Трудовая деятельность детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа) по теме

Скопова Елена Анатольевна

Консультация для педагогов детского сада, конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовая деятельность в средней группе

( предпосылки трудового воспитания)

                                       

                                                                            Подготовила: Скопова Е.А.

1. Раскрыть предпосылки  трудовой деятельности в средней группе

     Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

     Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными приемами труда.

     Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Своевременное трудовое воспитание - эффективное средство подготовки ребенка к системе в школе.

     Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.

     Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

     Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.              Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, ребенок приобретает умение планировать деятельность. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания с предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

     Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был заинтересован ребенок, целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

      В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшем возрасте. Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и систематическом контроле за действиями детей. В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам.

                   Становление и развитие трудовой деятельности детей

     Умение ставить перед собой цель возникает у детей в среднем дошкольном возрасте, чему способствуют возникающие в повседневной жизни разные ситуации, чаще всего связанные с уборкой игрушек и пособий, приведением в порядок игровых уголков. Такие цели у детей пятого года жизни еще кратковременны и неустойчивы, для их формирования необходимы руководство воспитателя и постоянная поддержка ребенка в самостоятельной постановке цели.

     Планирование и контроль – компоненты деятельности, развитие которых также приходится на дошкольный возраст. Сначала педагог ориентирует детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет целесообразность такого планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я.З.Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).

     Большое значение имеет также оценка достигнутого результата с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы. Это оказывает существенное влияние на развитие интереса к труду и формирование мотивов деятельности. С целью их формирования очень важно продемонстрировать ребенку связь между тем, что надо делать, и тем, для чего это делается, чтобы помочь дошкольнику осознать пользу его труда.

      Мотивы, побуждающие ребенка включаться в труд, развиваются постепенно, наполняясь нравственным содержанием. Малышей часто привлекает сам процесс действий, использование нового яркого оборудования. Увлекаясь процессом действий, дети легко теряют цель, переходят к предметным действиям.

     Мотивом может стать будущая игра, вызывающая необходимость изготовления каких-либо игрушек или элементов костюмов. Желание доставить радость друзьям, близким научиться новым умениям, овладеть действиями с инструментами, новыми орудиями также побуждают детей включаться в труд.

     Наиболее существенным мотивом является осознание ребенком своих обязанностей, например, выполнение обязанностей дежурного, так как здесь ярко проявляется необходимость его труда для группы. Я.3.Неверович придает наибольшее воспитательное значение общественным мотивам деятельности, возникающим, когда дети помогают взрослым. В этом случае они легко убеждаются в своих возможностях быть полезными другим.

     Таким образом, мотивами, побуждающими детей к труду, являются:

• интерес к процессу действий;

• интерес к будущему результату;

• интерес к овладению новыми навыками;

• соучастие в труде совместно с взрослыми;

• осознание своих обязанностей;

• осознание смысла, общественной важности труда. Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем выше ее воспитательный потенциал.

     Своеобразие трудовой деятельности детей. Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты детского труда удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.

     Объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов.

     Таким образом, при оценке деятельности ребенка в большей мере следует обращать внимание на его отношение к делу, желание доставить радость окружающим, сделать что-то полезное для себя.

     Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя становлению детского общества.

     В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр.; испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость; его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

     Процесс игры побуждает ребенка осуществлять трудовые действия, например купание куклы. Такие действия помогают овладевать первыми трудовыми умениями. Но порой эти трудовые действия настолько захватывают ребенка, что он забывает о цели. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет розетки с гуашью, пользуясь подносом. Расставив розетки на столе, ребенок превращает поднос в руль и, изображая шофера, «едет» за другой партией розеток. Или становится рабочим зоопарка, когда ему поручено покормить рыбок, птичку: разговаривает с ними, изображая доктора Айболита, производит нужные действия, сопровождая их словами, выражающими заботу о своих подопечных.

     С другой стороны, игра может стать мотивом, побуждающим к труду. Так, например, чтобы играть в ручейке, надо сначала смастерить лодочки; чтобы затеять игру в моряков – сделать бескозырки. Окончание игры также вызывает необходимость выполнения трудовых действий: построили из кубиков дворец – надо сложить весь оставшийся материал на полку; закончили играть в лото – сложить все карточки в коробку; сделали атрибуты для персонажей будущей игры-драматизации – убрать обрезки цветной бумаги, вымыть кисточки, розетки из-под клея и т. д.

     При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий. Обучение организуется идентично в каждой возрастной группе. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности. Ознакомление детей со способами выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т. е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыков немыслимо. Можно сколько угодно показывать, объяснять, как надо убирать игрушки, как подклеивать книгу, коробку из-под настольной игры, но все это останется безрезультатным, если ребенок сам не будет повторять того, что ему показывают. Подробный показ и объяснение, как выполнять то или иное конкретное действие, в сочетании с непосредственным участием в работе позволяют научить детей точно следовать необходимому способу действий и исполнительности.

     По мере формирования у детей навыков отдельных действий воспитатель переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, кто правильно повесит одежду в шкаф», «Вспомните, как надо убирать в ящик строительный материал». Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить, как нужно действовать, какие действия совершать, в какой последовательности. Метод общего напоминания используется тогда, когда закреплены навыки выполнения определенной задачи. Но так как сигналом необходимости напоминания служит обычно снижение интереса детей к определенным процессам, воспитатель стремиться, не допускать этого, своевременно изменяя методику обучения навыку.

     Для формирования навыков нужно продолжительное систематическое участие детей в выполнении трудовых заданий. Упражняясь в совершении тех или иных действий, они начинают совершать эти действия не только правильно, но и быстро. Теперь становится возможным предъявить детям более высокие требования к выполнению действий, процесса в целом. Важно не только упражнять детей в формировании трудовых навыков, но и проверять, как они совершают нужные действия. Нередко приходится видеть, как дети, надевая платье или убирая игрушки, делают множество лишних, беспорядочных движений, тратят много энергии, а качество действий низкое.

     При обучении детей трудовым навыкам всюду должен быть введен целесообразный и четкий, не требующий лишних движений и затраты энергии порядок. Беспорядочное разбрасывание вещей, одежды, отсутствие системы и последовательности в требованиях приводят к появлению неаккуратности, снижают организованность детей, лишают их возможности упражняться в том или ином навыке. В формировании трудовых навыков важен единый подход со стороны педагогического коллектива, единство требований.

     Если воспитатели не интересуются результатами работы детей, они быстро теряют интерес к повседневному труду. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что сделано хорошо, а что плохо и почему. Тогда дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом, сумеют в следующий раз сделать работу лучше.

     В педагогическом руководстве формированием трудовых навыков у детей разного дошкольного возраста есть много общих методических приемов, общих требований, которые воспитателю следует соблюдать. Но в этой работе много своеобразного, специфического, обусловленного особенностями возраста дошкольников. Поэтому, используя общие требования, методы педагогического руководства, взрослый должен непременно заботиться о выборе таких приемов, которые позволят наиболее эффективно решать задачу формирования трудовых навыков и у малышей и у старших детей.

     Должное внимание в работе с детьми уделяется народному творчеству во всем его многообразии. Эстетически организованная среда – важное условие для осуществления трудового воспитания детей. Поэтому большое внимание уделяется подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы.

     Особо выделяется еще один принцип, без которого невозможно трудовое воспитание.

     Это принцип «сам!». Ведь научиться чему-либо человек может только сам, если захочет и испытывает потребность в той или иной деятельности. Вот почему в работе с детьми большое внимание уделяется семи «сам».

  1. САМостоятельность
  2. САМовыражение
  3. САМоутверждение
  4. САМоконтроль
  5. САМоценка
  6. САМообучение
  7. САМовоспитание

               





Конспект  ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом помощника воспитателя

Конспект

                 Беседа с детьми о работе помощника воспитателя

Цель:

Создание условий для ознакомления детей с трудом няни.

Задачи:

Способствовать расширению знаний детей о труде помощника воспитателя;

воспитывать умение восхищаться мастерством человеческих рук.

Беседа:

-  Ребята, кто в нашей группе всегда нам помогает?     (Тамара Ивановна.)

-  Да, наш помощник воспитателя —    Тамара Ивановна.

(Воспитатель предлагает отдельным детям назвать помощника воспитателя по имени и отчеству.)

 -  Давайте с вами вспомним, что делает Тамара Ивановна?  (Ответы детей.)

 - Почему в нашей группе так чисто? (Потому что Тамара Ивановна   вытирает пыль, моет полы.)

-   Почему мы с вами быстро одеваемся на прогулку?

    (Потому что Тамара Ивановна нам помогает.)

-  А посмотрите, какие красивые в нашей группе комнатные растения. Как вы думаете, почему они такие красивые?  (Потому что Галина Ивановна их постоянно поливает.)

- Я недавно узнала, что у Тамары Ивановны дома много комнатных цветов. Она также за ними хорошо ухаживает, и сегодня она принесла нам с вами фотографии цветов. Давайте мы их рассмотрим. Посмотрите, какие красивые цветы.  Вам нравится? (Так воспитатель рассматривает все работы, привлекая к разговору помощника воспитателя.)

 -  Вот видите, ребята, какой интересный человек  Тамара Ивановна. В детском саду у нее много работы, она после работы устает. А дома ей, как и вашим мамам, приходится тоже многое делать. Давайте будем помогать Тамаре Ивановне в детском саду!

-  А как мы можем ей помочь?    (Хорошо вытирать ноги после прогулки, чтобы легче было мыть пол; аккуратно складывать одежду в шкафчиках, чтобы это не делала Тамара Ивановна; аккуратнее есть, все доедать, тогда легче будет убирать после еды; помогать поливать комнатные растения.)

— Наша Тамара Ивановна очень любит вас, она заботится о вас и хочет, чтобы всем ребятам в детском саду было хорошо.

                                                   Конспект

                         Рассказ о труде помощника воспитателя

Цель:                                                                                                                    Дать детям представление о труде помощника воспитателя; показать результаты этого труда; вызвать чувства уважения и благодарности к помощнику воспитателя; помочь детям запомнить новое стихотворение.

Ход занятия:
Воспитатель с помощью зеркала пускает солнечного зайчика. Дети радуются.

«Этого зайчика,— рассказывает воспитатель,— подарила нам Анна Ивановна (помощник воспитателя). Это она позвала в комнату солнышко! Хотите знать, как она это сделала?»
Помощник воспитателя рассказывает: «Пришла весна. Солнышко светит ярко, ласково. Захотелось мне, чтобы солнышко в групповую комнату заглянуло. Взяла я таз, налила в него чистой воды, потом взяла тряпку и вымыла окна. Стекла стали чистые, заблестели. Засмотрелось в них солнышко и заглянуло в комнату. Да и сейчас смотрит! Видите?»
Воспитатель:   «Спасибо вам большое, Анна Ивановна, за заботу о нас».     «Не хотите, ли послушать стихотворение о весне?    Сейчас мы с детьми запомним его и почитаем вам».
Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева.   Повторяет его, выкладывая на фланелеграфе соответствующие картинки:    зеленая травка, солнышко, ласточка.
Далее педагог снова дважды читает стихотворение.   Дети помогают ему, негромко договаривая отдельные слова.
Затем воспитатель поручает рассказать стихотворение кому-нибудь из детей (ребенку с хорошей памятью, владеющему выразительной интонацией). О чем-то шепчется с ребенком.
«Это стихотворение я дарю нашей Анне Ивановне»,— говорит ребенок и, повернувшись к помощнику воспитателя, читает стихи.   Прочитав, кланяется ей.
Стихи в подарок помощнику воспитателя читают еще 2—3 ребенка.


Примечание: это занятие целесообразно провести в солнечный день (можно и в группе, и в зале).

                                                   

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.Различают четыре основных вида детского труда: са...

Статья на тему: " Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста".

Статья на тему : "Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"....

«Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста» Труд детей в детском саду многообразен, который позволяет поддержив...

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Трудовая деятельность дошкольников...

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для родителей:ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА     Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – дело огромной государственной важности. Уважен...

Консультация для родителей "Трудовая деятельность детей дошкольного возраста"

 Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:1.  Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений...

консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)

Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....