Главные вкладки

    ОПЫТ РАБОТЫ. « Играем по системе ТРИЗ».
    статья по теме

    Горельская Ирина Александровна

    Опыт  работы  с детьми  старшего  дошкольного  возраста  показал:

    одним средств  развития  творческого  познания  может  стать  использование

    алгоритма  решения  изобретательских  задач при разрешении  проблемных ситуаций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty_triz.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОПЫТ  РАБОТЫ.

    « Играем  по  системе   ТРИЗ».

    Опыт  работы  с детьми  старшего  дошкольного  возраста  показал:

    одним средств  развития  творческого  познания  может  стать  использование

    алгоритма  решения  изобретательских  задач при разрешении  проблемных ситуаций.

    Ситуация – ( задача,  которую  необходимо решить)перед  -  противоречия   (должен  потому что….,  и не должен,  потому что…) -  идеальный конечный  результат  (  оптимальный  результат, полученный с наименьшими затратами)  -  вещественно-  полевые  ресурсы  ( нахождение

    внешних   и  внутренних ресурсов,  при  использовании  которых  можно

    получить  оптимальный  результат)  -  анализ  задачи. 

    Дети  овладевают  алгоритмом  в  два  этапа.

    Первый  этап.  Знакомим  детей   с  каждым  компонентом  в  отдельности

    (  можно  в игровой  форме).      Помогает  увидеть  в  окружающей  действительности  противоречия  и  научить  их  формулировать.  Упражняет  в нахождении  вещественно-  полевых  ресурсов.

    Второй  этап.   Детям  предлагаются  проблемные  ситуации,  которые  они

    разрешают  с помощью  алгоритма.

    Краткое  описание   игр   используемых  на  первом  этапе.

             

          Игры  на  знакомство   с  противоречиями

            «Черное  -  белое»

    Стоя   перед группой  детей,  держит  в  одной  руке  черный  круг,  а другой

    белый.   Подними  черный  круг,   предлагает  назвать   отрицательные  качества  какого -  либо  объекта  или  явления, а  поднимая  белый круг- положительные.

       

            «  Вперед -  назад»

    Детям  предлагают проанализировать  объект,  сказав,  чем  он  удобен  и не удобен   или   чем  он  нравится  или  не  нравится.  Условия:   называя  положительное  качество,  ребенок  делает шаг  вперед;   отрицательное

    шаг  назад.

             «Правый   фланг  - левый  фланг»

    Называя   положительное   качество ребенок  должен  встать  по  правую

    руку  воспитателя,  называя  отрицательное  качество  -  по левую руку.

             « Найди   и  угадай»

    Кто- то   из  детей   загадывает  объект,   называя  его положительные  и  отрицательные качества.  Дети  должны  его  отгадать.

     

             

            «  Успей»

    Выбирается  ведущий.   Он   должен   назвать  объект,  который  будут   анализировать   участники  игры.   Их  задача   найти  положительное  и

    отрицательное    в  данном  объекте  и   перейти  на  другую  сторону  площадки.  Ребенок,  не  сумевший  сказать,  чем   хорош  и  чем  плох

     объект,  должен  успеть  перебежать  на   другую  сторону  площадки,  прежде  чем  водящий  дотронется  до  него.  Если  он  не  успеет  это  сделать

    ребенок   становится  новым  ведущим.

          «  Кто  впереди»

    Дети   делятся  на   две  команды.   Выбирается  объект  для   анализа.  Одна команда  говорит  о  позитивных  свойствах  этого   объекта  и  делает  шаг  вперед.   Другая   команда  говорит  о  его  негативных  свойствах  и  тоже делает   шаг      вперед.  Побеждает   та  команда,  которая   первой  приходит

    к    финишной  черте.

         «Сумей  в  плохом  найти  хорошее»

    Детям   предлагается  назвать  положительные  черты   отрицательных  героев  знакомого  им  художественного  произведения   и  отрицательные черты   положительных  героев  этого  произведения.

         

          «  Зачем?   Какой?»

      Дети  делятся   на  две  команды   «Зачем»  и   «Какой».  

    Первая  команда   придумывает  способы  использования  какого- нибудь

    объекта,   например  чистого  листа  бумаги  (  рисовать,   вырезать,   промакивать  и  т.  д.).

    Вторая   команда   оценивает  ( хорошо – плохо)  тот или  иной  способ и  обосновывает  свою  оценку.

         «   По  кругу»

    Дети  садятся  в  кружок.  Один   ребенок  называет  положительное

    качество  какого- либо объекта,  следующий  за  ним -  отрицательное

    и  т.д.

         «  Х»  и   «П»

    Дети   выбирают  фигурки,  на  обратной   стороне  которых  написаны  буквы  «Х»  или  «П».  Так  они  делятся  на  две  команды.   Определив  объект  для  анализа,  команда  « Х»  называет,  чем  он  хорош,  а   команда

    «П»-  чем  плох .  За  каждый  правильный  ответ  дается жетон.          Побеждает  та  команда,  которая  наберет  больше  жетонов.

       Игры  на  нахождение   ресурсов

     

            « Кот  в  одном  сапоге»

    Кот  из  сказки  «  Кот  в  сапогах»  потерял сапог.  В  одном  сапоге  ходить

    неудобно,   босиком  он  ходить  отвык.   Как  теперь  быть коту?

              «Вот   так  игра

    Ира  потеряла  в школе варежки,  искала,  но  не  смогла  найти,   а     

     на   улице  очень  холодно  и  далеко.  Как   дойти до него,  не  заморозив  руки?

             «  Маша  и  медведь»

    Маша  дружна  с медведем  и  часто  ходила  к  нему  в  гости.  В  очередной  раз  собираясь  навестить своего друга.  Маша  напекла  пирожков  и  положила   их  в  узелок.  Она  долго  шла  через  густой  лес,  случайно  зацепилась  узелком  за куст -  он  порвался,  и  пирожки рассыпались.

    Как Маше  донести  их  до  места,   где  живет  медведь?

           «  Помоги  Золушке»

    Золушка   замесила  тесто.  Когда  надо  было  раскатать его,  обнаружила,  что  скалки  нет.  А мачеха  велела  к  обеду  испечь пироги.    Чем  Золушке раскатать  тесто?

     

           « Подготовка  к  празднику»

    Зайчиха  решила  устроить  праздник  в  честь  дня рождения своей  дочери.

    «Гвоздем программы»  должно  было  стать   печенье  разной  формы.

    Зайчиха  обошла все  магазины  в  округе,    но    формочке  для   печенья   купить не  смогла.   С  помощью   чего  Зайчиха   сможет  изготовить печенье

    разной   формы?

           «  Рассеянный  Петя»

    Решив  отправиться  в   поход,   дети  договорились,  кто  что с  собой  возьмет.   Уложив  рюкзаки,  рано  утром  отправились  за  город  на   электричке.  Вот  и  нужна   им  станция.   Все  вышли,  поезд дал  гудок

    и   скрылся  за  поворотом.    И   тут  обнаружилось,   что  Петя,   который  

    « славился»  своей   рассеянностью,  оставил   в   вагоне  свой  рюкзак.  

    А  в  нем  были  палатка,  небольшая  лопатка,  котелок  и  спички.

    Все   очень расстроились  кроме  Марины,  которая  предложила  подумать

    и   найти  выход  из  положения.   Как провести ночь   в  лесу  без  палатки?

    Как  обойтись  без  котелка,  лопатки  и  спичек?

     

    Игры   на нахождение  внутренних  ресурсов

          «  Открытки  для  Дины»

    Диана  коллекционирует   открытки и  друзья  (  а  их  у  нее  20)  решили  подарить  ей  на  день  рождения   красивые открытки.   В последний  момент

    выяснилось,  что все  открытки  совершенно  одинаковые.   Одну  из  них Дина   приобщила  к своей  коллекции.  Что делать с  оставшимися  девятнадцатью?

             « Красная   шапочка»

    У   Красной  Шапочки совсем  износилась   ее  шапка.  Она  попросила  бабушку  сшить  ей  новую.  Бабушка  выполнила   просьбу  любимой

    внучки  и  сшила  ей  красивую  шапку  к  дню  рождения.  Но   бабушка,

     по  рассеянности,  подарила  внучке  такую  же  шапочку  на  Новый год,

    на  8 Марта  и  еще  на   семь  праздников.  Девочка,  чтобы   не  огорчать

    бабушку,  взяла  все 10 шапок.

    Но  что ей   с  ними  делать?

           «  Помоги  Оле»

    У  Оли длинные волосы.   К Новому  году  мама,  папа,   бабушка  и  подружки  подарили  ей  много  ярких  лент -  так  много,  что  Оля  ума  не

    могла   приложить,  что с ними  делать,  как  использовать.  Помогите  Оле  решить  эту   проблему.

            «Молочные  проблемы  кота Матроскина»

    Кот  Матроскин   надоил  так  много молока,   что  заполнил  им все  

    имеющиеся  в  доме   емкости.  Как  Матроскин  может использовать все  это

    море  молока?

            «  Корзинка  для  козлят»

    Жили- были  с  козлятами.  Каждый  день коза  ходила  в лес  и  приносила

    оттуда  корзинку  травы.  Корзина  была  большой  и  удобной,  но  старой.

    И  в  конце  концов  она  продырявилась,  и  трава  высыпалась.  Коза  попросила   козлят  сплести  новую корзину.   Козлята  дружно  принялись

    за   дело,  но вскоре   начали  ссориться  не  смогли разделить между  собой  

    обязанности.    И  вот  вскоре  коза  получила двадцать одну корзину.

    Коза  не знала,  что с  ними  делать.   Помогите  ей.

          «  Чудный   лесник»

    В  сосновом  бору   жил  лесник.   Когда  ему  становилось  скучно,  он  собирал  сосновые  шишки.  И  насобирал  их  так  много,  что ими  можно

    было  заполнить целый  железнодорожный  вагон.   Что  с ними делать,  лесник  не  знал.  Как  бы вы  их  использовали?

          «  Жители города  Киселька»

    С  жителями   Кисельска   приключилась  беда:  в  один  прекрасный  день

    все   обитатели  города   сварили свое  любимое  блюдо – кисель.  И  его  оказалось  так  много,  что  в городе началось «кисельное»   наводнение.

    Подскажите  жителям  города,  как  можно  использовать  кисель.

          «  Варенье  для  Карлсона»

    Все  знают,  что  Карлсон  очень  любил все  сладкое,  особенно  варенье.

    Малыш  постоянно  приносил  ему  разное варенье   в  металлических  банках,  и  Карлсон  сразу  же  их  опустошал.   В  результате  у Карлсона  скопилось  множество пустых  банок.  Выбросить  их  в мусорный  бак?

    Жалко.  А  как   их  использовать?

    Итак  дети решают проблемные  ситуации,  используя предложенный  им  алгоритм  ( 2-й  этап).  На  примере  одной  проблемной  ситуации  покажем,  

    как  используется алгоритм.

    Буратино  уронил   золотой  ключик  в  болото,  но черепахи  Тартиллы

    поблизости   не  оказалось.  Это  и  есть   ситуация,  которая  представляется

    детям.

    Как   Буратино  достать ключ?  В  ситуации  выделяется  задача  или  вопрос.

    Буратино  должен  опуститься  под  воду,  потому что  ему  необходимо достать  ключ,  но не может  этого  сделать,  потому что  он  деревянный  и  сразу  же  всплывает  на  поверхность.   Таковы  противоречия   этой  проблемной  ситуации.

    Следующими   этапами  станут  нахождение  оптимального   конечного  результата   с  наименьшими  затратами  и  определение  ресурсов,  которые  помогут   получить  этот  результат.

     

    Проблемные   ситуации  для  старших  дошкольников

    ОХ  и   АХ   собрались  в  поход,   взяли   консервы  и  хлеб.    Пришли  на  место  и  решили перекусить,  но  оказалось,  что  консервный   и  столовый   ножи  они  оставили   дома.     Как  открыть  банку?

    Противоречие.  Ох  и  АХ  должны  открыть  банку  консервов,   потому  что

    они   проголодались,  и не могут  это  сделать  что  нечем.

    В  город  приехал  цирк .  Чтобы  об этом  узнали взрослые   и  дети,  необходимо   расклеить  афиши,  но  в городе  нет  ни  капли  клея.

    Как   расклеить  афиши?

    Противоречие.  Афиши  расклеить  надо,  потому что помогут  жителям

    города    узнать  о  приезде цирка;  афиши  расклеить  невозможно,  потому что  нет  клея.

    Знайка   попросил  Пончика  через   Незнайку  передать  ему  рецепт вкусных пирожков.  Когда  Пончик  начал  говорить  Незнайке  о  том,  что  входит  в рецепт,  они  оба  вспомнили,  что  писать не умеют.  Как быть?

    Противоречие.  Незнайка  должен  передать  Знайке    рецепт  пирожков,  потому  что  тот  без  рецепта  ничего сделать,  не  сможет,  и не может  это

    сделать,  потому  что не  умеет  писать.

    В королевском  саду  на  волшебной яблоне  созрело на  волшебной яблоне  

    созрело  только  одно   молодильное   яблоко,  но  так  высоко,  что король  

    даже  с помощью   большой  лестницы  не  смог  достать его.    

    Как   королю  овладеть  этим яблоком?

    Противоречие.  Король должен  достать молодильное   яблоко,  потому  что  

    только  с  его  помощью  он  станет  моложе,  и  не может,  потому что не   знает,  как это сделать.

    Невозможно  представить  все возможные   игры  и   проблемные  ситуации  для  детей   старшего  дошкольного   возраста .

    .

       

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

    В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

    Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

         Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

    Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема:” Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ”

    Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

    Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

    Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...