"Народные игры - как средство формирования личности детей дошкольного возраста"
материал

Захарова С.Н.

"Игровой фольклор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_folklor.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой фольклор

Здравствуйте, дорогие гости! Темой моего сообщения является игровой фольклор.

Фольклор – это устное народное творчество, собранное из народныхтрадиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.

Особое место в фольклоре занимает детский фольклор. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе каждого педагога стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.Детский фольклор многогранен, и существует множество его классификаций.

По словамизвестного исследователя детского фольклораГеоргия Семеновича Виноградова, весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Он выделял пять основных разделов детского фольклора, положив в основу этой классификации бытовое назначение:

1) игровой фольклор,

2)потешный фольклор,

3)сатирическая лирика,

4)бытовой фольклор,

5) календарный фольклор.

Подробней остановимся  на игровом фольклоре, так как трудно представить детей какого бы то ни было возраста, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр.Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем, и в то же время игра – наиболее сложный вид детского фольклора, в котором сочетаются элементы драматического, словесного, музыкального творчества; в него входят песни, движения, театрализация. Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей - важный способ познания и обучения. Именно в игре дети впервые выступают создателями фольклора. Испокон веков в игре ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

В устном народном творчестве, как нигде, сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Знакомя детей с игровым фольклором, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, традициям своего народа.

Условно игровой фольклор можно разбить на три типологические группы:

• Драматические, театрализованные

• Спортивные

• Хороводные

Основой драматических, театрализованных игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева, движения. Они обычно воспроизводят какие-либо бытовые эпизоды. (игры в кукол, «Селезень»)

Спецификой спортивных игр является наличие соревнования, их цель — победа в состязании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них исполняются игровые припевы. (например в таких играх, как «Прятки», «Колдуны», «Перечина».)

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы. По характеру движения их можно разделить на три основные группы: круговые, некруговые и хороводы-шествия.

Круговые хороводы сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета песни в центре круга одним или несколькими детьми. В одних случаях основу драматической инсценировки составляет прозаический речевой диалог, чередующийся с игровым припевом, в других — песенный диалог. (как, например, в играх «Заинька», «Каравай», «Чижик», «Селезень», «Ворон», «Пошла коза по лесу».)

В некруговых хороводах происходит деление участников на две группы, которые становятся друг против друга и движутся поочередно «стенка на стенку», то приближаясь, то удаляясь друг от друга. Это игры «Просо», «Бояре», «В царя», «Улица широкая».

Весьма разнообразны движения в хороводах — шествиях — это может быть ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой», прохождение «через воротца». (как например, в играх «Хмель», «Плетень», «Челнок».)

Сгруппировать детские игры можно по разным признакам; мы делим их на одиночные и групповые, или совместные. Одиночные игры требуют объекта игры, то есть игрушки или какого-либо предмета, который является воплощением жизненного образа, помогают ребенку моделировать реальность, способствуют его самоутверждению. Для девочек, играющих в «семью», кукла изображает ребенка, которого они нянчат, воспитывают, которому поют различные песенки:

Баю, баюшки баю,

Не ложися на краю,

А ложись в середочки,

В сухие пеленочки.

В совместных или групповых играх объектами обычно являются сами участники.

Игры включают в себя различные виды народного творчества: музыку, диалоги, ритмизованную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению.

Неразрывно связаны с большинством народных игр считалки или жеребьевки – «игровые прелюдии», как их называет известный исследователь детского фольклора Виноградов. Считалки дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Многие жеребьевки,  скороговорки и считалки явно восходят к глубокой древности, вместе с тем среди них немало поздних текстов.

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Не попал.
Серый зайчик убежал.

Существенным, ярко эмоциональным элементом  игры являются игровые припевы, которые могут одновременно выступать в качестве зачина игры, быть ее смысловым стержнем и связующим элементом. В игровом припеве такой, например, игры, как «Молчанки», заключающейся в том, чтобы после исполнения песенки не проронить ни единого слова, описываются не только условия игры, но и наказание проигравшему:

Мы набрали в рот воды

И сказали всем: замри!

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб!

Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки несомненно благоприятный материал для игровой деятельности, а также работы по формированию творческих способностей детей. Данные формы служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.

Однако дети нередко пользуются дразнилками(Ябеда - корябеда, соленый огурец) и поддевками(диалог, в котором человек ловится на слове «Скажи Медь! - Медь. - Твой отец медведь»). Это своеобразная форма детской сатиры, в которой высмеивается обидчик или капризный ребенок, неподчиняющийся правилам игры. Они способствуют психологической закалке ребенка, помогая ему найти свое место среди сверстников с помощью испытания острым (на детский взгляд) словом.

Конечно, время сейчас иное, гиподинамическое – даже играем сидя: кто за компьютером, кто за столом. Но не зря народ придумал так много игр, связанных с движением: они развивают ловкость, гибкость, силу, хорошо тренирует и к тому же развивают мышление, расширяют кругозор. И еще одна радость есть в таких играх – радость общения, единения, творчества.

Первейшее требование в организации и повышении воспитательной роли игры состоит в том, что она должна быть для детей и организаторов интересна по содержанию и занимательна по форме, нести определенный нравственный заряд.

         Наша главная задача как  педагогов: научить детей играть активно и самостоятельно. Тогда они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, находить выход из критического положения, быстро принимать решения, проявлять инициативу, творчество.

В работе с детьми в нашем детском саду, используются  различныеразделы детского фольклора. Игровой фольклор занимает ведущее место.  Дети с удовольствием принимают участие во всех предлагаемых им играх.

Так же у  нас уже стало хорошей традицией отмечать следующие  календарные праздники: Рождество, Масленицу, Жаворонки, Вербное воскресенье, Пасху, Троицу.

На Рождество дети разучивают рождественские колядки, готовят рождественские подарки, педагоги рассказывают детям, что святки – это радостное событие, когда можно поделиться любовью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.(игры: "Пирог", "Золотые ворота", "Кузовок" и др.)

Игра «Золотые ворота».

Выбирают двух игроков,они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова:

Золотые ворота, Пропускают не всегда!

Первый раз - прощается,  второй раз - запрещается,

А на третий раз - не пропустим вас.

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». 

Колядки.

Колядуем,колядуем-от семьи, к семье кочуем,

Мы расскажем вам стишки, вы нам дайте пирожки

Масленицу проводим с весёлыми шутками и прибаутками, играми со скоморохами, с пением закличек, с угощением детей блинами и сжиганием Масленицы.(игры: "Гори-гори, ясно",  "Ручеёк", "Горелки", "Петушки" и др)

игра "Гори-гори, ясно"

дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать кого-нибудь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого-либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.

Закличка:

 Веселись, народ:

В гости Масленка идет

С пирогами и блинами, —

Весну под руку ведет!

Будем петь, гулять, —

Весну-матушку встречать!

На санях кататься,

блинками баловаться!

В праздник Жаворонки водим хороводы, песни распеваем, Весну закликаем, да птиц весенних прославляем, детей жаворонками угощаем. (игры: "Жаворонок", "Солнышко", "Золотые ворота" и др)

Закличка «Жаворонки»

Жаворонки, прилетайте. Студёну зиму унесите,

Тёплую весну принесите. Зима надоела Весь хлеб поела.

Руки ноги отморозила.

игра«Солнышко».

Дети, взявшись за руки идут по кругу и говорят слова:

Дети: Солнышко вёдрышко,

Выгляни в оконышко.

Там твои детки,

Кушают конфетки

Водящий: Раз, два не воронь,

А беги как огонь.
Все разбегаются.

Игра «Жаворонок».

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,

Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

В Вербное воскресенье ставим веточки вербы в вазу, делаем различные поделки с изображением вербы.(игры: "Гори –гори, ясно!", "Петушки", "Вербохлест" и др. )

Игра "Петушки"- плечом задевают друг друга, кто встал на две ноги, тот проиграл.

игра «Вербохлёст ».

Дети стоят в кругу, в центре - ребенок, держащий в руках вербу . Дети, взявшись за руки, идут по кругу, приговаривая : "Вербохлёст ! Бей до слез!" – 3 раза. Затем, ведущий начинает подряд легонько хлестать вербой детей , говоря при этом : «Верба красна – бьет не напрасно, верба синя – бьет не сильно, верба бела – бьёт несмело . Бьет, чтобы были здоровыми». Ребенок, до которого Вербохлёст не дошел со словами , становится водящим

Праздник Пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми. (игры:" Катись, катись, яичко",   " Стой не бери", "На попа", "Волчок")

Игра «Катись, катись, яичко»

Дети встают в круг. Водящий отдает одно Пасхальное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части круга. Со словами

Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка.

С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выполняет различные задания.

Игра «Волчок»

Два игрока начинают одновременно крутить на столе яйца, чье яйцо дольшепрокрутиться, тот и победил.

«На попа»

Игра, аналогичная предыдущей, но задача в ней совсем другая. Нужно раскрутить свое яйцо так, чтобы оно встало «на попа», то есть вертикально! Кому это удалось, тот и победил и забирает яйца проигравших

"Стой, не бери!"

Нужны яйца, но они должны отличаться у разных игроков (по цвету, рисунку и т.д., чтобы было понятно, где чье яйцо).Выбирается водящий. Он отворачивается, а игроки загадывают какое-то одно яйцо.Затем водящий подходит и начинает брать себе яйца по очереди. Когда он дотронется до загаданного яйца, ему все кричат: «Стой, не бери!». Водящий отдает все яйца назад. И выбирается другой водящий. Игра повторяется.Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество яиц до слов «Стой, не бери!».

В Троицу украшаем берёзку, водим хороводы, поём песни, дарим рукодельные подарки.

Сегодня мы показали календарно- фольклорный праздник «Троица». Вам были представлены игры  такие как: «Веночек», «Селезень», «Ворон», «Водяной», «Кресты». Играли в спортивную игру «Завяжи ленты». Были  спеты календарные  песни  «Во поле березонька стояла»,  «Ай, кумушки-голубушки», « Ты, ня радуйся, ты ня дуб, не клен», «Ну-ка, кумушки, мы покумимся», «Ай, да березка».   Так же мы водили круговые и некруговые хороводы  «Веночек», «Селезень», «Улица широкая».

Уважаемые коллеги, фольклор (музыкальный и поэтический) – это самая благодатная почва в воспитании детей. С помощью фольклора мы свято храним традиции нашего народа, тем самым приобщаем подрастающее поколение к истокам национальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1.Обрядовые игры имеют общее ядро – культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времен. Культовые, семейные и сезонные игры имеют различной глубины исторические корни подчас культового...

«Русские народные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей.На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:1) развивать связную речь ребенка,...

«Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста».

К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенны...

Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

«Калмыцкие национальные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста»

Влияние калмыцких подвижных национальных игр на развитие дошкольника....