Деловая игра "Нужна ли детям мнемотехника?" (Для детей дошкольного возраста)
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

Юзюк Елена Петровна

Данная Деловая игра может помочь педагогам, которые  не занимаются, но интересуются мнемотехникой, понять, насколько интересна в работе с детьми эта технология. Слайд-шоу помогает наглядно увидеть и вспомнить все характеристики памяти,а предложенные игры практического содержания будут являться неплохим подспорьем непосредственно в работе с детьми.

Итак, вниманию  педагогов предлагается:

* определить, насколько полно они сами могут запоминать предложенный материал;

* исторические справки о  великих людях прошлого и настоящего, обладавших колоссальной памятью;

* разъяснение технологии "Мнемотехника", её цели, задачи, приёмы; освежить в памяти характеристики процессов памяти, мнемических свойств личности и  критериев памяти;

* в ходе деловой игры педагогам предлагается практический материал в виде игровых упражнений;

* практический материал, который может помочь в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Нужна ли детям мнемотехника?"613.57 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Нужна ли детям мнемотехника?»

Память – это основа психической жизни,

основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка,

которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.

Уважаемые коллеги! Хочу задать вам такой вопрос: нужна ли человеку память и для чего? Хорошо. А вы помните, что вы делали, например,12 марта? А 17 января? А 14 июня 2011 года? А можете вспомнить телефоны своих родителей, детей, друзей? Всегда ли вы можете запомнить расписание врача, его ФИО?  Нет, ну и не надо. Наша память избирательна, и всё подряд запоминать нам и не нужно. Но вот тут- то и встает вопрос: а для чего ВООБЩЕ нужно что-либо запоминать? Ведь есть куча приспособлений (зап. книжки, закладки в телефоне и т.д.)! Незачем держать в памяти ненужную информацию. Как говорил Ш.Холмс: «Незачем засорять чердак ненужным хламом…» Но ведь если в этот чердак заглядывать нечасто и складывать туда только самые простые вещи, он затянется паутиной… А ведь человеческий мозг способен запомнить огромное количество информации, но, как установили ученые, люди  используют свой потенциал лишь на 10%.

  • Слайд «Мозг»

                              D:\Lena\1\olimpiada\мозг.jpg

Конечно, из всего есть исключения, и из вышесказанного тоже, и мы с вами сегодня в этом убедимся.

Скажите пожалуйста,  вот вы – практики, всех своих детей вы знаете хорошо. Могут ваши дети  (да и вы сами) после двух прочтений рассказать стихотворение, повторить 15-20 слов, вспомнить 15-20 картинок, предметов?  Мои дети,например, могут запомнить до 30 пар картинок  в такой игре, как «Картинка +цвет»

  • Слайд «Картинка + цвет»  

                             D:\Lena\1\Новая папка\P3120205.JPG

  • Предложить игру  «Картинка+ словосочетание»

Оборудование: набор предметных картинок 20-25 шт.

Ход: К вам пришли картинки с подружками. Подружки – это словосочетания.Вам нужно запомнит и картинку и подружку, потому что я потом спрошу, какая была подружка. Итак, первая пара: картинка «красная смородина» - словосоч-е «душистое варенье»; шкаф – тёплая шуба; стрекоза – глубокое озеро; телефон – важный звонок; шмель – вкусный мёд и т.д.

Вам – практикующим педагогам, как никому другому понятно, почему проблема низкого запоминания у детей так актуальна. Несобранность детей, их невнимательность, и как следствие, низкий уровень  запоминания предлагаемого материала ставит перед нами задачу: как же научить детей лучше запоминать материал. Ведь пойдут в школу, там будет уже далеко  не «Уронили мишку на пол…»! Хочу сказать, что мои изыскания привели к выводу, что и внимание и память необходимо развивать  и развивать в тесной параллели, так как невозможно что-либо запомнить без сосредоточения, концентрации внимания. А развивать как, есть ли какие-то способы, приемы? Да, конечно есть, есть целая технология, известная с давних времен – с древности, которая носит простое название – МНЕМОТЕХНИКА  (от греч. mneme -  память и techne – искусство, мастерство) –  искусство запоминания.

  • Слайд «Мнемотехника» с картинками

          D:\Lena\1\olimpiada\ребенок думает.jpg      D:\Lena\1\olimpiada\дите-гений.jpg        D:\Lena\1\olimpiada\знаки.jpg                                     

 Приемами мнемотехники мы с вами пользуемся постоянно, даже порой того не замечая – это разные виды кодирования информации. Видов мнемотехники несколько.

Я хочу остановиться  на двух.  И первый из них -  это классическая мнемотехника, которая зародилась еще в древности и датируется 86 годом до Рождества Христова.Много веков назад людей волновал вопрос о том, что такое память. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину, мать девяти муз, покровительницей всех известных наук и искусств.

  • Слайд «Мнемозина»          D:\Lena\1\olimpiada\мнемозина2.jpg                                         

А яркий представитель классической мнем-ки  - Марк Туллий Цицерон.Это знаменитый оратор древности, произносивший свои длинные речи по несколько часов без каких-либо бумажек, использовал для запоминания очень простой способ: каждую часть своего доклада он соотносил с какой-либо комнатой своего дома. А уж свой дом все знают хорошо.  Таким образом, выступая, Цицерон как бы переходил из комнаты в комнату. Этот замечательный мнемотехнический прием, получивший название «метод Цицерона», используется и по сей день.  

  • Слайд «Цицерон»

                         D:\Lena\1\olimpiada\цицерон.jpg

  Еще два слова хочу сказать о ярком представителе того времени с феноменальной памятью. Это великий полководец Александр Македонский, знавший тысячи своих солдат по именам.

  • Слайд «А.Македонский»

                             D:\Lena\1\olimpiada\ал македонский.jpg

Но пользоваться  классической мнем-й могут е все – не у всех развита визуализация мышления.

Поэтому мы значительно шире пользуемся вторым видом мнем-ки – педагогической мнемотехникой (кот.основана,  в основном, на многократном повторении).

 Великий педагог и психолог – классик педагогической наукиЛев Семенович Выготский применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций для формирования собственной способности запоминания. По рассказам очевидцев, Л.С.Выготский мог продемонстрировать перед большой аудиторией запоминание более 400 случайно названных слов. Для этой цели он использовал вспомогательные средства, - связывал каждое слово с одним из волжских городов. Затем, следуя мысленно вдоль реки, он мог воспроизвести каждое слово по ассоциированному с ним городу. Этот метод был назван Л.С.Выготским экспериментально-генетическим методом.

  • Слайд «Л.С.Выготский»

                                                 D:\Lena\1\olimpiada\л с выготский.jpg

 Среди наших современников можно привести в пример таких гигантов памяти как Юрий Горный, Самвел Гарибян.

         Вот вы, к примеру, можете запомнить за 10 сек 10 цветных фишек?  Попробуйте –

  • Слайд- игра «Цветные фишки».

                                D:\Lena\1\olimpiada\10 фишек.jpg

Оборудование: На экране изображение 10 разноцветных кружков/фишек

Ход: Посмотрите внимательно на экран и попробуйте запомнить все фишки. (10 сек). Теперь экран закроем, а вы вспомните, какие были фишки.

  • Слайд «Ю. Горный»

                                 D:\Lena\1\olimpiada\юрий горный.jpg

 А Юрий Горный - маг психологических опытов, которого японцы признали феноменом памяти, наизусть цитирует Большую Советскую Энциклопедию, способен запомнить 40-50 разноцветных фишек, а так же, сориентировавшись с закрытыми глазами в пространстве, попасть в связку воздушных шаров из пистолета.

  • Далее я хочу предложить вам попробовать запомнить несколько разных обычных  слов - игра «Слова сюжет (метод «чепухи»)».

Ход: Я вам говорю слова, медленно (через 3 сек.), вы стараетесь их запомнить – связать каким-либо сюжетом. Первое слово: девочка, карандаш, бантик, собачка, дом, лужайка, птичка, дерево, солнышко, радость. Пожалуйста, какое было первое слово и т.д.

Самвел Гарибян  – гуру в сфере развития памяти и мышления(занесенный благодаря своим способностям в «Книгу рекордов Гиннеса»), тоже лучше запоминает образами с помощью мнемотехнических приёмов, способен запомнить с одного прочтения до 1000 иностранных слов (на 10 языках) и их перевод.

  • Слайд « С.Гарибян»

                                            D:\Lena\1\olimpiada\самвел гарибян.jpg

Все, что демонстрируют нам такие великие люди, здорово. Но вернемся к нашим дошколятам. Как же мы можем им помочь в запоминании предлагаемого материала?

Все эти  сложные задачи и призвана решать мнемотехника. Что же такое есть «МНЕМОТЕХНИКА»?  - это искусственные приемы для запоминания информации.

  • Слайд «Мнемотехника»

Цель: Помочь компенсировать недостаточность природной памяти путём целенаправленного обучения мнемотехническим приёмам  - обеспечить развитие внимания и памяти у детей.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми простыми приёмами запоминания.

2. Обеспечить развитие познавательных психических процессов, связанных с памятью: объём, концентрацию, устойчивость, распределение, переключение, рассредоточение внимания;  объём, прочность запоминания, точность воспроизведения, полноту и глубину удержания информации в  памяти;  развитие мышления, восприятия, воображения у детей.

3. Дать детям возможность овладеть средствами для обработки запоминаемой  информации и обеспечить такую степень усвоения мнемотехнических приёмов, при которых ребенок может легко пользоваться ими .

5. Доставить детям радость от совместных игр.    

  • Слайд «Приёмы для запоминания»

Приёмы  для запоминания:

- перекодирование информации

- установление связей, связок (4-квадрат)

- использование опор

- лингвистические приёмы

- подмена слова близкого по значению

- ассоциации: свободная асс-я, направленная (только круглое..), многоаспектовая  (самые разные слова – сущ,прил, нареч …), аналогии,  на действие, на качество, перекодирование и др.

        Я в работе с детьми использую все эти приемы.  Но для того, чтобы развивать память детей,нужно знать, что развивать, т.е. -  существующие процессы  памяти.

  • Слайд «Характеристика процессов памяти»

Процесс запоминания протекает в трёх формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. В долговременной памяти запечатление происходит, когда мы сталкиваемся с событиями, производящими сильное эмоциональное впечатление.

Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения; отражает постоянно действующие, повторяющиеся события. Непроизвольное запоминание зависит от целей деятельности и её содержания.

Ведущей формой запоминания у человека является произвольное: оно возникло в трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые в трудовой деятельности. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление – импринтинг.

Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

По характеру связей в запоминаемом материале выделяют механическое исмысловое запоминание. Механические связи отражают пространственное положение, временную последовательность запоминаемых объектов. Смысловые – отражают закономерные связи. Высоко оценивается  смысловое запоминание.

Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание, которые очень важны для личности. Забывание полезно и органически связано с формированием опыта личности. Все те сведения, которые не актуальны, не повторяются должны забываться. Однако в обучении забывание нежелательно.

Повторять материал следует спустя небольшое время после его восприятия. Способствует прочному сохранению активное включение приобретённых знаний в деятельность. Сохранение нельзя трактовать как пассивный процесс хранения – память не склад! Сохранение – процесс динамический.

Воспроизведение – воссоздание в деятельности и общении сохранённого в памяти материала.(узнавание, воспроизведение, припоминание – все взаимосвязаны)

На протяжении детства память развивается. Увеличивается объём запоминаемого материала, изменяются и совершенствуются процессы запоминания и воспроизведения. Развитие памяти зависит от условий жизни ребёнка, от его обучения и воспитания. Мы - педагоги, организуя деятельность ребёнка, ставя перед ним задачу запомнить тот или иной материал, обучая его различным способам запоминания, формируем его внимание и память. Я недаром  сейчас снова произнесла еще и слово  -внимание-. В самом начале  я говорила о том, что невозможно запомнить, не акцентировав  внимание на предмете запоминания.

  • Слайд « Внимание»

Внимание – это сосредоточенность, направленное сознание человека на конкретные предметы или явления, или их стороны, обеспечивающие их четкое отражение.

Для внимания характерны следующие свойства: объём, концентрация, устойчивость, распределение, переключение, рассредоточение.

  • Слайд-фото  (к вниманию) «Стрелочки», «Муха», «Превращение фигур»

      D:\Lena\1\Новая папка\P3120235.JPG       D:\Lena\1\Новая папка\P3120201.JPG            D:\Lena\1\Новая папка\P3120215.JPG                   

 В этой воспитательной работе необходимо учитывать возрастные особенности детей и их возможности.

Каждому индивидуму – ребенку ли, взрослому ли -  присущи мнемические свойства личности, т.е. особенности памяти, свойственные только ему одному.

  • Слайд «Мнемические свойства»

Какие личностные свойства памяти мы можем развивать у детей?: объём, точность, мобилизационная готовность, уверенность в правильности воспроизведения.

Объём памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла, равен магическому числу Миллера 7+-2. Число Миллера указывает на количество единиц информации, которое люди обычно удерживают в памяти.

Точность памяти – способность без искажения, в тех же самых словах, воспроизвести информацию.

Мобилизационная готовность памяти – умение припомнить нужный материал в данный момент, это сложное психическое образование, в котором интегрированы особенности волевых эмоциональных свойств и мышления личности.

Уверенность в правильности воспроизведениятак же связана с широким комплексом личностных качеств человека: с уровнем развития наблюдательности, внушаемости.

Мы с детьми (картинка с мнемотаблицей) используем для тренировки всех этих качеств много разных игр.

  • Слайд  «Стихотворение по мнемотаблице»

                        D:\Lena\1\Новая папка\P3120204.JPG

  • Вам я  так же предлагаю самое распространённое игровое упражнение , которое как раз и способствует развитию вышеперечисленных качеств – «Мнемотаблица» стихотворение «Главное слово»

Оборудование: Мнемотаблица , в которой закодировано стихотворение Н.Бромлей «Главное слово».

Ход: Я вам показываю мнемотаблицу и читаю стихотворение Бромлей «Главное слово».   Вы сначала просто внимательно слушаете и следите глазами за значками. (Первое прочтение) Далее  - разбор обозначения всех значкови второе прочтение с уже осмысленным пониманием изображенных значков. Третье прочтение самими слушателями (с помощью педагога)

  • Слайд «Виды памяти»

В зависимости то того, что мы запоминаем, все виды памяти  могут быть классифицированы по следующим (трём основным) критериям:

   1. По содержанию психической активности различают двигательную, образную, эмоциональную, словесно-логическую память.

- Двигательная или моторная память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка.

- Образная память - характеризует запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Это память на представления. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память.

- Эмоциональная память - заключается в запоминании и воспроизведении пережитых ранее чувств (удовольствия, неудовольствия, огорчения, радости и т.д.).Эмоциональная память - важнейшее условие нравственного развития человека. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

  • Для развития двигательной, образной и эмоциональной памяти  у детей я вам предлагаю вам упражнения : «Речь с движением» (это все наши физминутки и стихи с движением) «Король Боровик». Ещё это наши пальчиковые гимнастики («Футбол»,  «Передай карандаш» и др.), а так же  такие игровые упражнения «Расскажи стихи руками» - «Летит, летит по небу шар»

Ход:    Слушаем меня внимательно, смотрим на меня и повторяем все движения. (Чтение и показ стихотворения). Хорошо, а теперь ещё раз показываем и говорим слова, которые запомнили.

- Словесно-логическая память - память, для которой характерно запоминание и воспроизведение не конкретных представлений об отдельных предметах, а общих понятий, отражающих ряд сходных предметов или явлений и сформулированных словесно. Этот вид памяти специфически человеческий, так как двигательная, образная и эмоциональная память в своих простейших формах свойственны и животным. Одной  из основных характеристик словесно-логической памяти является то, что запоминание может происходить  как дословно,  так и своими словами. Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания.

Этот сложнейший вид памяти можно развивать при помощи игровых упражнений:

  • Слайды «Сказка в пиктограммах», «Найди слова», «Мнеморина-парочки» и др.

D:\Lena\1\Новая папка\P3120209.JPG         D:\Lena\1\Новая папка\P3120226.JPG       D:\Lena\1\Новая папка\P3120230.JPG

                                   

  • Мы с вами попробуем поиграть в  игру«Пиктограмма + словосочетание» (крокирование)

Оборудование: Листы  бумаги, простые карандаши.

Ход: Я вам диктую словосочетания, а вы зарисовываете каждое каким-либо значком. Самое главное – запомнить само словосочетание. Первое словосочетание: тёплое солнышко, нарядное платье, душистый цветок,  яркая бабочка, кудрявая девочка,  быстрый самолет, певчая птица, мальчик - футболист, ветвистое дерево, ласковая мама. Пожалуйста, глядя на свои значки, скажите, какое было первое словосочетание.

2.По степени участия воли различают произвольную и непроизвольную память, и зависит это от того, запоминает ли человек что-либо преднамеренно или  непреднамеренно, непроизвольно.

Непроизвольная память характеризуется тем, что человек удерживает в памяти и воспроизводит что-либо автоматически, без особых усилий, не имея специальной мнемической задачи запомнить или припомнить (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение). В таких случаях говорят: "мне запомнилось" или "мне вспомнилось", подчёркивая, что процессы памяти протекали сами собой, носили непроизвольный характер (мотив песни…)

Произвольную памятьхарактеризует то, что человек  ставит перед собой задачу усвоить какой-либо материал и использует различные приёмы для запоминания(выучить стихотворение…) В ходе развития у ребёнка складывается произвольная память, вырабатывается умение запоминать и припоминать, в соответствии с требованиями окружающих. Ребёнок постепенно научается пользоваться простейшими приёмами запоминания (внимательно прослушивать запоминаемый материал, повторять заучиваемое и т.д.) и мы можем в этом помочь детям.

  • Слайд «Много картинок» D:\Lena\1\Новая папка\P3120206.JPG

                               Мы с вами поиграем в игру «Вычеркни фигуру»

Оборудование:  Листы бумаги, простые и красные карандаши.

Ход:Сейчас я буду диктовать вам, а вы зарисовывать  разные фигуры : 3 круга, 4 треугольника, 2 квадрата. Теперь будьте очень внимательны и  вычеркните 3,6 фигуры, а 2, 5,8 закрасьте красным цветом.    (Выполнение задания) Затем проверка: какие фигуры вы зачеркнули? (3-й круг и 3-й треугольник) Хорошо! А какие фигуры закрасили? (Второй круг, второй треугольник и первый квадрат) Молодцы!

3.По продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти различают мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

   - Мгновенная память - это удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память-образ. Её длительность от 0,1 до 0,5 секунды.

   - Кратковременная память - память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его неоднократного  и непродолжительного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью. Кратковременную память характеризует такая величина, как объём, который в среднем равен 5-9 единицам информации

Оперативная память – это память на  действия или операции. Когда человек выполняет какую-либо сложную деятельность, то делает это по частям (одно действие за другим). При этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты. Информация сохраняется от нескольких секунд до нескольких дней, после чего она может быть стёрта

Долговременная память - способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретённых человеком  в процессе выполнения им различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.).

Генетическая память: информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Гены человека стабильны и передаются из поколения в поколение, поэтому на генетическую память невозможно оказывать влияние через обучение и воспитание.

  • Слайды «Муха» , «Превращение фигур», «Тактильные дощечки», «Стрелочки»

  D:\Lena\1\Новая папка\P3120202.JPG     D:\Lena\1\Новая папка\P3120213.JPG  D:\Lena\1\Новая папка\P3120218.JPG   D:\Lena\1\Новая папка\P3120232.JPG

                     

Нам, как практикующим педагогам, следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. ( пример-отрывок из рассказа о севере –  слово ропак: Мы с другом недавно были на севере. Там мы любовались великолепным северным сиянием, сверкающим снегом на величавых сугробах и ропаках. Да, север чудесен!)  Всем понятно, о чём здесь сказано, все слова понятны? Непонятно слово «ропак». Вот так же и детям порой непонятно то, о чём вы говорите.

В процессе обучения необходимо так организовать деятельность ребёнка, чтобы он осмысленно усваивал, запоминал сообщаемый материал. Для этого необходимо привлечь внимание детей к запоминаемому материалу, поставить перед ними задачу, которая побудила бы их активно действовать с этим материалом, раскрыть перед ними, путём словесных объяснений и наглядных демонстраций, связи между отдельными его частями.

(демонстрационного материала должно быть МНОГО!)

И самое главное, играя в игры дети должны получать удовольствие!!!

  • Слайд «Радостные дети»

                                       D:\Lena\1\olimpiada\счастливый ребенок.jpg

Ну, и если вы не устали, я предлагаю вам еще немного поиграть.

Игра «Сенсомоторика» - развитие двуполушарности мозга.

Ход: Рисуем  (сначала в воздухе)сначала одной рукой, потом другой квадратик, круг, треугольник.  Затем  одновременно двумя руками квадрат, круг, треугольник, яблоко, грушу, домик и т.п.

Игра «Соберём» («Охотники») – знание предметного мира, классификация.

Ход:  Собирать можно разные предметы. Я на одном краю площадки (группы), дети в шеренге на другой. Задаётся тема, например: собираем фрукты.  Дети по  очереди называют фрукт и делают шаг вперёд. Повторять нельзя.  Кто не вспомнил, пропускает ход. Побеждает тот, кто дошёл до финиша.

       Усложнение: Каждому задаётся отдельная тема.

Игра «Муха – 2»  - развитие пространственного воображения, распределения внимания.

Ход:  Воображаемая муха сидит в центре поля-1. Посидев , она начинает летать по клеткам поля-1, а затем и с поля -1 на поле-2.

Игры «Повтори» и «Запрещённое движение» - развитие слухового и  зрительного внимания и памяти.

Ход: 1. За педагогом нужно повторять движения/слова  только тогда, когда звучит слово «Повтори».

2. Перед игрой договариваются, какие движения/слова  нельзя повторять. Затем педагог показывает любые движения/слова, все повторяют, кроме запрещённых.

Игра «Пчёлка на цветке» - развитие внимания и памяти.

Ход: У всех фанты – жетончики или мелкие игрушки. Все выбирают себе название какого-либо цветка. Необходимо запомнить  не только свой цветок, но и все остальные. Ведущий начинает: «Прилетела пчёлка и села на розу». Роза отзывается: «На розе была, улетела на незабудку» и т.д.  Кто не вовремя отозвался, отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются: нужно рассказать стишок, загадать загадку, спеть песенку и т.п.

Я могу играть с вами ещё и ещё. Но вот на этой  довольно оптимистичной ноте позвольте закончить нашу сегодняшнюю встречу и вручить вам некоторые игры и игровые упражнения, которые вы сможете использовать как во время спланированных игровых ситуаций, так и в любые отрезки времени.

Игры и  игровые упражнения .

Игры со словами.

1. Цепочка слов.

            Игра проводится с одним ребёнком или с подгруппой. Педагог предлагает детям для запоминания 10-12 предметных слов, не связанных между собой по смыслу, например: солнце, дерево, дом, девочка, платье, бантик, зонт, дорожка, туча, мальчик, дождь, улыбка.  Слова произносятся один раз с паузой  3-4 секунды. Затем дети их воспроизводят. Исходя из этого делаются выводы об особенностях памяти детей данной подгруппы (2-3 слова – низкий уровень, 4-6 слов – средний уровень, 7-9 и более слов – высокий уровень).  К концу подготовительной группы дети, владеющие способом запоминания, могут запоминать 25-30 слов. Как усложнённый вариант данной игры: можно вводить  слова – признаки предметов, признаки-действия, действия: весна, тепло, ручей, бежать, проталинка, расти, красивый, подснежник, нежный, солнце, ласково.

2.Слова с одного звука.

Детям предлагается ряд слов: сосна, старик, стена, самовар, свекла, сорняк, стакан, стол, санки, сумка. Помимо запоминания слов, дети могут заметить закономерность их подбора: все слова начинаются с одного звука.

            3.Слова на разные звуки.

Детям предлагается ряд слов: медведь, малина мир, арбуз, ананас, автобус, машина, музыка, мыло, абрикос, аптека. Необходимо назвать по очереди слова на звуки м и а, а затем воспроизвести весь ряд слов.

4. Что общего?

Детям предлагается ряд слов: капуста, картофель, свекла, огурец, помидор, салат, лук, репка, кабачок, морковь. Кроме запоминания и воспроизведения, необходимо понять закономерность, что общего между словами. Слова могут быть, соответственно, на все виды классификации. Как вариант можно соединять 2 или несколько видов обобщающих понятий. Тогда и вопросы можно постепенно усложнять, например ряд слов: капуста, картофель, ананас, яблоко, свекла, гусеница, апельсин.

       - капуста, картофель, свекла – что это всё вместе?

       - ананас, яблоко, апельсин – это что?

       - сколько было слов, обозначающих овощи?

       - сколько было слов, обозначающих фрукты?

       - гусеница – это овощ или фрукт?

       - сколько было слов, обозначающих мебель?

       - были ли слова, обозначающие посуду?

       - а сколько всего было слов?

                 5. Слова – пары (ассоциации).

        Детям предлагаются слова парами: к вам пришли слова с подружками, нужно запомнить и слово и его подружку обязательно. Затем слова произносятся один раз с паузой 3-4 секунды между парами: стол-тарелка, телефон-трубка, доктор-лекарство, медведь-берлога, весна-ручей, дверь-ключ, ножницы-бумага, кружка-блюдце, игра-мяч, кубики-дом, санки-зима, тетрадь-ручка, мальчик-шорты, стакан-вода, девочка-платье.Затем педагог говорит одно слово из пары « стол», дети должны сказать слово «тарелка».

Как вариант этой игры можно дать слова, например, животное+транспорт: слон- автобус, орёл-самолёт, лиса-велосипед, дельфин-корабль, гусеница- электричка, заяц- самокат, стрекоза- вертолёт, волк-автомобиль, жираф-подъёмный кран, кит-подводная лодка.  Здесь так же кроме запоминания слов и воспроизведения слова из пары, необходимо увидеть закономерность некоторой схожести признаков между словами. (Вариантов можно придумать столько, сколько необходимо педагогу для обследования, например, 1-е слово-предмет – 2-е слово – признак или действие: заяц – бежит, зима-  холодно, мама – люблю и т.д.).

               6. Слова – тройки (ассоциативные связи).

       Детям предлагаются  слова по 3-4 в группе 8-10 групп (сначала можно по 3слова, в скобках – усложнённый вариант с четвёртым словом):

   - школа – ученик – портфель – (ручка)

   - лес – дерево – лесоруб – (топор)

   - магазин – весы – морковь – (ящик)

   - речка – водоросли -  рыба – (червяк)

   - лес – дерево – гнездо  - (птица)

   - зоопарк – клетка – тигр – (полоска)

   - небо – туча – дождь - (зонт)

   - молоко – мороженое -  лёд – (зима)

   - весна – крыша – сосулька – (капель)

   - солнце – тепло – снег – (проталина)

   - праздник – шарик – радость – улыбка.

Сначала педагог говорит 2(3)слова по порядку, а третье(четвёртое) дети должны вспомнить и сказать, затем можно говорить 2(3) слова из группы не по порядку ,например:                                           - школа - …- портфель. Какое слово убежало?

-  лес - … - лесоруб - … Какие слова убежали?

-  магазин - … - … - ящик. Какие слова убежали?

-  … - водоросли  -  … - червяк. Какие слова убежали?

- (повышенной сложности) … - дерево - … - … Какие слова убежали?

              7.Часть – целое.

Детям предлагаются пары слов, одно из которых целый предмет, другое – его часть: рука – палец, нога – туфель, голова – шапка, глаз – ресница, бабочка – крыло, пчела – соты, птица – клюв, медведь – берлога, жук – усы, цыплёнок  - пух, полка – книга.Педагог называет одно из слова пары, дети – другое.

8.  Я положила в корзинку.

Все стоят в круге – это корзина, педагог предлагает наполнить её, например, фруктами (чем угодно).

1-й вариант: каждый «кладёт» свой фрукт, повторяя только фрукт предыдущего: педагог – яблоко, Маша – яблоко, груша (свой положила), Коля – груша, слива и т.д. Игра поводится с постепенным ускорением темпа и ко 2-3-му кругу дети должны очень внимательно следить и быстро реагировать. Второй раз положенный предмет лучше не повторять, а для этого нужно держать в памяти всё, что уже положили.

2-й вариант: каждый ребёнок «кладёт» сначала всё, что положили до него, а уже потом свой фрукт: педагог – яблоко, Маша – яблоко, груша, Коля – яблоко, груша, слива, Аня – яблоко, груша слива, апельсин и т.д.

9. Какой предмет загадала?

Детям задаётся слово, например, любимый (любимая) –  кто (что) может быть: мама, сестра, книга, кукла, машина и т.д.  Повторять слова нельзя. Исходные слова постепенно усложняются: длинная, большое, сладкое, чистое и т.д.

10. Метод Цицерона.

Вариант 1. Педагог до занятия раскладывает картинки с изображением предметов на необходимую тему, а в начале занятия говорит: « Ребята, лесные жители, о которых мы с вами говорили в прошлый раз, прислали нам свои фотографии. Но поднялся сильный ветер, и они разлетелись. Смотрите, на столе – фотография  лисы, под столом – волка, на подоконнике заяц, у шкафа – медведь и т.д. 10-12 картинок. После этого педагог предлагает детям вспомнить, какая фотография где лежит: на столе – чья? Дети - лисы, под столом – волк и т.д.

Вариант 2.Педагог уже без картинок «раскладывает» слова по всей комнате: нам привезли урожай овощей и разложили:  морковь – на пороге, картофель – возле тумбы, репку – не тумбу, капусту – под стол и т.д. После этого детям нужно вспомнить, что где лежит.

Вариант 3. Педагог раскладывает 15-20 карточек с написанными на них названиями предметов (можно заранее, а можно тут же на занятии), а потом предлагает детям вспомнить, что где лежит. Во всех трёх вариантах слова можно либо хором вспоминать и проверять, а можно отдавать карточку тому, кто вспомнил и сказал. В конце подсчитывают, у кого больше слов.

11.Пиктограмма.

Педагог предлагает детям вслед за произносимым словом рисовать простую картинку этого слова, чтобы лучше было запоминать. Затем проговаривает12-15 слов с паузой 4-5 секунд, дети зарисовывают. После того, как все слова зарисованы, педагог просит,  глядя на свои зарисовки, называть слова.  Сначала это могут быть простые предметные слова: дом, солнце, дерево, цветок, расчёска, ёлочка и т.п. А затем можно вводить абстрактные слова: улыбка, радость вкусно, тепло, осень, обида и т.п.

12. Словосочетание (предложение) + пиктограмма.

Игра проводится аналогично с предыдущей, но диктуются уже словосочетания или простые предложения, например: платье в горошек, идёт дождь, солнце на небе, колючий кактус, высокая ёлка, летит воздушный шарик, красивые цветы в вазе, сыплет пушистый снег и т.д.

13. Предложение.

Педагог предлагает детям придумать длинное-предлинное предложение следующим образом: задаётся стартовое слово или простейшее предложение, например, мама или моя  мама. Дальше кто-то из детей добавляет своё слово, проговаривая всё с начала:  моя мама пришла. Следующий ребёнок добавляет своё слово, так же проговаривая  всё с начала: моя мама пришла с работы. Дальше: моя мама пришла с работы домой. Игра продолжается до тех пор, пока либо все дети не придумают свои слова, либо предложение не закончится по смыслу.

             14.Числа на слух.

Педагог задаёт каждому из детей три числа в прямом порядке: Маша – 2, 8, 12 (Маша повторяет); Света -  3,5,7 (Света повторяет) и т.д. Если дети без труда произносят числа, можно использовать обратный порядок или давать числа вразнобой: 10, 8, 5; 6,3, 9 и.т.д.

Игры со звуками.

1.Волшебная палочка.

Волшебная палочка  постучит где и сколько раз захочет, нужно очень внимательно слушать и запоминать. Так палочка постучала по столу два раза, по стене - три раза, по полу – один раз, по стеклу - два раза, по доске – четыре раза, по пластмассовомустакану -  три раза и т.д. Дети слушают звуки с закрытыми глазами, а потом рассказывают, по чему и сколько раз стучала  шалунья – палочка.

2. Хлопки.

Педагог прохлопывает какой-либо ритмический рисунок, дети с закрытыми  (старший возраст – с открытыми) глазами слушают, потом пытаются воспроизвести. Сначала можно проговаривать, потом воспроизводить.

3. Печатная машинка.

Каждому ребёнку задаётся какой-либо звук простого слова: Маше  - с, Саше – тДиме – о, Лене – л. Дети должны по порядку  сказать и хлопнуть свой звук так, чтобы получилось целое слово. Нужно быть очень внимательным и хорошо помнить свой звук. Когда дети более-менее освоят слова, можно задавать простые предложения.

4. Два дела.

Педагог показывает картинку и по чему-нибудь стучит  - по столу, затем слово  - стук по  полу, слово – стук по стене, картинка – стук по стеклу, предмет – стук по доске и.т.п. Потом спрашивает у  детей, предъявляя картинки, слова и предметы, по чему стучала. Затем можно изменить задание: стуча по чему –либо, вспомнить, что в этот момент предъявлялось ( картинка, предмет или слово).

 Игры и упражнения для развития зрительной памяти

Игры с предметами, картинками.

1.Картинки  по одной.

        Педагог показывает детям 10 -12 картинок по одной с паузой 3-4 секунды, затем дети вспоминают порядок следования картинок. На основании полученных данных делается вывод об уровне развития памяти данного ребёнка или подгруппы детей (2-3 картинки – низкий уровень, 4-6 – средний, 7 -9 высокий).

             2. Картинки – пары.

Вариант 1-  картинка + картинка.  Педагог предлагает детям картинки парами: в гости к деткам пришли картинки с подружками, нужно запомнить всё! Картинки предъявляются с паузой в 3-4 секунды. По окончании предъявления следует показ одной картинки, другую – подружку, дети должны вспомнить и назвать. Картинки могут быть как связаны между собой по смыслу (зима – санки, диван – подушка, клубок  - шарф и т.п.), так и не связаны (кошка – чайник, белка-  лыжи,  орехи – морковь и т.д.). В том и другом случае дети должны найти какую-то связь между этими «подружками».

Вариант 2 –картинка+цвет.   К деткам снова пришли картинки с подружками, только подружки необычные – цветные карточки (12-15пар). При повторе предъявляется либо картинка, либо цветная подружка  (как усложнённый вариант, так как карточек одного цвета может быть не одна, но тогда они должны отличаться оттенком – тёмно- зелёный – светло-зелёный ит.п.), а дети должны вспомнить, с какой картинкой она пришла: клубничка – красная карточка, огурец -  тёмно-зелёная, слива – синяя, солнце – жёлтая и т.д.

              Вариант 3 – картинка + символ. Картинки предъявляются парами, но «подружка» уже – какой-либо символ: морковь – треугольник, репку – овал или круг, лыжи – две палочки, неваляшка – круги один на другом, машинка – трапеция и т.п. При поверке предъявляется картинка-символ, нужно вспомнить простую картинку.

Вариант 4 – картинка + слово. Игра проводится по аналогии с предыдущими, только вместо картинки  или символа в паре берутся картинка и слово, например:картинка с изображением чашки – слово «чай», картинка с изображением белки – слово «орех» и т.п. В одной игре используются 15 пар.

            3. Картинки па память.

Детям предъявляется на листе несколько (8-10) графически изображённых в столбик  картинок в течение 10-12 секунд. Затем лист убирается, а дети пытаются нарисовать эти картинки у себя на листочке (в столбик или в строчку будут рисовать дети, оговаривается перед заданием). Затем проверка: картинки открываются по одной, дети проверяют, и чего не хватает, дорисовывают другим карандашом. На одном занятии используется один образец.

4.Сфотографируй.

Детям в течение 10 сек. предъявляется какая-либо сюжетная картинка на необходимую педагогу тему. Затем она убирается, а детям задаются любые вопросы по содержанию картинки.

5. Где чей предмет?

           Детям предъявляются предметы, которые потеряли сказочные герои: Вини-пух – горшочек, Чебурашка – кубик, Шапокляк – ножницы, Снегурочка – карандаш, Пятачок – шарик и.т.п. А потом педагог спрашивает либо кому принадлежит тот или иной предмет, либо какой предмет принадлежит тому или иному герою.

6.Цепочка слогов.

Детям предъявляются 10-12 карточек со слогами в течение 3-4 сек. каждая: бум, кор, при, ка, пра, дру, про, ска, до, спа, кро, ве. Необходимо восстановит всю цепочку по-порядку. (Маленькая подсказка – придумать из этих слогов сказку, чем смешнее, тем лучше).

Упражнения с использованием таблиц, графических изображений.

1.Узор.

Детям предъявляются на 3-5сек. Нарисованные на листе узоры. Сначала это простые узоры, например:

Потом узоры усложняются:

На одном занятии используются два – три узора.

2.Каламбур.

Детям предъявляется картинка в течение 4-5 сек., на которой вперемешку изображены предметы, необходимые для данной темы,  например:

Затем образец убирается, и педагог задаёт любые вопросы:

- какого цвета большой треугольник, где он расположен?

- сколько маленьких квадратов, какого он цвета, где расположены?

- есть ли овалы на картинке?

- про какую фигуру я не спросила? И т.п.

3.Цветные кружки.

У детей на листочке нарисованы в ряд 3-6 кружков (в зависимости от возраста). Педагог задаёт инструкцию: закрасить первый кружок красным цветом, третий – синим, четвёртый  - зелёным. Задание диктуется медленно один раз, дети выполняют. Сначала можно дать карандаши только тех цветов, которые  используются непосредственно в этом задании, а потом можно ставить на стол стакан с цветными карандашами.

4.Вычеркни фигуру.

Педагог диктует детям: нарисуйте в ряд  3 кружка, 2 квадрата,  4 треугольника. Вторую и пятую фигуры вычеркнуть, третью, четвёртую и седьмую закрасьте красным цветом. Затем всё проверяется.

5.Ориентир в таблице 3х3.

         Детям в течение 8-10 сек. предъявляется таблица, в которой могут быть нарисованы от 3-х до 5-ти фигур, например:

После предъявления таблица убирается, а дети у себя в таблицах зарисовывают всё, что запомнили (50-60 сек.) Сначала фигуры могут быть нарисованы одним цветом, потом –разными.( То де самое и с размером фигур). На одном занятии -  2 образца.

6. 5 чисел в квадрате.

      Детям в течение 8-10 сек. предъявляется таблица с числами:

Затем таблица убирается, а дети записывают числа в строчку по-порядку.

7. Стихи в мнемотаблице.

        Детям  предъявляется и читается зашифрованное в мнемотаблицу  значками любое стихотворение (читается 2-3 раза в зависимости от сложности). Дети зарисовывают всё, что запомнили из стихотворения у себя в таблицах. При проверке дети дорисовывают красным карандашом всё, что не нарисовали сразу (для того, чтобы стихотворение всё-таки было полным). Например стихотворение Н.Бромлей «Главное слово»:

«Главное слово» Н Бромлей.

Какое самое первое слово?

Какое самое светлое слово?

Какое самое главное слово?

Его никогда не напишут с ошибкой,

На первой станице нон в букваре,

Его произносят повсюду с улыбкой,

И каждый малыш говорит во дворе…

Какое самое первое слово?

Какое самое светлое слово?

Какое самое главное слово?

Шепни его тихо, скажи его звонко,

Главное слово любого ребёнка – МАМА!

8. Муха.

Детям предъявляется таблица 3х3. Педагог говорит детям: «Посмотрите внимательно, в центре сидит муха. Но она очень любит летать по своему домику. Вот она полетела на одну клеточку вниз, на одну клеточку вправо, на одну клеточку вверх. Где сидит муха? И т.д.

Усложнение: Берётся второе прозрачное поле, и муха начинает летать с поля-1 на поле-2 и обратно.

Игры и упражнения для развития осязательной и обонятельной памяти.

                  1.Тактильные дощечки.

На небольших дощечках (картонках) наклеен различный материал: мех, кусочки дерева, металла, фольга, бархатная бумага,  горох, пшено и т.д. Детям предлагается наощупь с закрытыми глазами определить, какой материал на дощечке.(Дети заранее должны быть ознакомлены со всеми материалами).

2.Угадай рисунок.

         Педагог рисует на спине или на ладошке ребёнка какую-нибудь фигуру, цифру или букву. Ребёнок должен, соответственно, угадать, что ему нарисовали.

               3.Угадай наощупь.

       У педагога в мешочке или в волшебном сундучке различные предметы: мелкая посуда, геометрические фигуры, цифры, овощи, фрукты и т.д. Ребёнок наощупь должен определить, что это.

             4.Угадай запах.

У педагога в каких-либо ёмкостях различные запахи в виде эфирных масел, корок (апельсин, лимон, мандарин и т.д.), ваниль, растения (мята, малина, душица и т.д.). Ребёнку предлагается определить, какой это запах.

 Игры и упражнения для развития двигательной памяти.

               1.Зоопарк.

         Педагог детям на ушко говорит, кто каким животным в зоопарке будет. Каждый ребёнок в свою очередь должен своё животное изобразить пантомимикой, естественно, не называя его. Если дети угадали животное с первой попытки, заселяем его в  зоопарк. Если дети не угадали животное и со второй попытки, ребёнку можно дать другое животное, но уже после всех детей (т.е.ребёнок должен запомнить своё новое животное).

               2.Руки – раз, два, три...

Педагог показывает детям, в каком положении должны быть руки на определённый счёт, например: руки раз - поднять вверх, руки два – перед собой, руки три – внизу, руки четыре – в  стороны, руки пять – за спиной и т.д. Когда дети немного запомнили все движения вместе с педагогом, они начинают выполнять движения только по команде, без показа. Когда и без показа движения выполняются правильно, можно играть в игру «Путаница», например:показываем руки в стороны, а говорим , а говорим «руки – раз (вверх). Дети должны показывать то, что говорю, а не то ,что показываю.

           3.Постороим фигуру.

Педагог оговаривает с детьми, как  они будут строить ту или иную фигуру: солнышко – встают все в круг и руки поднимают вверх, беседка – встают в круг, руки вверх и сводят к центру, клумба -  садятся в круг, руки вверх (вниз, на плечи – как договорятся в данной игре), тропинка – садятся на корточки друг за другом и т.д. Затем под музыку дети скачут по группе, на сигнал – окончание музыки и название фигуры, дети быстро строят заданную фигуру, можно на определённый счёт.

4. Покажи.

Педагог называет детям части тела, а дети должны показать ту или иную часть тела только тогда, когда звучит ключевое слово «покажи»: голова, рука – покажи, колено – покажи, щека, правое ухо – покажи, нос, левая рука – покажи…

          5.Покажи, что делаешь.

Каждому ребёнку предлагается придумать какое-нибудь движение, например, как он помогает маме, и показать с помощью пантомимики. Перед показом каждый ребёнок шепчет на ушко педагогу своё движение и запоминает только его. Главное, пока ждёшь очередь, не забыть самому своё движение!

        6.Запрещённое движение.

  Перед игрой педагог договаривается с детьми о том, какое движение будет запрещено для показа, например, поднимать руки вверх – их просто нужно будет опустить вниз. Затем педагог начинает демонстрировать  движения, а дети их повторяют. Но как только педагог поднимает руки вверх, дети тут же опускают их вниз.

Деловая игра «Нужна ли детям мнемотехника?»

Цель:         Вызвать у педагогов дошкольного образования интерес к

технологии «Мнемотехника»  и научить использовать её в работе с

детьми   дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Вызвать у педагогов интерес к технологии «Мнемотехника» и желание использовать её элементы в работе с детьми дошкольного возраста.
  2. Предложить   педагогам рассмотреть  основные аспекты мнемотехники,  её цель, задачи  и основные приёмы.
  3. Напомнить характеристики, критерии и мнемические свойства памяти.
  4. Познакомить с некоторыми  играми и игровыми упражнениями
  5. Предложить  педагогам методические разработки по данной технологии для использования  в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей раннего и дошкольного возраста (1,5-7 лет)

В соответствии с современной научной концепцией дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) о признании самоценности периода дошколь...

1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования."

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризиров аны многие стороны жизн...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...

Деловая игра "Организация эксперементирования с детьми дошкольного возраста".

Деловая игра для педагогов для совершенствования знаний по организации эследовательно- эксперементальной деятельности в ДОУ. В ходе игры педагоги проявят свои знания и умения на практике в эксперемент...