РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме

Ольховик Тамара Дмитриевна

 

В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Но, задумайтесь, каждый ли родитель способен подготовить ребенка к успешному обучению в начальной школе. А практика показывает, что проблемы начинаются как раз на этом, начальном, этапе. Ребенок, психологически не подготовленный к школе, неизбежно «затормозит» на старте. Много лет назад В.А. Сухомлинский выразил мысль, которая и по сей день остается актуальной: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям». А первой ступенькой познания является период дошкольного детства, который достоин гораздо большего внимания, нежели ему уделяется сегодня. Так как, по утверждениям психологов, 80% интеллекта формируется в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие ребенка48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  С СЕМЬЕЙ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.Д. Ольховик, воспитатель ДОУ «Родничок» г. Куйбышева Новосибирской области

Ни для кого не секрет, что сегодня ситуация в системе образования в России складывается таким образом, что требования к ребенку, поступающему в первый класс, неуклонно растут. Меняются государственные образовательные стандарты, растет объем знаний, умений и навыков, необходимых человеку для самореализации в окружающей действительности. В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Но, задумайтесь, каждый ли родитель способен подготовить ребенка к успешному обучению в начальной школе. А практика показывает, что проблемы начинаются как раз на этом, начальном, этапе. Ребенок, психологически не подготовленный к школе, неизбежно «затормозит» на старте. Много лет назад В.А. Сухомлинский выразил мысль, которая и по сей день остается актуальной: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям». А первой ступенькой познания является период дошкольного детства, который достоин гораздо большего внимания, нежели ему уделяется сегодня. Так как, по утверждениям психологов, 80% интеллекта формируется в дошкольном возрасте.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых  дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Одной из приоритетных  задач дошкольного образовательного учреждения всегда была подготовка детей к школьному обучению, т.е. развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Задача эта решается на специально организованных занятиях и в самостоятельной деятельности детей. «Учить, играя» – основное правило дошкольной дидактики. В связи с этим все обучение дошкольников построено на игровых методах и приемах, что требует от педагога не только навыков учителя, но и таланта актера. Важным моментом в решении поставленной задачи является наличие в детском саду развивающей среды, стимулирующей ребенка на новые открытия, способствующей развитию познавательной самостоятельности малыша, его интеллектуально-творческому развитию. Но успешная реализация задач развития, воспитания и обучения детей возможна лишь при совпадении представлений об этих задачах и методах их решения у специалистов, работающих с детьми в ДОУ, и родителей. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

В детском образовательном учреждении «Родничок» созданы необходимые условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (учителя-логопеда, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, старших медицинских сестёр) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства (от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу), делает родителей равноответственными участниками образовательного процесса.

Итак, основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьей является создание единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет комфортно, интересно, полезно.

Мониторинг и анализ опыта работы педагогического коллектива с семьями воспитанников позволил педагогам по-новому взглянуть на данную проблему. Так возникла идея трехступенчатой «Школы для родителей». На первой ступени данного сотрудничества составляются беседы администрации ДОУ с родителями будущих воспитанников, затем проводится первое организационное родительское собрание, где подробно рассказывается о работе ДОУ и предлагаются специально разработанные памятки, в которые включены практические советы по подготовке ребенка к поступлению в детский сад. В первый месяц посещения педагогами ДОУ и медицинской сестрой даются подробные консультации о периоде адаптации малышей к детскому саду, для того чтобы облегчить привыкание малышей к дошкольному учреждению, составляются индивидуальные графики посещения детьми детского сада. На второй ступени родители выступают уже в более активной позиции. Здесь необходимо заострить внимание родителей на том, что дети нуждаются в любви и заботе, которая проявляется не только в содержании ребенка, но и в совместной деятельности. На третьей ступени для родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу действует «Школа будущего первоклассника». Принцип ступенчатости позволяет проектировать социально-личностное развитие воспитанников, формировать педагогические компетенции родителей, а также интегрировать их в единое воспитательно-образовательное пространство  ДОУ. Такая организация работы с родителями, постепенное погружение семей воспитанников в воспитательно-образовательное пространство детского сада, позволяет установить взаимосвязь между общественным и семейным воспитанием, вести конструктивный диалог на равных, основы которого определяются понятиями: «сотрудничество» и «взаимодействие».

Ведущая роль в организации взаимодействия ДОУ и семьи принадлежит воспитателю. В моей практике воспитания сложились определенные направления работы с семьями воспитанников. Они определили и содержание этой работы.

Первое направление – ознакомление родителей с содержанием и методикой воспитательно-образовательного процесса, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и форм работы. Так, в начале сентября на родительском собрании рассказываю о возрастных особенностях детей, задачах и специфике работы, знакомлю с планом работы на предстоящий год. В мае провожу с родителями круглый стол "Вот и стали мы на год взрослее", где вместе подводим итоги, оцениваем эффективность проделанной работы.

Вовлекаю родителей в воспитательно-образовательный процесс с помощью следующих форм деятельности. Прежде всего, это родительское собрание. Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях мы используем такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после рабочего дня родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Все это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания и развития личности дошкольника. Полезны, по мнению родителей, семинары-практикумы, занятия с участием детей и родителей. Эффективна и такая форма работы, как памятки для родителей, которые приглашают их к обсуждению и решению проблем воспитания. («Игра  - не забава», «Как подготовить руку к письму», «Как оказать психологическую поддержку ребенку» и др.).

Второе направление – психолого-педагогическое просвещение. К вышеуказанным формам работы здесь можно добавить индивидуальные консультации, тренинги, конференции, встречи родителей не только со специалистами ДОУ, но и другими (врачи, учителя, психолог).

Третье направление – вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Мотивирую это следующими задачами: расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность дошкольника, сплочение воспитателей, родителей и детей в ходе этой деятельности. Очень интересна и, безусловно, полезна здесь такая форма работы, как КТД (коллективное творческое дело), основной задачей которого является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения детей, родителей и педагогов на основе общего дела: участие в проектной деятельности,  спортивных соревнованиях, выставках  рисунков или поделок, привлечение родителей к оформлению групповых комнат,  изготовлению не только  атрибутов к играм, но и дидактического материала к занятиям, подготовка к праздникам. Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Включение в сценарий праздника игр и конкурсов, родители – дети, позволяет развивать взаимоотношения  детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогащать отношения через эмоциональное общение. Кстати, сценарии праздников и развлечений также полезно разрабатывать  совместно с родителями.

Востребованным у родителей стал ежемесячный выпуск информационной газеты «Родничок», содержание которой разбито на рубрики: «Знакомьтесь! Наша дружная семья!», «Разрешите представить», «С группы – по новости!»,  «Советы доктора Айболита», «Советы заботливым родителям», «За советом к логопеду», «Спрашивали – отвечаем!», «Слово родителям»,  «Страничка юных журналистов», «Коротко о важном», «Хохотушки от Варюшки и Андрюшки». Плюсы такой формы взаимодействия с родителями заключаются в следующем: во-первых, родители всегда в курсе событий, происходящих в детском саду; во-вторых, мы не навязываем свое мнение, специалисты предоставляют родителям объективную информацию, а они решают, что с ней делать; и, наконец, газету можно взять домой и прочитать в удобное время. Кроме того, издание газеты – это еще и возможность повышения психолого-педагогической компетентности не только педагогов, но и родителей, участвующих в издательской деятельности, использование издательской деятельности как формы обобщения и распространения педагогического опыта специалистов ДОУ и опыта семейного воспитания. Опыт взаимодействия с семьями воспитанников через газету был представлен на   всероссийской научно-практической конференции в марте 2010 года. Все номера газеты, а также много другой интересной и полезной информации можно найти на сайте нашего детского сада.

И, наконец, четвертое направление – организация работы с родительским комитетом.

Выстраивая свою работу таким образом убедилась, что использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, вселяет доверие не только к нам, воспитателям, но и к дошкольному учреждению, позволяет решать возникающие проблемы  воспитания и развития детей.

Взаимодействие детского сада и семьи на основе сотрудничества – процесс достаточно сложный. Важно отметить, что сотрудничество родителей и педагогического коллектива ДОУ следует рассматривать не с точки зрения его влияния на выработку у ребенка тех или иных навыков поведения, а как один из необходимых  компонентов образовательной среды дошкольного учреждения, который способствует разностороннему развитию ребенка, а значит и  успешности его дальнейшего образования и воспитания.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как универсальное средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста

В данной статье рассматривается техника конструирования из бумаги – оригами, раскрывается актуальность ее использования в ДОУ, ее значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста....

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Консультация для родителей «Оригами - средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста»

Оригами хорошая технология, которая способствует у детей развитию речи, творческих способнотей, активизирует мыслительные процессы....

ПДС «Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

В статье раскрывается тема использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления, сущность и функции метода моделирования, алгоритм обучения моделированию. Освещена тема мо...

«Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

Моделирование развивает у детей инициативность, самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени....