Мастер-классы, деловая игра, семинары-практикумы для педагогов
материал

Лобанова Анна Ванифатьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад «Родничок» комбинированного вида

Мастер-класс для педагогов

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

Подготовила: воспитатель  

Лобанова А.В.

2021 г.

Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с русскими народными играми.

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер- класса «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русск 

Ход ие народные игры». Народные игры для детей – это произведения фольклорного искусства, самобытные обычаи и традиции. Чем хороши народные игры для детей? Это не только отвлечение от забот дня, отдых и развлечение. Народная игра для детей несёт ещё и дополнительное значение. Она приобщает к культуре народа.

Народные игры для детей по большей части – игры коллективные. Благодаря им, ребёнок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам. Игры помогали и помогают физическому развитию: вырабатывается выносливость, сила, ловкость, становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответственности, навыки самоконтроля). Целью многих народных игр является реализация развлекательной функции: шутки, с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров со смешными движениями и жестами, которым присуща простота и безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр для детей.

Подвижные народные игры просто необходимы детям дошкольного возраста, ведь они развивают координацию, благотворно влияют на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, способствуют формированию правильной осанки. Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаём будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное развитие детей.

Русские подвижные игры делятся  на группы:

1. Русские народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

2. Игры отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.

3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например:

«Таря-Маря в лес ходила,

Шишки ела, нам велела

А мы шишек не едим

Таре - Маре отдадим!»

Или  «Шишел вышел, он.

Родион, пошел вон!».

Так же можно с помощью  жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.

Уважаемые коллеги, хочу предложить вам поиграть в русские народные подвижные игры. Выходите смелее! Итак, представляем  вашему вниманию игру  «Веночек».

Игра «Веночек»

Играющие передают по кругу веночек и поют:

В зелен сад гулять пойдём, цветов нарвём, венок навьём

У кого в руках веночек надевай его дружочек!

С окончанием песни, у кого в руках остался веночек надевает его на голову, все поют:

Покружись, покружись и друзьям поклонись!

После этих слов водящий протягивает венок между двумя участниками игры, после слов «Раз-два-три, беги», двое участников обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым возьмёт веночек, тот выиграл.

«Заря - заряница»

Один из детей держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Один из участников - водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря - заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два - не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становиться водящим. Игра повторяется. 

Игра «Колечко»

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается три- четыре раза, стоя на одном месте, Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: « я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. Правила: Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя; Водящий говорит слова: « я иду искать» - с закрытыми глазами; Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

Уголки (Кумушки)

Для этой игры нужно нарисовать четырехугольник. Участников 5 человек, один из них водящий, а четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит:

«Кумушка, дай ключи!».  Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!» В это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол, то на его место встает игрок, который остался без угла.

Горелки

Игроки встают в круг, держатся за руки. В центре ведущий с платком в руках. Хоровод идет по кругу, ведущий в противоположную сторону, и говорят такие слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо, птички летят,

Колокольчики звенят.

Смотри, не воронь,

Беги как огонь

На словах «… как огонь» ведущий платком разбивает какую-то пару. Каждый из пары должен побежать в свою сторону, оббежать хоровод, и постараться первым забрать платок из рук ведущего. Кто первый выхватит, тот и водит, а ведущий встает на его место в хороводе.

Другой вариант игры, когда игроки встают «ручейком», ведущий один в начале ручейка, и за платком бежит пара из конца ручейка.

Третий вариант, с ручейком, но без платочка. Ведущий стоит спиной к

ручейку и не оглядывается. Последняя пара бежит вдоль ручейка и встает перед ведущим. Ведущий должен поймать одного из пары до того, как они успели перед ним встать вместе, тогда он становится с пойманным в начало ручейка. Если ведущий оглядывается или не точно ловит, он остается водить дальше.

- Уважаемые педагоги, если вам понравился мастер-класс, то возьмите фишку красного цвета,

- Жёлтый цвет – удалось, но метод не новый.

 - Зелёный цвет – скучно, не интересный материал.

-  Мы  благодарим  всех участников мастер-класса!

Нам было очень приятно с Вами работать. Спасибо за внимание и сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Народная кукла – как средство приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Подготовила и провела: воспитатель Лобанова А.В.

Свернута из тряпки,

Руки - словно лапки,

Глазки – пара точек.

А лицо – комочек.

- Что это? Кукла.

Я предлагаю Вам проделать интересное путешествие в мир добра, взаимопонимания и радости, оно будет посвящено изготовлению народной тряпичной куклы-оберега. А как все началось?

        На праздновании дня города на одном из мастер-классов своими руками изготовила маленькую куколку – оберег Подорожницу. Услышала информацию, в которой говорилось, что этот оберег всегда должен быть с человеком, когда тот находится в пути. И все… Меня заинтересовало, почему? И я решила выяснить, решила найти ответы на вопросы: как появились куклы-обереги? Какие они бывают? Каково их значение в народной культуре? Какое влияние оказывают на ребенка? И многие другие.

      Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

  1. Что такое кукла и её особенности.

        Кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. (Словарь С.И.Ожегова) По мнению других учёных - это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

       Раньше игрушек в магазине не было, и их  делали сами: из дерева, соломы, кусочков ткани. Куколки делались и  для того, чтобы защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастия, помочь состояться хорошему урожаю, чтобы были в доме достаток и изобилие. В изготовлении этих кукол не использовались режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную.  Считалось, что кукла-оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять человека, а, наоборот, может ему повредить, поранить, как острая иголка.

         На Руси кукол делали и для совершения разных обрядов. Обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде.  

         У  традиционных народных кукол лицо не изображалось. Считалось, что если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух».

Были ещё особенности в изготовлении рукодельных кукол сделанных для обрядовых целей.  Их делали  «в один присест», никогда не оставляя недоделки на потом.

        По своему назначению народные куклы делятся на три большие группы: куклы- обереги, игровые и обрядовые.

3.   Типы и назначения кукол

3.1 Куклы – обереги

Что же такое ОБЕРЕГ?    Оберег - это предмет, талисман, способный, по суеверным представлениям, охранить от разных бедствий, болезней (Словарь С.И.Ожегова).    

В глубокой древности  куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.  О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых они  являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы

Все помнят сказку из сборника Афанасьева «Василиса Прекрасная», в которой  кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга.

Неразлучники - Многим хорошо известна эта традиционная свадебная кукла-оберег — символ объединения мужского и женского начала в единое неразрывное целое. Фигурки жениха и невесты делаются на одной общей руке, чтобы в дальнейшем молодая пара, которой эти куклы дарятся, уже мужем и женой шли по жизни рука об руку, уважали и ценили друг друга, вместе несли общий груз забот и были вместе и в радости, и в горе до конца жизни.

Зерновушка  Куклу Зернушку почитали за то, что она «отвечала» за хороший урожай. Но вырастить и собрать урожай - это только пол дела. Урожай должен обеспечить безбедную жизнь и достаток в доме. 

Ангелочек - В подарок на именины делали эту куклу. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России.

Берегиня- Мой дом — моя крепость! Поэтому кукла Берегиня имела особое значение. Берегиня — от слова «беречь», «оберег». Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом, охраняла семью от темных сил, ссор, болезней

Десятиручка- Кукла "Десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Легенда о кукле Десятиручке

       Кукла Десятиручка появилась на Руси не просто так. Есть старая история, рассказывающая о происхождении оберега. Согласно ей, кукла-помощница была подарена одной славянке богиней Макошь. Издавна богиня Макошь оказывала покровительство женщинам, всячески поддерживая их, защищая и обеспечивая лад в семье.

Для такого дара была особая причина. Женщина, привыкшая трудиться и стараться, совсем выбилась из сил и перестала все успевать. Дав волю слезам, она высказалась вслух о своих трудностях – так ее и услышала Макошь. Сжалившись, богиня подарила труженице еще одну пару рук. Но это не улучшило положение вещей. Четыре руки женщину тоже не спасли. Дошло до того, что женщина превратилась в десятирукую, но по-прежнему ничего не успевала. Терпение Великой Ткачихи подошло к концу, поэтому она забрала назад все лишние руки, оставив на память талисман  с десятью руками. С тех пор эти маленькие десятирукие помощницы следят, чтобы хозяйка дома все успевала.

Подорожница- Подорожница — хранительница-невеличка, оберегающая вас на протяжении всего предстоящего пути, напоминающая о близких, которые остались дома. Недаром куколка маленькая, размером с ладошку. Держишь её в кулачке и помнишь о тех, кто ждёт вашего возвращения. В узелочке у неё крупа. Как у Подорожницы есть, чем перекусить, так и вы, чтобы в дороге не остались без пропитания.

Девочка –радость (на удачу и здоровье)-  Кукла-оберег на счастье ― одна из самых популярных разновидностей оберегов, которые изготавливали для себя славяне в древности. Внешний облик куклы на счастье не случаен, все элементы куклы нацелены на усиление её магического потенциала. Длинная коса — символ женской красоты. Длинная косичка, к тому же неестественно направленная вперёд и вверх символизирует достаток, долголетие и физическое здоровье. Кроме того, длинная коса подчёркивает женское начало куклы и наделяет её женской силой. Маленький рост куклы позволяет всегда иметь её при себе. Таким образом кукла на счастье будет служить своей хозяйке всегда, а не только заботиться о доме. Редко, но всё же изготавливались куклы на счастье мужского пола. Кукла имела мужскую одежду, но по-прежнему была с длинной косой. Коса у куклы-мужчины направлялась в сторону земли и служила опорой, если оберег стоял на поверхности.

Мировое дерево – Свадебная кукла - оберег Мировое дерево, символизировало начало семьи как мощного и сильного дерева, где каждому отводилось роль ветви, без которой это дерево не могло существовать. Молодожены, как ветви сильного дерева, становились с годами основой большой семьи.

Пеленашки –  обережные куклы для самых маленьких. Их всегда ложили в колыбель к малютке, чтобы кукла оберегала от болезней и дурного глаза.

Очистительная - По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме.

 День–ночь -  оберег домашнего очага. Эта кукла имела две cтороны – дневную и ночную, каждая из которых занималась своим делом. С первыми лучами Солнца дневная часть куклы брала на себя охрану дома, отгоняя нечисть, насланную злобными силами или скверными людьми. На закате ее меняла ночная половинка, оберегая сон людей от кошмаров. Кукла-оберег День-Ночь должна быть в каждом доме, чтобы нельзя было навредить или помешать добрым делам их хозяев.

 Вера, Надежда, Любовь – Об этой кукле я слышала немного, а читала ещё меньше. В некоторых источниках пишут, что эти три куколки связаны вместе (взявшись за руки) и образуют бусы. По другим сведениям это три разные куколки, составляющие по смыслу одну композицию. Технологии изготовления тоже разные. Но  традиционно принятые цветаВера – синийНадежда – зелёныйЛюбовь - красный. Как бы то ни было, задумка о такой кукле великолепная. Название её говорит само за себя: имена ВераНадеждаЛюбовь - это названия трёх главных женских добродетелей!

 Успешница – это славянский оберег, помогающий достичь желаний и устранить препятствия на пути к цели 

Колокольчик -  оберег от дурных вестей

3.2. Игровые куклы.

Самая распространенная детская игровая кукла - Стригушка.  Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Зайчик на пальчик. Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевался на пальчик и всегда был  рядом с ребенком. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видели родственную душу, открывались и разговаривали как с живым человеком.

Горошина - Фасолинка (вариант куклы Зерновушки). Крупные семена бабовых растений, которыми неплотно набивают тело-основу куклы создают фактуру. Если куклу мять и тискать горошинки перекатываются, массируют ладошки.

Хороводница.  Хороводница – задорная и очень нарядная куколка. Она может «танцевать», если вращать палочку, на которой закреплена куколка. Можно вращать одновременно двух куколок в каждой руке.

Утешница. Знакомясь с историей этой куклы, я узнала немало интересного. Например, мамы, бабушки, няни всегда носили её в своём кармане. А когда ребёнок грустит, плачет, или вдруг по неосторожности в играх поранился или ушибся, а может просто капризничает, тогда из кармана доставали куколку и с её помощью успокаивали (утешали) плачущего малыша. И даже говорят, что последние слёзки на личике ребёнка вытирали подолом юбочки этой куколки.

Кулачный боец – игровая народная кукла для мальчиков. Как и Хороводница, это кукла на длинной палочке, которую надо вращать. У кулачных бойцов, конечно, нет нарядных юбочек, которые будут при этом весело крутиться. Зато есть ручки с кулаками. В эти кулаки вкладывают что-то тяжелое – камешки, гаечки, монетки. Поэтому размахивают Бойцы руками очень даже грозно. Обычно, это игра для двоих. Куколок вращают, стараясь сбить с головы противника шапочку. Кому это первому удалось – тот победил.

3.3.Обрядовые куклы.

Плодородие- Кукла оберег на крепкую семью и рождение детей.
Обережная куколка Плодородие (СемьЯ или Московка) для тех, кто род свой хочет приумножить.
Оберег Плодородие - символ благополучного материнства, крепкой, дружной семьи, взаимопонимания и продолжения человеческого рода.
Народная кукла Плодородие или СемьЯ представляет из себя сложную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию Рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток.
По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями. В ней присутствует вся СемьЯ - Отец - основа куклы (дубовая палочка), мать и пятеро ребятишек.

Кормилица – Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местах ее еще называли Кормилкой или Рожаницей.

Кукла  Купавка - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

Лихоманки.  Ровно год был отпущен оберегу, который назывался «12 лихорадок». Делали его в виде 13 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея.  Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха. Считалось что тот, кто спит под вечер, тот проспит Кумоху.

По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полёте своём она целует избранные жертвы, и от прикосновения её уст человек немедленно заболевает. Для защиты от сестриц-трясовиц, делали одноименных куколок из щепок, обмотанных лоскутками - обязательно из сношенной одежды. Куколок связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится. Поэтому поработавших свой срок куколок сжигали по весне.

Глава 3. Кукла в жизни человека (ребенка)

          C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.

         Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на TV оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов - ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики. Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Дети перестали играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери», «Гости пришли» и др.), их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Размышляя над этими проблемами, я пришла к выводу - помочь может народная кукла.

Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:

- она является близким другом для ребенка;

- в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие;

- главное в этих играх – эмоциональный контакт;

- дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам.

В том, что эти маленькие куколки помогают, я убедилась на своих учениках. В каждом классе есть особенные дети с нарушением психики. У некоторых не получаются буквы, цифры и другое. Ребенок нервничает. Я обратилась за помощью именно к кукле. На одном из занятий кружка «Умелые руки» я предложила ребятам сделать куклу – Зайчика на пальчик. Результат не заставил себя ждать. Буквально на следующем занятии, этот Зайчик, стал нам помогать. Вмести с ним мы учились читать, писать, правильно говорить.  Ребенок верит в то, что он помогает. Многие куклы с рождения развивают мелкую моторику рук (Горошина, Хороводница, Кулачные бойцы) и просто учат детей общению. Такова роль народной куклы в жизни ребенка.

Музей народной куклы.

Как уже говорилось ранее, интерес к народным ремёслам в современном мире, возрастает. Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (Ольги Окуджава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол в Костроме (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» (г. Москва) — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран)

  1. Изготовление куклы – оберега Благополучницы.

У обрядов на Руси множество заветов,

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

А сейчас я предлагаю Вам изготовить куклу-хозяюшку или, как её чаще называют Благополучницу. Она привлекает процветание в семью, оберегает от различных напастей и несчастий. Если вложите в куклу всего себя — результат вас очень порадует.

Для  изготовления куклы Благополучницы нам понадобится:

-  ткань белого цвета для головы примерно 10х10 сантиметров;

- красные и белые нити; ткань для рук (достаточно 20х5 сантиметров);

- ткань для юбки ― 15х15 сантиметров; пятикопеечная монетка;

- вата и лечебные травы для набивки;

- кусочки ткани для косынки и повойника.

Как и большинство славянских кукол изготовление Благополучницы начинается с головы.

  1. Начинаем изготавливать куклу с головы. Кусочек ваты обматываем белой тканью и перевязываем нитью.
  2.  Юбку сделать очень просто ― нужно сложить ткань треугольником и отрезать уголок, у вас получится круг.
  3.  Затем нужно сделать набивку ― вату, травы и монетку утрамбовывайте в середину.
  4. Далее нужно сосборить по краю юбку, просунуть в неё голову и перевязать нитью.
  5. Ткань, приготовленную для рук, складываем несколько раз и связываем узлом по центру.
  6.  Затем руки крепятся к голове (узел должен быть спереди).  Кончики рук связываем нитью, той же самой, которой сборили юбку.
  7.  Повойник служит украшением для головы, а поверх него одевается косынка.
  8. И еще крепится фартучек.

Заключение.

        Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что народные куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей.

      Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются кружки народной игрушки, организуются выставки народного творчества, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданные отражения элементы русского народного костюма.

    Полки современных магазинов радуют взор совершенством разнообразной кукольной продукции. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, ими играют дети. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Именно народные куклы несут в себе такие черты индивидуальности.

       Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, я понимаю, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий. Многие национальные традиции наших предков забыты. С помощью проделанной работы, повысился интерес учащихся к народной культуре, мы обратились к истокам создания куклы-оберега. Изучили традиционные технологии изготовления обереговых кукол, овладели основными навыками прикладного творчества.

   

 Русская тряпичная куколка простая.

 Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

                       В этих куклах доброта и грусть,

                       Они помнят Киевскую Русь.

                       Мы берем этих кукол в руки –

                       Оживают истории звуки...

Являясь частью культуры всего человечества, народная кукла охраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.



Предварительный просмотр:

Круглый стол для педагогов и родителей

«Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»

Подготовила: воспитатель Лобанова А.В.

 

Цель круглого стола - актуализировать знания педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей через приобщение к национальной культуре.

Задачи:

- Обогащение представлений о формах, методах и средствах работы дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию;

- Развитие творческой активности и инициативы родителей;

- Повышение интереса к расширению своих знаний о русской народной культуре;

- В игровой форме проанализировать компетенции родителей в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян.

- Вызвать интерес к данной теме.

Форма проведения: Посиделки за круглым столом.

Предварительная работа: Изучение методической литературы, анкетирование родителей, подготовка материалов и оборудование для проведения круглого стола.

Материалы и оборудование: Таблички с названием команд, фишки-эмблемы, бабушкин сундук с набором атрибутов, набор масок-шапочек для инсценирования сказки «Репка», набор шумовых инструментов, аудиосистема, диск с фонограммами, блины на разносе и другие угощения для проведения чаепития.

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово

2. Практическая часть

Задание 1: Скажи пословицу иначе

Задание 2: Народная игра

Задание 3: Бабушкин сундук

Задание 4: Расскажи сказку

Задание 5: Знатоки старины

Задание 6: Игра «Живой оркестр»

3. Подведение итогов работы круглого стола

Звучит народная музыка, все заходят в зал, на плечах платки, и другие элементы народной культуры. Садятся по обе стороны стола. На столе самовар, бублики, чай.

Ведущая:  Здравствуйте гости дорогие! Очень рада Вас видеть. Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать как? Вот, например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди (родители здороваются друг с другом). Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты (родители здороваются друг с другом).

1. Вступительное слово

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». В. В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» отметил, что для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили наши предки? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Очень часто за событиями и за сутолокою дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Стали более привычны нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию. Дeтcкий caд – этo кyльтypнo-coциaльнaя плaцeнтa для кaждoгo дoшкoльникa, гдe фopмиpyeтcя и oтpaбaтывaeтcя eгo жизненный oпыт.

Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков. Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания. Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им. Развитие волевых качеств, таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Педагоги и воспитатели Дома ребёнка в своей работе активно используют следующие методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций и предметов русского быта.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал академик Д. С. Лихачев, «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Нapoднaя кyльтypa – oднo из cpeдcтв нpaвcтвeннoгo, пoзнaвaтeльнoгo и эcтeтичecкoгo paзвития дeтeй. Задача не только педагогов, но и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

2. Практическая часть

Ведущая: Дорогие гости, а давайте поиграем! Родители разбиваются на две команды, садятся по обе стороны стола. Отгадав загадки, определяются название команд: «Матрешки» и «Дымковские игрушки».

Они приветствуют друг друга в фольклорной форме.

1. « Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы матрешки вятские всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши » ( Матрёшки)

2. « Все мы барышни – красотки, подбоченившись, стоит;

Фартук, юбка и кокошник: всё сверкает и горит » ( Дымковские Барышни )

Задание 1: Скажи иначе пословицу

Команды по очереди выбирают карточку, зачитывают иностранную пословицу, находят ей аналог в русском фольклоре. По результатам игры, выдаются фишки в виде символов команды)

Ведущая: Дмитpий Ушинcкий cчитaл, чтo cиcтeмa вocпитaния пopoждaeтcя иcтopиeй нapoдa, eгo мaтepиaльнoй и дyхoвнoй кyльтypoй. Блaгoдaтный пeдaгoгичeckий мaтepиaл вeкaми нaкaпливaлcя в ycтнoм нapoднoм твopчecтвe, в фoльклopных пpoизвeдeниях, кoтopыe тaк близки и пoнятны дeтям дoшкoльнoгo вoзpacтa. В ycтнoм нapoднoм твopчecтвe кaк нигдe coхpaнилиcь ocoбeнныe чepты pyccкoгo хapaктepa, пpиcyщиe eмy нpaвcтвeнныe цeннocти, пpeдcтaвлeния o дoбpe, кpacoтe, пpaвдe, хpaбpocти, тpyдoлюбии, вepнocти.

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

1. «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

2.«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

3.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

4. «Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

5.«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает».

6.«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»

7. «На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».

8. «Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»

9. «Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет»

10. «Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».

Задание 2: Народная игра

Ведущая: Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Проводятся русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»

Задание 3: Бабушкин сундук

Ведущая: Славяне издревле отличались почитанием старших. Взаимоотношения детей и родителей в крестьянской семье строились на любви и ласке (к этому стремились, это считалось правильным, необходимым). Важным элементом народной педагогики было воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших — сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Посади деда на печь, тебя внуки посадят», «Нет дружка против родного батюшки, нет подружки против матушки».

Уважаемые гости, сейчас мы с Вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых для успешного воспитания ребенка.

 Ведущая поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

В сундуке находятся:

- большая красивая книга русских народных сказок;

- альбом и краски;

- букварь;

- банка варенья, шоколад, конфеты;

- котенок;

- старинные семейные фотографии;

- игрушки бабушек и дедушек;

- открытки памятников города Ульяновска;

- картинки с изображением орденов и медалей;

- кукла, одетая в военную форму;

- пилотка;

- пряники, ватрушки;

- кулинарная книга;

- спортивные атрибуты;

- перчаточные куклы для кукольного театра;

- рыбий жир.

Задание 4: Расскажи сказку

Ведущая: Нe мeнee paзнooбpaзeн и cкaзoчный фoнд. Здecь и cкaзки пpocтыe пo coдepжaнию и фopмe («Tepeмoк», «Peпкa»), и cкaзки c зaхвaтывaющиm cюжeтoм («Koт, пeтyх и лиca», «Гycи – лeбeди»). C yдивитeльным пeдaгoгичecким тaлaнтoм вeдeт нapoд peбeнкa oт игpoвых пoтeшeк к пoэтичeckим oбpaзaм cкaзoк, oт cтpoк зaбaвляющих, ycпoкaивaющих к cитyaциям, тpeбyющим oт мaлышeй нaпpяжeния вceх дyшeвных cил. Яpкиe oбpaзы дoбpa и злa в cкaзкaх, дocтyпны и пoнятны дeтям.

Пpичeм cкaзки дeти нe пpocтo cлyшaют, oни caми вoвлeкaютcя в cкaзoчнyю игpy, oни – yчacтники и пocтaнoвщики cкaзoк, кyкoльных cпeктaклeй.

Родители при помощи масок – шапочек показываю сказку «Репка»

Задание 5: Знатоки старины

Ведущая: Народ проявлял свои творческие устремления и способности в труде и быту. В мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Сейчас я буду задавать вопросы, а игроки обеих команд отвечать на них. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

1. Какая самая распространенная на Руси обувь (Лапти)

2.Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)

3. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)

4. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

5. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

6. Назовите столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)

7. Назовите современное значение старославянского слова Длань (Ладонь)

8. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (Чёрный, красный, золотой)

9. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

10. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. (Ковш)

11. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

12. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

13. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

14. Какой языческий праздник связала народная молва с наступлением весны? (Масленица)

15. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)

16. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (Лучина)

Задание 6: Игра «Живой оркестр»

Ведущая: Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни) и другие.

Педагог С. Миропольский говорил: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца… Музыка и песня всегда отражала эмоции русской народной души.

 Родителям предлагается выйти в середину зала и с помощью русских народных инструментов подыграть под мелодию « Барыня », « Коробейники», «Калинка», «Светит месяц»

3. Подведение итогов работы круглого стола

Ведущая: Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов - это критерии нравственного воспитания.

Звучит музыка « Ой блины мои блины». Выносятся блины на разносе.

Ведущая: Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины:

У них на Масленице жирной

Водились русские блины. ( А. С. Пушкин)

Русская кухня всегда отличалась большой самобытностью. Если говорить о мировой славе русских кулинаров, ни в коем случае нельзя забывать о таком традиционном блюде русской кухни, как блины. Это одно из древнейших блюд русской кухни, появившееся в языческие времена, т.е. еще до крещения Руси. Слово «блин» - искаженное от «млин» или «мелин» - изделие из намолотого, мучное блюдо.

В дни праздника опару на блины ставили потаенно, на дворе, при свете месяца. Считалось, что полночное светило помогает выпекать блины самые вкусные – рыхлые, белые блины.

«Блин»- кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее все прогревающее солнце;

«Блин»- полит растительным маслом это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам;

«Блин» - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Здоровья, солнечного тепла, и достатка.

Угощайтесь гости дорогие!

Использованная литература:

1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.

2.Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

3. Орлова А. Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.

4. Романенко, О. Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре / URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2562/

5. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г. Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

«Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Подготовили и провели: воспитатели Лобанова А.В. и Ларина Т.В.

Цель: расширение знаний педагогов ДОУ по использованию эффективных педагогических средств  при ознакомлении детей с народным творчеством.

Задачи:

• Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество;

• Формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей.

План семинара.

1. Вступительная часть – игра «Поздоровались» (2 концентрических круга)

2. Выступление по теме «Воспитательная сила фольклора» - музыкальный руководитель Жайворонко М.Б.

3. Мозговой штурм (игровые тематические задания) – музыкальный руководитель Крепс И.И.

4.Практические задания.

5. Блиц – опрос «Заморочки из бочки». Русские народные игры.

6. Русские народные календарные праздники – презентация «Каляда».

7.Русские народные шумовые инструменты оркестр с Петрушкой.

8.Презентация «Коляда»

9.Мастер – класс «кукла «Ангел – хранитель».

Оборудование: бейджики, шумовые народные инструменты, кукла –петрушка для оркестра, салфетки, диски, тесьма, экран, проектор, аудио – материал, презентация «Коляда», фишки (раздаются, как очко, за правильный ответ), воздушные шары, с карточками пословиц, платочек для игры, треугольник для хороводной игры, «заморочки» в бочке для блиц-опроса, связки с баранками для победителей (кто наберет больше фишек).

Ход семинара – практикума

Участникам семинара предлагается выбрать понравившиеся «бейджики» и прикрепить их.

1.Игра «Поздоровались» (предложить встать в 2 концентрических круга)

2. Выступление по теме «Воспитательная сила фольклора»

Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение.

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира. Поэтому нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа.

В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, в первую очередь зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Коммуникативное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками. Устное народное творчество - одно из наиболее подходящих средств формирования коммуникативных умений дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Вспомним виды фольклорного творчества.

Колыбельные песни - песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Потешки - короткие стишки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями. Наиболее популярные сюжеты потешек: “Ладушки” (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных словах ручки разводят и кладут на голову:“Полетели, на головку сели!”); “Сорока” (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); “Идет коза рогатая” (жесты взрослого изображают встречу с козой).

ласкательные слова, детские словообразования).

· Включить Диск с потешками

Пестушки - (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки фатюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Считалки — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей.

Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например: Замечаем на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь».

Сказки. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу.

Скороговорка. Веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.) Солнышко, появись! Красное, нарядись!

3. Мозговой штурм(за правильный ответ очко – сушка)

Викторина по малым фольклорным жанрам.

1.Образное, краткое изречение, легко определяющее какое-либо явление (поговорка).

2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью (басня).

3. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина).

4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование, фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка).

5. Короткий, весёлый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот).

6. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня).

7. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка).

8. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл(пословица),

9. Краткая, из двух или трёх строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая приплясом (частушка).

10.Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор),

4. Задание - Мы знаем педагогические методы, которые делятся на группы (мольберт:

- наглядные

- словесные

- практические).

Нужно распределить приемы и методы по основным методическим группам:

Итог:

Словесные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (чтение, рассказывание сказок, потешек, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, приметы)

Наглядные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рассматривание иллюстраций и картин о прошлом, просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов)

Практические методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рисование элементов народных художественных промыслов, лепка народных игрушек, аппликация жанровых сценок - макетирование).

5. Задание - Далее педагоги делятся на 2 команды (по бейджикам) и выполняют задание.

Кто вперед соберет пословицу (6 воздушных шарика, в них находятся карточки пословиц, разрезанные на слоги, составить пословицу по карточкам, которые разрезаны на слоги. В каждом шарике по пословице)

- Лениться да гулять добра не видать

- Вол ков бояться в лес не ходить

- Жар костей не ломит

- Без тру да не вы тащишь и рыбку из пруда

- Шило в мешке не утаишь

- Человек без друзей что дерево без корней

6. Викторина «Заморочки из бочки»:

Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)

Главная роль в народной игре? (водящий)

Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)

Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)

Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

Игры могли быть:

· целовальные. Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);

· обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);

· сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Предлагается поиграть в игры:

· Гори, гори ясно.

· Плетень.

· Вологодские кружева.

7. Шумовые народные инструменты (оркестр, Петрушка – дирижер)