Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».
опыты и эксперименты (младшая группа) по теме
Введение
Вопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей; в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Просмотрев диагностики предыдущих лет, я заметила, что никакого сдвига в области развития мелкой моторики пальцев рук отмечено не было. Уровень развития оставался низким, поэтому меня сразу заинтересовала эта тема. Я обратилась к разным источникам для углубленного изучения данной проблемы, потому что с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи и других психических процессов (внимания, мышления, памяти). Это – основные условия успешного обучения.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое), много другого нестандартного оборудования.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей и другое.
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа и использование нестандартного оборудования по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель: Развитие психических процессов и координации движений мелкой моторики рук через использование нетрадиционного оборудования, а также развитие творческого потенциала детей с помощью нестандартных игр.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1.Изготовить нестандартные игры и пособия для развития мелкой моторики рук.
2.Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством нестандартных дидактических игр и игрушек.
3.Развивать тактильную чувствительность рук детей.
4.Воспитывать усидчивость, формировать положительную мотивацию на занятии.
Предполагаемый результат:
1.Усовершенствована предметно – развивающая среда;
2.Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
1.Теоретическая часть
1.1.Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Систематические игры и упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают мощный толчок детям к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся, более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов, стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
1.2. Значение игр на развитие мелкой моторики.
Значение мелкой моторики:
1.Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
2.Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3.Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулирует развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Функция руки универсальна и уникальна. В.А.Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находиться на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умней. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга, движения пальцев рук стимулируют развитие ЦНС и других психических функций (мышления, памяти, внимания). По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи, памяти, внимания, мышления.
По мнению философа И.Канта: «Рука – это мозг, выдвинувшийся вперёд человеческий мозг». Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас многие операции автоматизированы.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, стимулирования ЦНС, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и застегивать молнии, кнопочки и многое другое.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже, с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
1.3. Виды игр для развития мелкой моторики рук.
Мелкую моторику рук развивают:
- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослого); - игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, наливать – выливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстие и т.д.;
- рисование карандашом (фломастером, кистью и т.д.);
- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.
Мелкую моторику рук также укрепляют физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, на лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на развитие мелкой моторики.
2. Практическая часть
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме я использовала следующие принципы:
- Принципы доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
- Принципы последовательности и систематичности.
К.Д. Ушинский писал: « Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями…». Важными факторами для развития мелкой моторики являются последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
- Принцип связи с жизненным опытом.
От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умение расстегивать и застегивать пуговицы, развязывать шнурки.
- Принцип наглядности.
Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
Весь наглядный материал и дидактические игры, сделанный мною, имеют привлекательный внешний вид: приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и игр с использованием нестандартного оборудования, использую следующие методы:
- Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
- Наглядно-действенный метод.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его рассмотреть.
- Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить действия с использованием нестандартного оборудования.
- Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Условия для развития мелкой моторики.
Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме: И.А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», а также журнал «Дошкольное воспитание».
На основе данной литературы разработала:
- перспективный план по развитию мелкой моторики (Приложение №1);
- систематизировала игры, с использованием нестандартного оборудования (Приложение №4);
- дополнила предметно-развивающую среду нестандартным дидактическим материалом.
Создание предметно-развивающей среды.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.
Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, изготовлены игры и пособия для развития мелкой моторики, побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей и развивают другие психические функции (внимание, мышление, память). Для индивидуальных занятий с детьми использую песочную терапию, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рождения куклы Маши». В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования.
Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями. Работу с детьми проводила по следующим направлениям:
- пальчиковые игры,
- игры с предметами,
- дидактические игры с использованием нестандартного оборудования.
Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.
«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Очень важны эти игры для развития творчества детей.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами. «Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Так же хорошо развивают мелкую моторику пальцев рук и дидактические игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования.
Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинала обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Например: «Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и т.д.
Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например:
Игра «Солнышко».
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.
Игра «Елочка».
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и одеть снова.
Игра «Травушка-муравушка».
Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.
Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения различать форму, величину, цвет, овладевают разнообразными новыми движениями. Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова. Моя задача – поддержать это стремление, организовать общение ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности.
2.1.Описание методов работы.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала проводить с детьми с 1 младшей группы. В группу приходили дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Навыки самообслуживания у малышей я начала формировать под воздействием развития у детей общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу. Для диагностирования было взято 15 детей в возрасте 2-3 лет. Диагностику в начале года проводила по следующим критериям:
1.Упражнение «Фонарики» - поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет "раз-два". На "раз" пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На "два": пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом - сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем.
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают;
2.Сжимание и разжимание кулачков;
3.Потирание кулачков;
4.Сминание бумаги в кулачке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Таблица результатов диагностирования уровня развития мелкой моторики рук.
Фамилия, имя ребенка | Результат диагностики | Уровень | ||
Приходько Полина | Основные элементы движений выполняет, но присутствуют неточности выполнения.
| Средний | ||
Ясинский Ярослав | Отсутствие основных элементов и навыков в выполнении движений на сжимание и разжимание пальцев. | Низкий | ||
Володченко Влад | Отсутствие основных элементов и навыков движений рук. | Низкий | ||
Толочко Алексей | Отсутствие основных элементов движения с не соответствием заявленным критериям. | Низкий | ||
Быконя АннаБыконя | Основные элементы движений выполняет, но присутствуют неточности выполнения.
| Средний | ||
Киркоро Дмитрий | Основные элементы движений выполняет, но присутствуют неточности выполнения.
| Средний | ||
Потребич Анастасия | Отсутствие основных элементов и навыков в сминании бумаги. | Низкий | ||
Шелемех Анастасия | Отсутствие основных элементов и навыков движений рук. | Низкий | ||
Иус Артем | Основные элементы движений выполняет, но присутствуют неточности выполнения.
| Средний | ||
Гончаров Егор | Отсутствие основных элементов в сжимании и разжимании кулачков. | Низкий | ||
Чулков Роман | Отсутствие основных элементов в выполнении упражнения «Фонарики».
| Низкий
| ||
Кушнерева Ксения | Отсутствие основных элементов и навыков в потирании кулачков.
| Низкий | ||
Путякина Анастасия
| Отсутствие основных элементов в сжимании и разжимании кулачков.
| Низкий
| ||
Дударев Давид | Отсутствие основных элементов движения с не соответствием заявленным критериям.
| Низкий | ||
Карпенко Елизавета
| Отсутствие основных элементов и навыков в упражнении «Фонарики».
| Низкий
| ||
Диаграмма (начало года) 1 младшая группа.
Результаты неутешительны, у большинства детей наблюдается не полная амплитуда движений, мелкая моторика развита плохо.
В связи с этим стала применять пальчиковые игры, песочную терапию. К середине учебного года провела диагностику, чтобы посмотреть улучшились ли результаты. Результаты оставались почти на том же уровне.
Диаграмма (середина года) 1 младшая группа.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями. Я стала задумываться над изготовлением пособий, которые могли бы привлечь внимание детей и улучшить их результативность. Все яркое, красочное, необычное привлекает детей в младшем возрасте. Поэтому я пришла к выводу, что дидактические игры должны быть необычными (нестандартными), интересными для детей.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила вместе с родителями обсудить, какое оборудование могли бы мы сделать и из чего, предложила осуществлять работу в трех направлениях:
1.Разработать специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
2.Обучить умению целенаправленно управлять своими движениями, приобретая навыки самообслуживания;
3.Формировать мелкую моторику с использованием различных настольных и пальчиковых игр, игр с использованием нестандартного оборудования.
Родители заинтересовались моей идей сделать нестандартное оборудование своими руками, предлагали помощь в решении той или иной задачи. Стали переносить опыт по развитию мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования для своих детей, чтобы заниматься с ними дома. Так же приносили подсобный материал для изготовления нестандартного оборудования (прищепки, пуговицы, шнуровку, киндер сюрпризы и т.д.).
Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».
В родительский уголок помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по данной теме.
Например:
«Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне» (Приложение № 3).
Этим я старалась довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Они должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания сложные.
Действовать я начала от простого к сложному. Взяла несколько простых игр: сухой бассейн «Цветок»:
Цель: развивать и корректировать нарушения дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых.
В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности, закрепление основных цветов.
Ход игры: Дети совершали манипуляции с шариками, что способствовало развитию тактильных ощущений, мелкой моторики. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья.
Дидактическая игра «Спрячь в ладошке».
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).
Ход игры: Раздаю детям небольшие кусочки поролона и предлагаю спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!».
Игра с волчком
Для запускания волчка требуется особый навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребёнок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу кого хочешь закружу!
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ребятами дружу!
- Жу-жу-жу! – жужжит юла. –
До чего же я дошла!
Я уж слишком завертелась,
Мне вертеться расхотелось!
Дидактическое пособие «Чудесные прищепки».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывать нравственные чувства.
Ход игры: Предлагаю детям рассмотреть солнышко. Какого оно цвета, формы?
Что у солнышка есть еще? (ротик, глазки). Что же нашему солнышку не хватает (лучиков). А лучиками нам послужат прищепки (желтого и красного цвета). Вот и солнышко заулыбалось, расправило свои лучики.
У этой игры много вариантов, можно сделать из прищепок травку, иголки ежику, дереву – листочки и т.д.
Свою работу проводила в соответствии с перспективным планом (Приложение №1). В конце учебного года провела очередную диагностику.
Результатами я была удивлена, они очень отличались от предыдущих.
Диаграмма (конец года) 1 младшая группа.
Исходя из результатов диагностики, я продолжила изготавливать нестандартное оборудование. С помощью родителей было создано еще несколько дидактических пособий с более сложными целями и задачами, для развития мелкой моторики пальцев рук.
Во 2 младшей группе в начале учебного года также была проведена диагностика по следующим критериям:
1.Пальчик с носиком здороваются.
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:
а) кончика носа;
б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
2.Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
3.Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
4.Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть:
а) левую руку для приветствия – «поздороваемся»
6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.
Высокий уровень: правильное выполнение задание.
Средний уровень: правильное выполнение задание, но ребенок допускает неточности.
Низкий уровень: ребенок не справился с заданием.
Таблица результатов диагностирования уровня развития мелкой моторики рук.
Фамилия, имя ребенка | Результат диагностики | Уровень | ||
Приходько Полина | Правильное выполнение задание.
| Высокий | ||
Ясинский Ярослав | Ребенок не справился с заданием. | Низкий | ||
Володченко Влад | Ребенок не справился с заданием. | Низкий | ||
Толочко Алексей | правильное выполнение задание, но ребенок допускает неточности.
| Средний | ||
Быконя АннаБыконя | Правильное выполнение задание.
| Высокий | ||
Киркоро Дмитрий | Правильное выполнение задание.
| Высокий | ||
Потребич Анастасия | Ребенок не справился с заданием. | Низкий | ||
Шелемех Анастасия | правильное выполнение задание, но ребенок допускает неточности.
| Средний | ||
Иус Артем | Правильное выполнение задание.
| Высокий | ||
Гончаров Егор | Ребенок не справился с заданием. | Низкий | ||
Чулков Роман | правильное выполнение задание, но ребенок допускает неточности.
| Средний | ||
Кушнерева Ксения | Правильное выполнение задание.
| Высокий | ||
Путякина Анастасия
| Ребенок не справился с заданием. | Низкий
| ||
Дударев Давид | Ребенок не справился с заданием. | Низкий | ||
Карпенко Елизавета
| Ребенок не справился с заданием. | Низкий
| ||
Диаграмма (начало года) 2 младшая группа.
С переходом во 2 младшую группу я усложнила некоторые игры и познакомила детей с новыми играми с использованием нестандартного оборудования.
Играя в дидактическую игру «Волшебные колпачки», где дети сначала учились просто откручивать колпачки, а потом устанавливали их в соответствии с образцом:
Цель игры: формировать у детей пространственный ориентир; закреплять основные цвета; развивать мелкую моторику пальцев рук, умение выполнять задание по образцу; развивать мышление, внимание, память.
Ход игры:
Детям я предлагала переставить крышечки в соответствии с образцом, для этого крышечки нужно выкрутить, а потом уже расставлять по образцу. В первой младшей группе я предлагала детям только откручивать крышечки и прикручивать их на место. Во второй младшей уже дети самостоятельно ставят крышечки по образцу.
«Волшебный шнурок», где дети создают при помощи шнурка, все возможные замысловатые фигурки:
Цель: развивать координацию обеих рук, мелких движений пальцев рук, зрительное восприятие, внимание, мышление, воображение; закреплять основные цвета.
Ход игры:
Ребенку дается возможность познакомиться со шнуровкой в различных вариациях. Создавать незамысловатые фигурки.
Дети очень увлечены этой игрой, особое удовольствие доставляет то, как дети своими маленькими пальчиками продевали шнурочки в одно отверстие, а потом еще в одно и т.д., создавая незамысловатые фигурки, а потом радовались полученному результату.
«Цветные резиночки», с помощью резинок дети составляют картинку.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять в речи детей основные цвета; развивать у детей фантазию; воспитывать усидчивость, формировать желание играть в настольные игры.
Ход игры:
Я ставлю перед ребенком деревянную основу и даю ему резиночки. Затем показываю, как нужно выполнять действия (двумя руками натягиваем резиночку и одеваем на два гвоздика). Начинаем с простых заданий и переходим к более сложным. В конце игры оцениваются успехи детей.
«Разноцветные втулки», где ребенок не только закрепляет основные цвета, мелкую моторику пальцев рук, в этой игре развивается зрительное восприятие.
Цель: учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании втулок соответствующего цвета в свое гнездо, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Ход игры:
Я предлагаю детям дощечки покрашенные в два разных цвета (3-4), втулки поставлены в хаотичном порядке. Ребенку надо поставить втулку определенного цвета на половинку дощечки того же цвета.
«Лабиринт», с помощью этой игры у ребенка развиваются тактильные ощущения и ориентировка в пространстве.
Цель: развивать психические процессы (мышление, внимание, воображение, восприятие), координацию зрительных и тактильных анализаторов, мелкой моторики. Активизировать речь.
Ход игры:
Я предлагаю детям поиграть в лабиринт, с несколькими входами. Необходимо взяв в руки маленький мяч и перебирая пальчиками, быстро прокатить его через весь лабиринт, как можно точнее, не касаясь стенок, найти короткий путь к центру лабиринта.
Так же было создано «Дерево настроения».
Цель: развивать эмоциональную сферу, мелкую моторику пальцев рук, закреплять основные цвета, создать эмоционально - положительный настрой.
Ход игры:
Дети, когда видят это дерево – сразу бегут смотреть: какое яблоко «созрело», пытаются отгадать, о какой эмоции будем говорить. После этого проводиться беседа и рассматривание картинок с лицами людей. Так же дети могут срывать яблочки и вешать их на место. Яблоки красного цвета разного наполнения – горох, песок, скрепки и т. д. Они звучат и используются для развития сенсорики, слуховой памяти.
Панно «Чудо поляна».
Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, обогащать активный словарь.
Ход: вариантов игры может быть много, например:
1 вариант: Расскажи о погоде.
Задачи:
- расширить представления о сезонных изменениях в природе;
- воспитывать интерес к природе родного края.
Ход игры:
Рассказываю детям о состоянии погоды, сопровождая рассказ пристегиванием модулей. Прошу детей рассказать о погоде за окном, отражая свой рассказ на панно.
2 вариант: Когда это бывает?
Задачи:
- расширять представление детей о сезонных изменениях в природе;
- учить наблюдать изменения в природе;
- называть предметы каждого времени года.
Ход игры:
На панно пристегиваю модули одного времени года. Предлагаю детям отгадать, какое время года изображено на панно.
Можно разнообразить варианты игры и игра получиться увлекательной, интересной.
Работу проводила в соответствии с перспективным планом (Приложение №1). К середине года провела диагностику, для выявления результатов проделанной работы.
Диаграмма (середина года) 2 младшая группа.
Диагностика показала, что я на правильном пути. В дальнейшем буду продолжать свою работу в этом направлении, совместно с родителями продолжать создавать предметно-развивающею среду, создавать дидактические пособия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагогов детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное». Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования (уже сейчас совершенствую процесс изготовления кукол, на одежду которых, будет пришиты различные приспособления на развития мелкой моторики), общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
На будущее планирую:
1.Продолжать усовершенствовать наши начинания.
2.Разработать еще несколько дидактических игр на использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук.
3.Разработать перспективный план на следующий год с усложнениями.
4.Продолжать сотрудничать с родителями, привлекать их к разного рода мероприятиям совместно с детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики ж-л «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001.
2.Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст]: / С.Е. Большакова– М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики». – М.:АСТ, 1999.
4.Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. - М.: Гном и Д, 2005.
5. Ермакова И.А. "Развиваем мелкую моторику у малышей". – М.: Литера, 2008.
6.Журналы «Дошкольное воспитание».
7.Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». – «Детство-пресс», 2013.
8.Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев. [Текст]/ Т.А. Кислинская. - М.: Генезис, 2008.
9.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. [Текст]/ Л.В. Куцакова - М., 1990.
10. Мокина Е. Материалы и оборудование своими руками. // Здоровье дошкольника №5 – С. 21. – 2011г.
11. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание. 1989.
№ 10.
12. Шеповских Е. Развитие мелкой моторики/ Е.Шеповских // Дошкольное воспитание.-2000.- №5. - С. 61.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования.
(1 младшая группа)
Сентябрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».
2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».
3.Обучение детей игре «Волшебный шнурок».
4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».
5.Настольная игра «Мозаика».
Октябрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».
2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3.Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
5.Манипуляция шариками в игре сухой бассейн «Цветок».
Ноябрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином).
2.Учить детей одевать и раздевать кукол.
3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».
5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
Декабрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение «Пирожки», «Замок».
2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)
4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Январь
1.Заучивание пальчиковой игры «Ежик», повторение «Апельсин».
2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).
3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка».
4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
5.Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».
Февраль
1.Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки».
2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3.Игра сухой бассейн «Цветок».
4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы - комбинированная аппликация из бумаги и гороха).
Март
1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна».
2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы).
5.Обучение игре «Солнышко».
Апрель
1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна!».
2.Игра « Травушка-муравушка».
3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
Май
1.Заучивание пальчиковой игры «Пальчики в лесу».
2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».
3.Игра сухой бассейн «Цветок».
4.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.
5.Настольные игры «Мозаика», «Пазл».
Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования.
(2 младшая группа).
Октябрь
Д/и «Стержни и кольца»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»
Д/и « Цветные резиночки»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику пальцев рук, закреплять в речи детей основные цвета, развивать у детей фантазию, воспитывать усидчивость, формировать желание играть в настольные игры.
Ноябрь
Д/и «Чудесный мешочек»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Учить ребенка определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, развивать речь ребенка.
Пальчиковая гимнастика «Овощи».
ЦЕЛИ: Учить детей делать руками "корзиночку" и сгибать пальчики, начиная с большого.
Д/и « Разноцветные втулки»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании втулок соответствующего цвета в свое гнездо, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Декабрь
Перекладывание из одной емкости в другую.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.
Д/и сухой бассейн «Цветок».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика «Фрукты».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Продолжать учить детей делать «корзиночку» ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца.
Январь
Д/и «Мозаика».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Д/упр. «Елочка».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Учить детей показывать рукой круг. Развивать общую и мелкую моторику ребенка.
Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.
Февраль
Разбор белой и красной фасоли.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.
Пальчиковая гимнастика «Помощник».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.
Д/и « Волшебный шнурок».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: развивать координацию обеих рук, мелких движений пальцев рук, зрительное восприятие, внимание, мышление, воображение; закреплять основные цвета.
Март
Выкладывание стенгазеты «8 Марта» из крупы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого.
Пальчиковая гимнастика «Наши мамы».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сначала одной, потом другой руки. Сжимать обе ладошки в "замочек".
Апрель
Выкладывание из палочек геометрических фигур.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение.
Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого.
Дидактическое пособие «Дерево настроения».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Развивать эмоциональную сферу, мелкую моторику пальцев рук, закреплять основные цвета, создавать эмоционально - положительный настрой.
Май
Д/и «Чудесный мешочек».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения.
Выкладывание «Узор из белой и красной фасоли».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать красную и белую фасоль.
Пальчиковая гимнастика «Наша Армия».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно "шагать" указательным и средним пальчиками правой и левой руки.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ
Игра «Прятки».
В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно. Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках.
Игра «Юла».
Быстро кружится, поет
И гудит, как самолет:
У-у-у…
Сжать правую руку в кулак, вытянуть указательный палец. Опустить указательный палец кончиком вниз и быстро-быстро им вращать.
Игра «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с собой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
Первые две строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения. На предпоследней строчке соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, на последней – соединять, начиная с мизинца.
«Вышли пальчики гулять».
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять –
В домик спрятались опять.
На первые строчки - поочередно разгибать пальчики из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки – поочередно сгибать пальчики в кулачки, начиная с мизинца.
«Прогулка».
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Пальцы обеих рук сжать в кулачки. На первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу, на вторую строчку по столу двигаются указательные, на третью –движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленно движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопнуть обоими кулачками по поверхности стола.
«Барабанщики».
Твои пальчики – барабанщики,
Там-там-там!
Тук-тук-тук!
Раздается звонкий стук.
Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как в игре на пианино.
«Бинокль».
Капитан корабля
Охраняет берега.
Он видит издали врага.
Сложить пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля. Поднести «бинокль» к глазам. Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Игры с прищепками.
Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Итак, возьмите коробку с прищепками, добавьте к этому немного фантазии - и можно начинать игру. Обратите внимание, на то, что прищепки нужно брать такие, чтобы у ребенка хватало сил пальчиками их сжимать.
Игра №1 "Найди прищепку".
Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к ним дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие - сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.
Игра №2 "Солнышко".
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.
Игра №3 "Елочка".
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.
Игра №4 "Травушка-муравушка".
Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.
Игра №5 "Цветочки".
Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки, ромашки, розочки и т.д.
Поэтому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое. И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик... Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.
Внимание! Следите за тем, чтобы малыш случайно не прищемил себе пальчик или нос, или еще какую-нибудь часть тела.
ИГРЫ «ПОКА МАМА НА КУХНЕ».
Все мы знаем, что слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит пока ещё неумелую и непослушную ручку к письму. Осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений, мамы закупают различные шнуровки, крупные мозаики и прочие умные игрушки и начинают заниматься с крохой. Но мы часто упускаем из виду очень простую и очевидную истину: среди обычных игр и простых бытовых действий - уйма по-настоящему бесценных упражнений, которые, к тому же, ещё и гораздо привлекательнее для ребёнка, нежели покупные игрушки.
«Маленький рисовальщик».
Сказать по правде, полноценно готовить на кухне в то момент, когда маленький «моторист» будет занят там своими играми, маме вряд ли удастся. Но уделить внимание и закипающему супу, и развивающемуся чаду, наверное, всё-таки получится. Ведь под рукой есть замечательный, доступный всем и хорошо известный продукт для развития мелкой моторики рук — крупы. И, если вас не пугает перспектива собирать на полу пшено или горох, предложите малышу простые и эффективные упражнения, которые наверняка придутся ему по вкусу. Для начала высыпьте любую мелкую крупу на поднос ровным слоем и покажите крохе, как можно рисовать «на холсте» пальчиком. Пусть он изобразит палочки, точечки и прочие - «каляки-маляки». Рисовать можно не только указательным, а всеми по очереди пальчиками и даже всей ладошкой. Пусть перебирает крупинки ручками и зажимает их в кулачок. В сухой крупе, насыпанной в кастрюльку можно прятать мелкие игрушки. Главное в подобных играх — не упустить момент, когда кроха переходит от созидательной деятельности к разрушительной и начинает всё разбрасывать на пол. Обычно это наступает через несколько минут после начала игры. Но даже эти несколько минут принесут несомненно пользу крошечным пальчикам.
Поиграем в Золушку.
Ребятишкам чуть постарше можно предложить поиграть в «Золушку». Для этого смешайте в мисочке по чуть - чуть гороха и фасоли и предложите карапузу рассортировать по тарелкам. Захватывать фасолинки можно по-разному. Брать их щепотью, большим и указательным пальцем, большим и средним и так далее. Можно взять и макароны разных видов, это не только стимулирует моторику, но и развивает мышление малыша, учит его анализировать.
Испекли мы колобок.
Если Вы лепите вареники или пельмени, то к этому занятию тоже привлекайте кроху. Ведь именно лепка — это лучшее средство для развития мелкой моторики рук. Даже самое обычное пельменное тесто так приятно разминать в ручках и размазывать по столу. А лучше приготовьте для ребёнка специальное солёное тесто, его рецепт очень прост — 1 стакан соли «Экстра» смешиваем с одним стаканом муки, добавляем одну ложку растительного масла и полстакана воды. Хорошенько вымешиваете и кладёте в холодильник на пару часов. После этого оно готово к работе.
Что же может делать с тестом годовалый малыш? Прежде всего разминать его в ручках. Отщипывать маленькие кусочки теста и перекладывать из ручки в ручку, разминать и давить. Можно дать карапузу и кусок теста побольше. Пусть он запустит в миску обе ручки, потыкает его пальцами в своё удовольствие. Это будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию тактильной чувствительности.
Займёмся раскопками.
А теперь попробуйте на глазах у малыша спрятать в тесто пару мелких игрушек, например от киндер-сюрпризов. Увидите сколько упорства приложит Ваш малыш, чтобы отыскать свой клад. Если подобная игра малышу понравилась, можете спрятать предметы помельче - крупные пуговицы, например, только следите, чтобы ваш археолог не попытался слопать подобные предметы.
Блинчики и колбаски.
Научите малыша делать «блинчики» и «оладушки» - покажите, как сплющить кулачком или ладошкой кусочек теста. Пусть он похлопает ручкой слабее или сильнее, а потом попытается слепить пирожок, а Вы с одушевлением нахваливайте способности юного пекаря. Предложите угостить кукол «ягодками» или «конфетками». Когда ребёнок освоится с тестом, попробуйте вместе скатать колобки и колбаски. Колбаски можно разламывать на кусочки, расплющивать пальчиком, сворачивать рулетиком. И пусть они будут корявые и неровные, помните, что Вы это всё делаете не ради конечного результата, а важен сам процесс.
Кухонные говорилки.
Кухня - отличное место, чтобы пополнить словарный запас крохи и развивать его речь. Все ли предметы ему здесь знакомы? Знает ли он о назначении той или иной посуды, для чего нужен холодильник, микроволновка, миксер, кофеварка?
Перечислите по очереди всю имеющуюся на кухне посуду. Один предмет называет мама, другой - ребёнок. Так, постепенно кроха научится подбирать обобщающие слова к группе предметов и запомнит, что чашка, тарелка, ложка — это посуда, а огурец, помидор, капуста — это овощи. Кстати, об овощах. А благодаря своей яркой окраске, можно использовать их для изучения цветов. Например, дать ребёнку лимон и сказать - он жёлтый, а потом апельсин — он оранжевый и т.д. В процессе кухонных дел, постоянно разговаривайте с крохой. Тем для разговоров очень много: где и как растут фрукты и овощи, что кладём в борщ, из чего варим компот, как получается растительное масло? Это не только развивает речь, но и расширяет знания об окружающем мире.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Дидактические игры с использованием нестандартного оборудования.
Сухой бассейн «Цветок».
Цель: развивать и корректировать нарушения дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых.
В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности, закрепление основных цветов.
Ход игры: Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне.
Дидактическое пособие «Чудесные прищепки».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывать нравственные чувства.
Ход игры: У этой игры много вариантов, можно сделать из прищепок лучики солнышку, травку, ежику иголки, дереву листья и т.д.
Дидактическая игра «Волшебные колпачки».
Цель: формировать у детей пространственный ориентир; закреплять основные цвета; развивать мелкую моторику пальцев рук; умение выполнять задание по образцу; развивать мышление, внимание, память.
Ход игры: детям предлагается переставить крышечки в соответствии с образцом.
Дидактическая игра «Волшебные шнурочки».
Цель: развивать координацию обеих рук, мелких движений пальцев рук, зрительное восприятие, внимание, мышление, воображение; закреплять основные цвета.
Ход игры: ребенку дается возможность познакомиться со шнуровкой в различных вариациях. Создавать незамысловатые фигурки.
Дидактическое пособие «Цветные резиночки».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять в речи детей основные цвета; развивать у детей фантазию, воспитывать усидчивость, формировать желание играть в настольные игры.
Ход игры:
Воспитатель кладет перед ребенком деревянную основу и резиночки. Затем показывает, как нужно выполнять действия (двумя руками натягиваем резиночку и одеваем на два гвоздика). Начинаем с простых заданий и переходим к более сложным. В конце игры оцениваются успехи детей.
Дидактическое пособие «Разноцветные втулки».
Цель: учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании втулок соответствующего цвета в свое гнездо, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Ход игры:
Детям предлагается дощечки покрашенные в два разных цвета, втулки поставить в хаотичном порядке. Ребенку надо поставить втулку определенного цвета на половинку дощечки того же цвета.
Дидактическая игра «Лабиринт».
Цель: развивать психические процессы (мышление, внимание, воображение, восприятие); координацию зрительных и тактильных анализаторов, мелкой моторики; активизировать речь.
Ход игры:
Детям предлагается лабиринт, с несколькими входами. Необходимо взяв в руки маленький мяч и перебирая пальчиками, быстро прокатить его через весь лабиринт, как можно точнее, не касаясь стенок, найти короткий путь к центру лабиринта.
«Дерево настроения».
Цель: развивать эмоциональную сферу, мелкую моторику пальцев рук, закреплять основные цвета, создать эмоционально - положительный настрой.
Ход игры: дети, когда видят это дерево – сразу бегут смотреть: какое яблоко «созрело», пытаются отгадать, о какой эмоции будем говорить. После этого проводиться беседа и рассматривание картинок с лицами людей. Так же дети могут срывать яблочки и вешать их на место. Яблоки красного цвета разного наполнения – горох, песок, скрепки и т. д. Они будут звучать и использоваться для развития сенсорики, слуховой памяти.
Дидактическое панно «Чудесная поляна».
Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, обогащать активный словарь.
Ход игры: Ход: вариантов игры может быть много, например:
1)Расскажи о погоде.
Задачи:
- расширить представления о сезонных изменениях в природе;
- воспитывать интерес к природе родного края.
Ход игры:
1 этап: воспитатель рассказывает о состоянии погоды, сопровождая рассказ пристегиванием модулей.
2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать о погоде за окном. Отразить свой рассказ на панно.
2) Когда это бывает?
Задачи:
- расширить представление о сезонных изменениях в природе;
- учить наблюдать изменения в природе;
- называть предметы каждого времени года.
Ход игры:
1 этап: на панно пристегнуты модули одного из времен года. Детям предлагается отгадать, какое из времен года изображено.
2 этап: на панно пристегнуты модули определенного времени года, но допущены одна или две ошибки. Детям предлагается найти эти ошибки.
3 этап: по описанию воспитателя (ребенка) назвать время года и пристегнуть к панно соответствующие модули.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 10.97 КБ |
soderzhanie.docx | 13.54 КБ |
prilozheni_no4.docx | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Орленок».
Обобщенный педагогический опыт
Тема: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».
Даниловой Л.Н.
воспитателя МБДОУ №7
КЛИНЦЫ 2014
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретическая часть……………………………………………………………….6
1.1.Что такое мелкая моторика?.................................................................................6
1.2.Значение игр на развитие мелкой моторики…………………………………..7
1.3.Виды игр для развития мелкой моторики……………………………………10
2.Практическая часть………………………………………………………………11
2.1.Описание методов работы……………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….41
Литература…………………………………………………………………………..43
Приложение №1…………………………………………………………………….44
Приложение№2……………………………………………………………………..52
Приложение №3…………………………………………………………………….55
Приложение №4………………………………………………………………….....60
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»
«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»...
доклад из опыта работы на тему "Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР"
Доклад из опыта работына тему«Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Выполнила:С. А. Со...
Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Развитие моторики детей дошкольного возраста в различных видах деятельности...
Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »
Предлагаю вашему вниманию некую вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста....
Презентация «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев р...
Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 10 «Улыбка» Мастер-класс для педагогов«Использование н...