Дошкольная педагогика и ее функции
статья по теме
В данной статье описывается дошкольная педагогика как наука, ее функции и влияние на формирование и развитие дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Миюсская Лидия Захаровна
Воспитатель ГДОУ № 24
Приморского района г.Санкт-Петербурга
Дошкольная педагогика и ее функции
В данной статье описывается дошкольная педагогика как наука, ее функции и влияние на формирование и развитие дошкольника
Развитие и воспитание каждого маленького человека должно начинаться с первых лет жизни, ведущая роль в которых принадлежит дошкольным образовательным учереждениям – первой ступени образования.
Детство – это этап в развитии человека, предшествующий взрослению, характеризующийся как интенсивным ростом организма, так и активным формированием высших психических функций. Дошкольное детство – это особенный период развития личности, когда формируется не только психическая жизнь ребенка, но и отношение к окружающему миру, а также внутренняя регуляция его поведения. Сделав уже первые шаги, малыш совершает открытия. Ознакамливаясь с окружающими предметами, действуя ими, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, маленький открыватель познает их свойстава и качества, что формирует наглядно-действенное и нагладно-образное мышление.
Дошкольная педагогика – это многосторонний, многозначный, многофункциональный термин, под которым понимается отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания, начального обучения детей в возрасте, который предшествует школьному образованию; это наука о воспитании, обучении, образовании детей с первых лет жизни до поступления в школу; это особенная область общественной жизни, определяющаяся своеобразием возраста детей и отношением общества, вцелом, к детям данного возраста.
Новейшая дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его задачу, цели, содержание, формы организации, методы, приемы и средства их осуществления, а также влияние этого процесса на развитие ребенка и формирование его личности. Кроме практической функции, дошкольная педагогика выполняет и прикладную функцию, разрабатывая новые, более совершенные программы, методы воспитания и обучения. Дошкольная педагогика, связанная с требованиями современного общества, является социальной наукой. Также велика прогностическая роль педагогики в формировании дошкольного образовательного процесса.
Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до школы.
Выделяются закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональноые особенности; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
В дошкольном возрасте у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений. Двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной. Значительно повышаются физические и умственные способности.
Умственное развитие характеризуется очень высоким темп. В этом возрасте происходит совершенствование чувственных, наглядных способов познания. Основными формами мышления у ребенка являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Начинается формирование основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и пр. Развивается словесно-логическое мышлению. Формируются и совершенствуются познавательные процессы: память, восприятие, внимание. Умственная деятельность ребенка преобразуется из игровых интересов к познавательным, когда ребенок обучается умению принимать решения или ставить задачи, находить способы их решения, оценивать результаты
Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи, когда обогащается словарь, формируется правильность произношения звуков, развивается связная речь.
Ведущая деятельность дошкольника – игра, являющаяся своеобразным способом переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре проявляются особенности мышления ребенка, его эмоциональнные и характериологические особенности, воображение и т.д. Игра является социально значимым процессом, так как осуществляемое в процессе игры общение со сверстниками формирует у ребенка навыки взаимодействия с социумом. Ребенок учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с ролью, оказывать помощь другим участникам и т.д.
Кроме игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности, направленность которых обуславливает возросший уровень физического и умственного развития.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.
Предметом дошкольной педагогики является процесс воспитания и всё, что с ним связано - закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения.
Основными категориями дошкольной педагогики являются: воспитание, развитие, формирование, обучение.
Воспитание – это целенаправленный, систематический, организованный процесс формирования личности маленького человека.
Развитие - это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят с возрастом и осуществляются под руководством взрослого.
Обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и ребенка.
Формирование - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий, а именно, воспитания, обучения и социальной среды в целом.
В новейшей истории дошкольной педагогики, кроме основных категорий, вводится понятие субкультура детства, характеризующая особую систему бытующих у современных детей представлений о мире, его ценностях, которая проявляется во взаимоотношениях со сверстниками, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора и творчества.
Сущность деятельности дошкольного педагога выделяет ряд определенных профессиональных функций, выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Развивающая функция, являющаяся ведущей в деятельности педагога, сама объединяет ряд функций: - познавательную, исследовательскую, информационную, побудительную.
Конструктивно-организаторская функция, направленная на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его максимальную эффективность, а именно, планирование педагогического процесса, подбор материала, методов, приемов, средств для педагогической деятельности.
Диагностическая функция, направленная на определение состояния воспитуемых и корректировки педагогического процесса в целях определения правильной стратеги и тактики воспитательно-образовательной работы.
Координирующая функция, нацеленная на согласование содержания и направленности педагогического воздействия на ребенка, осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания.
Коммуникативная функция, проявляющихся в умении быть в общении с детьми доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым, тем самым давая детям образец для подрожания.
Преобразовательная функция, которая требует от педагога проявления творческого подхода к организации любого учебно-воспитательного процесса.
Неприменным условием построения оптимального учебно-воспитательного процесса в любом дошкольном образовательном учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности, что поможет ребенку вырасти в гармонически развитую личность, способную реализовать все свои возможности.
Список используемой литературы
1.Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Изд-во «Просвещение», 1983.
2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А Куликова - М., 2000.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики
В статье раскрывется понятие ребенок как субъект педагогического процесса, приведены примеры проявлений субъектных отношений ребенка дошкольного ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-545047-1417867072.jpg)
Методическая разработка "Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики".
Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики...
В данной презентации описывается опыт дошкольной педагогики в Канаде. Её отличия от Российской педагогики.
ДОшкольно Образование в Канаде...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/28/picture-754671-1456683523.jpg)
ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-264341-1487506827.jpg)
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Формирование сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте по дисциплине: Дошкольная педагогика
Ведущей деятельностью детей – дошкольников, является игра. Поэтому в последнее время определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий. Из...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/15/picture-843132-1586938241.jpg)
основные идеи исследователей, изучавших проблемы обучения детей дошкольного возраста в истории дошкольной педагогики
основные идеи исследователей, изучавших проблемы обучения детей дошкольного возраста в истории дошкольной педагогики....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/19/picture-1190390-1574187102.jpg)
Консультация для педагогов дошкольного образования: "Вклад дошкольных работников и ученых в Победу и развитие дошкольной педагогики в годы Великой Отечественной войны"
Исторические эпохи сменяют одна другую, а с ними меняется государственное устройство, мировоззрение людей и их место в обществе. Развитие системы дошкольного образования непосредст...