Консультация по работе с рисующими детьми для родителей и воспитателей.
учебно-методический материал по теме

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация по работе с рисующими детьми для родителей и воспитателей.

Кто не наблюдал, как рисуют дети? Самые маленькие, ещё не зная, чем и на чём можно рисовать, с увлечением рисуют всем, что оставляет след на асфальте, на стене, на бумаге. Взрослые часто недовольны: обои исчиркал, бумагу извёл, всё кругом перепачкал красками - лучше бы играл со своими игрушками. Людям невдомёк, что рисунки детей - одно из чудес, мимо которых многие проходят, не замечая их, не задумываясь.

А между тем рисунки и их появление удивительны. Казалось бы, из ничего возникают произведения детской фантазии, яркие, своеобразные рисунки, в чём-то схожие между собой, в чём-то разные. Эти рисунки - преддверие в мир, создаваемый искусством. Творчество естественно вплетается в жизнь ребёнка, как и в жизнь всех людей. И само появление художественного творчества детей во многом напоминает зарождение и первые шаги искусства на заре человечества.

Рисуют все дети. Однажды возникнув, рисунок ребёнка непрерывно развивается. Подобно растению, проходит он начальную, скрытую стадию, когда и предположить нельзя, каким он будет; постепенно становится видимым, набирает силу, расцветает.

В детских рисунках наряду с общими, свойственными всем детям одного возраста, чертами обнаруживаются и личные черты их авторов, отражающие темперамент, врождённые задатки, склонности их характеров. Именно индивидуальность детей создаёт основу бесконечного разнообразия рисунков. Детские рисунки злободневны и непредвзяты, и могут служить великолепным документом своего времени, преломлённого в мыслях и чувствах детей.

Ребёнок без устали наблюдает, накапливает запасы образов и сведений, пытается размышлять, систематизировать свои знания, творчески их перерабатывать. Но наряду с этим он воспринимает опыт, накопленный теми, с кем он общается, а через них - всеобщий исторический опыт человечества. Он подражает, и роль подражания во всей его жизни, деятельности, творчестве чрезвычайно велика.

Взрослым, работающим с детскими рисунками, необходимо понимание детского рисунка как проявления потребности ребёнка познать окружающий его мир, эстетически его освоить, вместе с тем и познать самого себя, выразить свои переживания, найти в рисунке средство общения с окружающими. Способность увидеть в развитии рисунка историю становления личности ребёнка так же, как в искусстве вообще видим путь развития рода человеческого.

Взрослому важно научиться понимать детские рисунки, уметь считывать с них важную информацию. Мелочей в рисунке нет, всё имеет значение. Ребёнок часто переносит на свой рисунок мысли, тревоги, желания, страхи, чувства и даже свои суждения о мире и своём месте в нём. В рисунке ребёнок изображает свой внутренний мир таким, каким он понимает его на данный момент, причём многое из нарисованного он даже не сможет объяснить словами. Это мир его глаз, рук, обоняния и всего тела.

Например, когда ребёнок рисует семью, в его рисунке отражается то, как он себя в семье чувствует, как оценивает своё место в ней. Пространственная близость или удалённость персонажей друг от друга, соотношение их размеров, особенности геометрических форм, общность цвета и атрибутов и другие параметры рисунка несут смысловую нагрузку. Они служат для выражения душевной близости или отчуждённости персонажей рисунка, их значимости или малоценности, отражают их характеры и свойства, о которых хочет заявить юный художник.

Подавляющее большинство взрослых не понимают того, что ребёнок в свободном рисовании строит свой рисунок как интеллектуальную модель мира, а не его зримый аналог. Для них является важной внешняя похожесть рисунка на то, что видят глаза. Поэтому взрослые требуют от ребёнка создания “правильного”, с их точки зрения, изображения, соответствующего также взрослым критериям “красивого”. Таким образом, взрослые подталкивают ребёнка к тому, чтобы он рисовал с принципами построения изображений, свойственными культуре взрослых, хотя эти принципы достаточно долго остаются чужеродными психической организации ребёнка и непонятными. Тем самым взрослые заметно обедняют детское рисование, лишая его самостоятельности.

Взрослым, работающим с рисующими детьми необходимы знания детской природы и развития их рисования. Основные положения, которые важно учитывать:

  • Ребёнку необходима поддержка взрослых уже на каракульной стадии.
  • Взрослый должен следить за своими словами и действиями в оценках, чтобы не отвратить ребёнка от рисования.
  • Взрослый должен учитывать, что художник (автор рисунка) отождествляет себя со своей работой. И отношение к своей картине воспринимает как отношение к себе. Поэтому нельзя уничтожать рисунки на глазах у авторов и необходимо советоваться с ними по поводу их работ.
  • Взрослый должен предоставлять ребёнку материалы для его творчества (давать бумагу разного формата и всевозможные инструменты). Важно помнить, что любовь к рисованию прежде всего связана с любовью к инструментарию.
  • Взрослый, занимаясь с рисующими детьми, должен помнить, что нельзя показывать ребёнку как нужно рисовать. Важнее и полезнее будет разговор с ребёнком, в котором взрослый поможет выделить значимые признаки, по которым можно будет нарисовать интересующий предмет.
  • Ребёнку необходимо, чтобы взрослый говорил с ним о его работах, делал тщательный разбор работ. Но тут взрослый должен учитывать, что нужно разбирать работу, а не личность. Сравнивать нужно работу ребёнка с его же работами, более ранними, а не с работами других детей.
  • Ребёнок должен видеть, как рисуют другие дети, соучаствовать в подобных группах. Неэффективно рисование в одиночку. Ребёнку важно присутствовать и участвовать при совместных, групповых разборах, просмотрах и выставках работ.
  • Недопустимо высокомерное отношение взрослого по отношению к ребёнку и его работам. Часто взрослые, не понимая детских рисунков, вызывают недоверие к своим способностям у ребёнка и этим отвращают его от рисования.

Взрослому необходимо понимание природы развития детского рисунка и основных этапов развития ребёнка, для этого даётся рекомендательный список.

Список литературы:

  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. - М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.: ил. (Б-ка “Вестника просвещения”).
  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.: ил.
  1. Зеньковский В.В.  Психология детства.- Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 347 с.: ил.
  1. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей / АПН РСФСР; Ин-т худож. воспитания. - М.: Просвещение, 1965. - 207 с.: ил.
  1. Левин С. Ваш ребёнок рисует: Книга о детском рисунке. - М.: Сов. художник, 1979. - 271 с.: ил.
  1. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 240 с.: ил.
  1. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб: Питер, 1999. - 278с.: ил.
  1. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М.: Педагогика, 1988. - 178 с.: ил.
  1. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М.: Academia, 1997. - 95 с.: ил.
  1. Щербаков В.С. Изобразительное искусство: Обучение и творчество: Пробл. руководства изобр. творчеством детей. - М.: Просвещение, 1969. - 272 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Правила работы с агрессивными детьми"

правила работы с агрессивными детьми...

консультация "Особенности работы с тревожными детьми"

Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них). ...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовская область» Конспект занятия по работе с одаренными детьми «Рябинка» Средняя группа Воспитатель первой квалификационной категории: Бушмакина Е.Н.

Тема: Ветка рябиныПрограммное содержание. Развивать мелкую моторику рук. Упражнять разрывать салфетку на кусочки, сминать каждый ма­ленький кусок в комочек и наклеивать в заданном месте на лист бу...

Консультация "Методы работы с неговорящими детьми"

Консультация для родителей о методах  работы с неговорящими детьми....

Консультация "Система работы с одарёнными детьми"

Формы, методы работы воспитатель предоставляет для выявления одарённых детей....

Консультация "Правила работы с гиперактивными детьми"

Консультация "Правила работы с гиперактивными детьми"...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №16 город Красноармейск Саратовская область» Конспект занятия по работе с одаренными детьми «Рябинка» Средняя группа Воспитатель высшей квалификационной категории: Бушмакина Е.Н.

Программное содержание. Развивать мелкую моторику рук. Упражнять разрывать салфетку на кусочки, сминать каждый ма­ленький кусок в комочек и наклеивать в заданном месте на лист бумаги. Упражня...