Значимость реализации образовательной области «Физическое развитие» для развития личности ребенка дошкольного возраста
консультация на тему

Бут  Наталья Николаевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значимость реализации образовательной  области

«Физическое развитие»

 для развития личности ребенка дошкольного возраста.

(выступление на педсовете)

Здоровье человека – одна из глобальных научных проблем в мире, обостряющаяся с каждым шагом развития цивилизации и общества. Значимость реализации образовательной области «Здоровье» для развития личности ребенка дошкольного возраста, российского общества, государства обусловлена как ценностью здоровья, так и необходимостью освоения с самого рождения культуры здоровья.

Период дошкольного детства является одним из главных образовательных резервов, не уступающих по своему потенциалу ни одной из последующих ступеней. Поэтому необходимо обязательно использовать его для формирования личности ребенка и основ его физического и психического здоровья. Дошкольное учреждение на протяжении нескольких, очень важных для развития маленького человека лет, становятся приоритетной средой обитания, и  мы, педагоги должны создать в них оптимальные и безопасные условия для успешной образовательной деятельности и укрепления детского здоровья. Неотъемлемой частью нашей работы является проведение комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий. Эффективность работы обеспечивается соблюдением таких основных принципов, как:

-комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, экологических, климатических и др. условий;

-непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;

-максимальный охват всех нуждающихся в оздоровлении детей;

-преимущественное использование простых и доступных технологий и немедикаментозных средств оздоровления;

-формирование положительной мотивации у детей, персонала учреждения и родителей к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Состояние здоровья детей является одним из основных показателей работы детского учреждения, всего педагогического персонала, руководителя. В самом общем виде задачи воспитания культуры здоровья можно объединить в три группы: культурно-гигиенические, безопасного поведения и здорового образа жизни. Критерии культуры здоровья в дошкольном детстве:

-наличие ценностного отношения у ребенка к здоровью и жизни человека;

-наличие первичных представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, об основах здорового образа жизни;

-проявление готовности решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

 В детском саду постоянно ведется контроль за соблюдением гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса. Так, например, правильно подобранная мебель в группах, соответствующая ростовым показателям, имеет важное значение для профилактики переутомления и нарушения осанки. Организуя образовательный процесс важно помнить, что деятельность, связанная со зрительной нагрузкой, предполагает рассаживание детей, при котором свет падает на рабочее место слева. Рассаживание детей следует проводить с учетом состояния их здоровья. Дети, часто болеющие ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушениями зрения, слуха должны быть созданы наиболее благоприятные условия. Воспитатели должны помнить, что особенно утомительна для детей такая деятельность, которая сопряжена со статическим напряжением, с необходимостью пребывания в одной позе. При появлении признаков утомления следует сменить вид деятельности, провести физкультминутку (ее необходимо проводить через 10 минут в младшей и средних группах, 12-15 минут в старших и подготовительной группах). Для профилактики зрительного утомления при выполнении детьми деятельности, связанной с большой зрительной нагрузкой, необходимо проводить гимнастику для глаз, для снятия напряжения после работы карандашами, ручкой, после лепки обязательно проводится пальчиковая гимнастика, которая развивает и укрепляет мелкую моторику пальцев рук. После дневного сна с детьми целесообразно провести самомассаж рук и ног, корригирующую гимнастику после сна.

В группах поддерживается благоприятный воздушно-тепловой и световой режим. Вовремя осуществляется проветривание помещений. Постоянно, согласно графику, включаются бактерицидные лампы. Одним из условий воспитания здоровых детей является организация правильного режима дня, который должен строго соблюдаться в дошкольных учреждениях. Однако, далеко не все дети посещают дошкольные учреждения, в которых с раннего возраста уделяется большое внимание формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.

Для успешного физического развития ребенка необходимы разнообразные закаливающие мероприятия (солевое, сухое, водное, воздушное закаливание). В условиях ДОУ целесообразно проводить: обтирание, контрастное обливание стоп, хождение по мокрой простыне, босохождение (по траве, по ковру, массажным коврикам, песку, рыхлой почве, гладким камешкам), солнечные ванны. Использование различных закаливающих мероприятий необходимо для обеспечения нормального роста и развития ребенка, укрепления его здоровья.

В группах можно использовать ароматерапию, фитотерапию; активную двигательную деятельность в течение дня, физкультурное оборудование и инвентарь.

Для рационального построения образовательной деятельности по физическому развитию детей в каждой возрастной группе необходимо обеспечить:

-учет возрастных закономерностей физического и психического развития детей; личностно-ориентированных подход, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья  и развития детей;

-коррекцию отклонений состояния здоровья и развития нуждающихся в этом воспитанников;

-условия для оптимальной двигательной активности;

-комплексность использования профилактических, оздоровительных и коррекционных технологий с учетом возраста и состояния здоровья детей;

-преемственность в организации образовательной деятельности по физическому развитию на каждом этапе пребывания в ДОУ;

-учет сезонных особенностей;

-формирование у детей положительной мотивации к образовательной деятельности и физическому развитию.

В детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика, в которую включаются упражнения для всех групп мышц, виды корригирующей ходьбы, дыхательная гимнастика, упражнения релаксации. При проведении физкультурных занятий учитываются индивидуальные показатели каждого ребенка. В сентябре перед началом занятий выявляются дети с отклонениями в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз), определяются группы здоровья; для таких детей проводятся занятия лфк. На физкультурных занятиях используется разное оборудование, массажные коврики, ведется контроль за дозировкой упражнений и физической нагрузкой детей. При наличии у ребенка признаком утомления  средней степени выраженности снижается нагрузка: исключаются наиболее рудные упражнения, уменьшается число повторений, скорость выполнения движений, используются дыхательные и релаксационные упражнения.

Оздоровительный эффект образовательной деятельности по физическому развитию намного выше, если она организуется на открытом воздухе. Поэтому занятия физической культурой проводятся на прогулке не только в теплое время года, но и в зимний период. Физкультура на улице является еще и хорошим закаливающим средством.

Эффективным средством физического оздоровления дошкольников является игровая форма организации двигательной деятельности детей на прогулке. Игра – ведущая деятельность дошкольника. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности. Большинство подвижных игр с элементами спорта связаны с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. Кроме того, подвижные игры с элементами спорта воспитывают у детей желание вести здоровый образ жизни. У них проявляется интерес к спортивным достижениям, командный и соревновательный дух.

Игра закономерно является незаменимым средством решения обозначенной задачи -  сбережение и обогащение здоровья ребенка в дошкольном детстве, и сегодня это уже не требует доказательств.

При организации культурно-гигиенических процедур с дошкольниками можно использовать такие игровые приемы, как «Научи котенка умываться», «Ищем чистые слова», с детьми можно организовать дидактические игры «Мойдодыр», «Девочка Чистюля», «Доктор Айболит», игры-экспериментирования «Грязные и чистые руки», «Удобно - неудобно» и др., игры-этюды – небольшие драматизации на основе стихотворного текста.

Большие возможности в воспитании культуры здоровья и формировании основ здорового образа жизни дают досуговая деятельность и праздники. Такие развлечения и викторины, как «Наша олимпиада», «Мы здоровью скажем -  да!»,  «Быть здоровыми хотим», «Парад здоровых, умных, успешных, объединяют детей и взрослых, позволяют сочетать разнообразные виды детской деятельности, закреплять и систематизировать необходимые представления и приобретать опыт. Еще один эффективный метод воспитания культуры здоровья дошкольников и формирования здорового образа жизни становится сегодня метод проектов. Со старшими дошкольниками можно разработать такие проекты как «Что внутри у человека?», «Азбука здоровья», «Хочу быть спортсменом», «Наши друзья – витамины». Итог проектной деятельности детей есть совокупность самых разнообразных деятельностей, задач, которые решают дошкольники в течение дня, недели жизни в детском саду.

Воспитание в детском саду неразрывно связано с воспитанием детей в семье. В связи с этим,  с целью оздоровления детей в ДОУ  необходимо предусмотреть комплексную систему профилактики часто встречающихся отклонений в состоянии здоровья и развития, включающую в себя широкое использование средств физического воспитания, соблюдение гигиенических требований к режиму дня с оптимизацией двигательной активности и образовательного процесса, а также обучение навыкам здорового образа жизни не только в ДОУ, но и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в ранне...

Статья "Значение художественно-зстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста".

В данной статье затронута одна из актуальных проблем образования на современном этапе - развитие духовной культуры личности и рассматривается  доминирующая составляющая моей воспитательной работы...

Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста

В данном материале раскрыты теоретические основы детского рисования, доказана необходимость формирования творческой личности ребёнка-дошкольника, раскрыта система работы по данному направлению. Информ...

Использование сказки в развитии личности ребенка дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ре...

"Занятия оздоровительной аэробикой – как средство развития творческих, физических, коммуникативных и художественно-эстетических качеств личности ребенка дошкольного возраста».

В современных условиях развития общества, проблема здоровья детей, как и всегда, остается актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здор...

проектная работа «Взаимосвязь типа семейного воспитания с развитием социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»

проектная работа «Взаимосвязь типа семейного воспитания с развитием социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»...

Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.

laquo;Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической сред...