«Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста».
статья по физкультуре

Шамшурина Екатерина Николаевна

К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_narodnaya_igra.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста».

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не допел до конца – нарушил правило и т.д.) И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

Игра позволяет формировать все ключевые компетентности дошкольника:

  • информационную (ребёнок не только получает информацию, но и передает её, куда входит и познавательная компетентность;
  • действенную, ребёнок проявляет умение действовать на практике;
  • коммуникативную; 
  • социальную.

Народная игра способствует решению воспитательных функций: развивающей, познавательной, развлекательной, диагностической и коррекционной.

Она помогает решать задачи: оздоровительные, образовательные и воспитательные. Кроме того, она еще служит и средством приобщения детей к народной культуре, что в наше время является актуальным.

Для педагога положительный эффект в том, что народная игра:

  • воспитывает у детей нравственность и создает благоприятное эмоциональное отношение и к самой игре и к народной культуре; обеспечивает физиологически необходимую двигательную активность и благоприятное психоэмоциональное состояние детей;
  • помогает переключать детей с одного вида деятельности на другой незаметно, переводя обучаемость детей в интересную игру.

Для детей:

  • укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество; знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;
  • формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;
  • развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;
  • развивает эмпатийные способности,
  • формирует чувства принадлежности к своему народу.

Игра даёт ребенку много радости, удовольствия, делает жизнь интересной, веселой и занимательной, она надолго остается в памяти ребенка, иногда на всю жизнь.

Народные игры в детском саду классифицируются по следующим признакам:

  • По способу отображения национальной культуры (связь человека с природой, отношение подрастающего поколения к народному быту, извечная борьба добра и зла).
  • По степени интенсивности игровых движений (игры с повышенной, низкой и средней активностью).
  • По виду двигательных упражнений (игры с мячом, бег, прыжки длину или высоту и т. д.).
  • По степени сложности организации игры (простые и командные игры).
  • По способу выполнения (ролевые, сюжетные, предметные, с водящим или без него и т. д.).

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

Строгие правила игр, слаженные действия участников приучают детей к взаимоуважению и ответственности перед коллективом. Использование в народных играх фольклорных песен наполняет их содержанием, которое соответствует игровой ситуации. Детские психологи утверждаю, что народные игры имеют большое значение для формирования и развития навыков общения и снятия психоэмоциональной нагрузки у детей.

Таким образом, народная игра является одним из важнейших средств формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Список литературы

 

1.Бондаренко, М.А.  Роль народных подвижных игр как средства развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников / М.А. Бондаренко // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 199-205. 

2. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец. М., 1997.

3.Новосёлова, С.Л. О новой классификации детских игр /С.Л. Новосёлова // Дошкольное воспитание.1997. № 3. С. 84–87.

4.Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я Степененкова. -4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 368с.

5.Федотовская, О.А. Народная игра в развитии творческих способностей детей / О.А. Федотовская // Современное музыкальное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных трудов кафедры пения и музыкального образования. Вологда: ВГПУ, 2019. С. 63-67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1.Обрядовые игры имеют общее ядро – культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времен. Культовые, семейные и сезонные игры имеют различной глубины исторические корни подчас культового...

«Русские народные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей.На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:1) развивать связную речь ребенка,...

Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Хороводные игры как средство формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков и развития музыкальных способностей

хороводные игры отличное средство для развития чувства ритма и музыкального слуха, координации движений, формирования доброжелательных отношений между детьми, произвольности поведения, развития речи. ...

«Калмыцкие национальные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста»

Влияние калмыцких подвижных национальных игр на развитие дошкольника....