Влияние формирования игровой деятельности на социальные отношения младших дошкольников
план-конспект занятия (младшая группа) по теме
Как всем нам известно, группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние формирования игровой деятельности на социальные отношения младших дошкольников (прогулка).
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход друг к другу по общению, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, в частности в игре, адекватно реагировать на происходящее, отмечаются сложности в умении сопереживать в неудачах и радоваться успеху другого человека.
Важное место в жизни дошкольника занимает их общение со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника. Переход ребёнка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняет социальную ситуацию его развития, которое до этого осуществлялось связями «ребёнок – взрослый». Теперь эти связи дополняются отношениями «ребёнок – сверстник». Вне этих связей невозможно рассматривать формирование личности дошкольника.
В детском саду дети всё больше рассматривают свой опыт взаимодействия со сверстниками, которые являются не только партнёрами по играм и другим видам деятельности, но и партнёрами по личностно значимому для них общению друг с другом.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения- это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Мы столкнулись с этим в частности, когда открылись в марте 2012 года и приняли разновозрастных детей из разных социальных условий разом: многие из них домашние дети и никогда не посещали детский сад, кто-то пришёл из других детских садов… поэтому эта проблема и для нас сразу стала очень актуальна.
Чтобы спланировать нашу работу в этом направлении, по итогам диагностического обследования, мы в тесном тандеме с методистом и педагогом-психологом, выбрали для себя приемлемую методику, опираясь на научные труды Сенько Татьяны Владимировны, кандидата психологических наук, доцента кафедры общей и детской психологии МГПИ им. А.М. Горького. Зная что игра - это ведущая деятельность дошкольника, мы сочли этот метод приемлемым, потому что он корректирует межличностные отношении детей с помощью игр и игровых упражнений на развитие навыков социализации.
И некоторые из них, которые по нашему мнению можно использовать на улице во время прогулки, мы продемонстрируем вам на примере 2 младшей группы, где я являюсь воспитателем.
(Видео)
Сейчас мы вместе с Вами посмотрели нашу прогулку.
Цели которые мы ставили здесь:
1.Формирование дружеских взаимоотношений и чувства доверия.
2.Развитие навыков общения друг с другом у детей младшего дошкольного возраста в игре.
3.Сплочение детского коллектива.
Стояли Задачи:
Развивать фразовую речь.
Развивать общую моторику; различать эмоциональные состояния (веселый, сердитый).
Учить понимать смысл загадки и находить отгадку.
Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.
Формирование понятия о детском саде, как о большой дружной семье.
Воспитывать у детей любовь к детскому саду, уважение друг к другу.
Приемы и методы работы
Словесный: рассказ воспитателя, пояснение, художественное слово, вопросы;
Наглядный: использование ТСО, дидактических пособий (смайлики, картинки).
Игровой: упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс «Подари улыбку», игра «Как живёшь», упражнение - имитация «Грустный - весёлый»), игровое упражнение на развитие навыков социализации «Эстафета дружбы», подвижная игра «Заяц-волк» (интерпретация игры «ОСТРОВА» Васильева Н.В.), социальная направленность игры помогает формированию у ребёнка гражданской позиции, воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи; совместная познавательно -трудовая деятельность «смастерим своё солнышко»;
Считаю что с поставленными задачами соответствии с ФГТ мы справились.
В программе эти задачи обозначены как:
- Приобретение детьми в игре таких качеств, как любознательность, активность, отзывчивость.
- Организовать жизнь детей в детском саду так, чтобы она была интересной.
- Выражение положительных эмоций (радость, интерес) ребёнком, активного и доброжелательного взаимодействия с педагогом и сверстниками во время беседы и игры.
Как всем нам известно, группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, и социальных отношений уже в младшем дошкольном возрасте. В игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Ещё Антон Семёнович Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет его работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе»…
Под руководством нас, взрослых, а также самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, едем в зоопарк, идем в гости и т.д.). В таких играх ребенок выражает свои эмоции и чувства, что в определенной мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.
Мы учим наших детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре со взрослыми, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнера по игре. Когда мы видим, что ребенок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, включаем его в игру постепенно: сначала играем с ребенком сами, а затем уже предлагаем играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребенка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.
Накопление и обогащение игрового опыта дошкольников при поддержке воспитателя происходит в разных видах игр, а именно: игры по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка в транспорте и т. д.)
Общей целью всех видов игр является не только укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие положительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со сверстниками*. Мы уже можем наблюдать соц. поведение детей в играх, осознания значимости разных профессий, дети в процессе игры уже находят выходы из разных ситуаций без помощи воспитателя, уходят от конфликных ситуаций. Мы видим попытки малышей оказать помощь, проявить внимание, поделиться игрушками, доброжелательно принять в игру товарища.
В младшем дошкольном возрасте у детей формируются гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, умение считаться с другими, общаться спокойно без крика.
Наравне с ежедневными наблюдениями, нашем непосредственным участием в играх детей, совместно с педагогом-психологом постарались изучить и проследить взаимоотношения детей в играх, выявить тех детей, которым тяжелее даётся общение.
Главными педагогическими задачами являются:
– оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
– расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
– поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
– создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.
«Детский сад, детский сад –
он так нужен для ребят»
Конспект познавательно-игровой деятельности во 2 младшей группе
Крупнова Елена Владиславовна-
воспитатель 2 младшей группы
МДОУ № 7 « Калинка
Ход занятия:
Упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс «Подари улыбку»
"Собрались мы вместе в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
Воспитатель обращает внимание детей на здание детского сада. ( здание детского сада)
-Ребятки, посмотрите, что это? (дом)
-А дом большой или маленький? (большой)
-Значит, в этом доме живет много людей. Что же это за дом? Детский сад.
Послушайте стихотворение про наш детский сад.
В этом доме все для нас -
Сказки, песни и рассказ,
Шумный пляс,
Тихий час, -
В этом доме все для нас!
В нем растем мы с каждым днем,
Вот какой хороший дом!
Воспитатель:
Мы каждый день приходим в детский сад. А вот чем мы занимаемся в детском саду, мы сейчас с вами покажем.
Игра « Как живете»
(Дети имитируют движения)
Как живёшь?
Как идёшь?
Как бежишь?
Как спишь?
Как ешь?
Как пьёшь?
Как глядишь?
Как шалишь?
Воспитатель:
Вот какие молодцы, не скучаете в детском саду.
Ребятки, чтобы всем было хорошо и весело нужно жить дружно, давайте проведём «Эстафету дружбы».
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает ведущий: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет.
говорим о дружбе, товариществе, о взаимной выручке и продолжаем игру. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, нерасторопностью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Психогимнастика
Бывает, что мы ссоримся и тогда настроение портится, становится грустно, а когда помиримся, то становится весело, и мы улыбаемся. (Пиктограммы Приложение 1 ).
- Это, какое личико? Как догадались?
- А это, какое? Почему так решили?
- Покажите, какое бывает выражение лица, когда мы сердимся? (дети показывают)
- А теперь покажите веселое выражение лица (дети показывают)
Игра на внимание «Сердитый, веселый»
Воспитатель
Сейчас я буду показывать вам смайлики.
(Дети топают ножками, когда видят картинку с сердитым выражением лица, и хлопают в ладоши, когда видят « веселое» личико).
«Солнечный лучик».
Ребята, а какое сейчас время года? А вы обратили внимание на первые признаки весны? капель, кругом лужи, ярко светит солнце… а давайте мы с вами сейчас превратимся в солнечные лучики, протянем руки вперёд и соединим их в центре круга, молодцы! тихо так постоим, попытаемся почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
А может мы сейчас все вместе смастерим своё солнышко? Давайте каждый принесёт по одной лопатке снега в центр нашего участка на этот лист картона…наше солнышко какого цвета сделаем? Оно у нас будет доброе, весёлое или сердитое?(доброе) (глазки, улыбку), Вот какое приветливое солнышко у нас! Ребята, а что же ещё не хватает у него, посмотрите по внимательней, то без чего оно не сможет нас согревать? (лучики) Правильно, ну-ка, посмотрите по внимательнее что у нас здесь? (расправляем все вместе ленты) Давайте сделаем большой круг и полюбуемся: вот какое у нас получилось красивое, доброе, теплое солнышко!!!
Вместе с детьми.
Мы ссорились, мирились,
И спорили порой.
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра.
А дружба не кончается!
Ура! Ура! Ура!
- Вот какие мы дружные, добрые, внимательные, заботливые. Главное, чтобы в нашем детском саду всегда были мир, дружба, улыбки. Молодцы.
Ребята, вы так сегодня хорошо отвечали на вопросы, весело и дружно играли, что я захотела подарить вам эти маленькие улыбки. Вы можете забрать их домой.
Используемая литература
- Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ.- Москва: Айрис-пресс, 2008.- С.81,С. 99.
- Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010.- С.112.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность как средство социализации младших дошкольников
«…ребёнок в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни… В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребёнка, проявляясь, они вместе с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-201759-1360605102.jpg)
Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).
В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/24/picture-856200-1479976659.jpg)
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/08/picture-803177-1631125695.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ»
Современная система дошкольного образования ориентирована на полноценное развитие личности каждого ребенка. Нынешние жизненные темпы требуют формирования социально активной личности. Постоянно повышаю...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-1042675-1528450741.jpg)
ДОКЛАД «Влияние игровой деятельности на социально – нравственное развитие дошкольника.»
доклад к педсовету...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-1030071-1542643603.jpg)
Игровая деятельность как средство социализации младшего дошкольника
Социализация – процесс, результат усвоения иактивного воспроизводства социального опыта, прежде всего системы социальных ролей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/07/picture-704499-1446920343.jpg)
Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области"Социально-комуникативное развитие"
Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области"Социально-комуникативное развитие"Цель...