Главные вкладки

    Организация предметно - пространственной среды в младших группах
    консультация (младшая группа) по теме

    Герасимова Алевтина Адольфовна

    Материал содержит информацию о развивающей среде в ДОУ (младшая группа).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razv._sreda.docx20.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация предметно-пространственной среды в младших группах

    Младший возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Обеспечение эмоционально положительного самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности – главные задачи этого этапа.

    В младших группах создается комфортная и безопасная для детей обстановка. Малыши в этом возрасте предпочитают стабильность. Они еще плохо реагируют на пространственные изменения вокруг себя. Поэтому считается необходимым спланировать пространство группы еще до поступления детей в дошкольное учреждение. Оно должно быть организовано так, чтобы каждый ребенок получил возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, рисовании, лепке, элементарном труде. Также необходимо создавать такие условия, чтобы могли одновременно действовать двое- трое детей и взрослый.

    У младших дошкольников активно развиваются различные движения. Но вместе с этим еще нет координации, быстрота реакции, ловкости, смекалки. Поэтому все оборудование располагают по периметру группы.  Две трети пространства групповой комнаты оставляют свободным, что позволяет детям свободно двигаться и перемещаться в течение дня.

    Для стимулирования двигательной активности детей двух – трех лет в группе освобождают место, где располагают  оборудование, игры, пособия. Все материалы находятся в доступе для детей. Это побуждает малышей к самостоятельным действиям. Поэтому мелкие пособия располагают в открытых шкафчиках и на подвесных полках так, что ребенок может сам их брать. Под полкой ставится устойчивый куб или ящик высотой 10-15 см, на который дети могут встать и взять интересующий их предмет. Крупное физкультурное оборудование расставляют вдоль стен, так как оно занимает очень много места.

    Двигательная активность детей четвертого года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельных действий с различными предметами и физкультурными пособиями. Поэтому все пособия хранят в выдвижных ящичках, корзинах, чтобы дети могли ими свободно пользоваться.

    Также в группах, как правило, имеется горка со ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания и перелезания. А для того, чтобы дети могли прыгать, скакать, лежать и  ползать нужно иметь мягкий матрас. Это доставляет малышам огромную радость. Ведь вся их жизнь проходит в постоянном движении.

    Очень важно помнить, что у маленьких дошкольников очень быстро пропадает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Менять его надо не реже одного раза в неделю. Все имеющиеся материалы нежелательно держать в группе. Вносить их нужно постепенно.

    Все игрушки для детей до трех лет должны быть крупными, соразмерными самому ребенку или кукле. Также могут быть и игрушки среднего размера. Для детей четвертого года жизни используются игрушки-персонажи уже меньших размеров, соизмеримые с небольшой куклой. А так как игровые интересы детей расширяются, поэтому и игрушки приобретают все больше реалистических черт. Полезны очень в этом возрасте игрушки-персонажи из народных сказок, детских мультфильмов и телепередач, с которыми ребенок может разыгрывать сюжетные события.

    Кукла для ребенка младшего возраста является подобием его самого. Существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы, чтобы дети могли взять ее за ручку, уложить в кроватку или усадить за стол.

    Для игр детей в группах имеются наборы игрового материала, так называемые тематические зоны. Достаточно иметь три-четыре такие зоны. Это материалы для развертывания бытовой тематики: кукольные кроватки, диванчик, шкафчик с посудой, кухонная плита, домик или ширма со скамейкой внутри, где могут располагаться игрушки, автобус-каркас для разнообразных игр детей. В группе детей четвертого года жизни можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь. Это машины скорой помощи, полиции или такси.

    Очень полезно иметь в группе много зеркал, расположенных в разных местах. Малыш сможет видеть себя среди сверстников, наблюдать свои движения, мимику, ухаживать за своим внешним видом.  А если имеется уголок ряженья, то это позволит ребенку  изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя.

    Для развития мелкой моторики рук нужно в обстановку включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

    Малыши в этом возрасте  проявляют все более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки. Для рисования ладошками целесообразно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла.

    В группе должен быть книжный уголок, т.к. малыши испытывают ин-терес к книгам с яркими иллюстрациями.  В исследовательском «рвении» ребенок может рвать страницы книг. Чтобы этого не происходило, достаточно внести в группу кипу старых журналов, которые нужно разместить подальше от книжного уголка. Запрет на порчу книг и одновременное разрешение рвать журналы помогут решить эту проблему педагогически верно.

    Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в младших группах"

    Особенности организации  предметно-пространственной  среды в младших группах...

    Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в средних группах"

    Особенности организации  предметно-пространственной  среды в средних группах...

    Презентация "Организация предметно пространственной среды первой младшей группе"

    Фотопрезентация организации прдметно пространственной среды для детей первой младшей группы по ФГОС...

    Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОУ.

    Младший возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот пе­риод происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстника­ми и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспе...

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

    Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие полноценному развитию ребенка. К развивающим видам деятельности дошкольника от...

    Организация оздоровительной предметно-пространственной среды в младшей группе

    Введение «Здоровье - это состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - гласит один из девизов, списанных в...

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ...