Главные вкладки

    «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию картин»
    статья (средняя, старшая группа) на тему

    Соловьева Елена Анатольевна

    Эссе на тему «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию картин». Описание этапов предварительной работы, создание системы проектов и планирования работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию картин»

    Соловьева Елена Анатольевна (воспитатель МБДОУ №49 г.Североморск, высшая квалификационная категория)

    Цель: обмен опытом педагогической деятельности по формированию компетентностей у дошкольников.

    Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит  в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству

    Д.С. Лихачёв

    Подумайте, о какой человеческой ценности говорил известный русский ученый Д.С.Лихачев.

    На мой взгляд, одним из самых сложных видов непосредственной образовательной деятельности являются занятия по рассматриванию картин.

    Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами («ну», «вот»), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями.

    Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога.

    Сегодня я хочу поделиться с вами опытом предварительной работы, по подготовке к рассматриванию картины, в ходе которой мы можем развивать личность ребенка на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей.

    Предварительную работу по картине я начинаю с внесения картины в группу. Привлекаю внимание детей, мы любуемся картиной, определяем персонажей, устанавливаем связи между ними. Составляем описательные рассказы на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

    По моему опыту для понимания содержания картины и составления творческого рассказа этого мало. Здесь на первый план выходит предварительная работа, я использую проектную технологию. 

    Ребята составляют рассказ самостоятельно. Интерес к занятию у ребенка и уровень активности (речевой, познавательной, интеллектуальной, творческой) возрастает во много раз. Составление рассказа по картине превращается в интересную, захватывающую цепочку игр. У детей формируется способность к саморазвитию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.

    Картину мы оставляем в группе. Мы создали у детей мотивацию. Что бы вызвать желание узнать информацию по объектам картины, по сюжету, о художнике, о смысловом значении картины.

    В этом году мы начали большую работу по знакомству детей с национальностями народов, проживающих на территории России и приобщению к культурному наследию этих народов.

    В этой связи в группе появилась иллюстрация к сказке  З.Топелиуса  «Сампо – лопаренок»  художника В.Бордзиловского

    Демонстрация картины.

    Работу по сбору информации о саамах мы начали с системы трех вопросов.

    Демонстрация оформления вопросов.

    Первый вопрос: Что дети знают?

    Второй вопрос: Что хотят узнать?

    Третий вопрос: Где можно об этом узнать?

    Я всегда начинаю работу по любой теме с этих трех вопросов. Во первых вы узнаете что дети знают, во вторых вы поймете что они хотят узнать, в третьих вы обогатите возможности детей по поиску информации.

    Как правило знания детей по теме не очень богаты. Но  благодаря тому, что дети от природы любознательны, а вы их уже заинтересовали и выяснили, что они хотят узнать можно начинать работу.

    Вот вопросы, интересующие детей по данной теме: Кто такие саамы? Где они живут? Чем занимаются? Как одеваются? В какие игры играют? Любимые блюда? А есть ли у них другие сказки? Какие секреты есть у саамского народа?

    Какие у них имена? Как ласково саамские Почему саамов называю лопарями?

    дети называют маму, папу, дедушку? Как саамы празднуют новый год?

    Почему на карте нет страны Лапландии?

    Благодаря этим вопросам мы начинаем работу по теме в системе проекта «Саамы».

    Следующая небольшая исследовательская работа была посвящена художникам иллюстраторам.  Толчком к работе послужил вопрос: Кто еще иллюстрировал эту сказку. Так дети познакомились с художниками иллюстраторами: Азатом Миннекаевым, Т.В. Ковалевой, А.Якобсон, Т. Юфа.

    Знакомясь со сказками саамского народа выяснили что на карте Кольского полуострова и даже в Карелии существует множество похожих топографический имен. Например «Сказка о Гирвас – озере».

    На экскурсии в краеведческом музее дети увидели саамский бубен. Инструмент понравился ребятам. На вопрос: почему на бубне такие рисунки? Появилась небольшая исследовательская работа «Саамский бубен». По предложению наших музыкантов мы с детьми сделали уже большое исследование «Бубен у разных  национальностей»

    В итоге:

    Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком-дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Значение художественно-зстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста".

    В данной статье затронута одна из актуальных проблем образования на современном этапе - развитие духовной культуры личности и рассматривается  доминирующая составляющая моей воспитательной работы...

    Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры

    Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей  привел сегодня к таким печальным последствиям, как жестокость и эгоизм общества. К сожал...

    Семинар по теме: "Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры".

    За основу взята Программа Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей» Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей приве...

    Название программы: «Доброта детям» Тематика: «Формирование ценностных ориентиров у воспитанников младшего дошкольного возраста, на основе духовно-нравственного воспитания»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 45, город Саров. Нижегородской области   Название программы: «Доброта детям» Тематика: «...

    «Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

    Доклад по духовно-нравственному воспитанию дощкольников в системе всестороннего развития личности....

    Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»

    Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей через знакомство с историей родного края  в процес...