Статья "Значение художественно-зстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста".
статья (старшая,подготовительная группа) на тему

В данной статье затронута одна из актуальных проблем образования на современном этапе - развитие духовной культуры личности и рассматривается  доминирующая составляющая моей воспитательной работы - художественно- эстетическая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Значение художественно – эстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Автор: Омарова Н.А.      воспитатель I квалификационной категории МДОУ №2 компенсирующего вида г. Мончегорска.

Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является развитие духовной культуры личности.  Доминирующая составляющая моей воспитательной работы - художественно- эстетическая деятельность. Чем объясняется этот выбор?

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств.

 Искусство учит «мыслить образами», учит ставить себя на место другого человека, сочувствовать, жалеть, прощать — оно учит пониманию и любви к другому человеку, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания. Образы и образцы классического искусства, безусловно, вобрали в себя основные христианские понятия и представления. Знание, воплощенное в образе, обретает черты законченности, переживается и входит в сердце и сознание ребенка, становясь неотъемлемой частью его личности. Искусство помогает ощутить искренность чувств и правдивость мысли, без чего невозможно развитие самосознания, расширение «объема души».

 Развитие воображения – одна из основных задач художественного образования. Сила и влияние нравственно здорового воображения так значительны и ценны, что без них практически невозможно становление духовной жизни личности. Поэтому необходимо не отбрасывание силы воображения, а формирование культуры воображения у ребенка  средствами искусства, средствами эстетического воспитания. «Воображение, - пишет священник-ученый В.В.Зеньковский, - есть огромная творческая, но и жуткая и страшная сила души. Но нет другого способа овладеть им, как только давая верное движение ему. Подавлять работу воображения опасно, а часто и невозможно – его нужно лишь правильно развивать. Надо дать воображению чистое и светлое движение – и как раз искусство, по существу своему, сообщает воображению эту возвышающую и светлую силу». Педагогу необходимо, опираясь на свой духовный опыт, помочь ребенку адекватно воспринять и осмыслить мир образов художественного произведения, сделать свой выбор в пользу духовности, к которой устремлено внутренне каждое художественно правдивое творение.

Первый шаг на пути к гармонии внутренних сил — воспитание чувств. По мнению К. Д. Ушинского именно чувства, а не мысли являются средоточием душевной жизни. От чувств, через воображение, получает душа первую пищу для своего образования, поскольку дети на первых порах живут преимущественно ими. «Сердце внутренне отпечатлевается по подобию внешних образов», — учит христианский подвижник святой Исаак Сирин.

Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. Я заметила, что талантливы все дети, а поэтому искала и продолжаю искать такие методы обучения и воспитания, которые развивают творческие способности детей. Все больше и больше убеждаюсь в том, что человек по природе – творец. Для меня очень важно, чтобы ребенок мог изобразить, сочинить что-то имеющее самостоятельную ценность. У детей, еще мал жизненный опыт, не развит личностный подход к искусству, поэтому стараюсь увидеть способности каждого ребенка – зародыш его эстетической позиции.

В процессе изобразительной деятельности создаю благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Каждая детская работа - это кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.

Христианский Бог, создав мир, сказал, что «это весьма хорошо». Эта фраза может быть отправной точкой  в формировании отношения ребенка к миру. Переживания красоты Божьего мира, красоты цвета, формы, композиции задают ребенку жизнеутверждающий вектор в процессе формирования чувств, подводят его к осознанию себя, как «образа и подобия Божия». Бог христианский, прежде всего, Бог – творец и ребенок по природе творец, значит,  творчество ребенка может переживаться им, как сотворчество Богу, т.е. создание «чего-то из ничего». На белом листе бумаги ребенок творит свой мир, преображая мир видимый, отображает свою любовь и навыкает в этом процессе, приближаясь к пониманию любви Бога к миру и человеку. Через понятия чистоты  цвета, линии, звука, движения, слова, ребенок подготавливается к пониманию чистоты и красоты мысли и поступка. И это в конечном итоге подводит его к осознанию своего человеческого достоинства (веди себя достойно, мысли достойно и т.д.).

Окружающий мир встает перед изумленным ребенком как единая целостная картина мира. Чтобы эта целостность сохранялась, необходима интеграция видов изобразительной деятельности. Интеграция искусств, объединяющая разные виды художественной деятельности дошкольников, такие как: музыка, литература, изобразительное искусство, танец несет в себе мир идей, мыслей, образов, эмоций. Благодаря этому стимулируются и развиваются память, мышление, воображение.

Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге - это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Знакомлю детей с работами таких мастеров книжной графики, как Ю.Васнецов, В.Лебедев, Е.Чарушин, В.Конашевич и др. Воспитываю у детей умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов, учу детей осознавать содержание рисунка, обращаю внимание на изобразительные средства, формирую  интерес к искусству, знакомлю с выразительными средствами книжной графики, даю простейшие представления о средствах художественной выразительности.
При рассматривании с детьми произведений живописи (картины о труде людей, спорте, бытовые сюжеты, натюрморты, портреты, пейзажи) подвожу детей к пониманию социального смысла произведения через умение устанавливать в картине многообразные связи как по содержанию, так и по средствам выразительности, при помощи которых художники создали свои работы, обращаю внимание детей на выразительные средства. В структуру занятий включаю игры на развитие у детей чувства цвета, формы, композиции; литературные и музыкальные произведения.
Наиболее выразительными для детей являются произведения народного декоративно-прикладного искусства. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка.

В настоящее время многие люди оказались в состоянии  духовного вакуума. Обидно видеть, как черствеет сердце, деградирует мышление, обедняется внутренний мир детей. Очень часто в наши дни образованный учитель оказывается среди своих учеников, как в стране глухих, которые не только не слышат, но уже и не желают ничего слышать о классическом, народном, религиозном искусстве, поскольку их воображение уже захвачено образами «нечистого» воображения. Работая воспитателем детского сада, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание  вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка - питании его души.

 От нас, взрослых, зависит, чтобы дети выросли не только физически здоровыми, но обладали своего рода духовным «иммунитетом»: против гордости, тщеславия,  зависти. Ребенок может не быть выдающимся физиком, химиком, но нести добро и благо, быть честным, верным и бескорыстным, дорожить любовью и дружбой, уважать старших – он обязан. Вот, к чему мы должны придти в своем духовном росте. Красота природы, литература, музыка, изобразительное искусство - величайшее духовное наследие русского народа, несущее в себе высокую нравственность. Это те воспитатели, которые должны выступать в качестве ориентира на современном этапе.

Список литературы

  1. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В.Зеньковский.- М.: Школа - Пресс, 1996.
  2. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский.- М.: Прогресс – Традиция, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки в развитии личности ребенка дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ре...

Значение художественно-эстетического образования в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Человек будущего – это человек созидатель, личность с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В необходимых условиях эстетического развития и воспитания, максимально проявляются данны...

«Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию картин»

Эссе на тему «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию кар...

«Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Доклад по духовно-нравственному воспитанию дощкольников в системе всестороннего развития личности....

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей через знакомство с историей родного края  в процес...