«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».
консультация на тему

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ

 

ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».

http://deto4ka.com/uploads/posts/2011-03/1300013104_1.jpg

(Консультация для воспитателей)

“Без  игры  нет  и не может быть полноценного

         умственного развития. Игра  –  это  огромное  светлое

         окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается

         живительный поток представлений, понятий. Игра –  это

         искра,   зажигающая   огонек   пытливости   и

         любознательности”

                    В.А. Сухомлинский.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ

ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения. 

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся еже много веков. Тема эта актуальна и по сей день. Ученые работают над этой проблемой, изучают процесс внимания, его развитие, пути развития.

Под вниманием мы понимаем состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Общая последовательность культурного развития внимания по Л. Г. Выготскому состоит в следующем: сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимоотношение с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания, затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание на интересующий его предмет.

Мир, в котором мы живём, непрестанно воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего познания (мы различаем слова собеседника, хотя рядом говорят другие люди, замечаем в толпе человека, машущего нам рукой). Одновременно мы стараемся сосредоточиться на чём-то важном для нас, всматриваемся, вслушиваемся. В указанных двух свойствах и видят обычно сущность внимания, понимая его как направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах из какой-либо деятельности. Объектами внимания могут стать предметы, явления, их свойства и отношения, а также действия, мысли и чувства других людей и наши собственные

Общеизвестно, что в дошкольном возрасте формируется базис представлений и понятий, связанный теснейшим образом с интеллектуальным развитием ребенка. Дошкольное детство представляется наиболее плодотворным периодом в плане формирования не только умственных качеств, но и творческих способностей дошкольника, основным видом деятельности которого является игра.

Внимание – это направленность сознания, его сосредоточенность на объектах, которые имеют для человека  определенную значимость.  

Для того чтобы мы обратили внимание на какой-либо объект, необходимо, чтобы он нас каким-то образом «зацепил». То есть этот объект должен обладать определенными свойствами.

Во-первых, его воздействие должно быть сильным, интенсивным (например, резкий и громкий звук в тишине не может не привлечь внимания).

Во-вторых, раздражитель должен контрастировать с окружающим (скажем, грустное лицо среди смеющихся физиономий, конечно же, обратит на себя внимание).

В-третьих, привлекает внимание то, что является необычным (модницы, безусловно, заметят новый фасон платья, выделив его среди обилия традиционной одежды).

В-четвёртых, объект должен быть динамичным, подвижным (создатели рекламных роликов и музыкальных клипов на телевидение хорошо знают: быстрая смена кадров привлекает внимание зрителя).

Не менее важными поводами для обращения внимания на объект являются:

- потребности личности (голодный человек вряд ли безучастно пройдёт мимо кондитерской);

- значимость для человека (почти каждый из нас невольно прислушивается, уловив в происходящем поблизости разговоре собственное имя);

- эмоциональная привлекательность (недаром на телевидении наибольшие рейтинги у юмористических программ).

 В случае если объект не отвечает всем указанным условиям, то для сосредоточения на нем внимания потребуется уже определенные усилия и конкретная цель, которую мы при этом преследуем

Внимание человека обладает пятью свойствами: устойчивость, сосредоточенность (концентрация), переключаемость, распределение и объём. 

Свойства внимания

Устойчивость – показатель глубины, длительности и интенсивности психической деятельности человека.

В устойчивости внимания сочетаются, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько необходимо для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе.

Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, точность и ясность отображения в сознании объектов познания. Состояние сосредоточенности внешне проявляется в соответствующей позе, мимике внимания, выразительном, живом взгляде и быстрой реакции на слова. В то же время, внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить своё внимание с одного объекта на другой, причём такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса; включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредотачивается на нём; второй - тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Под распределением внимания обычно понимают его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

Объём внимания характеризуется количеством объектов, воспринимаемых одновременно. Численная характеристика среднего объема внимания людей - 5-7 единиц информации. Увеличение объёма внимания может достигаться укрупнением информационных единиц, объединением их в комплексы: отдельные линии объединяются в геометрические фигуры, звуки - в слова или мелодию, движения - в действия и т. п.

Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые - произвольным. Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности. Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

- объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность,  новизна, динамичность, контрастность);

- структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);

- интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т. д. скорее привлекает к себе внимание;

- новизна, необычность объектов;

- резкая смена объектов;

- субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему;

- отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).

Произвольное внимание

Источником произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют следующие его разновидности.

1. Процессы намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание называют собственно произвольным, чтобы отличить его от случаев привычного внимания, о которых говорилось ранее. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями непроизвольного внимания. Чувство напряжения - характеристика процесса внимания данного вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой - суть любых процессов волевого внимания.

2. Волевой характер выжидательного внимания особенно проявляется в ситуациях решения так называемых задач на бдительность.

3. Особенно важный вариант развития произвольного внимания заключается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания состоит в создании спонтанного внимания. При неудаче появляется лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным вниманием его роднит активность, целенаправленность, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием является отсутствие усилия, автоматичности и эмоциональное сопровождение. Основная функция произвольного внимания - активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности. Характеристики произвольного (преднамеренного) внимания:

- целенаправленность - определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности:

- организованный характер деятельности - человек готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;

- устойчивость - внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы, в которых мы выражаем наше намерение.

Причины, обусловливающие произвольное внимание:

- интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;

- осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.

Послепроизвольное внимание

Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточие сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Знание структуры игры, правильное и умелое её применение воспитателем способствует развитию личности ребёнка, всех его познавательных процессов, в том числе и внимания.

Большую роль в развитии познавательных способностей, внимания в частности, играет игра. Для детей дошкольного возраста она имеет исключительное значение: игра для них учёба, игра для них труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра - способ познания окружающего мира. Игра - ведущий тип деятельности ребенка в дошкольном детстве. Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Более всего для детей важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, внимание, мышление и речь, развиваются разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие.

Игра - это территория детства, один из основных видов деятельности ребенка, который в школе активно и не всегда оправданно вытесняется трудом и учением. Над разработкой теории «Игра - основной вид деятельности ребёнка» работали многие известные люди (Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, П.Ф.Лесгафт, К.Д.Ушинский и др.).

А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка... Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...»

Значит, игра, ее организация - ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра — это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра - это и школа общения для ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность. Игра - это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель. Цели не являются постоянными. Н.К.Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

Игра обладает и специфическими чертами. Среди них основным является своеобразие мотивов. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. По мере становления личности ребенка происходит развитие игры.

Свободный характер игровой деятельности определен ее особым местом в жизни общества, хотя у игры много сходного с трудом. Наиболее четкое определение разницы между игрой и трудом дал А.С.Макаренко:  

« Чем же все-таки отличается игра от работы? Это отличие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве... в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы». Игра не подлежит жесткой регламентации - это самостоятельная деятельность детей, однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые руководят играми детей, создают условия для их возникновения и развития.

Свобода и самостоятельность ребенка проявляется:

а) в выборе игры или ее содержания;

б) в добровольности объединения с другими детьми;

в) в свободе вхождения и выхода из игры и т.д.

В играх свобода и самостоятельность детей проявляется по-разному. Особый интерес ребенка к игре, глубина воздействия ее на ребенка связаны с самостоятельностью ребенка: Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее: а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Нельзя принуждать ребенка к игре. Игра по принуждению перестает быть игрой. Руководить детскими играми надо так, чтобы не лишать детей их инициативы и самостоятельности и не вынимать из игры « душу». Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Внимание протекает слитно с восприятием, памятью и мышлением, обуславливая их и обуславливаясь ими. Отсюда вытекает личностный характер внимания: недаром усидчивость и усердие, как черты личности, как правило, взаимосвязаны с устойчивостью и интенсивностью внимания. Развивая процесс внимания, мы воздействуем и развиваем и остальные психические процессы, развиваем все познавательные способности ребёнка, формируем личность ребёнка. Что имеет огромное значение для становления личности ребенка.

Помимо закрепления и расширения, имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников.

Дети пяти лет вначале принимают учебные задания только в том случае, если полученные знания и навыки можно сразу же использовать в игре, рисовании или в другой достаточно привлекательной деятельности. И только к концу дошкольного детства становится возможным сознательное усвоение ими знаний «впрок», понимание того, что эти знания будут нужны в будущем.

Использование игровой мотивации позволяет в процессе выполнения задания формировать действие самоконтроля.

Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и в игровую деятельность одновременно (дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила).

 Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности, две задачи дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры, через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем, будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые действия составляют основу дидактической игры, без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия — это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рас смотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственные действия, выраженные в процессах мышления.        

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные от ношения между детьми.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

В разных сборниках указано множество (около 500) дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Чаше всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Наиболее интересны: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения («Что было бы…?»), игры – загадки, игры-беседы (игры-диалоги).


РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду, и даже во время прогулок на улице. "Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!" - шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели.

"Почему у тебя кофточка перекосилась? Да ты верхнюю пуговицу застегнула на нижнюю петельку! Что же ты такая рассеянная сегодня?" - недоумевает воспитательница, поправляя одежду на девочке.

"Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу", - предлагает мама сыну при переходе улицы. Сколько подобных высказываний ежедневно адресуется ребенку со стороны взрослых!

Развитие внимания дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Традиция широкого использования дидактических игр в целях развития внимания детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.

Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:

- отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

- привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;

- возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует  устойчивый интерес к результату деятельности;

- создание благоприятных условий для деятельности, т.е.  исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая,  негромкая звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают  внимания, но даже и усиливают его;

- тренировка произвольного внимания (путем повторений и  упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием  игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет  обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие  изменения. Для детей с невнимательностью характерно отсутствие предварительной готовности к активной работе на занятии. Они постоянно отвлекаются от основного вида деятельности. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют об их невнимательности. Главным показателем невнимательности являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе. Причинами низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте являются: недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля. При организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания.

К факторам привлечения внимания относятся:

- структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);

- организация НОД (четкое начало и окончание; наличие  необходимых условий для работы и т.д.);

- темп ведения НОД (при чрезмерно быстром темпе могут  появляться ошибки, при медленном – работа на захватывает  ребенка);

- последовательность и систематичность требований взрослого;

- смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется  зрительным и моторным) является необходимым условием, так как  постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана  с большим напряжением и очень утомительна;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания  ребенка.

Для работы по развитию внимания использовала методы и приемы:

Наглядные (схемы, иллюстрации, карточки, таблицы, игрушки). Например:

- Схемы для конструирования различных фигур из счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша.

- Схемы составления цепочек

- Схемы путей — лабиринтов

- Иллюстрации для нахождения различий, ошибок, путаниц, различных головоломок, красочные иллюстрации героев игр.

- Карточки с цифрами, буквами, с предметными и сюжетными картинками. Игрушки - в роли гостя или героя игры.

Практические (показ воспитателя). Например.

- Посмотри и повтори. Выполнение по показу «Запретное движение»

Словесные (объяснение, беседы, рассказ). Например.

- Объяснение правил игры, заучивание считалок, кричалок, потешек...

- Рассказ о животном в игре «Правда — неправда»

- Беседа в игре «Да и нет»

Работа велась в коллективной, подгруппами и индивидуальной форме. Дети отправлялись в путешествия, приходили на помощь героям сказок, строили города, искали и находили пути решения различных ситуаций. Научились читать схемы, карты, замечать всё и быть внимательными к каждому предмету комнаты, каждому ребёнку группы.

Заметить и определить, что изменилось во внешности ребёнка, после удаления какой-либо мелочи (например, резинки с волос девочки), либо удаления одной из игрушки или другого предмета. Научились играть, соблюдая правила игры и решая поставленную задачу (приложение2)

Учитывая особенности внимания детей, игры  провожу с небольшой группой (4-6 человек).

Продолжительность НОД - 25 мин., построена таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим (это позволит сделать работу детей динамичной и менее утомительной). Для создания положительного психологического настроя, НОД начинаю и заканчиваю одними и теми же ритуалами. Продуктивность деятельности во многом зависит от положительной мотивации детей. Всевозможные игры (в т. ч. и подвижные), задания - «сюрпризы», использование игрушек - «помощников» позволяет сделать занятия не только полезными, но и интересными. В игре дети закрепляют свои знания об окружающем мире, узнают новое, обогащают и активизируют словарный запас детей. Отправляясь в сказку, внимательно изучив схемы, планы, конструируют героев из палочек Кюизенера или блоков Дьенеша. Созданные детьми герои оживают в их руках. Сочиняя реплики своим героям, сочиняя сказку, дети развивают свою речь, воображение. В игре дети учатся работать коллективно, не мешать друг другу, сопереживать и приходить на помощь. Игра сплотила детей, помогла в формировании дружного коллектива. Игра воспитывает положительные отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, традициям, воспитание уважения к семье, к старшему поколению. В содержании раскрываются нравственные черты человека: доброта, справедливость, правдивость, честность, любовь к труду и трудолюбие, любовь к Родине. В игре формируются нравственные привычки самих детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий. Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, выполнения совместных игровых действий, помогают друг другу, радуются общему успеху.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). По мнению Е.И.Тихеевой, автора одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, дидактические игры являются одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом.

Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенок будет постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их деталях и свойствах

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993.

  1. З. М.  Богуславская,  Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говарова, Л. И. Исханская Игры и упражнения по развитию умственных способностей  детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Н. Гатанова, Е. Тунина Развиваю внимание. – «Питер», 2000.
  4. Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьёва Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.

6. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.

7. Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для    воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. М.: О-во “Знание” России, М.,1995

8. Поддьяков Н. Н. и др. умственное воспитание детей  дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.

9. Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1

10. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.

11. Симановский А.Э. Развитие общеучебных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ярославль, 1992.

12. А. И. Сорокина Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.

13. Л. Ф. Тихомирова  Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

14. Л. Д. Тихомирова Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия  развития, 1996.

15. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.

16.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1996.

17. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1995.

18. Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность дет...

Доклад "Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста"

Доклад посвящен важной проблеме дошкольного детства: особенностям развития внимания у детей дошкольного возраста. Представленный в докладе материал имеет важное значение для родителей, поскольку урове...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....