Использование сказки в развитии личности ребенка дошкольного возраста в условиях дополнительного образования
методическая разработка (младшая группа) по теме

надежда александровна никитина

 

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. 

        Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. 

    При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Однако  сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка остаются еще недостаточно изученной проблемой.

Для этого была разработана эта методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_metodicheskaya_razrabotka.docx59.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества «Росток» г.Чебоксары Чувашской Республики

                                               

Методическая разработка

«Использование сказки в развитии личности ребенка  раннего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования»

Разработал педагог

дополнительного образования

                                                    Никитина

           Надежда Александровна

Чебоксары

2012

Оглавление

Введение                                                                                                                 3

Особенности развития детей  раннего дошкольного возраста                          5

Роль сказки в развитии детей                                                                                       12

 Формы  реализации методической разработки                                                 14

Методические рекомендации по организации занятий                                    17

Заключение                                                                                                            24

Литература                                                                                                             25

Приложения                                                                                                           27

Введение.

                   Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

                                                      когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.

                                                      Без этого он засушенный цветок.

                                                                                                         В.А.  Сухомлинский

Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. В своей работе я  хочу показать, как через восприятие сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций.    

Методическая разработка  нацелена на эмоциональное, психическое развитие детей раннего дошкольного возраста через восприятие сказки в повседневной работе педагога. 

       Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

      В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки.

       Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей раннего возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.

    Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных условий формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста.

    Я считаю, что эта  тема актуальна и практическая значимость ее велика. Полученные результаты и предложенная методика могут быть использованы  воспитателями,   специалистами детского сада и родителями как средство развития психических, эмоциональных  процессов у детей дошкольного возраст  через восприятие сказки.

Цель – выявить и обобщить психолого-педагогические условия  эффективного усвоения сказки детьми раннего дошкольного возраста.

Задачи:  

1.Провести анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования;

 2.  Выявить психологические особенности детей раннего дошкольного возраста.

3.Проверить эффективность использования мероприятий, организованных на формирование восприятия сказки детьми раннего дошкольного возраста.

Методическая разработка представлена описанием значения сказок в развитии личности ребенка и следующими приложениями.

Приложения:

1. Дидактические   игры.

2. Консультация  для родителей.

3. Тематический план и содержание занятий "Воспитание сказкой".

Особенности развития детей  раннего дошкольного возраста

Ранний возраст - возраст от 1 года до 3 лет, обычно к году ребенок научается ходить, что заметно расширяет его возможности в изучении окружающего мира. Малыш, умеющий ходить, уже не хочет сидеть на руках! Окружающие предметы так и тянут его к себе - вокруг столько интересного и неизведанного.

Отношения со взрослым переходят на новый уровень. Теперь взрослый - это носитель знаний и образцов человеческих действий с предметами, с его помощью малыш познает предметное окружение.

Овладение речью является важнейшим событием в этом возрасте. Это происходит в общении со взрослым путем называния предметов и указания действий. Позже речь приобретает функцию основного психического инструмента. Она становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением и т. д.

В раннем возрасте формируются навыки самообслуживания: малыш сам одевается, пользуется ложкой и вилкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет руки и т. д.

Ранний возраст - период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

  1. развитие предметной деятельности
  2. развитие общения со взрослыми
  3. развитие речи
  4. развитие игры
  5. приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности
  6. развитие общения со сверстниками
  7. развитие личности
  8. физическое развитие

Это подразделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга. Охарактеризуем каждое из этих направлений развития ребенка.

  1. Развитие предметной деятельности.

Овладение действиями с предметами - ведущее направление психического развития в раннем возрасте. К концу года жизни он уже умеет обращаться с некоторыми игрушками: может нанизать колечко пирамидки на ее стержень, положить кубик на кубик, покатать машинку и пр.

На втором году жизни и на протяжении всего раннего возраста складывается особый вид действий с предметами, основанный на их использовании в соответствии с культурным назначением. Малыш пытается есть ложкой, причесываться расческой, копает лопаткой песочек, вставляет ключик в машинку, стараясь завести ее и пр.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

  1. Развитие речи.

Свои первые слова малыш произносит уже в конце первого - начале второго года жизни, но активно пользоваться речью начинает, как правило, после полутора лет. Речь развивается в двух направлениях. Первоначально происходит становление так называемой пассивной речи: малыш начинает понимать обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить. К концу первого года дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с движениями. Скажешь ребенку «ладушки-ладушки» - и он начинает весело хлопать в ладошки. А скажешь «до свидания» - и он машет вам ручкой. Малыши проявляют интерес не только к тому, что говорят взрослые, но и к тому, как они говорят: ребенок внимательно прислушивается к сочетанию разных звуков, изменению ритма и интонации речи взрослого. Это давно подмечено в народной педагогике и привело к созданию своеобразной музыки речи в таких прибаутках и присказках, как «сорока-ворона», «коза рогатая» и др. Малыш еще не умеет говорить, не все слова понимает, но с удовольствием принимает игру мамы или бабушки, слушает выразительные строчки прибауток, внимательно смотрит на губы взрослого, пытается повторять за ним звуки.

Позже возникает активная речь - самостоятельное использование слов. До определенного возраста число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых. И все-таки речь при этом развивается за счет расширения пассивного словаря и накопления опыта слышимой речи. Овладение активной речью нередко носит характер «взрыва» - еще вчера ребенок молчал и вдруг заговорил так, что остановить невозможно. А вот насколько рано он заговорит, во многом зависит от условий жизни малыша, которые создают взрослые.

 После полутора лет речь ребенка становится все более самостоятельной, нарастает темп ее развития. Словарь быстро увеличивается; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Кроме существительных в речи появляются глаголы и некоторые грамматические формы, такие как прошедшее время, третье лицо.

 К концу второго года ребенок образует маленькие предложения из двух - трех слов. Некоторые дети уже в этом возрасте говорят предложениями и фразами.

 На третьем году жизни речевая активность детей стремительно увеличивается. Речь становится основным средством общения, разнообразятся и усложняются поводы обращения ребенка посредством речи к взрослому.

К трем годам ребенок обладает большим словарным запасом, использует почти все части речи, в ней появляются падеж и время. Его речь быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения с окружающими людьми, в том числе и со сверстниками.

  1. Развитие игры.

Одно из важных направлений в развитии детей раннего возраста - становление сюжетной игры. Ее значение в психическом развитии ребенка трудно переоценить, так как она оказывает влияние на все его стороны. Игра - одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Она способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. В то же время это легкая и радостная для малыша деятельность, доставляющая ему удовольствие и поддерживающая его хорошее настроение.

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек, детских фильмов. Сюжетную игру в этом возрасте называют процессуальной, потому что основной интерес ребенка сосредоточен на многократном повторении одних и тех же игровых действий, отражающих предметную сторону деятельности взрослых. Социальные, межличностные отношения между персонажами игры находятся пока еще как бы в подтексте, они станут проявляться только тогда, когда ребенок начнет сознательно принимать на себя роль и наделять ею игрушки или партнеров. При создании благоприятных условий для развития сюжетной игры она достигает своего расцвета на третьем году жизни ребенка. Теперь ему уже не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают побуждать его к разнообразным игровым действиям. Двухлетний малыш может играть долго, увлеченно, игра становится все более самостоятельной и содержательной.

Важную роль в процессе развития творческой сюжетной игры играет речь, которая позволяет ребенку лучше осмыслить то, что он делает, строить диалог с партнером, помогает планировать дальнейшие действия. И здесь незаменима роль взрослого, помогающего своим участием (вопросами, обращениями к ребенку от имени персонажей, побуждениями к речевому общению с ними) полноценному развитию игры. Также как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное принятие ребенком роли зависит от взрослых. Если они не помогают малышу в этом, ролевое поведение формируется значительно позже.

  1. Художественная деятельность.

Художественная деятельность у детей формируется постепенно. Задача взрослых - вовремя создать условия для ее появления и развития, заметить и поддержать устремления ребенка. Главное на данном возрастном этапе - не само по себе овладение умениями рисовать, играть на музыкальных инструментах, петь и т. д. , а интерес, удовольствие и радость малышей в таких занятиях. Даже самые маленькие дети способны эмоционально откликаться на музыку, проявляют интерес к детским стихам, сказкам, кукольным спектаклям. Малыш познает окружающий мир чувственным путем, исследуя его с помощью разнообразных действий. Приобщение ребенка к художественной деятельности начинается с познавательных и предметно-практических действий с разнообразными материалами Ребенок экспериментирует с бумагой, карандашом, глиной, красками, погремушкой, колокольчиками. При этом он делает «открытия», узнает, что краска оставляет след на бумаге, кусочек глины может принимать причудливые формы, звучащие игрушки и предметы издают разнообразные звуки.

  1. Развитие общения со сверстниками.

Интерес к другим детям начинает появляться у ребенка очень рано - уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица. Однако в этом возрасте этот интерес неустойчив, детские контакты мимолетны, ребенок легко отвлекается и забывает о сверстнике.

Но постепенно, чаще всего после полутора лет, отношение малышей друг к другу меняется. На смену обращению со сверстником как с игрушкой приходит новая форма взаимодействия. Другой ребенок все чаще воспринимается как партнер по совместной игре. Бурно нарастает инициатива в контактах, идут на убыль действия с ровесниками как с неодушевленными предметами, отношение детей друг к другу становится более внимательным и деликатным. Сверстник становится все более привлекательным как партнер по общению.

На третьем году жизни между детьми возникает особый род контактов: эмоциональная игра. Такая игра характерна именно для взаимодействия малышей в раннем возрасте. Она основана на стремлении продемонстрировать себя другому ребенку самым непосредственным образом: дети прыгают друг перед другом, падают, кричат, дразнят друг друга, при этом внимательно наблюдая за реакцией партнера. Как правило, такое взаимодействие представляет собой как бы цепную реакцию. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям, без устали прыгать, кружиться, кувыркаться, хлопать в ладоши, «строить рожицы», смеяться, визжать и бросаться игрушками.

Потребность в действиях с предметами и в общении со взрослыми в этом возрасте важнее общения со сверстником.

  1. Развитие личности.

На протяжении раннего возраста происходят важные изменения в личности ребенка. Эти изменения прежде всего связаны с развитием предметной деятельности и общения со взрослыми. Ребенок становится все более настойчивым и самостоятельным при достижении поставленной цели: сосредоточенно и упорно поворачивает ключик до тех пор, пока не заведет игрушку, внимательно и старательно подбирает детали пазлов, стремясь выложить целостную картинку. В этом возрасте у детей зарождается новое личностное качество - гордость за достижение. Ребенок гордится собой, но для него важно, чтобы все видели, как хорошо он умеет делать трудные дела, чтобы его похвалили. Поэтому он так чувствителен к оценке взрослых, так часто обижается, если его усилия не замечаются, а промахи критикуются. В общении со взрослым развиваются такие личностные качества ребенка, как инициативность, настойчивость, доброжелательность. Сдвиги, происходящие в личности и самосознании ребенка, ярко обнаруживаются в фактах осознания своего «я», в употреблении личных местоимений и притяжательных прилагательных (ребенок все чаще произносит, обращаясь к взрослым «моя», «мое», «мне»), формированию чувства собственного достоинства. Одновременно с этим в поведении малыша все ярче проявляется желание действовать независимо от взрослых. К концу раннего возраста это стремление находит своё выражение в словах «Я сам».

Кризисный возраст может протекать вполне благополучно, без негативных проявлений в поведении ребенка, если родители налаживают полноценное сотрудничество с малышом, участвуют в его играх, поддерживают в трудных ситуациях, разделяют его радости и огорчения, дают возможность проявлять самостоятельность, хвалят за нее.

  1. Физическое развитие.

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма.

Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте, когда малыш ещё только учится управлять своим телом.

К полутора годам ребенок обычно уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое препятствие. В этом возрасте он может целенаправленно, по просьбе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как мишка», «прыгать как зайчик» и т. п.

К концу второго года малыш может пройти по дорожке, нарисованной на полу, перешагивать через невысокое препятствие, подниматься и спускаться по лестнице, горке, подлезать под скамейку, перелезать через перекладину.

Трехлетний ребенок умеет бегать, кружиться на месте; влезать на стул, спрыгивать с него; подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед, перепрыгивать через небольшое препятствие.

По мере того, как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются условия для более сложной деятельности, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребенок может носить в руках предметы, возить их за тесемку, играть в разнообразные игры с мячами (катать, подбрасывать, ловить, догонять мяч) и пр.

Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

Роль сказки в развитии детей.

           Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

        До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

        Сказка способствует развитию детей во всех направлениях: умственном, психическом, физическом, эстетическом и т.п. Малыши расширяют  свой кругозор, черпают из них множество познаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, о свойствах предметного мира.  В сказках дети  впервые испытывают на себе храбрость и смелость, добро и зло. Понятие о добре в сказке предстает в виде богатыря, принца, воплощающего силу и храбрость; в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Через сказки дошкольники получают глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решений. Дети легко учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретая уверенность в них и в себе.

На основании изученного материала, можно сделать вывод: сказка привлекает детей своей неповторимостью, необычностью, а это в свою очередь создает условия для пробуждения фантазии, развития творческого воображения.

  Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок.              Сказка для ребенка - это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того - ее условность, хорошо усваивается ребенком.     Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля.  Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

     Произведения художественной литературы учат ребенка мыслить, расширять кругозор. Его интересует результат действия героев произведения и, как правило, волнует собственная причастность к происходящему (он может попросить попробовать кашу, которую "сварила" сорока-белобока). Вместе с тем ребенок третьего года уже понимает сказочность сюжетов, их забавность. Все это проводится  через занятия.

   Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.

Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам ("Теремок", "Волк и козлята", "Колобок", "Репка" и др.).

     При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаться в наглядной опоре - иллюстрациях.

Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжества добра над злом.

      Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность - это необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.      

 К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятия и память ребенка, возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное и зарождается образное мышление, которое позволяет полнее понимать речь окружающих людей без наглядного сопровождения.

Ребенку третьего года доступен образный язык произведений и даже действия в плане образа. Этому способствует также и развивающаяся ролевая игра, которая становится ведущим видом деятельности. Малышу нравятся не только ритм, рифма, игровые приемы потешек, песенок, сказок. Его увлекает содержание художественного произведения, направленность и результат событий, т.е. он может сказать, чем все закончится, дать оценку (хорошо это или плохо), провести сравнения (а как я делаю).

    Таким образом, рассмотрев теоретические основы восприятия сказки детьми дошкольного возраста, я пришла к следующему выводу. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы -- интеллектуальному развитию ребенка.  Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

  Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.  

        Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.  

    При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Однако  сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка остаются еще недостаточно изученной проблемой.

Для этого была разработана эта методическая разработка.

                 

Формы  реализации методической разработки.

Театрализованные игры - богатейшее поле для творчества детей. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: сказок, рассказов, специально написанных инсценировок. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности.

В своей работе мы используем следующие виды театрализованных игр (по Л.В. Артемовой):

•        Режиссерские игры (настольный театр). В  них дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли; пантомима ребенка ограничена, т. к. он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. Картонный театр картинок. В таком театре все картинки - персонажи и декорации - изготовлены из картона или другого материала. Они плоские, двусторонние, у всех фигур имеются опоры, чтобы обеспечить их устойчивость, т.к. неизбежны повороты при действии с ними.

•        Игры - драматизации (инсценировка, игры с пальчиками). В них дети представляют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок выполняет свою роль, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

 Участвуя в играх - драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение. Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек и т. д. ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений. Игры - драматизации с пальчиками: атрибуты исполнитель надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширмой. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Это самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. Особенность ее заключается в том, что ребенок может сам выбирать тему и сам же ее разыгрывать, либо ребята сами могут задавать друг другу темы, причем каждый участник игры изображает тему по-своему.

Методические рекомендации по организации занятий

                  Из разнообразных видов кукольного театра наибольшей популярностью в нашем учреждении пользуются театр игрушек, картонный театр.

Ниже подробно описываются особенности каждого театра, объясняется, как сделать их оборудование, указывается, как пользоваться ими, как подготовиться и провести спектакль.

Советуем познакомиться с каждым видом кукольного театра и выбрать один из них для работы.

В учреждении дополнительного образования рекомендуется организовывать  маленькие сказки, небольшие сценки, показанные детскими игрушками, или коротенький   спектакль  картонного театра. Любое из этих зрелищ даст  детям новые впечатления, доставит радость, внесет    большое  оживление на детских праздниках, а также в обычные дни, в часы, отведённые для детских игр.

 При самостоятельном выборе литературного произведения, в каждом отдельном случае следует подумать, в каком кукольном театре лучше его показать, и если оно окажется не подходящим ни для одного из них, то лучше данный рассказ или сказку не показывать в театре, а просто прочитать детям. Если же литературное произведение  сценично  и в данном детском учреждении есть хорошие изобразительные средства, то показать его детям очень желательно.

В организации постановки  сказки большую помощь могут оказать образцы и оборудование различных видов кукольного театра, комплекты силуэтов, наборы игрушек и кукол-петрушек.

Театр игрушек используются обычные детские игрушки. Место   их  действия - простой стол, поэтому при подготовке к показу спектакля игрушек не требуется почти никаких поделок.

  Небольшие, но интересные сценки и несложные спектакли можно  разыграть обыкновенными детскими игрушками. Педагог садится за детский стол, а перед ним, с другой стороны стола, полукругом, в несколько рядов, садятся дети.

- Я покажу, вам, как Зайка с Мишкой играли в прятки, - говорит педагог. Он  тут же на глазах у детей берет  руками  игрушки, передвигает  их  и говорит за них. Вот он взял Мишку и ведёт его по столу. Мишка подходит к кроватке, говорит, что хочет спать и ложится. Прибегает Зайка, будит Мишку, зовёт его играть в прятки и т. д.

                Как уже было сказано, педагог не  прячется от детей,  не маскирует  рук. Но дети не смотрят на него. Всё их внимание сосредоточено на игрушках. Они с увлечением следят за происходящим действием. Обычные игрушки -  Зайка, Мишка и другие, которых дети ещё сегодня кормили, укладывали спать, купали, - превратились в «актёров» и выступают перед ними.

                Спектакли игрушек, несмотря на примитивность, большую простату,  не  лишены театральности, и малыши, и дети  школьного возраста смотрят их с большим интересом и удовольствием. И, пожалуй, это наиболее распространённый вид кукольного театра в детских садах. Объясняется это, по-видимому, тем, что театр игрушек наиболее прост по сравнению с другими видами кукольного театра и для показа его детям не требуется специальных кукол и сцены: игрушки есть в каждом детском учреждении, и взрослые без большой предварительной подготовки могут разыгрывать ими несложные сценки. Необходимо помнить только, что для показа спектаклей игрушками надо брать сценки, в которых действуют игрушки. Содержание их должно быть предельно просто, без трудных, невыполнимых для игрушек действий и движений, оно должно быть таким, чтобы  игрушки  могли выполнить все, что требуется по тексту.

Условия для организации театра игрушек

                  Нельзя переоценивать возможностей игрушек и заставить  делать больше, чем они могут. Игрушки имеют свои «игрушечные» возможности, очень небольшие, в смысле движении, действий и особенно переживаний. Игрушки не могут даже самостоятельно двигаться. Их передвигает руками педагог. Чтобы показать, что кукла - игрушка идёт, взрослый передвигает  ее  медленно, чтобы показать, что кукла игрушка бежит - передвигает быстро. Педагог поворачивает игрушку в разные стороны, наклоняет, укладывает  в постель, заставляет прыгать и т. д. При этом очень часто он помогает игрушке другой, свободной рукой. Например, если Мишка сидит, но должен встать, чтобы идти, педагог свободной  рукой выпрямляет ему лапы. Если кукле надо передвинуть стул на другое место, педагог прикладывает её руку к спинке стула  и  свободной рукой двигает стул вместе с куклой. Зайка не может откинуть одеяло на кроватке, чтобы лечь - это делает взрослый свободной рукой.

              Так педагог помогает игрушкам выполнять различные движения. И если они смогут выполнить всё, что от них требуется по тексту, дети поверят тому, что видят. Если же игрушки не передадут зрителям содержание текста, дети увидят их беспомощность; разрыв между словами и действием вызовет у них  неудовольствие, и им будет неинтересно.             

При таких ограниченных возможностях игрушек в сценках и пьесах с их участием нельзя:

      -          показать, что они переживают сильное горе, отчаяние, гнев, возмущение и другие глубокие чувства. Чувства и переживания игрушек выражаются очень примитивно. Например, чтобы показать, что Зайка плачет, педагог закрывает ему мордочку лапками; при радости - заставляет его прыгать, при испуге - дрожать; при удивлении - разводить в стороны лапки и т. п.

      -         Нельзя  при помощи игрушек, разыгрывать сценки и пьески героического содержания: как бы хороша и любима ни была бы кукла в форме солдата или моряка, невозможно при её участии показывать ловкость и находчивость разведчика, подвиги храброго мореплавателя, удаль и ловкость всадника на лошади.

      -         Не рекомендуется также показывать игрушками народные сказки: из игрушки не получится сказочный герой и при помощи игрушек трудно создать необходимую для сказки обстановку. Педагоги  же не учитывают этого, особенно часто в детских садах дают при помощи игрушек сказку в обработке Л. Н. Толстого «Три медведя», причём тут преследуется ещё и дидактическая цель: дать детям понятие о величине.  А  между  тем   эта сказка мало пригодна для показа её  в театре игрушек, потому что в ней много чувств и переживаний, недоступных для игрушек, много действий, невыполнимых для  них.         

                 Театр  игрушек, как каждый театр, должен обогащать текст, давать зрителям яркие образы, помогать детям полнее воспринимать содержание рассказа, сказки или другого литературного произведения. Если же спектакль игрушек этого не достигает, если он не обогащает, а обедняет или даже искажает литературное произведение, -  значит, игрушки с их возможностями не являются подходящими, полноценными выразительными средствами и данное литературное произведение показывать игрушками не следует.

Материал для показа. Можно брать рассказы и стихотворения про игрушки из детской литературы. Например, «Ванька - встанька» С. Маршака, «Мой Мишка» 3. Александровой, «Про игрушки» А. Барто и др.

Подготовка к спектаклю

Для показа игрушками сценок или пьесок надо  начинать с работы над текстом.  Выбранный текст читается несколько раз, затем определяется характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.

После того,  как разобран текст и определены образы,  надо подумать о манере говорить за каждого  персонажа, о его походке и движениях. Для каждого персонажа желательно найти характерные особенности. Например, движения у Зайки быстрые, голос звонкий, задорный.

Текст обязательно заучивается наизусть, во время показа читать с листа, конечно, нельзя. При работе над текстом педагог учится читать его внятно и выразительно.

Одновременно  с работой  над тестом  надо  подбирать игрушки.

Для показа спектакля  нужны  игрушки - « актеры»  и игрушки для оформления.

Игрушки - «актёры» не должны быть очень большие или очень маленькие: лучше всего использовать игрушки средней величины,  т. е. 25—30 см. Разница в величине между игрушками может быть  небольшая, но всё же девочка-кукла должна быть больше кошки, лиса больше зайца, медведь больше волка.

Желательно, чтобы игрушки - «актёры» были бы однофакторные, т. е. все мягкие или все из папье-маше, или все резиновые. Иногда при отсутствии какой-нибудь игрушки можно сделать замену, т. е. вместо зайки взять собачку, обезьянку и т. д. Но такие замены можно делать не всегда. Иногда следует брать игрушки в соответствии с текстом, так как содержание его строится на характерных особенностях и привычках именно данного  персонажа.

 Хорошо переданный рассказ дети запомнят надолго: они будут его вспоминать, играя с куклой, расскажут его родителям дома, товарищам, которые не пришли в этот день в учреждение.

Выступая с рассказом, педагог стремится, чтобы её слушали все дети. Поэтому она говорит громче, чем при разговоре, несколько медленнее и более чётко произносит каждое слово;  желание заинтересовать рассказом детей побуждает её говорить эмоциональнее и живее. Отсутствие действия позволяет педагогу сосредоточить основное внимание на тексте, это очень важно для начинающих.

        Картонный театр

        Другой  из видов кукольного театра называется картонным потому, что в нём всё картонное – сцена, декорации, задник и фигурки. Для демонстрации спектакля театр ставится на стол.

        Картонные театры продаются в готовом виде.  По размеру сцены и фигурок они хороши для семьи, но в большинстве своём мелки для показа их даже одной группе детей.  Поэтому сотрудники нашего отделения социальной реабилитации делают реквизит к театру сами. Сцена и фигурки таких самодельных театров значительно больше.

        Передвижение фигурок педагоги осуществляют с помощью рук. Они садятся перед детьми за стол и без сцены и декораций, не маскируя рук, двигают фигурки и читают текст. В данном случае фигурки послушно передвигаются в нужном направлении и  не падают. Но руки педагога привлекают к себе слишком много внимания, так как они больше самих фигурок.

        Чтобы закрыть от детей руки педагога, из картона делается барьерчик (длина 40 - 50 см и высота 8 см).  Его можно оформить в виде бугорка, покрытого травой и цветами; в виде снежного сугроба. Это зависит от места и времени действия. Чтобы бугорок не заслонял собой фигуры, их надо прикрепить к подставкам (похожи на катушки ниток), которые поднимут их от стола тоже на 8 см. Благодаря устойчивости подставки, герои произведения будут стоять самостоятельно, без поддержки их руками. Это даёт возможность одному педагогу управлять несколькими фигурками.

        Задник делают однотонным или расписывают, в зависимости от общего оформления сцены.

        Кулисами называют однотонные полотна, которые оформляются по бокам сцены.  Из-за них выходят со сцены «актёры».        Чаще кулисы делают в виде ёлок, кустов, забора. Из - за них тоже удобно фигурке выйти  и уйти со сцены. Одновременно они служат оформлением спектакля.

        Несравненно ярче и красочней будет представление, если сцену осветить.

        Чем больше действия, движения на сцене, тем интереснее спектакль.  Поэтому, чтобы фигурки могли двигаться по всей площади сцены, поворачиваться к зрителям обеими сторонами, приходить и уходить в любую сторону, их делают двусторонними.

        Оформление сцены и фигурки для картонного театра не делаются объёмными. Но там, где есть возможность, желательно, делать накладные части, т.е. не прорисовать их, а вырезать отдельно, наклеить на нужное место и только после этого раскрасить. Например: двери, карнизы, наличники, брёвна у домов, ветки на деревьях, отдельные детали костюмов у  персонажей.

         

Пока ещё текст не выучен наизусть, можно говорить своими словами. Это даст простор творческой инициативе и будет способствовать  выработке естественного тона, а также позволит постепенно «войти» в свою роль.

Возможность практического распространения опыта, полученного в ходе реализации методической разработки.

        Методическая разработка  предназначается для педагогов, незнакомых с этой работой, поэтому каждый раздел начинается с очень простого и лёгкого материала.

        Распространение опыта, полученного в рамках реализации методической разработки, будет осуществляться в оказании помощи при подготовке и проведении занятий-сказок.

        Ожидаемые результаты.

Для детского коллектива:

•        удовлетворение от совместной творческой деятельности;

•        способность к творческому самовыражению;

•        повышение самооценки и уверенности в себе;

•        пробуждение интереса к театральной деятельности;

•        получение новых знаний, расширение кругозора.

Для коллектива сотрудников учреждения:

•        удовлетворение от совместной творческой деятельности;

•        выявление интересов и склонностей воспитанников;

•        обогащение профессионального опыта.

                                Заключение.

В ходе нашей работы мы доказали, что  систематическое и целенаправленное использование различных методов использования  сказок  создает условия  для наилучшего развития творческого воображения, развития личности ребенка в целом. Сказка помогает  осуществить педагогический процесс по развитию воображения, фантазии  продуктивнее, разнообразнее. Прослушивание, сочинение сказок привлекает детей возможностью проявить свое творчество, создать нечто новое, неповторимое. Благодаря сказке дети расширяют свой кругозор, черпают из нее множество познаний, понятий. Через сказку дошкольники получают глубокие знания о человеке, о связях его с природой, о свойствах предметного мира. Совместная деятельность по придумыванию сказок способствует сплочению детей, учит их работать вместе.

На основе проделанной работы можно составить ряд рекомендаций:

1.Воображение детей дошкольного возраста нуждается в постоянном подкреплении, обогащении впечатлениями из жизни, образами.

2. Работа по развитию воображения должна проводиться систематически, планомерно и целенаправленно.

3. Данную работу по развитию творческого воображения  целесообразнее  осуществлять в различных видах деятельности.

                                                 

Список литературы

1. Андреев, Н.П. Русский фольклор [Текст] / Н.П.Андреев. - М., 1938.

2. Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст] /В.П.Аникин. - М., 1977.

3. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки [Текст] /А.Н.Афанасьев.- В 3-х т., т.1. - М., 1957.

4. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка [Текст] /Н.М.Ведерникова. - М., 1975.

5. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности [Текст] /А.А.Гусейнов. - М., 1974.

6. Запорожец, А.В. Неверович, Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович. - М., 1986.

7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психологическое развитие дошкольника [Текст] /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. - М., 1998

8. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] /А.Д.Кошелева. - М., 1985.

9. Ленин, В.И. Полн. собр. соч., т.36. - М., 1977.

10. Логинова, В.И. Саморукова, П.Г. Дошкольная педагогика[Текст] /В.И.Логинова, П.Г.Саморукова. - М., 1988.

11. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] /В.С.Мухина. - М., 1997.

12. Никифоров, А.И. Сказка, её бытование и носители [Текст] /А.И.Никифоров. - М., 1930.

13. Померанцева, Э.В. Русская народная сказка [Текст] /Э.В.Померанцева. - М., 1963.

14. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность [Текст] /В.Я.Пропп. - М., 1976.

15. Пушкин, А.С. Полн. собр. соч. В 6-ти т., т.3. - М., 1950.

16. Соколовы, Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края [Текст] /Б. и Ю.Соколовы. - М., 1915.

17. Соколов, Ю.М. Русский фольклор [Текст] /Ю.М.Соколов. - М., 1941.

18. Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольников[Текст] /Е.В.Субботский// Вопросы психологии. - М., 1983.

19. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] /В.А.Сухомлинский. - Киев, 1969.

20. Ядэшко, В.И. Сохин, Ф.А. Дошкольная педагогика [Текст] /В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохин. - М., 1986.

21. Якобсон, С.Г. Пруст, И. Последняя победа Буратино [Текст] /С.Г.Якобсон, И.Пруст. - М., 1983.

                                                                                                        Приложение 1.

Дидактические   игры.

                              Лото «В мире сказок»

Цель: Вызывать у детей потребность в общении, развивать зрительное внимание.

Оборудование: 6  больших листов  лото с изображением 6 персонажей сказок, 36 маленьких карточек с такими же изображениями.

Ход игры: Играть можно вдвоем или в небольших группах. Вначале педагог должен убедиться, что дети знают всех персонажей, изображенных на карточках. Поэтому в 1-ой части игры дети называют персонажей. Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенку выдается лист лото, затем ведущий игрок из маленьких карточек, положенных вниз картинкой, выбирает одну из них и показывает  изображение, называет персонаж. Ребенок, у которого находится лист лото с данным изображением, берет маленькую карточку и накрывает изображение на большой карточке. Выигравшим считается тот, кто первым закроет все изображения на листе лото.

                                 Игра «Расскажем сказку вместе»

Цель: Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е. действовали эмоционально.

Оборудование: Картинки с изображением последовательных эпизодов сказок.

Ход игры: Ребенок последовательно выставляет на фланелеграфе эпизоды одной сказки (в случае затруднения возможна помощь педагога). Затем, когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.

                                      «Сундучок со сказкой»

Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

Оборудование: 8 – 10 различных фигурок, коробочка.

 Ход игры: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

                                        «Волшебная труба»

Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение ребенком противоположных качеств предметов.

Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.

 Ход игры: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через нее на предмет, то он поменяет свои свойства на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на предметы и рассказать, как они изменились.

                                           «Помоги колобку»

Цель: развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий.

 Оборудование: Карточки с сюжетом из сказки «Колобок» (изготавливаются из двух книжек-малышек – по карточке на каждый сюжет).

 Ход игры: Ведущий напоминает ребенку сказку про Колобка, показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.

Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что это значит.

                                                 «Поиграем в репку»

Цель: Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение последовательности событий.

Оборудование:  Кружки - желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), красный (внучка), черный (Жучка), белый (кошка), серый (мышка).

Ход игры: Ведущий рассказывает сказку-путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечет ошибки и в результате пересказывает «Репку».

Вначале можно разрешить пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами. Дети, успешно справившиеся с заданием, придумывают истории из двух-трех предложений, замечают почти все ошибки.                                                                

                                              «Друзья Колобка»

Цель: Воспитание добрых чувств; развитие воображение, творческого мышления, связной речи.

Оборудование: Сказка «Колобок», карточки, изготовленные из двух книжек-малышек, разноцветные кружки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).

Ход игры: Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.

                               «Старая сказка на новый лад»

Цель: Развитие речи, воображения, творческого мышления.

Оборудование: сказка «Три медведя», кружочки, обозначающие медведей (коричневые разных размеров), красный кружок (девочка).

Ход игры: Ведущий вспоминает с ребенком сказку, используя картинки.

Попросите ребенка придумать «сказку наоборот»: медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать, как повели бы себя? Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку.        

                                                   

                                                                                                         Приложение 2.                              Консультация  для родителей.

                                                  «Поиграем в театр»

Цель: Обучение ребенка драматизации текстов, умению выразительно отражать образ героя.

Оборудование: Текст сказки «Колобок», кружки разных цветов, обозначающие героев сказки: желтый (Колобок), зеленый (бабушка), оранжевый (лиса), белый (заяц), коричневый (медведь), вырезанный из бумаги домик, атрибуты костюмов (шапочки, маски) для персонажей, занавес или ширма.

Ход игры: Желательно, чтобы в эту игру играли  все члены семьи: чем больше участников, тем лучше. Ведущий предлагает поиграть  в сказку «Колобок». Ребенок, опираясь на атрибуты сказки или самостоятельно, вспоминает, кто действовал в сказке, и находит  каждому герою соответствующий ему кружок. Затем ребенок распределяет роли среди членов семьи и вручает каждому соответствующий кружок (кто-то из членов семьи будет использовать несколько ролей, ребенку поручают роль Колобка).

Затем вместе с ребенком размечают пространство игровой площадки; договариваются, где будет домик бабушки и дедушки, где Колобок будет встречаться с другими героями сказки.

Перед игрой ведущий просит ребенка подсказать, как должны будут играть роли все участники, чтобы быть похожими на персонажей сказки. Подскажите ребенку, что это могут быть особые движения (неуклюжий большой медведь), высокий или низкий голос, суетливая, или размеренная, или неуклюжая походка.

Герои занимают свои места и начинают разыгрывать сказку. Если у ребенка получается игра, разыграйте другие сказки («Репка», «Маша и три медведя», «Волк и семеро козлят»).

 

                                                                                                 Приложение 3.

Тематический план и содержание занятий "Воспитание сказкой".

Задачи:

1. Развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, воображение.

2. Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач.

3. Обогащение словарного запаса детей, как в количественном, так и в качественном отношении, учить звуковому анализу и синтезу в словесных играх.

4. Совершенствовать зрительное внимание детей, обучая их глубинному, детальному восприятию предметов, соотношению их частей.

5. Закреплять умение сравнивать похожие предметы, отличающиеся деталями.

6. Поддерживать активное использование простых и сложных предлогов при ответах.

Художественное слово:

  1. Русская народная сказка "Снегурочка".
  2. Загадки про зиму, снег и т.д.
  3. Пословицы, поговорки.
  4. Физкультминутка "Мороз".

Оборудование:  иллюстрации с персонажами, картинка, на которой есть два разных снеговика.

Варианты игровых упражнений:

1. "Когда это бывает..."

2. "Снеговики"

3. "Кто лишний и почему?"

4. Игра "Времена года".

5. Игра "Разные снеговики".

Варианты вопросов по сказке:

1. Какие времена года описаны в сказке?

2. В какое время года появилась Снегурочка?

3. Какие отличительные признаки зимы? весны? осени?

4. Сколько месяцев длится одно время года?

5. Сколько надо снежных шаров, чтобы слепить снежную бабу?

6. А почему не лепят снежного деда?

7. Какие забавы, зимние игры ты знаешь?

8. Нравится ли вам Снегурочка? Почему?

9. Что это у неё за имя - Снегурочка? От какого слова? Как её можно ещё назвать?

10. Похожа ли Снегурочка на Весну Красну? На Лето Красное? На осень... ? А на Деда Мороза? Чем? Чем отличается от него?

11. Сколько времени прожила Снегурочка у деда с бабой? (почти шесть с половиной месяцев).

12. Сказка грустная или весёлая? Почему?

13. Чему учит эта сказка?

Варианты игровых упражнений:

1). "Когда это бывает..."

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает. (Весна)

Утром мы во двор идём - листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят и летят, летят, летят... (Осень)

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь поспевает . Когда это бывает. (Лето)

Дел у меня немало -

Я белым одеялом  всю землю укрываю,

В лёд реки убираю. Белю поля, дома,

Зовут меня... (Зима)

2). "Снеговики"

В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем маленький. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки, глаза из угольков. Стоят снеговики и радуются. (Нарисуйте снеговиков).

3). "Загадки".

Меня не растили. Из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза - угольки, руки - сучки.

Холодная, большая Кто я такая? (Снежная баба)

По снегу покатите - я подрасту,

На костре согреете - я пропаду. (Снежный ком)

Очень любят дети

Холодок в пакете.

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок. (Мороженое)

4). "Снежные комочки"

Обведи комочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги. Комочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против неё. Усложнение - нарисуй "комочки" самостоятельно.

5). Игра "Времена года".

Для игры нужны четыре шапочки для Зимы, Весны, Лета и Осени. Если играет группа детей, таких шапочек может быть больше: три для Зимы, три для Весны и т.д. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зелёной, красной, жёлтой, на которых должны стоять цифры 1, 2, 3 (по числу месяцев в каждом времени года).

Дети встают в круг. Водящий (Старик - годовик) называет месяц, например "Август". В круг входит ребёнок с красной карточкой №3, и говорит об этом месяце: "Я последний, третий летний месяц".

6). Игра "Разные снеговики".

Взять две картинки с изображением снеговиков. У них разные шапки, разное число пуговиц и другие различия. Рядом поставить зайчика.

Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках,

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

Лишь морковку гложет:

Что же разное у них, -

Он понять не может.

Посмотрите на "лица" снеговиков. Что у них разное? (Один снеговик грустный, другой весёлый, третий - спокойный и т.д.; нос у одного длинный, у другого короткий, у третьего - другого цвета). Что у них одинаковое? (Два глаза, есть нос, брови и т.д.). Сравните их головные уборы? Что у них в руках? и т.д.

Если игра проводится с группой, то можно организовать игру по кругу с фишками за правильный ответ. Выигрывает тот, кто набрал большее число фишек.

7. "Физминутка"

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне Мороз,

Тронет руку, тронет нос (показать руку, нос)

Значит надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть. (Показать движения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение художественно-зстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста".

В данной статье затронута одна из актуальных проблем образования на современном этапе - развитие духовной культуры личности и рассматривается  доминирующая составляющая моей воспитательной работы...

Влияние сказки на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Роль сказки в жизни ребенка очень значительна. В статье рассказывается о влиянии сказки на личность ребенка. ...

Значение художественно-эстетического образования в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Человек будущего – это человек созидатель, личность с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В необходимых условиях эстетического развития и воспитания, максимально проявляются данны...

«Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»

Статья посвящена вопросам всестороннего развития ребенка дошкольного возраста с помощью сказки. Основной акцент делается на значении сказки для личностного развития дошкольников и методах работы со ск...

Консультация «Влияние сказки на развитие личности ребенка дошкольного возраста»

Консультация "Влияние сказки на развитие личности ребенка дошкольного возраста"...

Проектная работа. «Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста, в условиях дополнительного образования»

Паспорт проектной работыАвтор проекта: Долгова Елена Владимировна;Возраст детей, на которых рассчитан проект: 5-7 лет;Направленность развития детей: художественная;Участники проекта: дети старшего дош...