Деловая игра для педагогов ДОУ тема "Воспитать патриотов России"
методическая разработка по теме

Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно - патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

 города Новосибирска

 «Детский сад №381 комбинированного вида»

 Деловая  игра

для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Тема: «ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТОВ

РОССИИ…»

Подготовила

старший воспитатель:

Савельева Елена Геннадьевна.

Новосибирск 2014 г.

Деловая игра для педагогов

«Воспитать патриотов России…»

Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)

Ведущий читает стихотворение:

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

Начинается Родина с Пушкина,

Чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками,

Где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства,

С материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых,

Что учителю мы принесли.

Ведущий:

Приветствие:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады Вас приветствовать на деловой игре «Воспитать патриотов России…»

Слайд.

Воспитать патриотов России –
это значит…

Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;

Формировать начала гражданственности у подрастающего поколения;

Формировать интерес у детей к историческому и культурному наследию страны.

Воспитывать патриотов сегодня - это значит обеспечить будущее завтра.

Слайд. Цель и задачи деловой  игры.

Цель:

- создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры;

- сформировать представления о многообразии направлений  педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

- оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

Задачи:

- формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

Названия команд на столах.

«Родничок»    «Росинка»      «Незабудка»

Ведущий: 

    В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально.

    В Конституции РФ  и в проекте «Национальной доктрины образования  РФ» провозглашены ценностные установки - это права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, незыблемость демократической основы России, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей.

     Эти базовые установки служат для определения целей и задач при организации работы по патриотическому  воспитанию подрастающего поколения.

     Стратегия развития образования на период до 2025 года предусматривает государственный заказ на (цитата) «высоко нравственного патриота своей Родины».

     В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

      На современном этапе по-иному раскрывается смысл таких понятий, как «патриотизм», «гражданин», «патриот».

     Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.

     Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представлении детей об окружающем мире, обществе, и культуре.

(Обратить внимание присутствующих на слайд)

- Сейчас предлагаем перед началом деловой игры провести  разминку для команд-участниц:

Разминка для участников игры:

(на столах лежат конверты с  карточками и вариантами предполагаемых ответов)

Задание:

- Предлагаю участникам команд открыть свои конверты и достать карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по патриотическому воспитанию дошкольников.

-Зрителям так же предлагаем ознакомиться с содержанием карточек, с которыми работают наши команды-участницы.

Слайд с таблицей

МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Н А П Р А В Л Е Н И Я

Экологическое

Историко-краеведческое

Культурное

Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Ведущий:

 - А сейчас слушаем  ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по патриотическому воспитанию. (Ответы команд)

Слайд с направлениями

Ведущий:

- Спасибо нашим командам за правильные ответы. Действительно, работа по патриотическому воспитанию  многогранна, разнопланова, она ведётся по трём направлениям – это экологическое, историко-краеведческое и культурное  направления.

Ведущий:

А сейчас, приглашаем поиграть

И проблемы порешать

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с изучения своей страны…

- Предлагаем участникам нашей деловой  игры 1-е задание.

Задание:

- Каждой команде даны конверты, в которых находятся  по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц  расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.

Родина

Память

Ордена

Честь

Россия

- Гостям предлагаем небольшой экскурс в историю рождения Государственных Российских символов - герба, гимна, флага.

Слайды (герб, гимн, флаг)

ГЕРБ

     Герб России имеет свою многовековую историю рождения.

     На Руси двуглавый орел впервые появляется в XIII веке и становится гербом Черниговского княжества, а затем уже в XV веке в Московском и Тверском княжествах.  

   Герб России видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.

    Новый символ России, созданный в 1917 году, нельзя назвать гербом – это, скорее, государственная эмблема. Орел имел расправленные и направленные вниз крылья, был лишен всех атрибутов (корон, скипетра, державы и пр.), не имел цветового решения.

     Большевики в 1918 году утвердили Герб Советского Союза с изображением серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда. Так, на некоторое время «ушёл» двуглавый орёл из государственной символики.    

      Двуглавый орел вернулся на герб в Россию только в 1993 году. Указом Президента Б. Ельциным, он был выполнен по мотивам герба Российской империи.

ГИМН

В разные времена Руси (России) гимном являлись: церковные песнопения,  гимны «Молитва русских» и, «Боже, царя храни», французская «Марсельеза», «Интернационал»,  гимн «Союз нерушимый республик свободных»,  «Патриотическая песня».

ФЛАГ

    Флаг нашей страны имеет свою историю с глубокой древности.

     Восточные славяне и руссы под флагом подразумевали «стяг». «Стяг»  - «воинское знамя» – шест с укрепленным на нём пучком конских волос или клинком яркой ткани.

     С принятием христианства на флаге стали изображать русских святых. Их называли иконы-хоругви.

     20 января 1705 года день рождения Российского флага. Указом Петра I был утвержден бело-сине-красный флаг.

     Но, долгое время в России использовался и черно-желто-белый флаг для различных торжеств, которые вывешивался на фасадах зданий. Этот флаг использовался до коронации Николая II  1896 года.

     С 1918 года государственным флагом является красное знамя с надписью «РСФСР». РСФСР – расшифровывалось как Российская Социалистическая Федеративная Советская республика.

     В конце 1980-х годов во время «Августовского путча» в России стал использоваться вновь бело-синий-красный флаг.  

     11 декабря 1993 года Президент РФ Б. Ельцин подписал Указ «О государственном флаге», где использовались бело-сине-красный цвета.  

               

Значение цветов:

При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:

Белый  цвет символизирует мир, чистоту, свободу;

Синий – цвет веры, верности и правды;

Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.

Ведущий:

- Это был небольшой экскурс в историю рождения государственных символов: герба, гимна, флага.

- Команды готовы отвечать.

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с малой родины, с родного края, города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос… История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.

- Предлагаем словесную игру  «Так какой он, наш город Новосибирск?»

Задание:

- Придумайте слова-признаки (по 2 прилагательных)  о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии нашего города  «Новосибирск».

Н – необыкновенный, новый

О – отличный, оригинальный,

В-  выдающийся, высокий

О- образцовый, отзывчивый

С– славный, светлый, современный

И- интересный, исторический

Б- блистательный, бесценный

И- изобретательный, изумительный

Р– родной, развивающийся

С– спортивный, солнечный

К – красивый, коммуникабельный…

- Команды готовы отвечать…

( После ответов команд вывести слайд)

Слайд зрителям со словом «Новосибирск» и прилагательными

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с родной природы.

    Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.

    Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.

     Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.  

    Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Игра по экологии

Задание:

- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи два лишних элемента …» и загадки.

Исключения для команд-участниц:

Назовите две лишних  птицы, которые не водятся в Новосибирске и Новосибирской области: дрозд, синица, свиристель, казуар, озерная чайка, белая трясогузка, тукан. (Тукан – Бразилия, казуар – Австралия, родственник страуса.)

Назовите две лишние реки, которых нет в Новосибирске и Новосибирской области: Ахтуба, Бердь, Каракан, Иня, Ока. (Ахтуба левый приток Волги – Волгоградская область, Ока – Тульская область, приток Волги.)

Исключите два лекарственных растения, которые не растут в Новосибирске и Новосибирской области: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник. (Лимонник – Северный Китай,  Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток,  северо-восток  Китая, север Кореи.)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Лес)

Не сосна я и не ёлка.

Только осень на порог –

До единой все иголки

Скину с веток точно в срок.

 (Лиственница)

Ведущий:

- Пока наши команды готовятся, предлагаем вопросы–загадки :

Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Одинакова.)

Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? ( В полёте, т.к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)

Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)

У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)

Какие птицы прилетают к нам первыми после зимы? (Грачи.)

Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Ива-да-Марья.)

Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)

Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)

Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)

Какая рыба носит имя человека? (Карп.)

Загадки:

             Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в самый зной,

Ледяной поит водой.

 (Родник)

В неё льется, из неё льётся,

Сама по земле плетётся.

(Река)

Вопросы по картинам:

1. Назовите художника  картины «Золотая осень»          (Исаак Ильич Левитан)

2. «Грачи прилетели»    (Алексей Кондратьевич Саврасов)

3   «Зима» (Иван Иванович Шишкин)

Ведущий:  Ответы команд

- С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…

Задание: 

Ведущий:

- Ни один  народный праздник не проходит без веселья,  игр, состязаний.

 «Поясок – элемент народного костюма»

Команде раздают пять ленточек.

Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.

Описание игры: Один человек держит за края вместе 5 ленточек, остальные 5 человек держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.

 Ведущий:

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин,  потешек, пословиц,  поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задание состоит из двух маленьких заданий:

Первое – это…

- Предлагаем командам-участницам  вспомнить русские  пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:

Команда «Родничок»  выбирает карточки                 - белого цвета

                «Незабудка»                                                  – синего цвета

                «Росинка»                                                      – красного цвета

Кто родителей почитает, тот век не погибает.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Человек без Родины, что земля без семени.

(Раздаются конверты с тексом современных пословиц).

Второе – это…

- В конвертах находятся пословицы других стран современных трактовок,  предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц. Например:

«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

Игра: «Скажи иначе пословицу»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце»  ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

- Пока наши команды-участницы думают над своим заданием, предлагаем зрителям «Калейдоскоп русских народных праздников»

Слайд с календарными народными праздниками.

Рождество Богородицы

21 сентября

Народное название праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.  

Рождество Христово

7 января

Великий праздник христианской церкви, когда отмечается рождение Иисуса Христа. По крестьянскому календарю знаменовал наступление Святок и начало роста светового дня.  

Масленица

Начинается за 56 дней до Пасхи

Древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленичная неделя приходилась на период сыропустной недели перед началом Великого поста. "Разгульная", "широкая" "обильная" Масленица - любимейший зимний праздник русского народа. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями.  

Великий пост

В период с понедельника после масленичной недели до праздника Пасхи.

Семинедельный период строго воздержания, покаяния и молитвы в преддверии празднования Пасхи. По народному календарю на это время приходились обряды закликания весны, подготовка и проведение пахоты и сева.  

Пасха

Отмечается в первое воскресенье марта, в период между 4 апреля и 7 мая.

Великий праздник церковного календаря - Светлое Христово Воскресенье. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном воскресении. Включает пасхальную заутреню, крестный ход, освящение яиц и куличей в церкви, приготовлении творожной пасхи, семейную трапезу, поминовение усопших. Сохранялся древний обычай охранительных обходов домов детьми и молодежью со сбором угощений.  

Благовещение

7 апреля

Великий праздник православной церкви в честь благовозвещения архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марии о предстоящем рождении ею Иисуса Христа. В народной традиции связан с моментом весеннего равноденствия, когда земля просыпалась и начинался период наибольшей активности всего живого.  

Троица

На пятидесятый день после Пасхи

Великий праздник православного календаря в память о сошествии святого духа на апостолов, когда чествуется Святая Троица. На Руси Троица связана также с именем святого Сергия Радонежского. В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность, завивали березку, кумились, устраивали девичьи гадания.  

Иван Купала

7 июля

Один из праздников древнего земледельческого календаря, когда отмечается летнее солнцестояние и наивысший расцвет природы. По церковному календарю это праздник в честь рождества святого Иоанна Предтечи.  

Ильин день

2 августа

День памяти ветхозаветного пророка Ильи. В народном представлении Илья - Пророк управлял плодородием земли, был повелителем грозы, молнии и дождя. В Ильин день крестьяне не работали на земле и совершали охранительные обряды во избежание наказания пророка.  

Преображение (Яблочный Спас)

19 августа

Великий праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Народное название праздника связано с созреванием к этому дню яблок, которые прихожане носили освящать в церковь, после чего их разрешалось есть. С этого дня начинали сбор яблок, спасовскими  яблоками угощали больных и нищих.

 

Ведущий:

- Команды готовы…

Задание:

- Песня душа народа. Много песен сложено о велико России, её красотах…

- Предлагаем песенный блиц-турнир. Каждая команда должна пропеть  несколько строк из полюбившихся песен о России.

Итог деловой игры.

- Вот и подходит наша деловая игра «Воспитать патриота России…» к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

- Родить патриота нельзя, его воспитать.

- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ» Деловая игра с педагогами

Создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры...

деловая игра для педагогов "Мы-патриоты"

Эта деловая игра была проведена в рамках педсовета по теме: "Воспитание патриотических чувств дошкольников". Цель игры: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах патриотиче...

Деловая игра для педагогов «Воспитать патриотов России…»

Воспитать патриотов России –это значит…Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;Формировать начала гражданственности у подрастающего поколения;Формиров...

Деловая игра для педагогов "Растим патриотов России"

Деловая игра для педагогов «Воспитываем граждан России» предоставляет возможность совершенствовать работу ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, стимулирует потре...

Деловая игра для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Как воспитать патриотов России"

Данный материал предназначен для воспитателей для обобщения знаний об истории нашей Родины....

Мастер – класс деловой игры для педагогов Тема: «Воспитываем граждан России»

   Проблема патриотического воспитания всегда была наипервейшей целью воспитания подрастающего поколения, но особую актуальность она приобрела в настоящее время. В годы Вели...