Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста.
методическая разработка

Презентация "Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста «И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Слайд 2

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Слайд 3

А ктуальность . Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Слайд 4

Особенности сказки. Сказки - один из самых распространённых и богатых жанров устного народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их жадно слушают дети, но часто к ним прислушиваются взрослые. Живут они не только в устной передаче, но и в книге. Человечество не расстаётся с ними: сказочные образы витают над ними от древних времён до нашего века, века новых открытий и технологий. Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Слайд 5

Классификация сказок

Слайд 6

Сказки о животных. В сказках о животных повествуется о встречах диких животных и домашних, о дружбе зверей, взаимовыручке, о взаимоотношениях животных и человека. Сказки о животных в композиционном построении просты и доступны для детского восприятия. Построены они на мотиве встречи животных друг с другом или с человеком. Излюбленная речевая форма сказок о животных - диалог. Диалог придаёт сказке живость, поэтому хороший сказочник может при исполнении сказки, имитировать голоса животных, использовать жесты, мимику.

Слайд 7

Волшебные сказки. В них рисуется особый фантастический мир, находящийся где - то "в тридесятом царстве, в тридевятом государстве". Всё, что происходит там, страшно, таинственно, чудесно. Многое в сказках совершается по чудесному всесильному слову: вызывается Сивка - бурка, отворяются двери темницы, появляется скатерть самобранка и т.д. Носителями доброго начала являются в сказке герой, героиня и их чудесные помощники. Отважный герой одолевает многоглавого Змея и Кощея бессмертного, мертвецы встают из могил, люди превращаются в животных, птиц, растения. В сказках действуют волшебные предметы: сапоги скороходы, ковёр - самолёт, шапка - невидимка.

Слайд 8

Социально-бытовые сказки. Они наиболее понятны маленьким читателям, так как те встречаются с постоянными персонажами: хитрой лисой, трусливым зайцем, серым волком, умным котом и так далее. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. В таких сказках творческая выдумка направлена на то, чтобы высмеять, подвергнуть сомнению все представления, понятия взгляды, считающиеся нормальными в классовом обществе. Глупость и нерасторопность, лень и праздность, неумение работать, болтливость и пустое упрямство, лживость - всё это осмеивается как пороки общечеловеческого характера, присущие многим людям из народа.

Слайд 9

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста. Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. Эти поучительные истории учат добру, прощению, терпимости, пониманию того, что хорошо, что плохо. Стимулируют концентрацию внимания, развивают положительные качества, поощряют к размышлению, побуждают к вопросам, поиску ответов. Именно сказки начинают знакомство ребёнка с литературой, прививают ему любовь к чтению. Сказка – это игра, необходимая для развития личности. Воспитание детей через сказку неоспоримо, ведь она несёт огромный запас знаний прежних поколений.

Слайд 10

Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста. Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение. "Добрая" сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить у ребёнка речь, мышление, творческие способности. Для этого нужна фантазия родителей и воспитателей, и желание подарить ребёнку позитивные эмоции. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло

Слайд 11

Роль сказки в развитии речи детей. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Дети учатся сочинять сказки, либо пересказывать уже известную сказку, обогащают словарный запас, проявляют творчество и воображение Ребёнок учится групповому рассказыванию сказок, тем самым обогащает жизненный опыт ребёнка, развивает умение преодолевать трудности и страхи.

Слайд 12

Сказкотерапия в дошкольном учреждении. Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Наиболее активно используется сказкотерапия в работе с дошкольниками. Сказка для ребенка представляет особую реальность. И работая через сказку, игру можно скорректировать у него проявления негативного поведения.

Слайд 13

Виды сказок Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Психологическая сказка - предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка. Художественная сказка - знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества. Диагностическая сказка - помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру. Медитативная сказка - это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).

Слайд 14

Особенности работы по воспитанию детей дошкольного возраста сказкой. Кружковая работа в детском саду. Театр «Сказка». Театрализованные занятия, направленные на развитие речевых средств общения, творческих способностей и воображения в процессе игры . Игра - средство воспитания и развития ребёнка сказками. Работа с родителями . Проектная деятельность.

Слайд 15

Кружковая работа в детском саду. Театр «Сказка».

Слайд 16

Кружковая работа в детском саду. Театр «Сказка».

Слайд 17

Игра - средство воспитания и развития ребёнка сказками. Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи. « Встречи героев ». «Звукорежиссеры». « Новые сказки». «Пропущенный кадр». «Сказочная цепочка». Пальчиковые игры.

Слайд 18

Работа с родителями. Р одительские собрания «Сказка в нашей жизни »,. Круглый стол «В гостях у сказки » Н аглядные формы работы: папки-передвижки, рекомендации. К онсультации « Сказкотерапия в дошкольном возрасте», «Сказка ложь, да в ней намёк …». С овместные мероприятия: праздники, театральные представления, викторины, спортивные праздники и т.д.

Слайд 19

Проектная деятельность. Проект на тему: «Сказка в гости к нам пришла ». Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей. Задачи: - расширить представление детей о сказках; - учить детей рассуждать; - формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок; - обогащать и расширять словарный запас детей.

Слайд 20

Проект на тему: «Сказка в гости к нам пришла».

Слайд 21

Заключение. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом . Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности. Путешествуя по сказке и переживая различные приключения, ребенок «по правде» знакомится с социальной ситуацией, требующей от него определенных решений, поступков в соответствии с законами, нормами и правилами поведения сказочных героев.

Слайд 22

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры»

Одной из главных задач педагогов и родителей является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и ...

"Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста"

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества....

«Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»

Статья посвящена вопросам всестороннего развития ребенка дошкольного возраста с помощью сказки. Основной акцент делается на значении сказки для личностного развития дошкольников и методах работы со ск...

Проект «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста».

Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что ...

«Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста».

К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенны...

Статья на тему влияния средств массовой информации на формирование личности ребенка дошкольного возраста

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон взаимодействия ребенка со СМИ. Рекомендации...