Дошкольное образование как ресурс развития личности ребенка
методическая разработка по теме

Воробьева Тамара Николаевна

Развитие личности ребенка в условиях модернизации дошкольного воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Заместитель заведующей

МБДОУ «Детский сад №15

г. Красноармейска Саратовской области»

Воробьева Тамара Николаевна

        Современное поколение  живет и действует  в динамичном мире, стандарты которого  предъявляет к  человеку  все возрастающие  требования во всех сферах общества.  Образовательная сфера не является  исключением. «Для обновляющейся социальной реальности, прежде всего, должен быть сформирован новый, адекватный ей тип личности». Отсюда актуальной становится проблема создания необходимых условий для ее развития, а также приобретения способностей адаптироваться в быстро   меняющимся   рискогенном обществе,   решать  сложные  профессиональные и повседневные  задачи.

          Современное  законодательство РФ позволяет наиболее полно расширить границы образовательного пространства, создать  благоприятные условия для полноценного проживания и подготовки дошкольников к жизнедеятельности  в современном обществе.

Образование  представляет собой  триединство взаимосвязанных и целенаправленных процессов, во-первых, обучения, во-вторых, воспитания, в-третьих, развития активного формирования самосознания гуманистически ориентированной современной личности ребенка.  Образование   является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства, а приобретенные им знания, умения, навыки, компетенции, ценностные установки позволяют сформировать у него мотивацию профессиональной и образовательной деятельности  в течение всей жизни.

Отметим, что воспитание  детей дошкольного возраста является сложным, трудоемким и кропотливым процессом. Основная его цель заключается в том, чтобы направить ребенка  на  «добывание активной радости», выражающейся в действии,  умении творить добрые дела для других и приносящей растущему человеку удовольствие. С этих, казалось бы, совсем небольших проявлений внимания к окружающим, начинается формирование у детей умения и желания доставлять радость другому человеку. Современные требования к дошкольному образованию дают возможность педагогам работать с  большой отдачей,   творчески, целенаправленно.

Творческий процесс — представляет   качественный переход от известного к новому и неизвестному.   Для того, чтобы отойти от повседневности, внести разнообразие в мир ребенка, стала актуальной работа по темам, которые  позволяют  объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными и интегрированными. При этом особое внимание уделяется познавательной и нравственной мотивации. Тематические дни в учебном процессе позволяют  охватить самые разные формы обучения, наполнить их разнообразными образовательными технологиями, поисковой и проектной деятельностью, авторским экспериментированием.

Обратимся к авторскому опыту по развитию личности дошкольников на примере МБДОУ «Детский сад №15 г. Красноармейска Саратовской области». В дошкольном образовательном учреждении  сложилась традиция в конце каждого месяца проводить творческие дни и недели.  Среди них:  «Яблочный денек», «День книги», «День  шоколада», «День музыки», «День сказки», «День юмора», «День игры», «День русского языка», «День здоровья», «В стране  Мульти – пульти», «В деревне Смешариков». Такие мероприятия креативны,  позволяют творчески организовать процесс воспитания дошкольников. Проведение таких дней и недель требуют от педагога тщательной подготовки, которая сполна окупается эмоционально-положительной активностью  ребят в течение дня или недели.   Творческо-игровые дни построены на разнообразном игровом материале, помогают снять эмоциональное напряжение, приобщают детей к миру познавательной динамичной  игры, развивают их эстетически, воспитывают чувство коллективизма и взаимопомощи.

Реализация данной образовательной технологии  является залогом успешной и приоритетной  формы работы с воспитанниками, в основе которой лежит прием погружения в тему.

Осуществляя воспитательную работу   с  дошкольниками   на протяжении многих лет, нами было замечено, как дети любят праздники, как они готовятся к ним, какая это для них большая радость, возможность выбраться из повседневности. 

Главной целью воспитания ребенка в дошкольном учреждении является комплексное и гармоничное развитие  посредством игры, пения, танца, чтения стихов, представления небольших сценок,  а не ординарная  подготовка к очередному празднику.  Использование  развивающих моментов в ИРП вызывает одновременно и  познавательный интерес к  обучению.  Тогда происходит  непростое заучивание текстов, а разучивание, причем в интересной активной форме, когда каждый повтор игр, сцен, песни, танца содержит в себе творческую составляющую, динамичность, эмоциональность.

Отсюда следует, что  задача педагогов дошкольного учреждения заключается в том, чтобы   по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя   у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации.  Важно сформировать у  личности  дошкольника самостоятельность в эстетической оценке действительности. Такая работа  дает возможность  педагогам  выйти на разработку авторских развлекательных игровых программ таких, как: «Ах, баня, баня, баня»,  «Праздник красного цвета», «Кафе хорошее настроение», «Правовая дискотека», «Праздник шляп» и многих других.

Данные  тематические  праздники наиболее интересны детям потому, что они  расширяют их кругозор, формируют мировоззрение и отвечают современным подходам  к личности ребенка,  кроме того, они развивают у детей инициативу потребность создать что-то новое, свое. . Дошкольники  в развлекательной доступной форме приобщаются к культуре, создавая с помощью педагога атмосферу доверия, взаимодействия, сотрудничества, поддержки.  С помощью таких мероприятий дошкольники перемещаются  из повседневности в мир праздника, игры, сказки, фантазии, юмора, смеха, что для данной возрастной группы вполне приемлемо и поэтому чувствуют себя раскованнее и комфортнее. Подобные познавательно-креативные программы позволяют создать атмосферу доверия, заинтересованности, радости и успеха, а также помогаю всесторонне и полно раскрыться ребенку  как личности. Все это способствует укреплению духовного здоровья и личностного благополучия. Следует согласиться, что «субъективное благополучие является тем психологическим феноменом, который олицетворяет естественное стремление к внутреннему равновесию, комфорту, ощущение счастья, поэтому в индивидуальной судьбе каждого человека оно и занимает столь важное место, являясь регулятором поведения в обществе жизнедеятельности».

В современных социально-экономических условиях нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств маленького ребенка.  Защита прав детей стала настолько важным и актуальным делом не только родителей, педагогов, но и общества в целом,  что  появилось решение проводить эту работу в дошкольном образовательном учреждении.  Поэтому возникают закономерные вопросы:

- Как научить детей жить уже с ощущения счастья?

- Как научить радоваться жизни и беречь ее?

- Как воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе.

- И можно ли начать жизнь с ощущения счастья?

Автору данного исследования пришла идея разработать игровую развлекательную программу «Правовую дискотеку» и, конечно, она должна пройти в Диско - клубе. Данное мероприятие имело правовую направленность. Оно прошло в нестандартной обстановке, а в  специально оформленном помещении за уютными, красочно оформленными столиками, на которых стояли соки и фрукты, в интересной активной форме, в атмосфере радости и отдыха. Каждый конкурс, танцы, песни, содержали в себе творческую новизну. Дети почти не сидели, они танцевали, аплодировали в такт музыки, выполняли различные движения. Стихи дети учат неохотно, и поэтому они прозвучали по-новому, в форме «РЭП», с увлекательными танцами и акробатикой, с сольными номерами. Каждый желающий почувствовал себя рэпером.

Проблема физического воспитания дошкольников, состояние здоровья  подрастающего поколения, а также проведение всей работы в этом направлении в соответствии с положениями Закона «О безопасности» является  весьма актуальной темой. По данной теме   нами подготовлена и разработана  игровая развлекательная программа «Ах, баня, баня, баня». Подвижные игры,  аттракционы, конкурсы, розыгрыши, сюрпризы, которыми насыщена эта программа, вызывают у детей смех, удивление, восторг. Уже одно это обстоятельство делает, праздник незаменим средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настрой на жизнеутверждающий лад имеет высокую целительную силу. Такая игровая программа позволяет формировать у детей положительное отношение к закаливанию, гигиеническим процедурам, к определенному ритму жизни, режиму. Характерной особенностью этой игровой программы «Ах, баня, баня, баня» является включение игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет «Переправа в тазиках», «Сбор в баню», «Бег в простынях» и многое другое. Немаловажная роль отведена подбору познавательного материала, в том числе рассказ воспитателя о:

  • финской, русской,  японской бани;
  • правильной подготовке веников;
  • правилах поведения в бане;
  • соблюдение  техники безопасности.

Даже в этом мероприятии дошкольники пополняют свои знания, которые, безусловно, помогут им в практической жизни. Запоминание и, главное, правильное понимание пословиц, поговорок, прибауток, крылатых выражений, фразеологизмов об особенностях бани и принятия банных процедур направлено на систематизацию  знаний детей о русской народной культуре,  усвоении правил безопасности жизнедеятельности. Особо отметим также музыкальное сопровождение праздника, которое обеспечивает эмоциональный настрой, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале или конце игры, эстафеты. Нам близка идея о том, что «личностное развитие в информационном обществе, обществе риска в условиях модернизации современного отечественного образования во многом зависит от использования в качестве стратегического ресурса традиций народной культуры, способной развиваться, изменяться и адаптироваться к окружающей действительности».

Подготовка к таким праздникам доставляет детям большое удовольствие, радость. Дети получают возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на их умственные способности и личные качества. Самое главное, меняется отношение детей к пониманию здорового образа жизни.

Таким образом, дошкольное образование является важным ресурсом формирования личности современного ребенка. Целью предложенных нами игровых развлекательных программ, опирающихся на народную и современную отечественную культуру, является эмоционально-личностное развитие детей. В основе игровых программ лежит организация педагогического процесса путем формирования личностно-эмоционального благополучия детей, способности к снятию стрессовых напряжений, развития положительных эмоций, навыков социальной компетентности, здорового образа жизни, воспитания правовой культуры. Условием организации программ являются: активные формы проведения, диагностика знаний детей, комплексная работа с семьей. Дети в развлекательной доступной форме приобщаются к ценностям культуры, коммуникативному общению. Авторские программы помогают учесть индивидуальную специфику каждого ребенка и его место в конкретном коллективе воспитанников. Соответственно,  такой подход к работе является  ресурсным гарантом образования и развития личности современного дошкольника в условиях дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение художественно-зстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста".

В данной статье затронута одна из актуальных проблем образования на современном этапе - развитие духовной культуры личности и рассматривается  доминирующая составляющая моей воспитательной работы...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В данной публикации рассматривается вопрос о становлении личности ребенка, его детской компетентности. Старший дошкольный возраст благоприятен для появлений основных психологических новообразований (п...

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Эффективные потребности дошкольного образования в раскрытии потенциала личности ребенка

Большие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются системы образования, осуществления обучения и воспитания детей дошкольного и ...

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного дошкольного образования по развитию личности ребенка средствами хореографии и музыкально-ритмических движений для детей дошкольного возраста 4-7 лет «Каблучок»

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы...

Культурные практики «Вариативность дошкольного образования - инновационный ресурс развития конкурентоспособности образовательной организации»

Профессиональный имидж дошкольного учреждения может оказать решающее воздействие на родителей дошкольников, выступающих основными потребителями педагогических услуг....