно ставить вопро...

    Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".

    Развитие коммуникативной компетенции педагога при общении с родителями...

    Тренинг: "Мир позитивного общения"

    Тенинг позволяет создать дружескую отмосферу между учащимися, снятие эмоционального напряжения....

    Семинар - тренинг "Взаимодействие и общение с родителями"

    Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определённый подход. задачами данного семинара - тренинга...