«Калмыцкие национальные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Болдаева Галина Нарановна

Влияние калмыцких подвижных национальных игр на развитие дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_narodnye_igry.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Болдаева Галина Нарановна

Воспитатель

МКДОУ Детский сад №26

г. Элиста

 Статья на тему: «Калмыцкие национальные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста»

 

Формирование личности детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем современного общества. Именно в этом возрасте закладываются нравственные основы, нормы поведения в социуме, личностные качества ребенка.

Калмыцкие народные игры являются одним из основных средств формирования личности детей дошкольного возраста.  В играх ребенок познает окружающий мир, историю своего народа, у него развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Народные игры приобщают детей к культуре, ценностям своего народа, своей страны.

Проблема использования народных игр в работе с детьми дошкольного возраста широко представлена в научной литературе.

К.Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство задача будущей педагогики».

А.В. Запорожец считает, что народная игра, выполняя различные воспитательные функции, (развивающую, познавательную, развлекающую, диагностическую, корректирующую и др.) служит средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения детей дошкольного возраста.

П.Ф. Лесгафт указывал, что народные подвижные игры являются ценным средством всестороннего развития личности ребёнка, формирования у него нравственных качеств: честности, правдивости, справедливости выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить детей владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования приучить, таким образом подчинять свои действия сознанию».

Народная игра способствует приобщению ребенка к традициям и обычаям калмыков. М.И. Лисина отмечала, что народная игра является важнейшим способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.

Народная игра — это игра популярная и широко распространенная в определенный исторический момент развития общества, она отражает его характерные черты и претерпевает изменения под влиянием социально-политических, экономических и национальных изменений. К принципам реализации народной игры относятся принципы добровольности, спонтанности, но при условии оговоренности.

Структура народной игры включает в себя единую цель одноплавность действия, что делает ее простой и привлекательной для всех детей. Особенностью народных игр является зачин игры («считалка», «жеребьевка»), который вводит ребенка в игру, распределяет роли, служит самоорганизации детей.

По классификации С. Л. Новосёловой, народные игры делятся на обрядовые, тренинговые и досуговые.

Обрядовые игры имеют общее ядро культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времён (зарождается ещё в эпоху неолита). Среди них выделяются ритуальные, семейные и сезонные.

Тренинговые народные игры, делятся на интеллектуальные, сенсомоторные и адаптивные, безусловно, имеют интуитивные представления народа о том, какими знаниями и умениями должен обладать, что и является сутью народной педагогики любого этноса. Взаимосвязь тренинговых и обрядовых игр прослеживается в адаптивных и сенсомоторных играх.

Досуговые игры носят наиболее гуманный характер. Анализ целого ряда народных игр свидетельствует о том, что интегральным свойством этих игр является отражение любви и бережного отношения к детям, заботы об их психическом и физическом состоянии, настроении. Одновременно эти игры формируют у детей чувство защищённости и причастности к своему народу, семье, очагу родного дома. Досуговые детские игры подразделяются на игры-развлечения, носящие массовый характер; игры-забавы, имеющие точного адресата, ребёнок в семье; игры-релаксации, многие из которых, как материнская ласка, по своему смыслу должны быть обращены к конкретному ребёнку и предназначаются, как правило, младенцу или ребёнку раннего возраста.

Для эффективного использования калмыцкой народной игры необходимо соблюдать некоторые условия.

Одним из условий развития народных игр связано с содержательной работой по приобщению детей к калмыцкой культуре. При этом происходит включение детей в разнообразные виды деятельности (организованные формы обучения и воспитания занятия, наблюдения, чтение литературы, просмотр фильмов, театрализованные постановки, посещение различных музеев, досуги, а также изобразительную, музыкальную, деятельность). Ознакомление детей с наиболее яркими и доступными для ребёнка символами, элементами традиционной культуры (блюда национальной кухни, одежда, предметы быта), даёт понять, чем отличается образ жизни одного народа от другого. Постепенно ребёнку становится понятно, почему в играх, произведениях народного творчества присутствуют определённые предметы, животные, совершаются условные действия. Данное знакомство позволяет установить связи между названием и происхождением конкретных вещей, вызвав интерес у детей и стремление к дальнейшему познанию.

Важнейшим условием эффективного проведения народных игр является учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Поведение дошкольника в игре зависит от уже имеющихся двигательных навыков и особенностей нервной системы. Важными критериями подбора калмыцких народных игр являются  общий  уровень физического и умственного развития детей, их двигательные  умения, состояние  здоровье каждого ребёнка,  а также время  года, особенности  режима, места проведения, интересы самих  детей.

Огромное воспитательное значение имеют правила игры. Они определяют ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они создают такие условия, в рамках которых не могут не проявиться воспитываемые у ребёнка качества.

Разъясняя новую народную игру, в которой есть зачин, взрослому не следует её разучивать заранее, а желательно ввести в ход игры неожиданно. Данный приём доставит детям большое удовольствие и освободит их от скучного знакомства с игровым элементом. Дети, вслушиваясь в динамичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. 

Подведение итогов народной игры должно проходить в интересной и творческой форме, чтобы у детей появилось желание в следующий раз добиться наилучших результатов в ней. К обсуждению игры привлекаются все дети. Это приучает их анализировать свои поступки, вызывает осознанное отношение к выполнению правил игры и движений.

Воспитателю следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в таком  случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критической ситуации, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. 

В педагогическом процессе дошкольной организации народная игра активно используется педагогами.

В своей работе М.А. Жукова использует народные игры как средство формирования нравственных качеств личности дошкольника. Она выделяет 10 нравственных качеств, которые необходимо развивать в дошкольном возрасте: гуманизм, доброта, ответственность, активность, бережливость, честность, бескорыстие, чувство товарищества, отзывчивость, вежливость. Все эти качества заключены в народных играх. В процессе игры дети оказывают товарищескую поддержку друг другу, учатся вместе добиваться поставленной цели. Сформированные в дошкольном возрасте основные нравственные качества личности, помогают ребенку в дальнейшей его жизни. 

1.Бондаренко, М.А.  Роль народных подвижных игр как средства развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников / М.А. Бондаренко // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 199-205. 

2. Жукова, М.А.  Формирование нравственных качеств у дошкольников в процессе использования русских народных игр / М.А. Жукова //  Обучение и воспитание: методики и практика. 2019. № 3. С. 112-116.

3. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец. М., 1997.

4.Лисина, М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет / М.И. Лисина.  М., 1970.

6.Новосёлова, С.Л. О новой классификации детских игр /С.Л. Новосёлова // Дошкольное воспитание.1997. № 3. С. 84–87.

7.Федотовская, О.А. Народная игра в развитии творческих способностей детей / О.А. Федотовская // Современное музыкальное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных трудов кафедры пения и музыкального образования. Вологда: ВГПУ, 2019. С. 63-67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Формирование здорового образа жизни. Основные ориентиры в формировании физической культуры личности дошкольника....

Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Презентация "Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста"....

«Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста».

К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенны...

Игра как средство развития личности ребенка дошкольного возраста.

Театрализованная игра имеет коллективный характер, это создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, осуществляется эмоциональное разви...

Хороводные игры как средство формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков и развития музыкальных способностей

хороводные игры отличное средство для развития чувства ритма и музыкального слуха, координации движений, формирования доброжелательных отношений между детьми, произвольности поведения, развития речи. ...

Статья "Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физкультурного воспитания"

Статья "Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физкультурного воспитания" ...