Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников при подготовке их к школе
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

Шубина Ирина Николаевна Уварово

Данная презентация педагогического проекта отражает комплексный подход в подготовке детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Разработаны индивидуальные маршруты сопровождения дошкольников. Созданы условия для успешного развития и подготовки детей к обучению в школе. В процессе сопровождения планировалась не только коррекционная работа с детьми по проблемам. Дети занимались по интересам в различных кружках по дополнительному образованию, что отразилось положительно на формировании их самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_proekta_shubinoy_i.n.rar2.54 МБ

Подписи к слайдам:

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать, быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.» /Венгер Л.А./
Педагогический проектПсихолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников при подготовке их к школе
.
Автор: Шубина И.Н., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Ивушка» г. Уварово
Актуальность
Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания.  Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений со взрослыми и сверстниками. В отечественной психологии проблемой готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению занимались: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева Г. А. Цукерман и др. Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к психологическим особенностям детей дошкольного возраста, к организации воспитания и обучения, что заставляет искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Цель: повышение уровня психологической готовности к обучению в школе детей шестилетнего возраста
Задачи: Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе; Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка; Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей.Расширение представлений об окружающем мире;Формировать навыки взаимодействия, саморегуляции, самооценки и самоконтроля.

Предмет: совокупность методов, приемов и средств для развития детей при подготовке их к обучению в школе
Объект: психологическая готовность детей к обучению в школе
Участники проекта:ДетиПедагогиРодители

Гипотеза: психологическая готовность детей к школе будет сформирована  к началу школьного обучения при соблюдении следующих условий: если работа по формированию психологической готовности будет проводится систематически; если подобрать комплекс игр и упражнений, которые будут формировать психологическую готовность детей; если в комплекс будут входить игры, направленные на формирование всех видов готовности

Основные ожидаемые результаты
Для детей: повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школеСформируется позитивное отношение к обучению в школеПовысится уровень развития познавательной активностиСформируются предпосылки учебной деятельности, необходимые для успешного обученияСформируются навыки взаимодействия, саморегуляции, самооценки и самоконтроля
Для педагогов: Создание системы работы с детьми при подготовке их к обучению в школе, составление индивидуальных маршрутов сопровождения
Для родителей:Развитие педагогического сотрудничества в вопросе подготовки детей к школеЗнакомство с особенностями психического развития детей

Этапы реализации проекта
1 этап. Организационно-подготовительный /изучение литературы, диагностика детей, анкетирование педагогов и родителей, введение их в тему проекта/
2 этап. Основной/взаимодействие всех участников образовательного процесса, непосредственно образовательная деятельность детей, деятельность кружков, коррекционных занятий, консультации, участие в конкурсах/
3 этап. Заключительный/диагностирование детей, анализ результатов, отчет на педсовете о готовности детей к обучению в школе, презентация проекта/

Мероприятия по реализации проекта
С детьмиДиагностика готовности к школеЗанятия в кружке «Приобщение ребенка к социальному миру»Занятия в кружке «Юный интеллектуал»Тренинг «Дружные ребята»Индивидуальные занятия на развитие познавательных процессовСерия занятий: Проигрывание ситуаций на основе прочтения сказок М.А. Панфиловой «Лесная школа»
С педагогамиАнкетирование «Готовность к школе»Консультация «Что необходимо уметь и знать ребенку, поступающему в школу?»Показ презентации методической разработки «Психология готовности ребенка к школе»Семинар-практикум «От сотрудничества с семьей к развитию ребенка»Картотека «Развивающие игры»
С родителямиАнкетирование «Готов ли ребенок к школе?»Клуб «Доброта»: «Что необходимо уметь и знать ребенку, поступающему в школу?»Выступления на родительских собраниях («Умеем ли мы общаться?»)Индивидуальное консультированиеРекомендации в родительских уголках

Взаимодействие педагогов при составлении индивидуального маршрута сопровождения ребенка при подготовке к обучению в школе
Мотивационная готовность
Результаты диагностики готовности к школе


Интеллектуальная готовность


Волевая готовность


Общение со взрослыми и детьми


Уровень овладения универсальными предпосылками учебной деятельности


Уровень первичных представлений о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе



Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. В результате реализации проекта у детей повысился уровень готовности к школе.Гипотеза подтвердилась.

Информационные ресурсыБабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993 Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С. А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. М.: О-во «Знание» России, М.,1995 Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы (под ред. И.В. Дубровиной). Москва: Издательский центр «Академия», 1995Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995Симановский А.Э. Развитие общеучебных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ярославль, 1992Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ СфераСистема коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. – сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007Смолярчук И. В. Развитие творческих познавательных способностей дошкольников. Для специалистов в области дошкольного образования и воспитания. Тамбов, ИПКРО, 1995Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Кн. для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение, 1994http://nsportal/ru ;www.maaam.ru ;http://infourok.ru .источник шаблона: Хайми Н.И. ГОУ СОШ № 594, Санкт-Петербург, учитель информатики, http://pedsovet.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика психолого-педагогического изучения личности старшего дошкольника

Представлена система мониторинга психодиагностических показателей развития личности старшего дошкольника...

Учебно-методическое пособие "Использование развивающих игр для всестороннего развития старших дошкольников и подготовки их к школе"

Настоящее учебно-методическое пособие разработано с целью оказания практическим работникам ДОУ методической помощи при организации игровой деятельности со старшими дошкольниками....

Психолого-педагогические особенности приобщения старших дошкольников к социокультурным нормам и традициям семьи

Статья о приобщении дошкольников к социокультурным нормам и сесмейным традициям...

Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе

Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе...

Использование развивающих игр для всестороннего развития старших дошкольников и подготовки их к школе (методическое пособие для воспитателей ДОУ)

Предназначение дошкольного периода развития ребенка заключается не столько в овладении знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности. Эта позиция является центральной для российской реф...

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

План по самообразованию "Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников при переходе на начальное обучение в школу "

Цель и задачи самообразования по теме:1.Рассмотреть основные проблемы подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС2.Провести анализ факторов успешной подготовки и адаптации детей к школе3.Выявить пр...