Развитие внимания как одной из основных исследовательских способностей в дошкольном возрасте
статья по теме

Чванова Юлия Ивановна

Методическая разработка по теме: Развитие внимания как одной из основных исследовательских способностей в дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие внимания как одной из основных исследовательских способностей в дошкольном возрасте»

Автор: педагог-психолог Чванова Юлия Ивановна

Дошкольный возраст это особый этап в развитии человека, это период, когда ребенок активно познает окружающий мир, знакомится с различными предметами и явлениями окружающей действительности.

Откуда же берется это желание исследовать окружающий мир?

Активность ребенка побуждается интересами и потребностями, а также практическому опыту, развивающемуся мышлению и воображению. Дошкольники направляют свою активность на получение какого-то результата, и эта активность принимает форму различных видов деятельности – игр, выполнении учебных действий, трудовых… Благодаря своей активности ребенок вступает в практические, действенные отношения с окружающим миром. Также важно, чтобы ребенок мог самостоятельно добывать знания об окружающем мире, так как именно эти знания являются самыми ценными и прочными.

Для познания окружающего мира у ребенка необходимо развивать исследовательские способности, позволяющие ему ставить вопросы, наблюдать, делать умозаключения и выводы и т.д. Другими словами, у ребенка должны быть развиты психические процессы такие как внимание, мышление, воображение, восприятие, память. Их развитие является необходимым условием для осуществления любой деятельности, в том числе и исследовательской.

В чем же заключается особенность познавательных функций в дошкольном возрасте и почему они являются важными исследовательскими способностями?

Так, восприятие является основой ориентаций человека в окружающем мире; в основе восприятия лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета. Воображение представляет собой особую форму отражения действительности, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Память это один из уровней отражения действительности, способствующий организации и сохранения прошлого опыта. Мышление позволяет установить отношения между предметами, обобщать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать.

Одной из основных исследовательских способностей является внимание, под которым понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте (Н. Ф.Добрынин). Внимание способствует выделению ребенком предметов окружающего мира и их признаков.

В развитии внимания выделяются две линии – с одной стороны это развитие непроизвольного внимания, привлекаемого и направляемого внешними стимулами, а с другой стороны развитие произвольного внимания, или способности самостоятельно управлять своим вниманием. Таким образом, в своем развитии внимание проходит путь от непроизвольного к произвольному.

М.Познер выделял 3 системы внимания, являющиеся схемой его развития, на которую опирается современная психология. Это:

  • система бдительности это общий тонус, или уровень активизации организма;
  • система ориентировки или направления внимания, она ответственна за привлечение внимания к определенным объектам или местам в окружающем мире
  • система управления внимания, участвует в обеспечении целенаправленности познания и предметных действий.

На протяжении дошкольного возраста развитие внимания происходит по мере развития его свойств, таких как - объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость, и существенно зависит от значимости, эмоциональности (интереса) для ребенка материала. Развитие произвольного внимания неотрывно связано с развитием способности ребенка к программированию и контролю собственной деятельности.

Примерно к пяти годам внимание ребенка начинает обретать особенности характерные для внимания взрослого человека: оно становится не только произвольным, но и опосредованным. Ребенок начинает обучаться тому на что, когда, как и на какое время ему следует обращать внимание. В качестве ведущих средств организации внимания выступает указательный жест и речь взрослого. Например взрослый указывает на задание (предмет) и в результате ребенок выделяет его среди прочих и сосредотачивается на нем. Потом ребенок может сам выделять и сосредотачиваться на интересующем его предмете. Таким образом, внимание ребенка сначала опосредствовано речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К семи годам управление вниманием и его опосредствование постепенно становится внутреннем.

Развитием внимания «определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности» (Г.А.Урунтаева). Т.Рибо, цитируя одного из своих современников, подчеркнул, что «умственное развитие пропорционально вниманию».

Итак, мы можем видеть необходимость развития внимания, важность его как исследовательской способности. Это и способность выделять интересующие предметы из окружающего мира и сосредотачиваться на них, а также активизировать организм для дальнейшего изучения, интересующего предмета. Таким образом, внимание является одной из основных исследовательских способностей, а развитие внимание важнейшей задачей для педагогов и родителей.

Список литературы:

  1. Общая психология / под ред. Б.С.Братуся - Т.4. Внимание М.В.Фаликман. – М.: Издательский центр «Академия», 2006
  2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Издательство Просвещение: Владос, 1995
  3. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"

В современной школе уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовательских умственных способностей. Это предусмотрено содержанием учебных программ. На протяжении всех школ...

«Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на прогулке»

В предложенные игры можно играть во дворе, в парке, дома. Они очень просты, но дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта ребенка....

Консультация для родителей:"Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"

Мы должны существенно помочь детям в данном вопросе уже в период раннего и на протяжении всего дошкольного детства....

Консультация для родителей "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"

Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращ...

Консультация для родителей "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"

Играя с детьми, важно ставить перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавать ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта, развитию навыков иссл...

Консультация для родителей "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"

Предложенные игры родились в общении с детьми и при их непосредственном участии. Они вызывают интерес не только у детей, но и у многих родителей. В них можно играть на улице и в детском саду, и в парк...

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...