Мастер-классы, деловая игра, семинары-практикумы для родителей
материал


Предварительный просмотр:

Квест-игра по ПДД

«Тропа безопасности» с родителями

        Подготовила: воспитатель Магомедова А.М.

Цель: пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру. Создание радостного, весёлого настроения у детей и родителей.

Задачи:

1. Закреплять представление детей о светофоре и его сигналах, повторить дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие).

Развивать коммуникативные качества, владение эмоциями, быстроту реакций,

2. Формировать у детей умение самостоятельно принимать решения. 

3. Воспитывать безопасное поведение детей на дороге.

Материалы: светофор, дорожные знаки, жезл регулировщика, машинки, конусы. 

Ход:

Воспитатель:

-Здравствуйте, дорогие дети. Я рада приветствовать всех вас на весёлом празднике.

Предлагаем вам поучаствовать в игре «Тропа безопасности». Игра заключается в поиске и выполнении определенных заданий. Послушайте внимательно инструкцию о том, как себя вести во время игры. 

Необходимо участвовать двумя командами. У команд должен быть девиз, название, выбран командир. 

1.Команда: «Фиалка»

Девиз:

«Хочешь умным, смелым стать, много нового узнать?

К нам в "Фиалку" приходи, развивайся и расти!»

2. Команда "Колокольчик"

Девиз:

"Колокольчики" звенят, приглашают в детский сад!

Приходи, мы ждём тебя, в группе все у нас друзья!

Дружно мы в саду играем, и никого не обижаем!"

В. - Вашими помощниками в игре будут родители.

Будьте внимательны! Удачи вам!

Воспитатель:

- Ребята! Скорее сюда!Здесь письмо: «Для ребят из детского сада «Ромашка» от сотрудника ГИБДД. Давайте быстрее откроем!

Вскрывается конверт. 

«Дорогие ребята!

Я сотрудник ГИББД, попал в неприятную ситуацию, у меня пропал очень важный предмет. Без него я не могу работать. Помогите мне найти их! Надеюсь на вашу смекалку!»

Воспитатель: - Ну что, ребята, поможем?

Давайте сначала сделаем разминку.

«Правила дорожного движения в вопросах и ответах» (дети)

Это пока только разминка на внимание.

Что бы было всё в порядке, поиграем мы в загадки. Если с нами вы согласны, громко крикнете в ответ «Это я, это я, это все мои друзья». Если нет, тогда молчите.

- Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?

- Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?

- Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?

-Чтоб проветрится в автобусе немножко,

Кто высовывает и голову, и туловище в окошко?

- Знает кто, что красный свет, это значит, хода нет.

- Знает кто, что свет зелёный - означает, по дороге каждый смело пусть шагает.

- Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора.

- Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. В письме вложена карта маршрута поиска «важного предмета» и пояснение.

«Пройдите все этапы маршрута. За каждое выполненное задание вы получите пазл. В конце маршрута соберите картинку из пазлов и найдите «Важный предмет».

Пункт 1. Задание находится под мостом.

Дети ищут конверт и выполняют 1-е задание.

«Соберите знаки». Найдите и соберите знаки дорожного движения из частей, спрятанных в спортивном зале. (дети и родители)

За выполнения задания детям дают один пазл.

Дети с воспитателем читают 2-ой пункт карты. 

Пункт 2. У окна дорожный знак стоит и на нем конверт весит.

Дети ищут конверт и выполняют 2-ое задание. 

«Четвёртый – лишний» (с родителями)

Из первых букв лишних слов составить слово-подсказку. Нам в этом помогут наши уважаемые родители. 

1. Автобус, грузовик, велосипед, свёкла.

2. Ведро, мальчик, девочка, бабушка.

3. Полицейский, пожарный, продавец, енот.

4. Трактор, волк, лиса, заяц.

5. Облако, стакан, тарелка, ложка.

6. Ромашка, одуванчик, флаг, роза.

7. Собака, кошка, очки, корова.

8. Вода, рука, лёд, пар. (Из первых букв лишних слов на мольберте составляется слово: светофор.) СВЕТОФОР.

За выполнения задания детям дают один пазл.

Дети с воспитателем читают 3-ой пункт карты.

Пункт 3. На стеллаж вы поглядите, и письмо быстрей найдите.

Дети ищут конверт и выполняют 3-ое задание.

Воспитатель: - Проверим, не рассеялось ли ваше внимание. 

Игра «Три огонька у светофора». (дети)

Условия игры: ведущий показывает зелёный кружок –шагаете на месте; красный – замерли; жёлтый – хлопаете в ладоши.

За выполнения задания детям дают один пазл.

Дети с воспитателем читают 3-ий пункт карты. 

Пункт 4. У него четыре ножки.

На него разложим ложки.

Ставим вазы, чашки, кружки.

Стулья у него подружки. (Стол)

Воспитатель: правильно, стол. Найдите, пожалуйста, на столе конверт. 

(Дети находят конверт, который спрятан (наклеен) на один из столов)

Дети ищут конверт и выполняют 4-е задание.

«Путаница» (родители)

Каждая команда должна найти и собрать знаки определённого значения. Команда «Фиалка» ищет предупреждающие знаки, команда «Колокольчик» - запрещающие. 

За выполнения задания детям дают один пазл.

Дети с воспитателем читают 5-ый пункт карты.

Пункт 5. На стенд вы поглядите и конверт скорей найдите.

Дети ищут конверт и выполняют 5-ое задание. 

«Извилистая дорога» (дети и родители)

Ребята, перед вами извилистая дорога. Вам необходимо проехать на машине объезжая конусы, которые встречаются вам на пути не задев их, вернуться обратно по внешней стороне, и передать эстафету следующему участнику. (Оцениваться будет не быстрота, а аккуратность и четкость проезда, не задев конусы)

За выполнения задания детям дают один пазл.

Дети с воспитателем читают 6-ой пункт карты.

Пункт 6. У него четыре ножки,

Он не ходит по дорожке,

Он не прыгает, не скачет,

Не смеётся и не плачет.

Тихо у стены стоит –

Кто устал – присесть велит. (Стул)

Воспитатель: правильно, стул. Найдите, пожалуйста, конверт с заданием. 

Дети ищут конверт и выполняют 6-ое задание.

Загадки

Вопросы команде «Фиалка»

1. Нет движения, опасно, огонек зажегся…

Ответ (красный)

2. Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

3. Здесь не катится автобус.

Здесь трамваи не пройдут.

Здесь, спокойно пешеходы.

Вдоль по улице идут. (Тротуар)

Вопросы команде «Колокольчик»

1. Кто первый выходит из автобуса ребенок или взрослый? (взрослый)

2. Наш автобус ехал-ехал,

И к площадочке подъехал.

А на ней народ скучает,

Молча транспорт ожидает. (Остановка)

3. Он по рельсам идет,

Пассажиров везет. (Поезд)

Молодцы, дорогие ребята, уважаемые родители, вы отлично справились с заданием. 

Воспитатель:

Ребята, мы же еще не нашли важный предмет, который потерял сотрудник ГИБДД. Отгадайте загадку, что это за предмет?

Полосатая указка

Словно палочка из сказки. (жезл регулировщика)

Воспитатель: - Пазл скорее соберите и что просят Вас, найдите.

Дети собирают картинку с жезлом и подсказкой, где он находится.

(«В разноцветных мячах он лежит, черепаха сторожит»)

Ищут жезл и подводятся итоги Квест-игры.

Воспитатель: — вот и закончились ваши испытания. 

Молодцы ребята и родители, вы отлично справились со всеми заданиями. 

Ребята, вы сегодня усвоили правила движения и знаете все дорожные знаки. И запомните, ребята,как запомнила это я: что дорогу где попало вам переходить нельзя.

А теперь для ребят и всех гостей танцы под музыкальную композицию «Колесики». Спасибо всем за внимание. 



Предварительный просмотр:

Мастер-класс  для воспитателей

«Изучаем Правила Дорожного Движения»

Подготовила: воспитатель Магомедова А.М.

Цель: совершенствование форм и методов работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в ДОУ среди детей родителей и педагогов.


Ход:
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Изучаем правила дорожного движения».
Давайте представим, что мы все дети дошкольного возраста. Как известно дети очень любят играть. Как вы думаете, во что мы сейчас будем играть? (ответы педагогов).
— правильно, мы будем играть в игры по изучению Правил Дорожного Движения. Сегодня мы с вами станем «Знатоками дорожного движения»

Нашу игру начну я с загадок, слушайте внимательно:

Загадка 1.
Любишь ты велосипеды?
Знаешь радости победы!
Мчишься быстро с ветерком
А со мной не знаком?
Ездят здесь одни машины,
Всюду их мелькают шины.
У тебя велосипед?
Значит стоп дороги нет.

Какой это знак? (ответы педагогов -Движение на велосипеде запрещено)

Загадка 2.
Я приятель пешехода,
Я – водителей — гроза.
Я стою у перехода,
Нажимай на тормоза.
Пешеход! Решил дорогу
Безопасно перейти —
Это я тебе — подмога,
Поспеши меня найти

О каком знаке идет речь? (Пешеходный переход)

Загадка 3.
Я хочу спросить про знак,
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то

Отвечайте, что за знак? (Внимание! Дети)

Загадка 4.
Ты смелей иди вперед,
Трусишь ты напрасно!
Знай, что это переход-
Самый безопасный

Какой же переход самый безопасный? (подземный пешеходный переход)

Загадка 5.
В этом месте, как ни странно,
Ждут чего-то постоянно
Кто-то, сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
Место это не секрет.
Сам ты дашь сейчас ответ:
Коли ехать нам куда —
Быстро путь найдем туда!

Подскажите мне ответ? (Место остановки автобуса)

Молодцы!

Проводится игра «Дорожные знаки» с проецированием на экране

 Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Дорожные знаки» и на экране появится дорожный знак, а вы должны выполнять нужное действие.

Если это «Пешеходный переход» — то вы дружно шагаете на месте,
Если этот знак «Движение пешеходов запрещено» — стоите,
Знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» — будете гудеть «ту-ту», Ну а если знак «Скользкая дорога» — качаться с ноги на ногу.
Попрошу вас встать и начнем играть.

На экране появляются поочередно:
Пешеходный переход
Движение пешеходов запрещено
Железнодорожный переезд со шлагбаумом
Скользкая дорога
Пешеходный переход
Движение пешеходов запрещено
Железнодорожный переезд со шлагбаумом
Скользкая дорога

Воспитатели выполняют соответствующие движения.

 Воспитатель:
Молодцы: правильно выполняли задание!

А теперь я посмотрю, какие вы догадливые и смышленые. (Проводится игра «Подбери слово»)

Воспитатель:
Нет конца у строчки,
Где стоят три точки…
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец.

Пешеходный
Подземный
Надземный… переход.
Верно

Пешеходная
Велосипедная…. дорожка.
Правильно

Двустороннее
Круговое
Дорожное… движение.
Молодцы.

Объяснить надо запросто,
Будь ты мал или стар:
Мостовая для транспорта,
Для тебя… .тротуар.
Правильно

Там, где есть машин поток,
Дорожных знаков много,
Постовой свистит в свисток,
Значит там… .дорога. Верно.

Если ты спешишь домой,
Не беги по мостовой,
Не цепляйся за трамвай
И другим… не разрешай.
Молодцы.

Проводится игра «Это я..»

Воспитатель предлагает педагогам задание:
Есть еще для вас игра.
Вам понравится она.
Текст внимательно читайте,
хором дружно отвечайте.
«Это я, это я, это все мои друзья»

Кто из вас идет вперед
Только там, где переход? Это я…

Знает кто, что красный свет –
Это значит, хода нет? Это я…

Кто из вас в вагоне тесном,
Уступил старушке место? Это я…

Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора? Нет не я…

И в заключении хочу сказать:

Вижу я, что без сомненья,
Вам знакомы правила дорожного движения!
Нужно их не просто знать,
Но и точно выполнять.

На дорогах трудностей так много, без сомнения,
Но их боятся, нет у нас причин.
Потому, что правила движения,
Есть для пешеходов и машин.

Чтобы у всех было хорошее настроение,
Соблюдайте правила дорожного движения!
Спасибо за участие!



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Правила дорожного движения  нам всем нужно знать»

Подготовила: воспитатель Магомедова А.М.

Цель: формирование у родителей основы соблюдения правил дорожного движения.

Задачи:

1.Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.

2.Ознакомить родителей с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.

3.Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей и детей

Ожидаемые результаты:

  • создание условий для организации деятельности ОУ по охране и безопасности жизни детей;
  • установление прочной связи с ГИБДД;
  • разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
  • разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Ход семинара:

Перед началом  родителям предоставляется возможность осмотреть и ознакомиться с атрибутами уголка по ПДД.

1. Вступительное слово

Дорогие родители, всё чаще мы подвергаемся с детским дорожным – транспортным травматизмом. На улицах нашего села и города, и ближайших населённых пунктов, там, где мы с вами часто передвигаемся на машине или пешком, усилился поток транспорта, растут скорости движения, и нет надежды на прекращение этого. Ежедневно на дорогах нашей необъятной страны происходит около тысячи ДТП. Вопрос обучения детей правилам безопасного поведения на дороге является особенно важным в связи с участившимися случаями ДТП, в которых по статистике за последние годы первое место занимает детский травматизм и детская смертность. Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах села и города.

Сегодня мы постараемся ответить на вопросы:

- Какие факторы провоцируют участие детей ДТП?

- Как научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге?

- Вспомнить элементарные правила дорожного движения.

Сегодня на нашу встречу мы пригласили сотрудника ГИБДД, он нам расскажет о важности проблемы, обсуждаемой нами сегодня.

2. Выступление сотрудника ГИБДД.

1. Статистика дорожно - транспортных происшествий за прошедший год по городу и стране в целом. Во всех ДТП основные категории пострадавших - дети от 6 до 10 лет и подростки от 16 до 18 лет.

2. Основные причины дорожно - транспортных происшествий.

3. С возрастанием интенсивности движения на дорогах города постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья детей. Наша задача не только ознакомить детей с правилами дорожного движения, но и сформировать у них навыки безопасного поведения на проезжей части. Требовать от родителей поведения, соответствующего правилам дорожного движения, на проезжей части в обществе детей.

3. Выступление педагога

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка.

Важно знать, что могут сами дети:

Начиная с 3-4 лет:

- ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

Начиная с 6 лет:

- ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;

- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;

- они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного - мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

Начиная с 7 лет:

дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения:

- не спешите, переходите дорогу размеренным шагом;

- выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться;

- не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора;

- переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»;

- из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги;

- привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.;

- не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли;

- не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Соблюдать правило необходимо и в автомобиле

Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:

- пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку;

- если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар;

- как водитель или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки;

- во время длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней или измотают вам все нервы;

- прибегайте к альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.

В процессе обучения детей правилам дорожного движения, основная задача родителей и педагогов — сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.

Навык сосредоточения внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.

Навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.

Навык самоконтроля– ступая на проезжую часть спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.

5.Практические занятия.

Для вас первое задание. 

Вы должны разделится по парам и один из вас должен наложить жгут другому. Какая пара правильно и быстро сделает, та и победила. За каждое правильно выполненное задание, вам будут вручаться медальки, у кого больше всех наберётся медалей, тот получит звание «Знаток ПДД».

Следующее для вас задание ситуации для анализа

(Внимательно прочитайте, обсудите, ответьте на вопросы)

— Мама с сыном идут по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу. Как следовало бы поступить маме?

— Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руке мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним. Как должен отреагировать папа?

— Мама с дочерью идут по улице. Около киоска толпится народ. Мама отпускает руку девочки и подходит к киоску. Верно ли поступила мама?

(Все ответы родителей комментирует сотрудник ГИБДД, он же дает разъяснения в спорных ситуациях.)

Игра – конкурс «Самая умная семья на дороге!»

Вам необходимо ответить на вопросы.

В:Что необходимо предпринять водителю личного автомобиля, прежде чем везти ребёнка в школу?    

Р: проверить исправность детского кресла, пристегнуть ребёнка.

В: Можно ли перевозить ребёнка на переднем сиденье?

Р: нет

У: Какой свет светофора разрешает переходить дорогу?

Р: зелёный

В: Где можно переходить дорогу? 

Р: по пешеходному переходу, подземному переходу, наземному переходу, по «зебре», у знака «Пешеходный переход»

В: Что должен знать каждый школьник и каждый водитель? 

Р: ПДД

В: Как должны размещаться дети в автобусе во время экскурсии? 

Р: занимать индивидуальные сидения

В: Что должны иметь дети, идущие в колонне через дорогу? 

Р: красные сигнальные флажки в начале и в конце колонны

В: Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

В: Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус?

В: С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дороге? 

Р: с 14 лет

В: Почему опасно играть с мячом вблизи дороги?

В: Что означает жёлтый сигнал светофора? Можно ли переходить дорогу на него? 

Р: внимание, нет

В: Где следует ожидать автобус, троллейбус?

В: Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?

 Выводы:    и так, дорогие, родители, у вас хорошие знания правил дорожного движения! Наш совет: помните их никогда не нарушайте!

Игра «Дорожные знаки».

Родителям раздаются дорожные знаки (дидактический материал). Далее учитель зачитываются назначения этих знаков. Родитель должен быстрее остальных поднять нужный знак. Выигрывает тот, кто больше всех поднимет нужных знаков.

«Движение пешеходов запрещено»

Обычно этот знак устанавливается на участках дорог, где отсутствуют тротуары и обочины, а движение по проезжей части может быть опасным.

«Движение на велосипедах запрещено»

Запрещается движение велосипедов и мопедов.

«Железнодорожный переезд без шлагбаума»

Предупреждает о приближение ЖД переезда.

«Дети»

Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.

«Велосипедная дорожка»

Разрешается движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки).

«Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»

Остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств

«Пешеходный переход»

специальная область на проезжей части дороги, выделенная для перехода на другую сторону улицы или дороги,

«Подземный пешеходный переход»

это тоннель, предназначенный для движения людей, проходящий под проезжей частью, рекой или железнодорожными путями

6. Рефлексия

А теперь, уважаемые родители, нам бы хотелось, чтобы вы высказались о том, насколько полезна для вас была наша сегодняшняя встреча, а также хотелось бы услышать ваши пожелания к нам по обучению детей правилам дорожного движения.

Родители - пример для своих детей. Уберечь ребенка от травматизма на дороге – задача, как педагогов, так и родителей. Поэтому в домашних условиях обучайте детей дисциплинированному поведению на улице, соблюдению ими правил дорожного движения.

Чтобы всё сказанное на этом СЕМИНАРЕ запомнилось вам, мы предлагаем «Памятку по ПДД». Чаще читайте её и обсуждайте различные дорожные ситуации с вашими детьми.

Здоровья вам и вашим детям!



Предварительный просмотр:

Круглый стол  для родителей

«Знает Правила семья – значитзнаю их и я

Разработала:

воспитатель Магомедова А.М.

Цель круглого стола: организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.

Задачи:

• Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.

• Обратить их внимание на психологический аспект проблемы.

• Познакомить родителей с методами обучения детей ПДД.

Предварительная работа:

1. Заинтересовать участников изучением данной темы - провести анкетирование.

2. Подобрать методическую литературу, иллюстративный материал, игры по теме правила дорожного движения.

3. Подобрать реквизиты для игровой, познавательной деятельности.

4. Изготовить памятки для родителей по ПДД.

5. Проведение бесед с детьми по ПДД.

6. Составить план мероприятия.

Материал:

- 3 стола, накрытые красной, желтой и зеленой скатертью;

- карточки для родителей «Психофизиологические возможности восприятия дошкольниками дорожной среды»;

-настольная игра по ПДД: макеты дорожных знаков, машин, домов, людей;

-мультимедийная система для показа видеороликов;

-картинки на классификацию видов транспорта;

-книжка-раскладушка «Памятка для родителей по ПДД»;

-мяч для игры.

Используемые технологии:

• Анкетирование с предложением нарисовать безопасный маршрут от дома до детского сада (приложение 1).

• Беседы, наблюдение, обсуждение.

• Рекомендации и памятки для родителей.

• Игровое, художественное слово, наглядность, проблемная ситуация, вопросы причинно-следственного характера.

• Подвижные игры.

• Использование мультимедийной системы для показа видеороликов.

Интеграция образовательных областей:

Здоровьесбережение.

• Дидактическая подвижная игра «Игра в мяч».

Безопасность.

• Беседа- рассуждение «Психофизиологическими возможностями восприятия дошкольниками дорожной среды».

• Игра «Наша улица».

Познание.

- Рассматривание плакатов " Правила дорожного движения", " Наш помощник- светофор", " Знаки дорожного движения", " Улица города".

Развитие речи.

Чтение художественной литературы.

Художественное творчество.

Оформление каждой семьей странички для папки «Безопасный маршрут от дома в детский сад»

Ход:

1. Вступительное слово воспитателя.

- Здравствуйте уважаемые родители!

Я предлагаю Вам разделиться на три команды, а помогут нам это сделать 3 стола.

Родители садятся за столы, покрытые красной, зеленой и желтой скатертью. На каждом столе стоят таблички, которые между собой составляют важную формулу:

Предвидеть + научить = уберечь!

Красный цв. + желтый цв. = зеленый цв.

Воспитатель:

-Сегодняшний круглый стол я бы хотела посвятить правилам дорожного движения. Потому что проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных и острых. Увеличивается не только население нашего города, но и количество автомобилей. Всё это связано с возможностью возникновения ДТП. А ребёнок нередко недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге.

-Поэтому нашей с вами задачей является, как можно раньше начать объяснения нашим детям об опасности, которые их подстерегают на дорогах. А родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Следовательно, находясь с ребенком на улице, вы должны сами соблюдать правила дорожного движения.

-Уважаемые родители, чтобы уберечь детей от ДТП, мы должны с вами предвидеть то, что не могут предвидеть дети в силу своего возраста. Поэтому сейчас мы с вами познакомимся с психофизиологическими возможностями восприятия дошкольниками дорожной среды.

-Пожалуйста, те, кто сидит за красным столом, примите участие в беседе. У вас на столе лежат карточки, давайте с ними ознакомимся:

• В силу своего возраста дошкольники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части.

• Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их видит и обязательно объедет.

• Они не способны заметить приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценить дорожную ситуацию

• У дошкольников другие особенности слуха. Им сложно определить, откуда слышится звук. Они реагируют только на те звуки, которые им интересны.

• Не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот.

• Они боятся больших грузовых машин, автобусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

• Из – за своего небольшого роста они не могут целостно обозревать происходящее на дороге.

• Не сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий.

• В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются. Чем труднее ситуация, тем сильнее торможение.

Воспитатель:

-Итак, подведем итог, психофизиология показывает, что у дошкольников не развито боковое зрение, а время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет больше времени, чем у взрослого.

-Предлагаю посмотреть видеоролик «Глазами детей», он поможет еще раз нам закрепить прочитанное.

- Спасибо! Теперь перейдем к следующему столу - желтому.

- Модель грамотного безопасного поведения на улице и дороге ребёнок усваивает в дошкольном возрасте. Иные мамы и папы надеются, что такое поведение детям привьют в детском саду. Но уважение к Правилам дорожного движения, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители.

Очень распространённая ошибка родителей – действие по принципу «со мной - можно». Если вы показываете ребёнку на собственном примере, как перебежать дорогу на красный свет светофора – будьте уверены: оставшись один, он попытается повторить этот трюк.

-Мы сейчас с вами на примере настольной игры «Улицы города», которую мы разработали сами, повторим важные правила безопасного поведения на дороге. В эту игру с удовольствием играют дети в группе и в процессе нее разучивают правила движения.

-Но чтобы приступить к игре, мы должны с вами ориентироваться на возраст детей. Поэтому на плакате можно ознакомиться с содержанием работы для детей 4-5 лет:

1. Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом.

2.Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.

3.Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.

4. Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.

По каждому пункту мы ведем обсуждение:

1. Виды транспорта мы изучаем по наглядным картинкам и на прогулках, конструируем из бумаги, рисуем, лепим.

2. По второму вопросу родителям предлагается поиграть на макете «Улицы города», закрепляя основные понятия улицы.

3. Изучая третий пункт, родители знакомятся с дорожными знаками, располагая их на макете, и возможными вариантами игры с ними.

Здесь воспитатель показывает видеоролик «Переход», где героиня сказок, баба Яга, знакомит детей с пешеходным переходом. Объяснить родителям, что этот и другие видеоролики используются в работе с детьми.

4. Обсуждая последний вопрос, родители вспоминают правила дорожного движения и правила поведения в транспорте, используя наглядный материал.

-Также мы подготовили памятки для вас, родителей, по ПДД, с ними вы можете ознакомиться в данной папке - раскладушке.

Памятка для родителей по ПДД

«Обучение детей наблюдательности на улице»

- Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.

- Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь,научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание.Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.

- При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.

- При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.

- Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.

- Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.

- Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.

- Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.

- Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

Памятка для родителей-водителей

«Правила перевозки детей в автомобиле»

- Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи).

- Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем кресле или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.

- Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.

Памятка для родителей

«Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»

-Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д.

-На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.

-Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

-При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.

«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

- Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.

-Игры на проезжей части и возле нее.

- Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.

- Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигналы светофора.

- Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.

- Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.

- Незнание правил перехода перекрестка.

- Хождение по проезжей части при наличии тротуара.

- Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.

- Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.

Воспитатель:

- Молодцы! И теперь переходим к заключительному зеленому столу.

Хочется прочитать такие строки:

Правила дорожного движения-

Это часть Таблицы Уважения:

Пешехода надо уважать,

На него не надо наезжать.

И прошу вас уважать шофёра,

Каждый может стать шофёром скоро.

Если рядом путь перебегать,

Можем мы шофёра напугать.

Нужно всем участникам движения

Соблюдать Законы Уважения!

-Поэтому я приглашаю вас сейчас стать участниками игры, где мы закрепим наши знания и можем поиграть в эту игру с своими детьми.

«Игра в мяч»

Цель: закрепить знания родителей о правилах дорожного движения, знаках светофора.

Ход игры:

Воспитатель с мячом встает в центр круга и бросает родителю мяч,

одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч воспитателю.

Игра проводится со всеми взрослыми по очереди.

Воспитатель: По дороге кто идет?

Взрослый: Пешеход.

Воспитатель: Кто машину ведет?

Взрослый: Водитель.

Воспитатель: Сколько «глаз» у светофора?

Взрослый: Три глаза.

Воспитатель: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?

Взрослый: Стой и жди.

Воспитатель: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Взрослый: Подожди.

Воспитатель: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Взрослый: Можете идти.

Воспитатель: Идут наши ножки по пешеходной.

Взрослый: Дорожке.

Воспитатель: Где мы автобус ждем?

Взрослый: На остановке.

Воспитатель: Где играем в прятки?

Взрослый: На детской площадке.

Воспитатель:

-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и в заключении,хочется сказать:

-Вырастить из детей дисциплинированных пешеходов, уберечь их от аварий, обязаны помочь все, кто непосредственно общается с ними. Это долг каждого взрослого. Поэтому очень необходимо в данном направлении наше с вами сотрудничество.

-Взрослым необходимо помнить о том, что встал ребенок на ноги – он уже пешеход, сел на велосипед – он водитель, поехал в автобусе – пассажир. И везде его подстерегает опасность. Поэтому взрослые ответственны за здоровье детей и должны обеспечить им максимальную безопасность – научить правилам поведения на дорогах.

-Спасибо за участие!

Приложение 1.

Оценка и нанесение на карту опасных мест по пути ребенка в детский сад

(анкета для родителей)

Эта анкета предназначена для определения потенциально опасных мест (улиц, перекрестков и переходов через дорогу) на пути Вашего ребенка в детский сад. Анкеты заполняются с целью привлечения внимания к детскому дорожному травматизму, а также для устранения опасных мест на пути в детский сад. Анкеты сдаются воспитателям. Кроме того, мы надеемся, что совместно с ребенком Вы пройдете опасные места так, как это необходимо с точки зрения безопасного поведения на дороге, потому что проблемы не будут решены сразу. На обратной стороне Вы найдете советы по повышению безопасности Вашего ребенка по дороге в детский сад.

Детский сад ___Группа___

1. Назовите самое опасное место по дороге Вашего ребенка в детский сад (например, перекресток улицы Х и улицы У)

___

2. Это опасное место, когда мой ребенок:

1. идет пешком

2. едет на велосипеде

3. едет в машине

4. едет на рейсовом автобусе

3. Почему это место опасно или пугает Вашего ребенка?

___

4. Что, с Вашей точки зрения, можно было бы сделать для повышения безопасности в данном месте?

___

5. Схематично Вы можете обозначить опасные места. Здесь также можно отметить, что еще Вы считаете небезопасным для Вашего ребенка по дороге в детский сад.

Так Вы сможете способствовать безопасности своего ребенка по дороге в детский сад.

• Выберите наиболее безопасный маршрут с наименьшим количеством переходов через дорогу. Из возможных мест перехода через дорогу выберете самый легкий и безопасный с точки зрения Вашего ребенка. Научите его пользоваться велосипедными и пешеходными дорожками, когда это возможно.

• Пройдите вместе с ребенком путь до детского сада, покажите ему новые маршруты и продемонстрируйте безопасное поведение на них.

• Обратите особое внимание на безопасный переход дороги. Выберите для перехода место с хорошей видимостью (желательно регулируемое светофором). Объясните ребенку, что необходимо сначала остановиться, посмотреть и послушать. Так он успеет спокойно определить, свободен ли путь.

• Примите для себя решение, когда наиболее безопасным для ребенка будет идти в детский сад: пешком, ехать на велосипеде или на другом виде транспорта. Добираясь до детского сада пешком (в отличие от поездки на автомобиле, ребенок знакомится с дорожной средой, получая одновременно физическую нагрузку.

• Если Вы возите ребенка в школу на машине, останавливайтесь у детского сада так, чтоб это не создавало опасности для детей, а также чтобы Вашему ребенку не приходилось переходить дорогу. Торопясь в детский сад, дети не всегда замечают приближающиеся транспортные средства.

• Позаботьтесь о том, чтобы Ваш ребенок пользовался индивидуальными средствами безопасности: велосипедный шлем, светоотражатель и ремень безопасности. Сами тоже пользуйтесь ими.

• Расскажите ребенку о том, что он должен сам всегда заботиться о своей безопасности как один из участников дорожного движения. Обычно дети слишком полагаются на других дорожных пользователей. Особенно внимательным надо быть при переходе через дорогу, поскольку ситуация меняется очень быстро.



Предварительный просмотр:

Деловая игра для детей и родителей

«Знайте правила движения!»

Подготовила: воспитатель Магомедова А.М.

Цель:

— популяризация Правил дорожного движения.

— Воспитание детей законопослушными пешеходами на примере родителей.

Участники игры: Семейные команды в составе: папа, мама и ребёнок.

Ход игры:

Воспитатель: Перед началом игры необходимо предоставить слово инспектору ГИБДД, который может рассказать о необходимости знания и соблюдения Правил дорожного движения и о том, что многие мамы и папы — водители, а значит, обязаны знать правила. Дети — пешеходы и водители велосипедов, а значит, тоже участники дорожного движения и им также необходимо знание дорожной азбуки. И конечно, необходимо пожелать всем командам удачи.

Ведущий представляет команды и членов жюри.

Задания игры

1. Знатоки дорожного движения

Папам и мамам предлагается решить билет, по которому принимается экзамен в ГИБДД, а детям ответить на вопросы для пешехода и велосипедиста.

Примерное содержание билета для ребёнка см. в приложении.

2. Оказание первой медицинской помощи

Можно предложить разные варианты: мама и ребёнок оказывают первую помощь папе или мама и папа оказывают первую помощь ребёнку. Для придания большей зрелищности лучше, если это будут задания по наложению различных видов повязок, шин.

3. Вопросы из истории дорожных правил

1. Предшественником чего можно считать сказочный камень с надписью «Налево пойдёшь — коня потеряешь, направо пойдёшь — сам пропадёшь!» (Дорожных знаков.)

2. В России это появилось впервые в Одессе в 1891 году и в Петербурге в 1895 году. (Автомобиль.)

3. В 1929 году на улицах Москвы появился человек, который, стоя в определённом месте, поворачивал стрелку на круге. Что это было? (Первый светофор. Круг был трёхцветным, стрелку поворачивали на нужный сигнал светофора.)

4. Назовите самые первые в истории дорожные знаки. («Неровная дорога»«Поворот»«Перекресток»«Пересечение с железной дорогой».) Можно начислять по одному баллу за каждый правильно названный знак.

5. Где появился первый светофор? (В Лондоне.)

6. Что означает слово «шофёр»(Кочегар.)

4. Паззломания

Каждой команде вручается разрезанный на небольшие куски дорожный знак. Необходимо быстро собрать его и назвать.

5. Велосипедист

Если игра проходит в спортзале, можно сделать одним из заданий игры фигурное вождение велосипеда, подготовив для этого несколько этапов«змейка»«качели» и т. п. Можно дать это задание всем членам команды, можно только детям. При наличии необходимого количества инвентаря можно сделать задание папам по накачиванию велосипедного колеса на скорость.

6. Спортивная эстафета

На трассе эстафеты ставятся вешки с дорожными знаками: объезд слева или справа, проезд без остановки запрещён, круговое движение — в конце эстафеты, а на старте — въезд запрещён. Участникам вручаются игрушечные автомобили на верёвочке, которые необходимо провести по трассе эстафеты,соблюдая правила: объехать вешку справа или слева, остановиться перед знаком, объехать последнюю вешку по круговому движению справа, а на обратном пути передать автомобиль следующему участнику перед знаком «въезд запрещён». Выполняют задание по очереди все члены команды. Эстафету можно провести ещё одним способом. Поставить на скейтборд ребёнка, а родители должны провести его по трассе на скорость.

7. Автомульти

Участникам предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

2. Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (Вареньем)

4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)

5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

6. На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолёте)

7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)

8. На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде)

9. Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот

Задом наперед,

А за ним комарики.

На чем летали комарики? (На воздушном шарике.)

10. На чём катался Кай? (На санках)

11. На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)

12. В чём плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»(В бочке)

8.Загадки по дорожным знакам:

Форма странная у знака,

Больше нет таких, ребята!

Не квадрат он и не круг,

А машины встали вдруг.

(«Движение без остановки запрещено»)

Тормози скорей, шофёр!

Можно врезаться в забор!

Кто нам путь загородил

И дорогу перекрыл?

(«Железнодорожный переезд со шлагбаумом»)

Видно, строить будут дом —

Кирпичи висят кругом.

Но у нашего двора

Стройплощадка не видна.

(«Въезд запрещён»)

Привлекает всё внимание

Знак со знаком препинания.

Может, пропускает он

Тех, кто с азбукой знаком?

(«Прочие опасности»)

Белый круг с каёмкой красной —

Значит, ехать не опасно.

Может, и висит он зря?

Что вы скажете, друзья?

(«Движение запрещено»)

Ведущий предоставляет слово жюри для подведения итогов и награждения.

Во время выполнения командами заданий 1 и 4 необходимо продумать задания и вопросы для зрителей. Это могут быть загадки, вопросы по Правилам дорожного движения, угадывание знаков и т. д.

Приложение

1. Можно ли переходить дорогу, если она просматривается в обоих направлениях?

а) Можно *

б) Нельзя

2. Кто пользуется преимуществом на пешеходном переходе, обозначенном разметкой «зебра»?

а) Пешеходы*

б) Водители

3. Какие меры наказания применяют к пешеходам, нарушившим Правила дорожного движения?

а) Штраф*

б) Предупреждение*

в) Заключение под стражу

4. Что должен предпринять пешеход, двигаясь по проезжей части в тёмное время суток?

а) Применять прибор ночного видения

б) Применять светлую одежду

в) Прикреплять к одежде световозвращатели*

г) Не ходить в тёмное время суток

5. Что должен делать пешеход, переходящий улицу, при приближении спецтранспорта с включённым проблесковым маячком красного или синего цвета?

а) При зелёном сигнале светофора продолжить переход

б) Освободить проезжую часть, а в случае нахождения на тротуаре воздержаться от перехода*

в) Немедленно остановиться

6. Можно ли переходить дорогу со сплошной разделительной полосой вне пешеходного перехода?

а) Можно

б) Нельзя*

7. Что обозначает мигание зелёного сигнала светофора?

а) Скорую смену сигнала

б) Что перекрёсток является нерегулируемым

в) Движение запрещено *

8. Каким правилам подчиняется велосипедист, если он ведёт велосипед рядом с собой?

а) Правилам для водителей

б) Правилам для пешеходов *

9. Какие из перечисленных ситуаций могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий?

а) Переход дороги в неустановленном месте *

б) Игры на проезжей части *

в) Хождение по проезжей части*

10. Как безопаснее обходить автобус?

а) Спереди

б) Сзади

в) Подождать, пока автобус отъедет от остановки, и осуществить переход проезжей части в соответствии с требованиями Правил дорожного движения*

Примечание. Знаком «*» отмечены правильные ответы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Мастер-класс «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе» Подготовили воспитатели: Магомедова Альбина Мажитовна , Рахмадуллина Алигуль Салахидиновна . Пыть -Ях – 2022 г.

Слайд 2

Мастер-класс «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе» Цель : представить методические приёмы работы с родителями по обучению их игровым действиям , развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста произвольные когнитивные процессы (внимание, память, мышление, психомоторные функции и навыки элементарной учебной деятельности. Увидев, что многие родители заинтересованы успешно подготовить к школе своих детей , а незнание, как это сделать в более увлеченной и доступной форме, подтолкнуло нас на разработку комплекса упражнений игрового характера , ведь именно в игре ребенок может чувствовать себя уверенно и раскрепощено. К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе ? Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника . Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника . Именно в игре ребёнок действует , как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры. В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал. Очень важный аспект процесса игровой деятельности : ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый. Выгодский Л. С. подчёркивал, что личность ребёнка формируют четыре фактора : наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка . В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребёнка . Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда , мотивирует ребёнка к деятельности , также способствует развитию ребёнка . Вот поэтому важно родителям обучать ребёнка играм , вырабатывающим произвольные процессы, умение следовать речевой инструкции, правилу, управлять своим вниманием, памятью, мыслительными действиями. Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому. Поэтому давайте поиграем в игры, которые так необходимы вашим детям. (В данной публикации представлены некоторые варианты игровых упражнений , более полный комплекс предложен в специально разработанной картотеке)

Слайд 3

Игры на развитие функций внимания Игра «Правая - левая» Цель : совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, речевые навыки и активизацию взаимодействия полушарий мозга . Описание игры. Взрослый читает ряд слов с твёрдыми и мягкими согласными в конце слова. В паузах между словами ребёнок поднимает руку : правую - если окончание твёрдое и левую, если окончание мягкое. Варианты слов: брат, нож, был, мель, брать, ел, рожь, хор, уголь, мел, стал, ель, ток, быль, пыл, вес, жарь, пыль, жар, лаз, цепь, воз, петь, печаль, трус, хруст, грусть, шаг.

Слайд 4

Игры на операции аналитического мышления Игра «Что я загадал?» Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь. Условие игры: на вопросы можно отвечать только «Да» или «Нет». Взрослый загадывает предмет. Ребёнок задаёт вопросы, например: «Он живой или нет?», далее, если неживой: «Он сделан человеком или нет?» и т. д. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями.

Слайд 5

Игра «Потерянные вещи» Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь. Описание игры. Взрослый говорит ребёнку, что рассеянные люди, случается, теряют вещи и забывают их названия. В каждом городе есть «Стол находок», где собирают потерянные вещи. Человек, потерявший вещь, может обратиться в «Стол находок», но ему нужно точно рассказать, какая она. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Стол находок». Представить себя рассеянным человеком, позвонить, по телефону» и описать потерянную вещь. Взрослый должен отгадать, он в игре - оператор. Пример. Рассеянный: «У меня потерялся 1) розовый, в горошек, сделан из шёлка и металла; 2) с длинной металлической ручкой; 3) он открывается и закрывается; 4) под ним я не промокаю». Отгадывание поэтапное, чем меньше попыток, чем быстрее произойдёт отгадывание, тем успешнее процесс отгадывания. Можно использовать в игре песочные часы. Взрослый и ребёнок затем меняются ролями.

Слайд 6

Цель: Сформировать навык – правильно держать карандаш, ручку, совершенствовать моторные функции. Многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. В этом случае, можно воспользоваться методом метки. Поставить кружки на точки соприкосновения руки ребёнка с ручкой. Должно получиться три метки. Одна - на ручке, вторая - на подушечке указательного пальца, третья - на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка. Развитие психомоторных действий Постановка руки Игра «Зеркало» Цель: Сформировать навык правильного изображения букв, цифр. Если ребёнок « зеркалит », то следует вспомнить, что подобное лечится подобным. Продиктуйте, ребёнку буквы, цифры, которые он пишет обычно неправильно. А потом приставьте зеркало. Пусть ребёнок сравнит зеркальное изображение с тем, что написано на листе. Пусть напишет буквы и цифры так, как они в зеркале.

Слайд 7

Игра «Буквы по воздуху» (Упражнение можно использовать в качестве разминки) Цель: Совершенствовать процесс запоминания букв, цифр. Метод дермолексии . Взрослый «пишет» буквы пальцем на спине ребёнка, а ребёнок должен отгадать какую букву или цифру, геометрическую фигуру изобразил взрослый. Затем меняются ролями. «Отстукивание простых ритмических рисунков» Цель: Формировать чувство ритма, психомоторные функции Предложить ребёнку упражнение – отстукивать простые ритмические рисунки подушечками пальцев обеих рук по подражанию.

Слайд 8

Эти методические приёмы игровой деятельности, в том числе по отзывам родителей, действительно способствуют подготовке детей к школе. Родители оценили значение и важность игры, как эффективного средства обучения и развития ребёнка, способа сближения взрослых и ребёнка в ситуации семейного воспитания, что так же немаловажно. В словесные игры можно играть во время прогулки, в поездке, на отдыхе, они не требуют дополнительного времени для специальной организации.

Слайд 9

Спасибо за внимание!