Мастер – класс деловой игры для педагогов Тема: «Воспитываем граждан России»
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Ядыкина Елена Владимировна

     Проблема патриотического воспитания всегда была наипервейшей целью воспитания подрастающего поколения, но особую актуальность она приобрела в настоящее время. В годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы патриотизм у подрастающего поколения воспитывала сама жизнь, реальное окружение, пример и героизм родителей. В послевоенные годы и годы социализма, патриотические качества подрастающего поколения были как чем-то само собой разумеющимся.

     Торжественная клятва пионера - «Горячо любить и защищать Родину» красной нитью прошла через детство каждого советского школьника.

     В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни и политики. В молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, образование новых молодежных групп и течений («скинхеды», «неформалы», «фолкеры», «готы», «эмо» и др.). Средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

     При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Светлячок» с. Панфилово»

Мастер – класс деловой игры для педагогов

Тема: «Воспитываем граждан России»

Подготовила:

воспитатель

Ядыкина Е.В.

Ленинск – Кузнецкий район

2019г.

Правильное воспитание –

это наша счастливая старость,

плохое воспитание –

это наше будущее горе,

это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной.

А. С. Макаренко

Проблема патриотического воспитания всегда была наипервейшей целью воспитания подрастающего поколения, но особую актуальность она приобрела в настоящее время. В годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы патриотизм у подрастающего поколения воспитывала сама жизнь, реальное окружение, пример и героизм родителей. В послевоенные годы и годы социализма, патриотические качества подрастающего поколения были как чем-то само собой разумеющимся.

 Торжественная клятва пионера - «Горячо любить и защищать Родину» красной нитью прошла через детство каждого советского школьника.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни и политики. В молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, образование новых молодежных групп и течений («скинхеды», «неформалы», «фолкеры», «готы», «эмо» и др.). Средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи - детский сад: дети, воспитательница, няня. Постепенно круг расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город или деревня, столица Родины - город Москва, вся страна Россия.

Задача педагога - создание именно такой последовательности в представлении ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании. 

Цель игры:  Повысить уровень профессионального мастерства  педагогов  по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.  

Ход игры:

Ведущий: 

Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. А что такое Родина?       Я предлагаю всем закрыть, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (Музыка №1).

Ведущий: 

Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он  похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».

Ведущей:

Вывод - даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка  личностно значимой.    

           Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Я предлагаю вам сегодня принять участие в игре, где мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Воспитать патриота России».

Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть старость и плохие дети – говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом может уберечь, как и от беды».

Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не «прожигателем» жизни.

Давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.

«Мудрые мысли»

Ведущий:

На столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам. Предлагаю вам подойти всем и собрать каждое высказывание (Музыка №2).

  • «Воспитание – лучший припас к старости» (Аристотель).
  • «Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Эмиль Золя).
  • «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
  • «Нет места милее родного дома» (Цицерон).
  • «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому» (Себастьян Брант).
  • «Кто людям добра желает, тот сам его добывает
  • «Не привыкай к безделью, учись рукоделью»
  • «Своя земля и в кулачке родная»
  • «Уважай отца и мать будет в жизни благодать»
  • «Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В.А. Сухомлинский). 

«Разминка»

  1. Земля, где вы родились? (Родина)
  2. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений. (Традиции)
  3. Какими словами начинается Гимн России? («Россия, священная наша держава»)
  4. Древнее название России? (Русь)
  5. Официальная эмблема государства? (Герб)
  6. Назовите цвета Российского флага. Что каждый цвет обозначает?
  • Белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство.
  • Синий цвет - веры и верности, постоянства.
  • Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

«Ребусы»

Ведущий:

Сейчас я буду показывать вам карточки с  ребусами. Задача - расшифровать ребусы и назвать зашифрованные слова...  

РОДИНА                                                                                          ПРИРОДА

http://www.logozavr.ru/_sys/data/statics/1551/3.jpg                                     http://festival.1september.ru/articles/609938/Image6696.gif                           

ГИМН                                                                                             РОССИЯ ребусы по нравственно – патриотическому воспитанию                                 ребусы по нравственно – патриотическому воспитанию                         

ПОЛЕ                                                                                                                                    РЕКА

http://m.10-bal.ru/pars_docs/refs/8/7258/7258_html_m46113d8.png                                                                                                               http://foto.planetadruzey.ru/th_2134114.jpeg

ДЕРЕВНЯ                                                                                                         ЗАВОДhttp://www.studfiles.ru/html/2706/543/html_fthhXkt_0A.aONu/htmlconvd-nHHM_B_html_4ba22745.jpg                                                                                                http://allforchildren.ru/rebus/rebus1/1-058.gif

Физкультминутка «На парад идут войска»

  • Красный флаг – шагают на месте, и кричат ура.
  • Синий флаг – летают на самолетах.
  • Белый флаг – скачут на лошадках

«Скажи иначе пословицу»

Ведущий:

 Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

  • «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.)
  • «Баба с возу – кобыле легче».
  • «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

 «Черный ящик»

Ведущий: 

У меня в рука черный ящик. Ваша задача: по описанию определить изображения, каких предметов находится в черном ящике. Внимание!

Вопрос №1: в черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это….. (Самовар).

Вопрос №2: Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко).

Игра «Змея» 
«Змея» ходит перед игроками со словами: 
«Я змея, змея, змея, 
я ползу, ползу, ползу».
 
Подходит к одному из игроков: 
- Хочешь быть моим хвостом? 
- Хочу
- становись за мной! 
Идут вдвоём: 
«Я змея, змея, змея, 
я ползу, ползу, ползу».
 
Подходят к другому игроку: 
- Хочешь быть моим хвостом? 
- Хочу! 
- Ползи!
 
Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих. 

Банк идей «Все в наших руках»

Ведущий: 

Всем участникам предлагаю пополнить» Банк идей» по вопросу патриотического воспитания. Запишите свои мысли и положите мешочек.

Патриотическое воспитание - сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, что бы родной страной можно было гордиться по праву.

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!!!

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1 «Словарик»

  • «Скинхеды» - это субкультура. Классический вид «скин»а - это черный «бомбер» (широкая тяжелая куртка), синие либо черные джинсы с подвернутыми штанинами, подтяжки и черные «берцы». Естественно, выбритая до блеска голова. Идеал обуви для скина - это так называемые «гриндера» (ботинки Grinders).
  • «Неформалы» - это социальная группа; общее название для представителей различных субкультурных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и другим, допускаемым властью.
  • «Фолкеры» - это люди, которые любят народную музыку, танцы, материальную культуру, но, тем не менее, соотносят себя с современным реальным миром, а не фантазийной реальностью («ролевики») или средневековьем («реконструкторы»). Как правило, увлечение народной культурой превращается в хобби - игру на соответствующих музыкальных инструментах, танцы, пошив одежды в народном или средневековом стиле и тусовки (встречи членов субкультуры), проводимые с целью потанцевать и пообщаться.
  • «Готы» (от англ. Goths - готы, варвары) - это носители субкультуры, которых вдохновляет эстетика смерти и готическое искусство (музыка, романистика). Для них характерен специфический внешний вид, в котором превалирует черный цвет и необычное поведение.

Субкультура готов - практически самая загадочная и необычная из всех существующих в наше время. На первый взгляд, человек, который хочет называть себя готом, должен загонять себя в определенные рамки, но на самом деле это не так. Потому что только тот, кто действительно влюблен в чарующую атмосферу готической культуры, не будет обременен традициями готов.

Главное отличие гота от обычного человека - это особенные "готические" жизненные принципы, которые для непосвященного могут показаться безобразными. Один из таких принципов, "carpe diem", гласит, что «сегодняшний день может быть последним в жизни, поэтому прожить его нужно соответственно». Но вместо того чтобы в полную силу наслаждаться позитивными эмоциями, готы берут вдохновение из депрессий, отчаянья и душевной боли.

  • «Эмо» - это эмоциональные, ранимые люди. У них свой стиль одежды, своя музыка, свои аксессуары и даже собственный герб – разбитое сердце. Они открыто выражают свои эмоции, не прячут радость и страдания, причем второе, всегда в приоритете. Но вопрос: кто такие Эмо, не перестаёт мучить родителей этих детей и подростков.

Приложение №2

«Воспитание – лучший

припас к старости» (Аристотель)

«Залог семейного счастья

в доброте, откровенности, отзывчивости»

(Эмиль Золя)

«Любовь к родителям

– основа всех добродетелей» (Цицерон)

«Нет места

милее родного дома» (Цицерон)

«Ребенок учится тому,

что видит у себя в дому. Родители - пример тому» (Себастьян Брант)

«Кто людям добра желает,

тот сам его добывает

«Не привыкай к безделью,

учись рукоделью»

«Своя земля

и в кулачке родная»

«Уважай отца и мать

будет в жизни благодать»

«Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других.

Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В.А. Сухомлинский).

 

Приложение № 3 «Ребусы»

http://www.logozavr.ru/_sys/data/statics/1551/3.jpg

http://festival.1september.ru/articles/609938/Image6696.gif

ребусы по нравственно – патриотическому воспитанию

ребусы по нравственно – патриотическому воспитанию

                           http://m.10-bal.ru/pars_docs/refs/8/7258/7258_html_m46113d8.png

http://foto.planetadruzey.ru/th_2134114.jpeg

http://www.studfiles.ru/html/2706/543/html_fthhXkt_0A.aONu/htmlconvd-nHHM_B_html_4ba22745.jpg

                      http://allforchildren.ru/rebus/rebus1/1-058.gif

Приложение № 4 «Черный ящик»

tsar-samovar.jpg

6571.gif

Приложение № «Русские народные игры»

  1. «Зелёная репка» 

Все играющие встают в круг, берутся за руки, поют песню: 
«Зелёная репка, держись крепко, 
кто оборвётся, тот не вернётся. 
Раз, два, три».
 
На счёт «три» все проворачиваются вокруг себя, кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз. 

  1.  «На стульчике» 

Один из играющих сидит в кругу на стульчике или на пенёчке. Все стоят вокруг него и проговаривают слова: 
«Сам сижу на стульчике, 
сам сижу на крашеном. 
Кто меня любит, 
тот меня скупит. 
Кто меня скупит, 
три раз поцелует! 
Раз, два, три!».

На счёт «три» все бегут к сидящему. Кто первый до него добежит и поцелует (или прикоснётся) три раза в щёку, тот садится в круг и всё повторяется сначала. 

  1. «Заря – Зареница» 

В центре укрепляется (или один из играющих держит) шест, на котором закреплены разноцветные ленты (длиной около 2 м). Выбирается водящий, который стоит или идёт вокруг играющих, остальные берутся за концы лент и начинают ходить вокруг шеста с песней: 
«Заря - Зареница – Красная девица 
по полю ходила, ключи обронила, 
ключи золотые, ленты голубые. 
Раз, два – не воронь, 
беги, как огонь!».
 
На слове «огонь» водящий дотрагивается до того, кто оказался напротив него (или кого он себе заранее приглядел), тот бросает конец своей ленты, и они в разные стороны бегут вокруг играющих. Кто первый схватит свободную ленту, тот становится в круг, опоздавший остаётся водить. 

  1. «Дударь» 

Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню: 
«Дударь, Дударь, Дударище 
старый, старый старичище. 
Его под колоду, его под сырую, 
его под гнилую».
 
– «
Дударь, Дударь, что болит?»
Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней. 
«Дударь, Дударь, Дударище 
старый, старый старичище. и т.д.»

Когда надоест играть, Дударь говорит:
«Выздоровел!».

  1. «Капустка»

Все берутся за руки, начинают петь песню: 
«Ах, капустка, рассадка моя, 
только милому досадка одна. 
Ах, капустка, легко стелется – 
двое ходят – третий сердится. 
Ах, капустка, золотой корешок, 
а мой милый – золотой женишок!»

Со словами:
«Вейся, вейся, завивайся», круг в одном месте (возле ведущего) разрывается и все начинают, как спираль закручиваться вокруг одного из концов (где нет ведущего). 
Затем со словами:
«Вейся, вейся, развивайся», ведущий начинает быстро раскручивать спираль (можно – быстро, змейкой и восьмёркой, рывками). 

  1. «Змея»

«Змея» ходит перед игроками со словами: 
«Я змея, змея, змея, 
я ползу, ползу, ползу» .

Подходит к одному из игроков: 
- Хочешь быть моим хвостом? 
- Хочу! 
- становись за мной!
 
Идут вдвоём: 
«Я змея, змея, змея, 
я ползу, ползу, ползу»
.
Подходят к другому игроку: 
- Хочешь быть моим хвостом? 
- Хочу! 
- Ползи! 

Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих. 

  1. «Вариант ЖМУРОК»

 Выбираются ЖМУРКА и БУБЕНЕЦ.

Они находятся внутри хоровода. Жмурке повязывают повязку, Бубенцу дают в руки  бубенец! Кто-нибудь раскручивает Жмурку, все хором скандируют: 
«Трынцы - брынцы бубенцы 
Позолочены концы 
Кто в бубенчики играет, 
Того жмурка не поймает!»

После чего Жмурка ловит Бубенца. Остальные держат круг и активно "болеют" за кого-нибудь и дают подсказки'' Потом Бубенец становится Жмуркой и выбирают (можно по считалке) нового Бубенца. Если народу много, то можно, наверное, сразу нескольких Бубенцов запустить.

 

  1. «Сковорода»

Две команды. Играющие встают через одного от каждой команды лицом к центру круга, который они образуют. Они берутся за руки и бегут по кругу. При этом забегать в центр круга, то есть наступать на «сковороду», нельзя - обожжешься, лишив команду одного очка.

Услышав команду: «Сажай!», все останавливаются и начинают тянуть внутрь круга - «сажать на сковороду» - своих соседей-противников. Делать это надо, упираясь ногами, чтобы не попасть туда самому.

По команде: «Поддай огоньку!» - все опять бегут по кругу. Так повторяется до тех пор, пока в одной из команд все не «испекутся». Иногда на «сковороду» кладут комки снега - «оладьи». Тогда можно наступать на круг, главное - не наступить на «оладьи».

 

  1. «В кругу»

Выбирается водящий. Играющие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Все ходят вокруг него и поют:

«Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок
И скорей кого-нибудь 
Своей полочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать поторопись!»

Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он, верно, назовет по имени, идет в круг водящим. 

  1. «Медом или сахаром»

Играющие делятся на две команды: выбирают, кем быть - медом или сахаром. Затем берут палку и тянут ее за оба конца. Соревнуются, на чей стороне больше меда или сахара.

 

  1.  «Огородник и воробей»

По считалке выбирается «огородник» и «воробей». Остальные берутся за руки, образуя круг, «огородник» поёт:

«Эй, воробей, не клюй конопель,
Не своих, ни моих, ни соседовых.
Я за эту конопель тебе ножку перебью»
.

«Огородник» бежит ловить «воробья». Дети в круг воробья пускают и выпускают. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые водящие.

 

  1.  «Солнышко» 

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

«Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!»

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

  1.  «Дедушка Мазай»

Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют: «Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Где мы были - мы не скажем, А что делали -покажем».

После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.

  1.  «Баба Яга»

Водящий - Баба Яга - находится с завязанными глазами и центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заход" в него. Один из играющих произносит: «В темном лесу избушка стоит задом - наперед. В той избушке есть старушка, Бабушка Яга живет. У нее глаза большие, Дыбом волосы стоят. Ух, и страшная какая, наша Бабушка Яга!». На последнем слове играющие входят в крут и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать и с закрытыми глазами угадать пойманного.

  1. «Перстень»

Дети садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» - колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом напевают: «Я по лавочке иду, Золот перстень хороню - В матушкин теремок, под батюшкин замок. Вам не отгадать, не отгадать! Мне вам не сказать, не сказать!».  Сидящие отвечают: «Мы давно уже гадали, Мы давно перстень искали -Все за крепкими замками, За дубовыми дверями».

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают: «Покатилось колечко с красного крылечка - по овинам, по клетям, по амбарам, по сеням. Найди золотое колечко!» Если он найдет, с тем, у кого было колечко обегают лавку. Бегут в разные стороны. Кто первый прибежит, тот и становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Деловая игра для педагогов ДОУ"

Физкультурно-оздоровительный материал....

Мастер – класс. Деловая игра для педагогов.

ФГОС ДОУ полностью внедрился в образовательный процесс. Для активизации   деятельности педагогов в знании   ФГОС ДО рекомендую провести деловую игру, которая поможет педагогам...

Мастер-класс Деловая игра. "Коммуникативная компетентность педагога, как фактор развития личности воспитанника"

Цель: Повышение уровня коммуникативной компетентности педагога.Задачи: -формировать умения эффективного использования вербальных и невербальных средств общения-проверять, обобщать, уточнять свой ...