Роль игры в развитии ребенка-дошкольника.
учебно-методический материал по теме

Панина Нина Алексеевна

Исследование роли игры в развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igry_v_razvitii_rebenka-doshkolnika.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии ребенка-дошкольника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....…..2

1.Игра как часть общечеловеческой культуры…………………………………..…..3

2.Развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка………………………….……..5

3.Развитие познавательной сферы ребёнка…………………………………………...9

4.Развитие навыков общения со сверстниками и со взрослыми……………..…….14

5.Развитие физической сферы ребёнка………………………………………….…...18

Заключение………………………………………………………...…..……………….21

Список литературы…………………………………………………………….……….23

Введение

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.

В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.

Исследованиями в данной области занимались многие отечественные психологи и педагоги. Теоретические вопросы становления игры и развития игровой деятельности изучали Л.C.Выготский, Д.Б.Эльконин. Развитие игры детей раннего возраста исследовали С.Л.Новоселова, А.Н.Фролова и др. Психологические основы игры даны в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др. Основные положения – определения игры как личностного понятия, средства социализации, приобщение ребенка к миру взрослых, культуре общества.

Игра широко применяется в педагогическом процессе ДОУ. Это – форма организации жизни и деятельности детей: средство гармонического, всестороннего развития личности: метод или прием обучения; способ изменения положения ребенка в детском игровом сообществе; средство самообучения, самоорганизации, саморегуляции.

В дошкольном детстве закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она сама целенаправленно, поэтапно формируется. Чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка, надо научиться ею управлять, а для этого нужно уметь подчиняться законам развития игры, иначе вместо управления получится ее ломка.

Умение создать игровую ситуацию, перенести участников в иную, частично условную, плоскость реальности, задержать течение времени и вызвать восхищение – все это является проявлением высокого профессионализма организатора игровой деятельности.

Цель работы: на основе анализа литературы выявить значение игры в развитии ребёнка – дошкольника.

  1. Игра как часть общечеловеческой культуры

        Игра является частью общечеловеческой культуры, ее истоком и вершиной. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений (Шмаков, 1994г.). Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира. И поскольку игра призвана готовить детей ко взрослой жизни, издревле в нашей традиционной культуре ей придавалось важное значение.

В русской культуре к играм детей относились серьезно, им даже приписывались магические функции: если дети играли дружно и спокойно (лепили пироги, изображали крестьянские работы), ожидали мирного года и богатого урожая. Ссоры во время игры, изображение похорон могли сулить неприятные события.

В детских играх, как в зеркале, отражались особенности времени, порождавшие новые сюжеты и приемы игры. Играя, дети постигают нормы поведения. Овладевая определенными навыками, они учатся взаимодействовать со взрослыми и с детьми, разрешать трудные жизненные ситуации.

Главное даже не то, что в игре развиваются и заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а то, что в игре коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему его миру, формируется механизм координации своей точки зрения с другими возможными взглядами.

И хотя детство по праву считается золотым временем игр, в разные его периоды игра имеет различное значение в становлении личности ребенка. И игры разных возрастных периодов отличаются по содержанию, характеру, количеству участников.

В русской культуре выделяли игры для детей трех возрастных категорий: младенчества, детства и отрочества.

Как правило, с маленькими детьми (2 – 4 лет) играли пестуньи – девочки 6 – 13 лет, в чьи обязанности входило нянчить младших братьев и сестер. В играх учитывались физиологические и психологические особенности маленьких детей. Так, двух-трёхлетние дети зачастую только подражали действиям пестуньи, пассивно следя за игрой. Дети постарше выполняли активные второстепенные роли. С трёх-четырёх лет дети участвовали в спортивных играх с ритмичными текстами, пением.

Дети с семи лет играли самостоятельно, чаще - отдельно мальчики и девочки (Гурин,2011г.).

Д.Б.Эльконин (1999г.) на основе анализа этнографического материала

выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и др.).

       Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию

привели к изменению положения ребёнка в обществе: малыш уже не мог

принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала  умений, знаний, сноровки, ловкости и т.д. Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копьё, аркан). Возникли игры- упражнения, в ходе которых ребёнок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями (из маленького лука можно было попасть в цель, маленькой мотыгой- рыхлить землю).

          Наконец, с возникновением различных ремёсел, развитием техники, сложных    орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, но не функциями (игрушечное ружьё, игрушка- соха и др.). Другими словами, игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребёнку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребёнок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определённых условий жизни в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.

В ходе социально- исторического развития человечества игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка.

С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества (Козлова, 2001 г.).

Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях о ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

В настоящее время в педагогической литературе также выделяются игры для детей и подростков разных возрастных категорий, поскольку процессы воспитания, обучения теснейшим образом связаны с психическим развитием. По мнению Д.Б. Эльконина (1999г.), от правильного решения проблемы периодизации в большой мере зависит стратегия воспитания и обучения.

2.Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка

        Характер взаимоотношений ребенка – дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищённости, жизнерадостном настроении, и способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенные физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что малыш быстро утомляется.

Развитие эмоциональной сферы ребенка – не дань моде, а одно из условий его успешного развития. В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников. Однако только согласованное функционирование двух систем – интеллекта и эмоциональной сферы – может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности (Выготский, 2000 г.).

Безусловно, эмоции и мышление тесно связаны между собой. Наверное, поэтому в последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия “эмоциональный интеллект” – способность понимать собственные эмоции, управлять ими, понимать эмоции других людей, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Исследования отечественных специалистов (Орехова, 2002 г.) показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит “семимильными шагами”) в этом возрасте является игра, именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребёнка - дошкольника.

Нужно помогать ребенку понимать его эмоции и чувства, показывать ему, как можно справляться с неприятными состояниями, расширять запас слов, соответствующих его переживаниям. С такой задачей может справиться и педагог, и родители.

Дошкольный возраст – это период формирования произвольности поведения. Однако в течение еще нескольких лет (младшего школьного возраста) невозможно требовать от ребенка, чтобы он полностью подчинял поведение собственным волевым усилиям или приказаниям и просьбам взрослых. Обучение детей навыкам саморегуляции желательно проводить в процессе ведущей для дошкольного возраста деятельности – игры. Именно в игре дети могут научиться соподчинять мотивы, следовать общепринятым нормам поведения.

В.А.Недоспасова (2000 г.) обращает внимание на то, что игры, развивающие саморегуляцию, являются именно играми, а не физическими упражнениями, и перед игрой необходимо задать образ и словесно описать ситуацию. Важно, чтобы движение сопровождалось положительными эмоциями.

И еще немаловажное условие коррекционной и профилактической работы по формированию навыков саморегуляции: после проведения игры необходимо поговорить с детьми (в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями) об их эмоциональном состоянии, об изменениях, которые произошли в процессе или после игры. В противном случае игра может стать не коррекционным инструментом, а только лишь развлечением (хотя и в этом случае ребенок имеет возможность расслабиться, получить удовольствие, стабилизировать свое состояние).

Дети-дошкольники, если взрослые помогают им в этом, в состоянии овладеть приемами саморегуляции, применять в сложных ситуациях приемлемые способы выражения негативных эмоций.

Умение регулировать собственное эмоциональное состояние – одно из важнейших в жизни каждого человека.

Для снижения эмоционального напряжения рекомендуется стремиться к устранению мышечных зажимов. Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, и мышечное напряжение – это проявление неприятных эмоций (страха, гнева, и др.). Поэтому расслабление мышц – это внешний показатель положительных эмоций, спокойного состояния ребёнка, уравновешенности, удовлетворенности.

Расслабление мышц (релаксация) является как фактором снижения эмоциональной напряженности, так и фактором подготовки условий для перехода от бодрствования ко сну.

Игры и упражнения на релаксацию помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны для нерешительных, тревожно – мнительных, склонных к длительным переживаниям людей.

Кроме выполнения упражнений на релаксацию с детьми необходимо говорить о том, что такое гнев, страх, обида и другие негативные эмоции. О том, почему с этими эмоциями так трудно жить, почему надо работать над собой, управлять и владеть собой.

Поскольку развитие эмоциональной сферы предполагает принятие себя как достойного уважения человека, уже в детском возрасте необходимо способствовать формированию у ребёнка положительной, стабильной самооценки, уверенности в собственных силах.

        Только в этом случае ребёнок сможет устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с окружающими и доверять себе.

        Самооценка ребёнка начинает формироваться на бессознательном уровне с полутора-двух лет. В три года формируется осознание своего Я, и ребёнок уже может ответить на вопрос “Какой ты?”. До семи лет самооценку ребёнка формируют значимые для него взрослые люди, и она является “зеркальной”. Для развития положительной самооценки необходимо, чтобы ребёнок был окружен безусловной любовью и получал положительное подкрепление в общении. Пониженная самооценка может проявляться в постоянной тревожности, боязни услышать о себе что-либо неприятное, в ранимости, колебании настроения, в острой реакции на замечания взрослых и критику сверстников. А поскольку ведущая мотивация детей дошкольного возраста – “Хочу быть хорошим”, дети с заниженной самооценкой часто ощущают дискомфорт, находясь в состоянии внутриличностного конфликта. Это, в свою очередь, ведет к повышению уровня тревожности. Однако и завышенная самооценка может стать причиной межличностных конфликтов. Расхождение между самооценкой ребёнка и уровнем его (или родительских) притязаний может повлечь за собой повышение агрессивности, проблемы в общении с детьми и взрослыми.

Именно поэтому так важно, чтобы в дошкольный период у ребёнка сформировались адекватная самооценка, чувство уверенности в своих силах, принятие себя. Почувствовать себя сильным, могущественным, обнаружить свои положительные качества, принять себя помогут игры на формировании уверенности.

3.Развитие познавательной сферы ребёнка

        Дошкольный период – это один из самых важных и значительных этапов развития познавательной сферы ребёнка. В этот период развиваются творческие особенности детей, и основной сферой для творчества является рисование. Все, что ребёнок видит вокруг себя, он изображает в рисунках. В них и переживания, и личное отношение ко всему, что окружает маленького человека.

В этом возрасте дети начинают осознавать себя как индивидуальность. Если раньше его вопросы в основном касались окружающих, то теперь ребёнок начинает оценивать себя и сравнивать с окружающими. Возраст от трех до пяти – это возраст “почемучек”. Малыша интересует все: что это? зачем? почему? что будет? Он исследует мир и свое место в этом мире.

В пять – шесть лет возраст “почемучек” продолжается, но теперь жажда исследований перемещается на окружающие предметы: ребёнок может разобрать (разломать) свою игрушку, папины часы или магнитофон, девочки исследуют мамину косметику, проводят эксперименты с ножницами и создают новые причёски куклам или себе. Жажда открытий выводит малыша за порог дома – на чердак или в подвал, на мусорную свалку, пруд или пустырь.

В игре и исследовании окружающего мира развиваются творческие способности, воображение и кругозор ребёнка.

В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины – фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный мир. В пять лет ребёнок способен самостоятельно заниматься аппликацией. Рисование и аппликация для ребёнка – это игра. Она может быть как индивидуальной, так и в группе. Дети показывают друг другу свои работы, рассматривают их, задают вопросы, спрашивают, рассуждают. Всё это помогает им развиваться интеллектуально, эмоционально, выражать через творчество свою индивидуальность.

Восприятие мира, предметов, явлений и событий в дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребёнок целенаправленно наблюдает, рассматривает, ищет, что, конечно же, способствует лучшему пониманию происходящего. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что ребёнок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Взрослые должны помогать детям: давать соответствующие пояснения, фиксировать внимание на отдельных деталях предмета в определенной последовательности

Восприятие и мышление дошкольников так тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

Восприятие ребёнка трех лет носит предметный характер: форму, цвет,  вкус, величину предмета он считает нераздельно принадлежащими этому предмету. При восприятии предмета он видит только самые яркие его характеристики, по которым и отличает этот предмет от других (Павлова, 2008 г.)

В четыре – пять лет ребёнок активно познает мир, свойства предметов, знакомится с цветом, геометрической формой величиной и др. Подача обучающего материала должна быть направлена на активное восприятие его ребёнком. Активное восприятие повышает объем непроизвольной памяти.

В пять – шесть лет восприятие ребёнка совершенствуется: он воспринимает величину объектов и может легко выстраивать в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти разных предметов.

В процессе восприятия и обучения детей необходимо опираться на их ведущие способы восприятия информации.

Дети – аудиалы (в основном воспринимают информацию через слуховой канал) нуждаются в диалогах, любят слушать истории, участвовать в ролевых играх, обсуждать собственные переживания, сочинять концовки сказок, историй. Им надо читать вслух, как можно больше разговаривать, отвечать на их многочисленные вопросы, петь им и вместе с ними песни.

Дети – визуалы (основным является зрительный анализатор) любят рассматривать картинки, фотографии из семейных альбомов.

Дети – кинестетики (для них главное – ощущения, чувства) для полноценного восприятия мира должны двигаться. Им нужны подвижные, шумные игры для дома, в парке, на площадке. Они с удовольствием принимают участие в естественно – научных экспериментах (Гурин, 2011 г.).

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям, ребёнок сосредоточен, только пока ему интересно, и появление нового предмета приводит к переключению внимания на него (Мухина,1999 г.).

Ребёнок трех – четырех лет не может управлять своим вниманием, переключать его с одного объекта на другой по просьбе взрослого. Внимание носит непроизвольный характер.

В пять – шесть лет начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию, возрастает устойчивость внимания.

Взрослые организуют внимание ребёнка, включают его в новые виды деятельности, направляют и организуют его внимание при помощи определённых средств, которые впоследствии он учится использовать сам (например, словесная самоинструкция, внешние вспомогательные средства – карточки) (Мухина, 1999 г.).

С шести – семи лет дети могут удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес: игры – головоломки, загадки, задания учебного типа и др. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Основная линия развития мышления у дошкольников – переход от наглядно – действенного к наглядно – образному и в конце периода – к словесному мышлению. Дошкольник мыслит образно, он ещё не использует логику рассуждений, свойственную взрослым. Их логика очень своеобразная, детская, но, несмотря на это, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи, если имеют время для запоминания самой задачи, могут понять и представить себе условие задачи.

Возраст три – четыре года – переходный период от преддошкольного к дошкольному детству. Малыш учится обобщать, отгадывать загадки, исключать лишние понятия и объяснять, почему (медведь, лиса, волк и ворона), знакомится с числами. Родители и педагоги помогают ребёнку и с помощью игр развивают его способности размышлять, рассуждать, делать выводы.

В дошкольный период возникает новый тип активности ребёнка – умственная активность. У ребёнка 4 – 5 лет мыслительная деятельность освобождается от обязательной опоры на физическое действие.

Ребёнок растёт, и каждый день открывает для него всё новые и новые грани мира. Пятилетние дети становятся всё более активными в познании всего, что их окружает.

Для пятилетнего ребёнка характерны более высокий уровень обобщения, способность планировать свою деятельность. Ребёнок способен заниматься умственной деятельностью в чистом виде: он обдумывает увиденное и услышанное, отгадывает загадки, составляет рассказы к картинкам, спрашивает, спорит. Благодаря развитию речи, слушание, рассказывание, словотворчество становятся специальными видами деятельности ребёнка – дошкольника.

После четырёх – пяти лет у ребёнка начинает развиваться образное мышление, хотя преобладает пока ещё наглядно – образное. Ребёнок может анализировать объекты по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.д.

Практический опыт, развивающееся мышление и воображение детей и осознание ими своих возможностей порождают новые желания, в играх, рисунках проявляется инициатива. Развивается способность к предвосхищению.

В пять – шесть лет у ребёнка продолжается развиваться образное мышление, он может решать задачу не только в наглядном плане, но и в уме. Совершенствуется способность к обобщению.

У детей шести – семи лет начинает формироваться словесно – логическое мышление (полностью оно будет сформировано только в подростковом возрасте), что предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений (Павлова, 2008 г.).

К концу дошкольного возраста  появляется тенденция к обобщению, установлению связей, что очень важно для дальнейшего развития интеллекта.

Игры для детей дошкольного возраста должны быть направлены на развитие творческого мышления, воображения, сравнения предметов.

По мнению Л.С.Выготского (2000г.), доминирующей функцией становится память. Она проходит большой путь в процессе своего становления. Ребёнок в дошкольном возрасте может запоминать большое  количество различной информации.

У детей трёх – четырёх лет память непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой задачи что – либо запомнить или вспомнить, он пока не владеет специальными способами для этого. Он запоминает то, что было интересно, ново, необычно, эмоционально значимо. Звучность, ритмичность и смежные рифмы совершенных по форме стихотворений способствуют их лёгкому запоминанию. Чем более осмысленный материал запоминает ребёнок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

Произвольная память начинает формироваться у детей с четырёх – пяти лет. Сознательное, целенаправленное запоминание  и припоминание возникают только эпизодически и проявляются в игре, при выполнении поручений взрослых, во время занятий. Поскольку игра – ведущий вид деятельности дошкольника, именно в процессе игры, а не многочасового занятия ребёнок может с лёгкостью запомнить и воспроизвести трудный для него материал.

В пять – шесть лет у ребёнка начинает формироваться произвольность памяти, объём слуховой и образно – зрительной памяти – 5 – 6 слов.

К шести – семи годам у ребёнка возникают произвольные формы психической активности: он может целенаправленно вести наблюдение. Элементы произвольной памяти появляются с того момента, когда ребёнок самостоятельно выделил задачу на запоминание (Павлова, 2000 г.).

В этот период развитие памяти является доминирующим, взрослый может обучать ребёнка приёмам классификации, группировки предметов и явлений методам мнемотехники.

Для развития памяти в дошкольном возрасте эффективны игры с использованием близкого для ребёнка материала детских сказок.

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью, к семи годам язык становится средством общения и мышления ребёнка, предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

Очень важно научить ребёнка ясно выражать свои мысли, планы, настроение, желания. Причём не только с помощью эмоций, но и словами, предложениями, в которых может быть важным каждое слово. Расширить словарь ребёнка, развить его логическое и образное мышление поможет знакомство с пословицами и поговорками, объяснение их смысла.

Таким образом, развитие познавательной сферы ребёнка необходимо планировать, исходя из особенностей памяти, внимания, мышления и других психических функций, характерных для периода дошкольного детства, с учётом ведущей деятельности, новообразования и социальной ситуации развития детей – дошкольников (Гурин,2011г.) .

         И поскольку ведущая деятельность дошкольников – игра , именно игре необходимо уделять особое внимание, воспитывая и обучая ребёнка дошкольного возраста, что важно помнить и при подготовке ребёнка к школе. Не изнуряющие ребёнка занятия в детском саду, дома, в школе раннего развития, на подготовительных к школе курсах (а зачастую – во всех этих местах одновременно), а обучение в процессе игры принесёт и взрослым, и ребёнку максимум удовольствия и пользы.

4.Развитие навыков общения со сверстниками и со взрослыми.

        В общении через подражание ребёнок осваивает способы взаимодействия людей друг с другом. Ребёнок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения (Мухина, 1999 г.).

У детей четырёх – пяти лет личные интересы и желания составляют основное ядро жизни. При общении со сверстниками они зачастую навязывают им личные мотивы, однако всё чаще появляется способность слушать и слышать других детей, в совместной деятельности дети учатся договариваться. В общении со взрослыми четырех – пятилетний ребёнок в первую очередь нуждается в сотрудничестве.

В шесть лет ребёнок способен предвидеть некоторые последствия своих слов и поступков, он понимает, что такое честность и лживость, доброта и злость, грубость и воспитанность, что такое справедливость. Он уже способен понять, как его поступки отразятся на настроении друга, брата или сестры, мамы и папы.

Потребность в любви и одобрении (ведь ведущий мотив – “Хочу быть хорошим!”) диктует ребёнку необходимость учиться принятым позитивным формам общения со взрослыми и детьми. Бурно развивающаяся речь помогает выстраивать речевое общение. Понимание мимики, выразительных движений взрослых и сверстников способствует развитию способности к идентификации с людьми, со сказочными героями, игрушками, предметами (Мухина, 1999 г.).

По мнению М.И. Лисиной (1986), в три – четыре года у детей возникает внеситуативно – познавательная форма общения, связанная с появлением первых вопросов, с совместной познавательной (теоретической) деятельностью со взрослыми. Так как самостоятельное познание мира ещё затруднено, единственный способ познания – общение с окружающими, в первую очередь со взрослыми, которым ребёнок задает огромное количество серьёзных вопросов о происхождении мира, человека, о причинах тех или иных явлений. Ведущим средством общения становится речь. В общении со взрослыми для дошкольника важны речь, одобрение.

На четвёртом году жизни ребёнок, как и в раннем детстве, больше нуждается в общении со взрослыми. С другими детьми он общается как с участниками совместной сюжетно – ролевой игры, которая совсем скоро переходит просто в беготню. Совместная деятельность с детьми строится с помощью взрослого.

С четырёх лет ребёнок общается со сверстниками, чтобы они оценили его умения и знания, зачастую демонстрируя позицию превосходства. Отношение к сверстникам пока ещё не носит дифференцированный характер, и дети делятся на “плохих” и “хороших” (Павлова, 2008 г). Причём критерием для оценки выступает отношение взрослого (воспитателя или родителя) к этому ребёнку, наличие или отсутствие замечаний и нареканий к нему. То есть репутация ребёнка в группе, отношение к нему товарищей, его эмоциональное состояние зависят от корректности отношения педагога.

Для детей четырёх – пяти лет характерен переход к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена информацией, мнениями, демонстрации своих знаний и умений (Павлова, 2008 г.).

Дети в возрасте пяти – шести лет начинают использовать внеситуативно-личностную форму общения. Ребёнка интересуют детали из жизни взрослого: где живет, сколько комнат в доме, есть ли дети и сколько им лет и т.д. Дети хотят, чтобы взрослые относились к ним серьёзно, понимали их, сопереживали.

Однако с 5-6 лет сверстники становятся очень значимыми, центральными фигурами. Дети уже признают достоинства сверстников, иногда восхищаются ими.

Развитие речи, произвольности, общее развитие ребёнка, накопление личного опыта – все это делает возможным совместную самостоятельную игру между детьми. Они уже сами распределяют роли и следят за выполнением принятых ими правил игры, хотя всё ещё довольно часто возникают конфликты, особенно при распределении ролей.

А в шесть – семь лет дети общаются уже не только в процессе игры, но и при решении общей практической задачи (Баранова, 2006 г.). Одной из главных потребностей этого возраста является общение, которое реализуется посредством сюжетно – ролевой игры, - она становится более сложной, дети с ее помощью осваивают сложные взаимодействия между людьми.

Взрослый, находящийся рядом с детьми, помогает им организовать игру в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и потребностями.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольный период, трудно переоценить ее значение для развития ребёнка. Игра важна и для преодоления эгоцентризма, то есть неспособность встать на позицию другого человека. Играя вместе с другими детьми, ребёнок вынужден принимать во внимание партнера, анализировать свои поступки, соотносить их с поступками и ценностями сверстников (Баранова, 2006 г.). В игре ребёнок может примерить на себя роль взрослого, научиться соподчинять мотивы, следуя правилам игры и учитывая потребности других детей, освоить нормы поведения, одобряемые окружающими.

Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации. Это в значительной степени обусловлено тем, что в большинстве семей ребёнок является единственным, много неполных семей, где нарушены полоролевые связи. В то же время в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, вызванные социальными процессами.

Поэтому на современном этапе развития российского общества вопросполноценного воспитания подрастающего поколения не теряет своей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро.

Дошкольники требуют особого внимания, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно – нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Ошибки и просчёты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребёнка. В то же время правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в целом.

Но так как семья в подавляющем большинстве случаев не в состоянии в полной мере обеспечить полноценное развитие личности ребёнка, сложная задача формирования и развития адаптивных возможностей детей, подготовки их к дальнейшей социализации ложится на дошкольное учреждение. Для решения этой глобальной задачи необходимо оптимизировать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и инновационные подходы в работе с детьми (Сертакова, 2009 г.).

Но поскольку родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка от рождения и на всю жизнь, перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребёнка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно – образовательного процесса.

В работе с родителями необходимо активно использовать разнообразные формы: традиционные (родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, Дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов) и нетрадиционные (защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по изодеятельности, организация работы родительского комитета детского сада, презентация детского сада, информация о детском саде на сайте в Интернете (Осипова, 2011 г.).

Планируя родительское собрание на тему: «Роль игры в жизни дошкольника», можно предложить родителям рассказать о любимых играх и игрушках своего ребёнка. На собрании необходимо рассказать о ведущем значении игровой деятельности в развитии дошкольников, познакомить с видами игр: предметно – практические, сюжетно – ролевые, театрализованные, дидактические и др., дать советы по правильному выбору игрушек для ребёнка: безопасность, привлекательность, познавательность. Педагог – психолог может познакомить родителей с особенностями развития познавательных процессов и эмоций детей в игре. Также необходимо поговорить  о роли родителей в организации игровой деятельности ребёнка дома. Предлагаются способы организации игровой деятельности, даются практические советы по участию в играх ребёнка, предлагается смоделировать игровые ситуации. Можно провести презентацию любимых домашних игр, где родители расскажут о любимых играх и игрушках своих детей. Закончить собрание целесообразно обменом мнениями и вопросами по теме.

Родители должны понять, что игры и упражнения с их включением помогают решить проблемы эмоциональных отношений между ними и их детьми, дарят радость от совместной деятельности.

5.Развитие физической сферы ребёнка

        В дошкольном возрасте дети продолжают активно овладевать собственным телом (координируются движения и действия, формируются образ тела и ценностное отношение к нему)(Мухина, 1999 г.).

Потребность в движении для человека – одна из самых существенных. Недостаток двигательной активности сказывается на нашем здоровье: физическом и психологическом. Однако всем известный лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» почему-то далеко не всегда помнится и используется родителями при воспитании детей.

Современные дети много знают, много умеют, но зачастую, несмотря на умение управляться со сложной техникой, владение иностранными языками, широкий спектр познаний во многих областях, физически остаются слабыми, страдают различными заболеваниями.

Это можно объяснить не только недостаточно благополучной экологической обстановкой или генетическим фоном, но и тем, что взрослые уделяют мало внимания такому важному аспекту воспитания и обучения, как развитие физической сферы ребёнка.

Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма. Дошкольный период очень важен для физического развития. И родители, и воспитатели должны максимально использовать возможности этого возраста, создавая психологически и физически комфортные условия для гармоничного развития ребёнка, чтобы он мог наиболее полно реализовать свой потенциал.

Как правило, взрослые спешат обучить ребёнка чтению, письму, счёту, развивают внимание, память, мышление, воображение и так мало внимания уделяют развитию выносливости, навыков бега, прыжков, ползания и лазания. А ведь потребность в движении вложена в нас самой природой (Покровский, 2011 г.). Запрещать дошкольнику двигаться (потому что это создаёт шум и неудобство для нас, взрослых) так же противоестественно и бесполезно, как хранить огонь в бумажном пакете.

В дошкольный период двигательная активность – удовлетворённая потребность организма в движении – является необходимым условием нормального развития ребёнка, одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. Двигательная активность обусловливает развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, настроение.

Благодаря двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма.

Двигательная активность должна быть адекватна возрасту, индивидуальным возможностям ребёнка (которые ни в коем случае нельзя форсировать), времени года (для зимнего периода характерно снижение двигательной активности), поскольку как недостаток, так и избыток её может отрицательно повлиять на растущий организм ребёнка.

Специалисты отмечают, что естественная потребность организма дошкольника в движении – 10-15 тысяч шагов в сутки (три–четыре года– 6- 9 тысяч шагов; четыре – пять лет – 9 - 12 тысяч шагов; пять– шесть лет–12 – 15 тысяч шагов).

У детей четырёх – пяти лет уже достаточно хорошо развита координация движений, они могут стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках; они ловкие и гибкие. Движения становятся эстетичнее и совершеннее (Гурин, 2011 г.).

Е.А.Покровский (2011г.) отмечает, что одним из простых, но полезнейших движений является бег; он способствует развитию быстроты, ловкости, грации, выносливости. Автор даёт некоторые советы взрослым, как лучше тренировать у ребёнка эту способность:

*необходимо научить ребёнка при состязании в беге на большие дистанции щадить свои силы, постепенно прибавляя скорость;

*вырабатывать выносливость следует постепенно, начиная с упражнений, занимающих непродолжительное время;

*необходимо одевать ребёнка перед бегом в лёгкую одежду;

*следует научить ребёнка тотчас после бега надеть верхнюю одежду и продолжать двигаться некоторое время (ходьба);

*нужно следить, чтобы разгорячённый после бега ребёнок избегал сквозняков и не пил холодной воды.

Для развития способности к бегу Е.А.Покровский (2011 г.) рекомендует использовать некоторые игры (перегонки, ловишки, салочки и др.). Игры с прыжками, по его мнению, требуют большей ловкости, искусства владеть телом. Прыганье следует начинать с упражнений в простых прыжках, например, сначала стоя на одном месте или делая небольшие прыжки вниз, вверх и вперёд, причём можно лучше всего выучиться подгибать, когда следует, колени при прыжках, держать их вместе сжатыми, затем скорее научиться и более верным, сильным и новым прыжкам. Наиболее распространёнными русскими народными играми, упражнениями, развивающими способность к прыжкам, являются: прыганье через верёвочку, скакалку, прыганье через ноги, прыганье в кольцо и др.

Для тренировки равновесия Е.А.Покровский (2011 г.) рекомендует стоять на одной ноге, стоять на цыпочках, ходить на ходулях, кататься на коньках и на лыжах и др.

Игры с мячом, как игры с метанием, способствуют общему укреплению тела, ловкости рук, развитию глазомера.

Специалисты рекомендуют играть с детьми-дошкольниками в подвижные игры, которые способствуют их психомоторному благополучию, помогают формировать веру в свои силы и желание активно взаимодействовать с окружающим миром.

         Большинство подвижных игр оказывают положительное влияние на развитие не только физической сферы ребёнка, но и на развитие памяти, внимания, мышления, а также помогают создать хорошее настроение у участников.

         Итак, изучив литературу, мы выявили, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим и наиболее естественным видом деятельности, важным условием полноценного умственного, нравственного, эстетического, физического, эмоционального развития, его социализации в обществе.

Заключение

        Данная работа посвящена ведущему виду детской деятельности – игре, её значению в развитии ребёнка – дошкольника.

Итак, значение игры в развитии детей дошкольного возраста очень велико.

Она является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребёнка, воспитанию нравственно – волевых качеств, творческих способностей.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» определяются задачи развития и совершенствования всех видов игр с учётом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполнять установленные правила игры.

Дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно – ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр – драматизаций, а также игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями.

Игра – традиционный, признанный метод воспитания маленьких детей. Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребёнка, и потому в игре дети охотно и с удовольствием делают то, что ещё не умеют в реальной жизни.

То, какие мы есть сейчас, закладывается в нас в нашем детстве. И те принципы и ценности, умения и навыки, которые есть –всё это прививается в игре. С помощью игры ребёнок узнаёт окружающий его мир, воспроизводит логически реальные действия людей, а также учится моделировать реальные отношения между людьми, познаёт социальные отношения и общественный смысл деятельности взрослого человека. И тем самым вступает во взрослую жизнь с целым «багажом» знаний, которые ему необходимы для успешной и красивой жизни, для реализации своего потенциала.

Изучив литературу, мы пришли к выводу, что игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте способствует:

 развитию воображения, внимания, памяти, коммуникативных способностей, интеллекта, расширению кругозора;

 формированию мировоззрения, понятия времени;

  усвоению нравственных норм, осознанию своего Я в качестве субъекта отношений;

 развитию физических возможностей детей.

А также:

  позволяет социальному окружению адаптироваться к индивидуальным особенностям ребёнка;

 позволяет ребёнку перестраивать окружающую действительность по своему желанию;

служит средством ранней диагностики, позволяющей вовремя корректировать процессы адаптации.

Цель нашей работы достигнута.

        Список литературы

        1. Выготский Л.С. Психология. – СПб.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2000.

2. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.:Сфера, 2011.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.:Академия, 2001.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – 4-е изд. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1981.

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1999.

7. Недоспасова В.А. Растём, играя. – М.: Просвещение, 2000.

8. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка. – СПб.: Речь, 2002.

9. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: Скрипторий 2003, 2011.

10. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс – диагностика в детском саду. – М.: Генезис, 2008.

11. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. – СПб.: Речь, 2011.

12. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.

13. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, !994.

14. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема статьи "Роль игры в развитии ребенка дошкольника"

"Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра зажигаю...

Роль музеев в развитие ребенка дошкольника

            Роль музеев в развитии ребенка дошкольника. В современной жизни роль музея стал одним из интереснейших проведений времени и зачастую рассчитанный ...

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

«Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»

Консультация для родителей. Игра – естественный способ развития ребёнка. Только в игре он радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает и закре...

"Роль игры в подготовке ребенка-дошкольника к школьному обучению"

В данной статье рассказывается о роли и значении игры в развитии ребенка-дошкольника. Перечисляются виды игр, которые помогут подготовить ребенка не только к школе, но и к будущкй взрослой жизни...

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

Консультация для воспитателей: "Роль дидактической игры в развитии ребенка - дошкольника"

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития....