Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
консультация по теме

Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologiya.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Карташова Вера Александровна

МБДОУ «Детский сад № 43»

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления. Именно возможность самостоятельного проведения эксперимента способствует этому, у ребенка исчезает страх перед ошибками. Но здесь существует ряд опасностей. Экспериментируя, дети отрывают насекомым крылья, ноги, усы, рвут на части дождевых червей. При этом они не расценивают свои действия как проявления зла, не осознают, что это может повлечь за собой страдания и гибель живого существа. Дети применяют негативные воздействия к тем животным, которые слабее их, говоря, что «…собачка может и укусить». Это создает привыкание действовать с позиции силы, обижать слабых, не считаясь с их состоянием и желаниями. Часто можно наблюдать ситуацию, когда дошкольники создают животным или растениям условия, комфортные для человека, не учитывая своеобразия реальных потребностей природного объекта. Подобные действия приводят к неблагоприятному состоянию или даже гибели живого существа. Поэтому важно умело направлять действия ребенка и роль взрослого заключается в том, чтобы познакомить ребенка с основными потребностями и свойствами живых и неживых объектов. Ведь дети, в силу своей неопытности, в большинстве случаев не желают зла, а наоборот хотят сделать как лучше. Накопление отрицательного опыта взаимодействия с растениями и животными препятствует развитию у ребенка положительной оценки себя, как носителя добра, помощника и защитника, формируется отрицательный образ «Я».

Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности.

Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний экологической культуры ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе, общей культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива, условиями воспитания. В структуре экологической культуры ребенка можно выделить следующие компоненты: деятельность в природе и экологическое сознание.

Элементы экологического сознания, проявляющиеся в дошкольном возрасте, носят пока еще ориентировочный характер. На разных этапах жизни ребенка оно проявляется неравномерно. Его компоненты – потребности, интересы, установки; эмоции, переживания, чувства; эстетическая и этическая оценки – тесно связаны между собой и составляют единую систему.

В раннем возрасте еще трудно выделить компоненты экологического сознания. Однако важно создать условия для общения ребенка с природой и для деятельности в ней.

Потребность в общении с природой – один из наиболее характерных элементов экологического сознания дошкольника. Это отправная точка формирования экологической культуры ребенка. Потребность в общении с природой возникает рано, ребенок, как правило, не отделяет себя от природы, воспринимает себя ее частью.

Во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой имеющие различные эмоциональные оттенки, положительные и отрицательные. При положительных формируется осознание ценности природы, эстетическое отношение к ней, происходит духовное обогащение личности.

Еще одно условие воспитания экокультуры – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.

Хорошо организованная экспериментальная деятельность приводит к осознанному, что немаловажно, формированию экологической культуры. Самостоятельно или при помощи педагога дети, исследуя природу, приобретают необходимые знания для формирования экологической культуры.

Важно чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознано-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоциозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознано-правильного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологического воспитания. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями)

Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.

 В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции(анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Задача педагогов — поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия. Очень важно, чтобы в процессе экологического воспитания, ребенок сам познавал связи и отношения различных объектов, самостоятельно проводя эксперименты и ставя опыты. Без чуткого руководства воспитателя, эта деятельность может приобрести негативный оттенок и стать разрушительной как для природы, так и для личности ребенка в целом.

Воспитание экологически грамотных людей в настоящее время является одной из первостепенных задач. Это связано с тем, что люди все больше и больше отдаляются от мира природы. Она становится для многих отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием. Именно в детском саду закладываются гуманные начала личности, бережное отношение к природе и понимание ценности природных объектов. Воспитание у детей интереса к природе эффективнее всего проходит при проведении экспериментов и наблюдений за ней. Таким образом, гипотезу, что организация экспериментальной деятельности старших дошкольников создаст возможности наиболее полной реализации целей экологического воспитания и повысит уровень их экологической воспитанности, мы считаем доказанной. Но педагог не должен ограничиваться проведением нескольких занятий, он должен научить ребенка исследовать мир природы и ставить в нем эксперименты.

Осуществленный в ходе работы исследовательский анализ, свидетельствует, что деятельность экспериментирования имеет свои особенности:

  • Эта деятельность свободна от каких либо рамок, регламентирующих продолжительность опыта или заранее намеченный план действий. В процессе эксперимента дети могут варьировать условия проведения опыта по своему усмотрению, если это не уводит далеко от цели и не наносит никому вреда. Детям нельзя четко задать временные рамки, если им интересен процесс эксперимента. И, с другой стороны, если интерес к нему быстро пропал, то нельзя заставить ребенка делать то, что он не хочет.
  • Детское экспериментирование способствует формированию такой фундаментальной способности, как способность к построению все более сложных иерархических структур собственной деятельности. Ведь перед проведением опыта ребенок должен выстроить некую логическую цепочку, с помощью которой он потом будет действовать.
  • Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой.
  • В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процесс, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, и др. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Деятельность экспериментирования положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

Важно отметить существование двух форм детского экспериментирования:

  1. познавательное творческое экспериментирование;
  2. продуктивное творческое экспериментирование.

Следует особо отметить, что эффективность реализации данного проекта во многом зависит от личности воспитателя, который должен быть заинтересован в организации такой среды, в овладении детьми методом экспериментирования, в совместном труде, игре и исследовании.

Список литературы:

  1. Иванова А.И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. В 2 ч. Ч 1. Новокузнецк, 1999
  2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240с. (Серия «Программа развития»)
  3. И.Э.Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003. -80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. ...

Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....

Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Исследовательская деятельность -  это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. —Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...

Экспериментальная деятельность в доу "Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни"

ВведениеПроблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеч...

Мастер - класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим о теме экологического воспитания и детского экспериментирования....

Мастер - класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как мет...

Мастер-класс для педагогов МДОУ "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"

Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные пойму, насколько это интересное и увлекательное занятие....