Главные вкладки

    Выступление на РМО воспитателей и логопедов «Русские народные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
    статья по развитию речи на тему

    Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей.

    На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

    1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

    2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

    3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

      Для ребенка-дошкольника игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. 

    Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор, народные игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkaya_narodnaya_igra_v_razvitii_rechi_dety.docx25.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на РМО воспитателей и логопедов

      «Русские народные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Актуальность темы

     Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей.

    На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

    1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

    2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

    3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

      Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

    Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор, народные игры.

    Педагогическая значимость русских народных игр

    1.В  играх ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои

    2. В играх много юмора, шуток

    3. Они доступны и выразительны

    4. Развивают мелкую моторику и речевой аппарат

    5. Расширяют представления об окружающем мире

    6. Фольклорный текст, музыка привлекают детей

    7. В играх есть определенные правила

    8. Они развивают физические  качества: быстроту, ловкость, силу, меткость, выносливость

    9. Формируют положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения.

    Роль игры в развитии речи детей

    Народные игры, также как и дидактические, подвижные,  сюжетно-ролевые   имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

    Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

            формирование мотивации к процессу говорения;

            воспитание  внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;

            развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

            пополнение и активизация словаря;

            совершенствование грамматического строя речи;

            совершенствование монологической и диалогической форм речи;

            развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

            усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;

            воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

    Виды народных игр

           •Хороводные

           •Словесные

           •Игры с диалогом

           •Игры-забавы

           •Игры-соревнования

           •Подвижные игры

    Методика проведения народных игр

    Теперь давайте коснёмся методики проведения народных  игр. Можно выделить общие советы:

    1.Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

    2.Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок…

    3.Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

    4.Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

    5.Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.

    6.Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.

    7.При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

    8.Народные  игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.

    Особенность народных игр

    Игры носят соревновательный, творческий, коллективный характер

    Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди», «покажи», «назови» и другие

    Каждая игра имеет свои правила, необходимо чётко объяснить их.

    Очень часто для выбора водящего используются считалки.

    Игры для детей младшего возраста

    Теперь остановимся непосредственно на особенностях проведения народных игр для каждой возрастной группы.

    - Для младшей группы важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси»,  «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Улитка, улитка», «Петушок, петушок».

    Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

     Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано. Так же в младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как: «Пузырь», «Наседка и цыплята», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору», «Кот и мыши»,  «Лошадки», хоровод «Кто у нас хороший»,  «Колпачок».

    Игры для детей среднего возраста

    - В среднем дошкольном возрасте дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний.

    В средней группе можно использовать игры «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «У Маланьи, у старушки», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем…», «Пчёлки и ласточка», «Баба-Яга», «Дедушка Мазай», «Узнай и назови», «Угадай, кто зовёт».

    Расширяем активный словарь детей, используя считалки, развиваем лидерские качества, ответственность.

    В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.

    Игры для детей старшего возраста

     - У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

    В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении народных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

    Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. (« Путаница», «Придумай небылицу», «Понарошку», «Чепуха»).

    В старшем дошкольном возрасте чаще используются игры,  развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание . Это такие игры как, «Испорченный телефон», « Краски»,  «Скажи наоборот», «Ушки», «Аюшки», «Фанты», «Почта», «Молчанка», «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Коршун», «Клубочек», «Бояре».

    Выводы

    В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что дошкольное

    детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития форм и

    функций речи и овладения грамматическим строем и звуковым составом

    родного языка. И использование народных игр для развития и корректировки

    речевой деятельности у дошкольников имеет смысл, в связи с тем, что:

    - сознание развивается только в совместной человеческой деятельности и

    только в условиях речевого общения, в том числе, в совместных народных

    играх;

    - народные фольклорные игры представляют собой особый вид

    деятельности со своими правилами и особенностями, в которой активно

    развивается речь;

     - народные игры  выступают одним из источников образцов языка высокого качества, что весьма важно для развития речевой деятельности;

     - народные игры с использованием диалогов, рифмовок, скороговорок и стихов-перевертышей  служат углублению ориентировки ребенка в звуковой форме языка, что очень важно в дальнейшем для освоения процесса чтения и письма.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

    педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

    Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....

    Консультация для воспитателей "Театрализованная игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста."

    В  современный  век  повсеместной  компьютеризации  и  активного  входа  в  нашу  жизнь  телевидения,  СМИ,  прозападной  телевизи...

    Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

    Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания...

    Семинар – практикум в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Цель: систематизировать  знания  педагогов о русских народных сказках  для дошкольников. Повторить методы и приёмы работы со сказками. Поддерживать интерес к русскому народному творчест...

    Интеллектуальная игра «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

    Правила  игры:1. Правильность ответов.2. Знание русских народных сказок, соответствующих  программе воспитания и обучения в детском саду под ред.М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комар...

    ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

    Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников....