«Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»
статья

Топкова Татьяна Владимировна

Статья посвящена вопросам всестороннего развития ребенка дошкольного возраста с помощью сказки. Основной акцент делается на значении сказки для личностного развития дошкольников и методах работы со сказкой, которые предлагают разные авторы и педагоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»

Одной из важнейших задач перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традиция, обрядам, народному творчеству, в частности к сказкам.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

Во-первых, сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Во-вторых, сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи.

Сказка выполняет важную функцию в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка, ни любая творческая деятельность взрослого.

Методы работы со сказкой

По мнению, Л. Туминой, сказки составляют для ребенка особый мир, который дети воспринимают активно. Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он создает. Л. Тумина приводит несколько приемов создания сказок на основе:

-слов, подсказывающих неожиданные повороты сюжета;

-введения нового волшебного помощника;

-совмещения нескольких волшебных сказок;

-продолжения начатой сказки.

Также можно использовать разнообразные игровые приемы, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ребята становятся активными участниками определенной сказочной речевой ситуации.

Следующий метод в общей системе развития мышления – «Постановка проблемного вопроса». Дети начинают искать свои варианты на вопросы поискового характера. Этот метод предложили педагоги О. Солнцева и В. Чулкова, как и метод шифров. Шифровать название сказок, имена их героев или отдельные слова из произведений – значит развивать смекалку, сообразительность, юмор.

Дж. Родари предложил такой метод, как «перевирание сказки», где взрослый специально неправильно рассказывает сказку, и ребенку приходится исправлять неверный пересказ сказки. Это способствует развитию практически всех психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Методика, разработанная педагогом Л. П. Фесюковой, заключается в специальной универсальной схеме, помогающей в полной мере использовать сказку в семье и системе дошкольного образования для развития детей. Схема выглядит следующим образом:

-Нравственный урок

-Воспитание добрых чувств

-Речевая зарядка

-Развитие мышления и воображения

-Сказка и математика

- Сказка и экология

-Сказка развивает руки

И, глядя на эту схему можно увидеть, какой огромный потенциал несет в себе сказка для развития всесторонней личности ребенка.

Еще один метод работы со сказкой – сказкотерапия. Сказкотерапия- интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что сказка является прекрасным средством формирования личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста"

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества....

Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Презентация "Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста"....

Проект «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста».

Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что ...