Семинар для педагогов Доу "Развитие воображения у детей дошкольного возраста"
презентация к уроку по теме

Суханова Татьяна Борисовна

знакомство с психической функцией воображение, способами его развития. Знакомство с приемами развития воображения у детей посредством активизации фантазии. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Слайд 2

Воображение — это присущая только человеку возможность создания новых образов ( представлений ) путем переработки предшествующего опыта . Воображение часто называют фантазией . Что такое - воображение ?

Слайд 3

Цель семинара: знакомство с психической функцией воображени е , способами его развития . Знакомство с приемами развития воображения у детей посредством активизации фант азии .

Слайд 4

«Без воображения нет соображения» Воображение – это мастерская, где свою форму обретают задуманные планы. Все великие артисты, представители бизнеса, учёные, изобретатели, композиторы стали таковыми, потому что обладали развитым воображением.

Слайд 5

т ворческое Представление образов по заранее составленному описанию, например , при чтении книг, стихов, нот, чертежей. Самостоятель-ное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «Из головы» То, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц. воссоздающее неуправляемое Виды воображения

Слайд 8

Особенности воображения у детей дошкольного возраста «Воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Поэтому говорить о том, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого, нельзя» Л. С. Выготский и С.Л. Рубинштейн

Слайд 9

Воображение у ребёнка … …. начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает большое место в его жизни. До трёх лет у ребёнка воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. В 4-5 ле т ребёнок начинает планировать, составлять в уме план предстоящей деятельности. В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Л. С. Выготский и С.Л. Рубинштейн

Слайд 10

В озможность создавать что- либо новое , необычное , закладывается в детстве , через развитие высших психических функций , таких , как мышление и воображение .

Слайд 11

Игры детей – плод буйной работы фантазии

Слайд 12

Упражнения, задани я , позволяющи е потренировать у ваших детей процесс воображения в комплексе с мышлением .

Слайд 13

Упражнения ( тесты ) на развитие воображения . Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося . Упр.№1 Посмотри внимательно , на что похожа каждая фигурка ? Назови несколько вариантов , а потом можешь её дорисовать так , как ты себе это представляешь .

Слайд 14

Упр.№2 Дорисуй линии и фигуры так , чтобы получился волшебный лес со своими обитателями .

Слайд 15

Упр.№5 Дорисуй эти кружки так , чтобы из них получилась картинка . Можешь несколько кружков объединить в одну картину .

Слайд 16

Упр.№6 Посмотри , как можно , соединяя точки , сделать рисунок . Попробуй нарисовать что- нибудь сам , соединяя точки .

Слайд 17

Упр.№7 На картинке узоры остались только у одной бабочки . Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их .

Слайд 18

Упр.№8 Придумай , что можно нарисовать из этих геометрических фигур . Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры . Но другие фигуры использовать нельзя . Например , как показано на картинке .

Слайд 19

1. В доме орудуют воры. 2. Кто-то из хозяев забыл закрыть дверь. 3. Кто-то из хозяев дома подметает прихожую Почему?

Слайд 20

1. В доме орудуют воры. Что бы ни случилось, вы точно знаете, что добром все это не кончится. Эта черта вашего характера проявляется особенно отчетливо, когда дело действительно принимает не лучший оборот. Вы никогда не суетитесь в критической ситуации, но лишь потому, что паника парализует вас с головы до ног. В следующий раз, оказавшись в критической ситуации, постарайтесь не терять голову. Сделайте несколько глубоких вдохов и сосчитайте до десяти. После этого можете спокойно падать в обморок. 2 . Кто-то из хозяев забыл закрыть дверь. Вы не из тех, кто теряет присутствие духа в экстремальных ситуациях. Наоборот, вы настолько расслаблены, что можете вовсе не заметить бушующий вокруг вас ураган. Вы совершаете ошибки не столько по злому умыслу, сколько от невнимательности, но с одинаковыми последствиями для себя и для окружающих. 3. Кто-то из хозяев дома подметает прихожую. Несмотря на ваш абсолютно безмятежный вид, внутренне вы всегда собраны. Умение пребывать в состоянии расслабленной бдительности позволило вам стать тем зрелым индивидуумом, каковым вы, без сомнения, являетесь. Разумеется, как и у любого человека, у вас есть свои слабости. Просто вы не выставляете их напоказ.

Слайд 21

1. Оставите его себе. 2. Подарите его кому-то еще. 3. Выбросите его на помойку. 4. Отправите его по почте тому, кто от него отказался Нежеланный подарок

Слайд 22

1. Оставите его себе. Вы – настоящий стоик, который смело смотрит в лицо реальности, и, как истинный стоик, вы предпочитаете иметь перед глазами символ вашей душевной боли до тех пор, пока она с течением времени не растает без следа. Вы можете честно признаться себе в своей боли, так как знаете, что вы достаточно сильны для того, чтобы справиться с ней и не прятать ее в себе. Однако то, что вы воспринимаете как проявление силы характера, может быть интерпретировано и как желание отомстить обидевшему вас человеку постоянным напоминанием о том, как сильно он ранил ваше сердце. 2. Подарите его кому-то еще. Вы стараетесь вынести что-то полезное даже из самой болезненной ситуации, избавляясь от ненужных напоминаний о прошлом и одновременно делая приятное кому-то из окружающих вас людей. Вы никогда не ставите на кон все свои сбережения, что позволяет вам довольно быстро забывать о постигших вас разочарованиях и не застревать во вчерашнем дне. И хотя на этот раз все сложилось не так, как вам хотелось, наверняка где-то в мире есть человек, который влюбится в ваше бесспорно доброе сердце. .»

Слайд 23

3 . Выбросите его на помойку. Вам может казаться, что вместе с подарком можно выбросить все ассоциирующиеся с ним воспоминания и страдания. Однако на самом деле вы относитесь к категории людей, которые больше всех цепляются за боли и обиды и не могут расстаться с прошлым. Даже если вы выбросите это злополучное кольцо в реку, оно обязательно вернется к вам на следующий же день, когда вы откроете кран с водой, чтобы умыться и почистить зубы. От боли и воспоминаний нельзя избавиться, но с ними можно научиться жить. 4. Отправите его по почте тому, кто от него отказался. Вы стремитесь расставить все точки над i , даже если для этого нужно пренебречь желаниями человека, которого вы еще совсем недавно любили. Впрочем, для такого человека, как вы, подобный подход может оказаться самым эффективным и безболезненным, так как он позволяет вам сказать в обход слов: «Я сделал то, что хотел. Остальное от меня не зависело

Слайд 24

Воображение тесно связано с такими понятиями, как моделирование, творчество, игра, памятьИменно воображение помогает людям находить решения в сложных ситуациях, предлагать нестандартные ходы и взглянуть на уже привычные вещи с непривычной точки зрения. Зачем развивать фантазию и воображение?

Слайд 25

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тест “Определение уровня воображения”

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

  1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
  2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
  3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
  4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).
  5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
  6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
  7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
  8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
  9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
  10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
  11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
  12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.



Предварительный просмотр:

  Тест на определение творческих способностей ребёнка.

Итак, ответить нужно на следующие вопросы. За каждый положительный ответ ставьте 1 балл, за отрицательный – 0.

1.Меняет ли ребёнок свои занятия и наклонности? 

2.Бывет ли такое, что ребёнок обычным вещам находит необычное применение?

3.Любит ли ребёнок рисовать, в частности воображаемые предметы или необычные абстрактные картины?

4.Сочиняет ли Ваше чадо стихи или рассказы?

5.Любит ли ребёнок вырезать из бумаги необычные фигурки?

6.Боится ли он темноты?

7.Есть ли у ребёнка привычка и желание изменить что-то на свой вкус, например, переставить мебель?

8.Делал ли ребёнок то, чего не существует?

9.Придумывает ли Ваше чадо новые непонятые слова с объяснением?

10.В одежде ребёнок предпочитает выбирать сам?

11.Придумывает ли чадо новые занятия и затеи?

12.Любит ли книги без картинок?

13.Просит ли малыш объяснить происходящее? Ищет ли сам такие объяснения?

14.Рассказывает ли ребёнок о своих снах?

 

Теперь подсчитаем результаты.

 

20-23 балла. Все задатки личности творческой и развитой интеллектуально. Имеется своя точка зрения на происходящее.

 

15-19 баллов. Ребёнок сообразителен, но не всегда проявляет свои способности.

 

4-14 баллов. Малыш довольно сообразителен, но творческих способностей не проявляет.

 

0-4 балла. Ребёнок хороший исполнитель, усидчив, но изобретательности ему не хватает.

 



Предварительный просмотр:

«Развитие воображения у детей дошкольного возраста»

(Семинар, подготовленный педагогами-психологами для воспитателей ДОУ)

Цель семинара: знакомство с психической функцией воображение, способами его развития. Знакомство с приемами развития воображения у детей посредством активизации фантазии.

План проведения

  1. Открытие семинара.  Упражнение «Год Лошади, какая лошадь?»  (полушуточная диагностика собственных ожиданий)  Справочник педагога –психолога №12  2013г..
  2. Информационная часть.
  1. Что такое воображение. Определение психической функции воображения.
  2. Виды воображения. Рассматривание каждого вида на наглядном и практическом примере с  педагогами. Тест «12 вопросов на определение уровня воображения педагогов»
  3. Особенности воображения у детей дошкольного возраста.
  4. Упражнения, задания, позволяющие  тренировать у детей процесс воображения в комплексе с мышлением.
  1. Практическая часть.
  1. Демонстрация тестов, выполненных детьми. Интерпретация сюжетных рисунков. Результаты выполнение теста «Точки».
  2. «Сказка по одному слову». Стимулирующий тренинг вербального воображения с педагогами.
  3. Тест НГКО
  4. Тесты для педагогов «Как вы поведете себя в непредвиденной ситуации» (Двери), «Ваше поведение в любви»(Выберете свой инструмент в оркестре)
  1. Подведение итогов.

Слайд 1 Титульный

Открытие семинара.  Упражнение «Год Лошади, какая лошадь?»  (полушуточная диагностика собственных ожиданий)  

  1. Информационная часть.
  1. Что такое воображение. Определение психической функции воображения.
  2. Слайд 2. Если вы ничего не видите за страницами художественного произведения, не понимаете работ великих художников, не знаете с чего начать разговор с незнакомым человеком или в какую игру поиграть с ребенком, то вам пора начать работу по развитию воображения.

 Что такое воображение? Воображение — это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий..Но! Воображение, фантазия должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Слайд 3 Целью нашего семинара является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации у дошкольников, на базе активизации фантазии. Мы постараемся представить вам  упражнения, игры и тесты, позволяющие лучше развивать и использовать воображение ребенка для игры, обучения, развития его личности, улучшения настроения. Мы надеемся, что предложенный материал принесет пользу как вам и вашим детям..

Слайд 4 Говорят: «Без воображения нет соображения». Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо без воображения нельзя сделать открытия.

Воображение – способность человека творчески мыслить, видеть и замечать то, что не замечают другие люди. В детстве мы все фантазируем, с возрастом мы начинаем считать наши фантазии глупостями, пустой тратой времени. А зря! Именно люди, которые постоянно работают над своим воображением, становятся успешными поэтами, писателями, музыкантами, художниками. Хорошо развитое воображение помогает не только в творческих профессиях, но и во всех сферах жизни.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Слайд 5 Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию),творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом) и неуправляемым.

Слайд6 Что бы продемонстрировать это, предлагаю вам немного попрактиковаться. На примере воссоздающего воображения

Упражнение «Разноцветные слова»

Я знаю, что вы все очень хорошо умеете читать. Сейчас на экране появятся слова, Глядя на них, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми они написаны. (на экране появляется слайд)


Слайд 7 Игра « Изобретатели»

Как вы думаете,  в будущем у детей будут игрушки? Сегодня я предлагаю    вам подумать над изобретением куклы будущего. А в помощь нам мы возьмём вот эти предметы: шарик, лампочку и магнитофон (на экране появляется слайд с изображением этих предметов). 

Назовём признаки этих предметов, а я их зарисую или запишу на доске. (Дети называют признаки предметов, а психолог их записывает или символически зарисовывает на доске.) А теперь перенесём признаки этих предметов на куклу. Что нам это даст? (Дети выдвигают свои идеи, обсуждают их). Пс-г подводит итог: « Ребята, вы выдвинули очень много интересных идей, а какая идея вам больше понравилась? Почему? (дети высказывают свои мысли)

Упражнение «Я сегодня…» или «Танцы под разную  музыку»

Пс-г:  Я сегодня радуга, а ты кто? (обращается к ребёнку, стоящему слева от него). Далее дети по кругу говорят друг другу кем сегодня они хотят быть и изобразить мимикой и жестами.

Чтобы развивать воображения, необходимы новые впечатления, эмоции. Читайте книги, ходите в театры, смотрите фильмы, путешествуйте. Ищите в Интернете интересные фото, сказки, игры. Чтобы появлялись новые идеи, необходим реальный материал. 

Перед слайдом 8 проводится тест

Тест “Определение уровня воображения”

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

  1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
  2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
  3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
  4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).
  5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
  6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
  7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
  8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
  9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
  10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
  11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
  12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.

Слайд 8  Результаты теста

Слайд9-13

2 Особенности воображения у детей дошкольного возраста.

Слайд 14-19  Упражнения, задания, позволяющие  тренировать у детей процесс воображения в комплексе с мышлением.

  1. Демонстрация тестов, выполненных детьми. Интерпретация сюжетных рисунков.

  1. Подведение итогов.  

Воображение тесно связано с такими понятиями, как моделирование, творчество, игра, память. Вопреки сложившемуся представлению о том, что развитое воображение необходимо преимущественно представителям творческих профессий, это качество оказывается полезно и людям, связанных с иными сферами деятельности: инженерам, программистам, даже врачам. Именно воображение помогает людям находить решения в сложных ситуациях, предлагать нестандартные ходы и взглянуть на уже привычные вещи с непривычной точки зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский...

Конспект семинара-практикума для педагогов «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии»

Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками....

Семинар- практикум для педагогов ДОУ "Психологические особенности детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психологические особенности детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов: "Использование методики ТРИЗ для развития воображения у детей дошкольного возраста"

ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. - Читайте подроб...

Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности"

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить....

Семинар для педагогов "Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста"

Что же такое агрессия? Какое чувство лежит в основе агрессии? Что делать педагогу и как помочь ребенку, который проявляет агрессию?...