Консультация "Система работы с одарёнными детьми"
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Брагина Ирина Евгеньевна

Формы, методы работы воспитатель предоставляет для выявления одарённых детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми в ДОУ

 В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая молодежь – это будущая национальная элита, я, как педагог, процессу выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей придаю большое значение, поскольку обучение одаренных ребят сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада. В нашем дошкольном учреждении ведется работа по созданию условий для выявления и развития одаренностей у детей. Все педагоги ориентированы на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей в различных видах деятельности.

Участниками образовательного процесса в нашем ДОУ по выявлению одаренных и талантливых детей являются:

Воспитатели (творческая и техническая одаренность) ;

Педагог – психолог (интеллектуальная одаренность) ;

Музыкальный руководитель (музыкальная и артистическая одаренность) ;

Учитель- логопед (литературная одаренность) ;

Родители.

Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ:

Психологию одарённости;

Нормативную базу по проблеме;

Инновационные технологии;

Методы выявления детской одарённости;

Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости;

Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости;

Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы;

Программы (комплексные и специализированные) ;

Современную научно-методическую литературу по проблеме;

Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей;

Возрастные особенности проявления признаков одарённости;

Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка;

Возможности для развития ребёнка в условиях семьи;

Эффективные формы и методы работы с родителями.

Основная задача ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

Система работы с одаренными детьми, реализуемая в ДОУ, включает в себя 4 основных направления:

1. Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

В группах приобретено и изготовлено ряд интеллектуальных, спортивных игр и пособий (разнообразные конструкторы, разные атрибуты для театрализованной деятельности и т. д.) ; созданы творческие уголки, с учетом интересов и склонностей детей, приобретены различные дидактические игры интеллектуальной направленности.

Спортивный зал

2. Выявление и дальнейшее развитие у детей творческой одаренности;

Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый доступный для воспитателя – метод наблюдения.

3. Совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;

В учреждении, работают опытные и творческие педагоги, которые стремятся к инновациям и к саморазвитию.

Педагоги, привлекаемые к работе с одаренными детьми должны обладать рядом специальных качеств.

Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы.

С целью совершенствования научно-методического уровня педагогов только в этом году проведены ряд семинаров практикумов и консультаций с педагогами, посвященные одаренности в дошкольном возрасте:

Семинары проводились по темам Теоретических основ детской одаренности; Одаренный ребенок, какой он; Виды детской одаренности; Принципы и методы выявления одаренных детей; Особенности работы с родителями одаренного ребенка.

4. Организация работы с одаренными детьми и их родителями;

В этом учебном году активизирована работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера, педагоги внутри групп организуют конкурсы чтецов, конкурсы-выставки творческих работ, конкурс и т. д., это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов.

С целью выявления и поддержки детей с высокой познавательной активностью в прошлом учебном году проводились ряд интеллектуальных состязаний, где воспитанники проявляли возможности реализации своих знаний и умений: «Самый лучший эксперимент », »Хочу все знать».

Общеизвестно, что одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.

Работа с родителями одаренных детей реализуется в трёх направлениях:

1. Организация информационной среды для родителей:

- проведен цикл общих групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем творческие способности», «Как создать уголок творчества дома»;

- педагогами организуют, мастер-классы, буклеты для родителей и т. д.

- памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей;

- в приемных групп оформлены уголки для родителей «Маленький гений; «Всезнайка» .

- оформляются благодарность родителям за помощь участие в образовательном процессе ДОУ

2. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка;

Данная работа направлена на:

- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

- установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные стенгазеты, выставки творческих работ, подготовка презентаций и т. д.)

Для развития творческой и познавательной активности детей - родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей. Организуют различные презентациис которыми ребенок выступает перед родителями.

Опыт работы дошкольного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей и одаренности.

Наблюдения наших педагогов даёт возможность считать, что все дети одаренные. Главное не тормозить, а помочь развить детям эту одаренность.

Выявление одаренных детей должно опираться на следующие принципы:

• Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и

деятельности ребенка, что позволяет охватить как можно более широкий

спектр его способностей;

• Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в

максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение

ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные

формы соответствующей предметной деятельности и т. д.) ;

• Использование тренинговых методов, в рамках которых можно

организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для

данного ребенка психологические «преграды» и т. п. ;

 

 

Автор: Брагина И.Е  воспитатель ВКК  МКДОУ №1 «Ручеек» Новосибирской области г. Барабинска

                                     2019г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Работа с одарёнными детьми. Составление портрета одарённого ребёнка.

Эта таблица поможет в соствлении портрета- наблюдения "одарённого" ребёнка, а вообщем то любого ребёнка, для того, чтобы он успешно развивался....

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...

Модель работы с одарёнными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одарённости»

Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка проявляются и начинают интенсивно развиваться  способности, которые помогают выявить степень его одарённости. Они не даются ребенку в готовом виде...

«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста

laquo;ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...