Мастер-классы, деловая игра, семинары-практикумы для педагогов
материал


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

 

Семинар - практикум

для педагогов ДОУ

«Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»

Подготовила: воспитатель

Ломовицкая О.Ю.

2016 г.

Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи семинара:

  1. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
  2. Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы.
  3. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
  4. Формировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению содержания образования на основе ФГОС ДО.
  5. Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в разработке комплексно-тематического планирования работы с детьми.

Основные принципы семинара:

  • Принцип без оценочности действий и личности участников;
  • Принцип приоритета деятельности над ее формальным результатом;
  • Принцип активности;
  • Принцип осознания поведения;
  • Принцип партнерского общения.

Предшествующая работа: участникам семинара было предложено подготовить ответы на вопросы:

-  Какие чувства вас одолевают, решая проблему проектирования педагогического процесса, в соответствии с ФГОС?

- Какие проблемы возникают у Вас при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС?

Содержание семинара:

  1. Рассмотреть понятия «проектирование в образовании», «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной картины мира.
  2. Выделить потенциальные проблемы, используя метод «Шести шляп».
  3. Провести «Мозговой штурм» для поиска решений проблем.
  4. Познакомиться со способами разработки проектов, сконструировать модель реализации содержания образовательных областей на основе интегративного подхода с помощью «Системной паутинки».

Оборудование:  мяч, 6 шляп разных цветов, магнитная доска, корзина с осенними дарами, карточки с овощами, фруктами, геометрические фигуры, детские книги со стихами об овощах, листы для записи, фломастеры, карточки по классификации проектов, карточки с образовательными областями и формами образовательной деятельности, слайдовая презентация, карты для комплексно – тематического планирования, мишень для рефлексии.

Ход семинара.

I. Вступительная часть (Участники семинара стоят по кругу)
Добрый день, дорогие коллеги. Приветствуем вас на семинаре «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей».  Давайте настроимся на работу.  Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу. 

Упражнение «Ассоциация» 

Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

Если педагог – это цвет, то какой?

Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – это настроение, то какое?

Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

Если время года, то какое?

Если педагог – это вид спорта, то какой?

Если педагог – это цветок, то это…

Если педагог – это драгоценный камень, то какой?

Если педагог – игра, то какая?

Если педагог – это планета?

II. Основная часть.

 Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. 

Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребёнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребёнку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребёнка дошкольного возраста. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.

1. Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов).

Верно, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

В настоящее время перед детским садом поставлена совершенно иная задача - разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

2. Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать? Нам разобраться в этом поможет игра «Осенняя корзина» 

Игра «Осенняя корзина».

Цель игры: Практически показать понятие «Интеграции», на примере «осенней корзины».

Оборудование: Корзина с осенними дарами, карточки с овощами, фруктами, геометрические фигуры, детские книги со стихами об овощах, времени года «Осень», ткани и т.д., лист А4 для записи, фломастеры.

Участники: Педагоги, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.

Ведущий: Посмотрите на предметы нашей игры. Тема «Осенняя корзина». Каждый специалист, педагог могут предложить формы и методы работы по данной теме. 

В течение 5 -10 минут придумайте, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области. 

А, теперь, возьмите лист, фломастер. Я называю образовательную область, а Вы записываете, как можно там раскрыть данную тему, потом подписываете возрастную группу, специальность. Затем складываете листочек, закрывая свой текст, и передаёте по кругу соседу справа.

Называются образовательные области: («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»).

После этого листы открываются и зачитываются по очереди каждым педагогом.

Подводятся результаты, делаются выводы.

Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

3. Дайте определение «Что такое проект?»

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности. 

4. Предлагаю педагогам составить типологию проектов в ДОУ (воспитателям дана классификация проектов, к данной классификации надо подобрать тип проекта)

Типология проектов в ДОУ

Классификация

Типы

По количеству

 

Индивидуальные, парные, групповые, фронтальные

По содержанию

 

Моно проекты  (1 образовательная область)

Интегративные (2 и более образовательных областей)

По продолжительности

 

Краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий, 1-4 недели); среднесрочные (от 1 месяца); долгосрочные проекты (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

Творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник).

Ролево – игровые - с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационные – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практико – ориентированные (прикладные) - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.)

Комбинированные (универсальные) - представления 
с использованием предварительно изготовленных изделий
 (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).

 

Кисилёва Л.В. все проекты разделила на типы: исследовательско-творческий, ролево – игровой, информационно-практико-ориентированный, творческий. Предлагаю педагогам определить тип проекта по содержанию.

Типы проектов в ДО (по Л.В. Киселевой)

Тип проекта

Содержание

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, исследуют, а затем оформляют результаты в виде газет или журналов, отчётов, докладов.

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Информационно-практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют ее,
ориентируясь на социальные интересы. Результатом могут быть предметы, которые используются в реальной жизни
(лук на подоконнике) или используются в оформлении группы (выращивание цветов).

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна, спектакля, постановки.

 

5. Проанализировать и воспринять проблему проектирования педагогического процесса и интеграции мы попробуем, используя метод «Шести шляп». Перед вами шляпы разного цвета, с соответствующим аспектом мышления.

Почему именно шляпы? Это тот предмет, который легко, примерить на себя. «Надевая» на себя ту или иную шляпу мы будем рассматривать нашу проблему в выбранном цвете.

Красная шляпа выражает чувства и интуицию.   В режиме Красной шляпы у участников появится возможность высказать свои чувства, которые их одолевают, решая проблему проектирования педагогического процесса, в соответствии с ФГОС (предлагаю педагогам высказать свои чувства).

Снимем Красную шляпу и примерим Белую.

Белая шляпа информационная.

Обратимся к фактам.

В июне 2013 года вышел проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 15.07.2013г. вышел доработанный вариант ФГОС по результатам общественного обсуждения.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми утверждаются следующие базовые ценности российского дошкольного образования: 

- поддержки специфики и разнообразия детства;

- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

- личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

- уважение личности ребёнка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса;

- осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной      группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет каким должно быть дошкольное образования, направленное на достижение каждым ребёнком оптимального для его возраста уровня развития с учётом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Основополагающий принцип ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Их пять:

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе; других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие  включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость способствующих правильному формированию опорно–двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Одним из оснований, по которым составлялся перечень образовательных областей –  деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:

«Физическое развитие» - двигательная деятельность;

«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;

«Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность;

«Речевое развитие» - коммуникативная;

«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность

Настроимся на оптимизм, веру в успех, поиск преимуществ. Сменим Белую шляпу на Жёлтую.

Жёлтая шляпа: логический позитив.

Сформулируйте всевозможные выгоды и преимущества ФГОС в дошкольное образование, в частности принципа интеграции образовательных областей, комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса.

Высказывания педагогов.

Подводя итог высказываний педагогов можно сделать вывод, что введение ФГОС в дошкольное образование направлено в первую очередь на обеспечение каждому ребёнку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе. Для этого необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребёнок его не получал. Однако, специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Выпускник, освоивший основную образовательную программу ДО, должен обладать, прежде всего, интегративными качествами личности, которые позволят ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Чёрная шляпа: критика.

Говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Примерив ЧЕРНУЮ шляпу, поговорим о проблемах, возникающих у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС.

Высказывания педагогов.

Итак, проблемы, возникающие у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС связаны с отсутствием Примерных программ, методических разработок, которые учитывали бы основополагающие принципы, предъявляемые к образовательному процессу в ДО на современном этапе. Поэтому во многом мы действуем по наитию. Пока не закончился переходный период, мы работаем, учитывая рекомендации наших региональных и муниципальных методических служб.

Зелёная шляпа: креативность.

Сейчас мы проведем «Мозговой штурм», который позволит найти средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей. Задача этого тренинга – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы.

Решать проблему будем на основе решения проблемы «Как заставить человека есть зеленый салат».

Давайте составим некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, уговорив человека есть зеленый салат:

- Тщательно очистить его

- Украсить салат

- Подать в необычной сервировке

- Добавить в салат необычные продукты, например, трюфели

- Придумать интригующее название

- Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

- Убедить в полезности состава ингредиентов.

А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст и применим найденные решения к реальным обстоятельствам - найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т.е. решить наш главный поисковый вопрос.

Тщательно очистить его

Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить салат

Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа)

Подать в необычной сервировке

Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме

Добавить в салат необычные продукты, например трюфели

Интегрировать с другой деятельностью

Придумать интригующее название

Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить

Убедить в полезности состава ингредиентов.

Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни.

Осталась последняя, не примеренная сегодня шляпа – Синяя шляпа (управление процессом). Она подразумевает системное мышление, организацию творческого процесса. Надев Синие шляпы, вы должны будете выполнить следующее задание: разработать проект. Но сначала давайте рассмотрим способы разработки проектов.

Системная паутинка по проекту

Познавательное развитие - ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, 
формы:

Речевое развитие 
- ведущая деятельность - коммуникативная,
 формы:

Физическое развитие -
ведущая деятельность -двигательная,
 формы
:

Социально-коммуникативное развитие - 
ведущая деятельность - игровая, 
формы:

Художественно-эстетическое  развитие -
ведущая деятельность - продуктивная, 
формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами 
формы:

«Модель трёх вопросов»

ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Содержание, то что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний, т. е. средства

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу мыслительную деятельность!

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Задание педагогам.

Вам надо разработать и записать проект способом «Системная паутинка» 

1 команда: составить системную паутинку (младшая группа)

Название проекта «Мир красоты»

Тема проекта «Чудо – коробочка с карандашами и красками».

Проблема: для чего нужны нам карандаши и краски.

Цель: способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности, через освоение детьми изобразительных материалов.

Результат проекта: составление коллективной композиции «Мы рисуем пальчиками и карандашами».

Познавательное развитие 
ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, 
формы:

Речевое развитие 
ведущая деятельность - коммуникативная,
 формы:

Физическое развитие 
ведущая деятельность -,двигательная,
 формы
:

Социально-коммуникативное развитие 
ведущая деятельность - игровая, 
формы:

Художественно-эстетическое  развитие
ведущая деятельность - продуктивная, 
формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами 
формы:

2 команда: составить системную паутинку (старшая группа)

Название проекта «Мир красоты»

Тема проекта «Кто такой художник или как рождается картина?»

Проблема: что необходимо для того, чтобы нарисовать картину.

Цель: уточнить и систематизировать представление детей о творчестве художника, формирование позиции «творца».

Результат проекта: оборудование «Мастерской художника».

Познавательное развитие 
ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, 
формы:

Речевое развитие 
ведущая деятельность - коммуникативная,
 формы:

Физическое развитие 
ведущая деятельность -,двигательная,
 формы
:

Социально-коммуникативное развитие 
ведущая деятельность - игровая, 
формы:

Художественно-эстетическое  развитие
ведущая деятельность - продуктивная, 
формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами 
формы:

Таким образом: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. 

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе. 

III Заключительная часть.

Рефлексия.   Упражнение «Градусник» 

Всем участникам раздаются градусники, на котором, нужно отметить температуру

34 – не интересно, не нужно

36 – понятно, использую в работе

38 – сложно, не понятно, страшно

Список литературы:

  1. Кисилева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006.
  3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. «Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы», - М.: Айрис - пресс, Москва, 2008 г.
  4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
  5.  Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008
  6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, N 4.
  7. Скоролупова, О. О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании. [Текст] / О. Скоролупова,  Н.Федина  //Дошкольное воспитание. – 2010. N5
  8. Скоролупова, О. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция. [Текст] / О. Скоролупова,  Н.Федина  //Дошкольное воспитание. – 2010  N7
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 



Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

КОНСПЕКТ

деловой игры для педагогов

 «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

Подготовила:

воспитатель Ломовицкая О.Ю.

2020 г

Цель:  актуализировать знания педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

- повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

- углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

- обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;

- вызвать интерес педагогов к данной теме.

Вступительное слово.

М. А. Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека»

Ребёнок - дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром.

Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой края, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине.

А что такое Родина? … Как вы понимаете это?...

Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь, и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что… »

А что по вашему мнению означает слово патриотизм?... 

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства 

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству, стране, городу (посёлку), где живёт человек.

У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Система работы по патриотическому воспитанию включает три основных направления: экологическое, историко-краеведческое, культурное. 

Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое. У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное. Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков.

Реализуется патриотическое воспитание через такие формы как:

- создание развивающей среды;

- тематические занятия;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии).

Мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы.

Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Правовая академия». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Ход игры.

Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды.

Станция № 1. Эрудиты

Вопросы командам.

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство) 

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна).

3. Что означают цвета Российского флага?

Белый (Справедливость, мир, благородство, чистоту)

Синий  (Отвагу, трудолюбие, вера и верность)

Красный  (Сила, кровь, пролитая за Отечество)

4. Что символизирует двуглавый орел на гербе России? (Единство, власть).

 Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т.е. символ верховной власти), другая – символ власти не светской т.е. духовной, власти церкви.

5. Официальная эмблема государства. (Герб.) 

6. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)

7. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации?

-Областным законодательством;

-Федеральным конституционным законом;

-Местным законодательством.

8. Назовите города федерального значения (Москва, Санкт – Петербург).

9. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - красивая.)

10. Дата принятия Конституции РФ. (12.12.1993.).Достаточно год.

11. Кто основал Москву?

(Князь Юрий Долгорукий, сын Великого князя Киевского Владимирова Всеволодовича Мономаха.)

12. Какой обычай существовал при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Необходимо было снять шапку. Нарушителей наказывали, заставляя 50 раз поклониться башне.) 

Станция № 2. Экологическая акция

Акция «Здоровая среда – дело каждого». Я предлагаю вам присоединиться к данной акции и составить свой план работы  ДОУ на лето 2016 года (на месяц).

Например:

-Создание детского экологического патруля  «Лесовичок и компания»;

-Конкурс–проектов: «Участок моей мечты»;

-Акция по озеленению территории ДОУ «Здесь - должно быть дерево»;

-Детская экспедиции в экологический центр.

Станция № 3. Знатоки русской народной культуры

Вопросы командам.

1.Перечислите русские народные песни. («Солдатушки, браво ребятушки», «Ой, то не вечер», «Во поле берёза стояла» ...). Перечисляют по очереди.

2. Перечислите русские народные потешки («Кисонька -мурысенька», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима» …) 

3.Перечислите русские народные сказки («Лиса и журавль», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», «Колобок», «Жихарка» …)

Станция № 4. «Правовая академия»

Вопросы командам.

1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка). 

В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0-18 лет).

2. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).

 С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет).

3.Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке, украв братца? (Похищение детей) 

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке).

Станция № 5. «Цветы толерантности»

Вспомним понятие слова – толерантность. Толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности.

 Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы толерантности. Я раздам вам лепестки и примеры.

Задание I команде. Сделайте цветок толерантности из основных черт толерантной личности:

- терпение;

- умение владеть собой;

- доверие;

- чуткость;

- способность к сопереживанию;

- снисходительность;

- расположение к другим людям;

- чувство юмора;

- терпимость к различиям;

- доброжелательность;

- гуманизм;

- умение слушать;

- несклонность осуждать других.

Задание II команде. Сделайте цветок толерантности, который состоит из шагов, ведущих к толерантности:

- желание быть толерантным;

- стремление человека стать лучше;

- постоянное саморазвитие (личностный рост);

- умение ставить себя на место других;

- не осуждать;

- замечать мелочи и тонкости;

- замечать особенности ситуации;

- подключать интуицию и воображение;

- расширять свой круг общения;

- знакомиться с другими культурами  (традициями);

- улучшить самоконтроль.

Рефлексия «Всё в наших руках»

На основании проведенной игры, предлагаю вам выбрать и записать основные направления нравственно - патриотического воспитания и записать их на гранях кубах.

Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам. Воспитание патриотических чувств у детей в ваших руках.

Список используемой литературы:

• Алешина. Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004

• Белая Н. Б. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004 «Серия «Библиотека руководителя ДОУ»

• Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006

• Журнал «Дошкольная педагогика» № 10, 2012 г.

 



Предварительный просмотр:

Круглый стол для педагогов

 «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»

Подготовила: воспитатель Ломовицкая О.Ю.

Цель круглого стола - актуализировать знания родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей через приобщение к национальной культуре.

Задачи:

- Обогащение представлений о формах, методах и средствах работы дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию;

- Развитие творческой активности и инициативы родителей;

- Повышение интереса родителей к расширению своих знаний о русской народной культуре;

- В игровой форме проанализировать компетенции родителей в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян.

- Вызвать интерес родителей к данной теме.

Форма проведения: Посиделки за круглым столом.

Предварительная работа: Изучение методической литературы, анкетирование родителей, подготовка материалов и оборудование для проведения круглого стола.

Материалы и оборудование: Таблички с названием команд, фишки-эмблемы, бабушкин сундук с набором атрибутов, набор масок-шапочек для инсценирования сказки «Репка», набор шумовых инструментов, аудиосистема, диск с фонограммами, блины на разносе и другие угощения для проведения чаепития.

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово

2. Практическая часть

Задание 1: Скажи пословицу иначе

Задание 2: Народная игра

Задание 3: Бабушкин сундук

Задание 4: Расскажи сказку

Задание 5: Знатоки старины

Задание 6: Игра «Живой оркестр»

3. Подведение итогов работы круглого стола

Ход:

Звучит народная музыка, родители заходят в зал, на плечах платки, и другие элементы народной культуры. Садятся по обе стороны стола. На столе самовар, бублики, чай.

Ведущая: Здравствуйте гости дорогие! Очень рада Вас видеть. Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать как? Вот, например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди (родители здороваются друг с другом). Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты (родители здороваются друг с другом).

1. Вступительное слово

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». В. В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» отметил, что для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили наши предки? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Очень часто за событиями и за сутолокою дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Стали более привычны нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию. Дeтcкий caд – этo кyльтypнo-coциaльнaя плaцeнтa для кaждoгo дoшкoльникa, гдe фopмиpyeтcя и oтpaбaтывaeтcя eгo жизненный oпыт.

Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков. Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания. Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им. Развитие волевых качеств, таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Педагоги и воспитатели Дома ребёнка в своей работе активно используют следующие методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

• Заучивание потешек, прибауток, закличек.

• Использование пословиц, загадок, поговорок.

• Чтение художественной литературы.

• Использование русских народных песен и танцев.

• Проведение русских народных игр.

• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

• Применение игрушек и изделий народных промыслов.

• Представление кукольного театра.

• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

• Рассказ о народных обычаях и традициях.

• Рассматривание иллюстраций и предметов русского быта.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал академик Д. С. Лихачев, «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Нapoднaя кyльтypa – oднo из cpeдcтв нpaвcтвeннoгo, пoзнaвaтeльнoгo и эcтeтичecкoгo paзвития дeтeй. Задача не только педагогов, но и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

2. Практическая часть

Ведущая: Дорогие гости, а давайте поиграем! Родители разбиваются на две команды, садятся по обе стороны стола. Отгадав загадки, определяются название команд: «Матрешки» и «Дымковские игрушки».

Они приветствуют друг друга в фольклорной форме.

1. « Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы матрешки вятские всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши » ( Матрёшки)

2. « Все мы барышни – красотки, подбоченившись, стоит;

Фартук, юбка и кокошник: всё сверкает и горит » ( Дымковские Барышни )

Задание 1: Скажи иначе пословицу

Команды по очереди выбирают карточку, зачитывают иностранную пословицу, находят ей аналог в русском фольклоре. По результатам игры, выдаются фишки в виде символов команды)

Ведущая: Дмитpий Ушинcкий cчитaл, чтo cиcтeмa вocпитaния пopoждaeтcя иcтopиeй нapoдa, eгo мaтepиaльнoй и дyхoвнoй кyльтypoй. Блaгoдaтный пeдaгoгичeckий мaтepиaл вeкaми нaкaпливaлcя в ycтнoм нapoднoм твopчecтвe, в фoльклopных пpoизвeдeниях, кoтopыe тaк близки и пoнятны дeтям дoшкoльнoгo вoзpacтa. В ycтнoм нapoднoм твopчecтвe кaк нигдe coхpaнилиcь ocoбeнныe чepты pyccкoгo хapaктepa, пpиcyщиe eмy нpaвcтвeнныe цeннocти, пpeдcтaвлeния o дoбpe, кpacoтe, пpaвдe, хpaбpocти, тpyдoлюбии, вepнocти.

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

1. «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

2.«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

3.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

4. «Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

5.«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает».

6.«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»

7. «На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».

8. «Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»

9. «Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет»

10. «Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».

Задание 2: Народная игра

Ведущая: Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Проводятся русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»

Задание 3: Бабушкин сундук

Ведущая:Славяне издревле отличались почитанием старших. Взаимоотношения детей и родителей в крестьянской семье строились на любви и ласке (к этому стремились, это считалось правильным, необходимым). Важным элементом народной педагогики было воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших — сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Посади деда на печь, тебя внуки посадят», «Нет дружка против родного батюшки, нет подружки против матушки».

Уважаемые гости, сейчас мы с Вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых для успешного воспитания ребенка.

Ведущая поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

В сундуке находятся:

- большая красивая книга русских народных сказок;

- альбом и краски;

- букварь;

- банка варенья, шоколад, конфеты;

- котенок;

- старинные семейные фотографии;

- игрушки бабушек и дедушек;

- открытки памятников города Ульяновска;

- картинки с изображением орденов и медалей;

- кукла, одетая в военную форму;

- пилотка;

- пряники, ватрушки;

- кулинарная книга;

- спортивные атрибуты;

- перчаточные куклы для кукольного театра;

- рыбий жир.

Задание 4: Расскажи сказку

Ведущая: Нe мeнee paзнooбpaзeн и cкaзoчный фoнд. Здecь и cкaзки пpocтыe пo coдepжaнию и фopмe («Tepeмoк», «Peпкa»), и cкaзки c зaхвaтывaющиm cюжeтoм («Koт, пeтyх и лиca», «Гycи – лeбeди»). C yдивитeльным пeдaгoгичecким тaлaнтoм вeдeт нapoд peбeнкa oт игpoвых пoтeшeк к пoэтичeckим oбpaзaм cкaзoк, oт cтpoк зaбaвляющих, ycпoкaивaющих к cитyaциям, тpeбyющим oт мaлышeй нaпpяжeния вceх дyшeвных cил. Яpкиe oбpaзы дoбpa и злa в cкaзкaх, дocтyпны и пoнятны дeтям.

Пpичeм cкaзки дeти нe пpocтo cлyшaют, oни caми вoвлeкaютcя в cкaзoчнyю игpy, oни – yчacтники и пocтaнoвщики cкaзoк, кyкoльных cпeктaклeй.

Родители при помощи масок – шапочек показываю сказку «Репка»

Задание 5: Знатоки старины

Ведущая: Народ проявлял свои творческие устремления и способности в труде и быту. В мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Сейчас я буду задавать вопросы, а игроки обеих команд отвечать на них. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

1. Какая самая распространенная на Руси обувь (Лапти)

2.Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)

3. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)

4. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

5. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

6. Назовите столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)

7. Назовите современное значение старославянского слова Длань (Ладонь)

8. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (Чёрный, красный, золотой)

9. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

10. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. (Ковш)

11. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

12. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

13. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

14. Какой языческий праздник связала народная молва с наступлением весны? (Масленица)

15. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)

16. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (Лучина)

Задание 6: Игра «Живой оркестр»

Ведущая: Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни) и другие.

Педагог С. Миропольский говорил: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца… Музыка и песня всегда отражала эмоции русской народной души.

Родителям предлагается выйти в середину зала и с помощью русских народных инструментов подыграть под мелодию « Барыня », « Коробейники», «Калинка», «Светит месяц»

3. Подведение итогов работы круглого стола

Ведущая: Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов - это критерии нравственного воспитания.

Звучит музыка « Ой блины мои блины». Выносятся блины на разносе.

Ведущая: Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины:

У них на Масленице жирной

Водились русские блины. ( А. С. Пушкин)

Русская кухня всегда отличалась большой самобытностью. Если говорить о мировой славе русских кулинаров, ни в коем случае нельзя забывать о таком традиционном блюде русской кухни, как блины. Это одно из древнейших блюд русской кухни, появившееся в языческие времена, т.е. еще до крещения Руси. Слово «блин» - искаженное от «млин» или «мелин» - изделие из намолотого, мучное блюдо.

В дни праздника опару на блины ставили потаенно, на дворе, при свете месяца. Считалось, что полночное светило помогает выпекать блины самые вкусные – рыхлые, белые блины.

«Блин»- кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее все прогревающее солнце;

«Блин»- полит растительным маслом это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам;

«Блин» - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Здоровья, солнечного тепла, и достатка.

Угощайтесь гости дорогие!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Подготовила: воспитатель Ломовицкая О.Ю.

Цель: наглядно, на примере практической деятельности показать возможность воспитания у дошкольников нравственно – патриотических качеств методом игры.

Задачи:

проанализировать педагогическую деятельность в направлении нравственно  - патриотического воспитания;

подготовить оригинальную интересную практическую часть мастер класса на базе теоретической;

мотивировать коллег на участие в подготовленной игре;

Ход:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на нашем мастере – классе. Его тема « Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольника посредством игровой деятельности»

Нравственно-патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

В разном возрасте решаются свои задачи по нравстенно-патриотическому воспитанию.

В первой младшей группе (2-3года).

Способствовать усвоению детьми общепринятых морально-нравственных норм и ценностей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Во второй младшей группе (3-4 года).

Развивать у детей элементарные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо; воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.

Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду; напоминать их имена и отчества.

Формировать первичные представления о малой родине: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; обсуждать с детьми, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.

В средней группе (4-5 лет).

Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощь, сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника, поделился игрушками и пр.

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть добрым и справедливым. Учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок; учить искренне извиняться перед сверстником за причиненную обиду.

Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Дать детям представление о том, что такое семья (это все, кто живет вместе с ребенком), дать детям первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Интересоваться тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.). Учить детей знать и называть своих ближайших родственников.

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, Родине. Воспитывать уважение к государственным символам, дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.

Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск (морской флот, ракетные войска и т. п.).

В старшей группе (5-6 лет).

Воспитывать стремление к честности и справедливости, учить уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Углублять представление ребенка о семье и ее истории. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Знакомить с народными традициями и обычиями. Рассказать о столице, гербе, флаге и гимне. О войне.

В подготовительной группе (6-7 лет).

Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. Воспитывать стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть хорошим). Расширять представления детей об истории семьи, рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей, развивать интерес к профессиям родителей и месту их работы. Продолжать развивать интерес и любовь к родному краю, расширять представления о малой родине. Расширять знания о государственных праздниках, знакомить с символикой. Рассказать о героях космоса.

Все эти задачи по нравственно-патриотическому воспитанию решаются в разных видах деятельности (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, физминутки, пальчиковые гимнастики, сказкотерапия и др.)

Я хочу остановиться на сюжетно-ролевой игре (это основной вид игры ребенка дошкольного возраста). Сюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Основными структурными компонентами сюжетно – ролевой игры являются: сюжет, содержание и роль.

Повторим особенности игры каждого возраста.

2-3 года - игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Воспитатель берет на себя роль.

3-4 года – отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет-цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый.

4-5 лет – игровые действия взаимосвязанные, имеющие четкий ролевой характер. Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль. Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

5-6 лет – переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Роли распределяются до начала игры. Дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослого.

6-7 лет – отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество).Не только роли , но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога.

Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета (предметно-развивающая среда). Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

Во-вторых, сюжетно–ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

В-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обогащение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.

Основными методами педагогического руководство детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые (включают педагога в игру) и косвенные (без воздействия педагога)воздействия на игру и играющих.

Кроме этих методов, я хочу предложить вам использование технологических карт сюжетно-ролевой игры.

Что такое технологическая карта?

Ответы участников, например, это схема игры, поэтапное описание игры.

В толковом словаре дается такое определение.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА– форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п.Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков. А я предлагаю составить и использовать технологическую карту игры – пошаговую инструкцию для детей по организации сюжетной игры. Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений. Но как же дети смогут «прочитать» технологическую карту. Конечно, только если они сами ее и составят.

Предлагаю вам пример технологической карты, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета.

А вам я предлагаю понять какие правила игры нарисованы.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус».

Цель: способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, закреплять знания и умения о труде водителя и кондуктора.

Задачи:

- образовательная (расширять представления о профессиях водителя, кондуктора, кассира; учить взаимодействовать в сюжетах с действующими лицами (водитель-пассажир-кондуктор; кассир - посетители парка развлечений); формировать умение совместно развертывать игру; закрепить названия транспортных средств.

- развивающая (развивать умение вести диалогическую речь, обогащать словарный запас);

- воспитательная (воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнёрские взаимоотношения, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, воспитывать уважение к труду обслуживающего персонала (например, водителя, кондуктора, контролера).

Оборудование: строительный материал, руль, фуражка, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.

Подготовка к игре: Наблюдение за автобусами на улице. Экскурсия на автобусную остановку. Поездка в автобусе. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус». Просмотр фильма.

Игровые роли: водитель, кондуктор, пассажиры, кассир.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, давайте улыбаться друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Говорят, что все детишки любят кататься на аттракционах в парке. Это правда?

Дети: да!

Воспитатель: хотите отправиться со мной в парк?

Дети: да!

Воспитатель: а на чем можно туда добраться? Отгадайте загадку, и вы узнаете, на чем мы поедем!

— Отвезу, куда хотите

Только вы билет купите!

За рулём сидит шофёр,

И гудит во мне мотор,

Фары круглые, как глобус –

Называюсь я …

Дети: автобус!

Воспитатель: правильно! Сегодня мы с вами отправимся в парк, а повезет нас волшебный автобус, который мы с вами сейчас построим. (Строим автобус из стульев и кубиков)

Воспитатель:Какой у нас замечательный автобус получился, вам нравиться ребята? (Да.) А кто водит автобус?

Дети: водитель.

Воспитатель: каким должен быть водитель?

Дети: внимательным, осторожным, должен знать правила дорожного движения.

Воспитатель: а давайте выберем водителя. Кто хочет быть водителем? Желающих немало. Давайте выберем по считалочке.

Один, два, три -

водителем будешь ты!

(Выбираем ребенка).

Воспитатель: ребята, а еще в автобусе работает кондуктор. Что он делает?

Дети: продаёт билеты, объявляет остановки, следит за порядком в автобусе.

Воспитатель: Я буду кондуктором. А как называют людей, которые едут в автобусе?

Дети: людей, которые едут в автобусе, называют пассажирами.

Воспитатель: а вы ребята будете кем?

Дети: пассажирами.

Воспитатель: Уважаемые пассажиры, возьмите с собой кошелечки и занимайте места! Я буду вам продавать билетики. Приготовьте одну монетку. Я билеты раздаю – в путь дорогу всех зову!

Воспитатель: У всех билеты есть, водитель есть, теперь мы с вами можем поехать в парк развлечений. «Осторожно, двери закрываются!». Следующая остановка «Парк развлечений». Ну, а мы с вами споем веселую песенку «Мы едем, едем, едем в далекие края»…

Мы едем, едем, едем.В далёкие края,

Хорошие соседи, Счастливые друзья.

Нам весело живётся, Мы песенку поём,

И в песенке поётся. О том, как мы жим

Воспитатель: Смотрите в окошко, ребятки, наша остановка. «Осторожно, двери открываются!». Выходим спокойно из автобуса, не толкайтесь, строимся с вами парами.

Воспитатель: Вот мы и пришли в парк развлечений, смотрите как тут красиво, замечательно. Я вам предлагаю сегодня покататься на машинках. Мы с вами пойдем на аттракцион, который называется «Автодром».

Воспитатель:Только на аттракцион нам нужны билетики, правда, ребятки?

Дети:(Да)

Воспитатель:Кассир наш опаздывает, что нет его долго… а может быть кто то хочет быть кассиром?(Да)

Воспитатель: Садись Имя ребенка, пожалуйста, за кассу, будешь билеты нам продавать. Пожалуйста, ребята, подходим к кассе, билет стоит одну монетку, не забываем кассиру говорит на какой аттракцион вы покупаете билет! Купили все билетики? (Да).

Воспитатель:Стройтесь в очередь, я буду контролером, буду пропускать вас на аттракцион «Автодром». Посмотрите, пожалуйста, какого цвета ваш билет, такого цвета будет руль вашей машины. Пожалуйста, проходите на машинки... Кому будут мешать кошелечки, у нас есть камера хранения можете их сдать. Все нашли свою машинку?! Никто не ошибся?! Молодцы! Итак, наш аттракцион начинается.

(звучит музыка ).

Воспитатель: аттракцион закончен, пожалуйста, автомобиль поставьте в гараж! Поставили, молодцы!

Воспитатель: Ребята, строимся парами, нам пора возвращаться в детский сад. Проходим в автобус, занимаем свои места, приготовьте пожалуйста, монетку на обратный проезд. Сохраняйте билетик до конца маршрута!!!

Ну, что ребята, поедем в детский сад «Подсолнушек»!

А давайте еще раз песенку нашу споем «Мы едем, едем, едем…»

Воспитатель: «Осторожно, двери открываются» остановка детский сад. Выходим из автобуса, мальчики пропускают девочек.

ИТОГ

-Ребята, на чём мы отправлялись сегодня в путешествие?

-Ребята, скажите, где мы были?

-Что там делали?

-Как вы думаете, на каком ещё транспорте можно путешествовать?

Нам в автобусе удобнее путешествовать, потому что в него может вместиться много людей и он может везде проехать! А вам понравилось, путешествие в автобусе?

Всем до свидания!

Вывод.

Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.

Спасибо всем за активное участие.