Выявление одарённости и формы работы с одарёнными детьми
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Выявление одарённости и формы работы с одарёнными детьми
1. Пояснительная записка
Актуальность -
Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы, пронизывающие все ступени роста ребенка от дошкольного детства до высшего образования.
В Федеральной программе развития образования выдвигается цель - «Развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества ...». В программе основным направлением является - развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности.
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, затрагивая уже дошкольный возраст ребёнка , используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это кружковая работа и развитие исследовательской деятельности. Выявление и развитие одарённых детей дошкольников.
При организации работы с одаренными дошкольниками, речь идёт о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности, как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Одарённость – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, физических, умственных и др.).
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению – это внутреннее условие умственного роста. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.
Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
Цель работы ДОУ с одаренными детьми: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи:
- изучение природы детской одаренности;
- выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких воспитанников;
- работа с детьми, удовлетворяющей потребности, интересы детей;
- подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
- принятие активного участия в мероприятиях и конкурсах различного уровня
2. Виды одарённости.
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующие:
2.1 Художественная одаренность
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных кружках, изо студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Эти дети уделяют много времени, энергии, упражнениям, достижению мастерства в своей художественной деятельности.
2.2 Общая интеллектуальная одаренность
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
2.3 Творческая одаренность
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A. M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают отнюдь не положительные эмоции в окружающих людях:
• Отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
• Большая независимость в суждениях;
• Тонкое чувство юмора;
• Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
• Яркий темперамент.
2.4 Одарённость в физическом развитии.
Ребёнок показывает высокие результаты при организации мониторинга физического развития детей. Обладает высокими показателями развития здоровья и физических качеств.
Перечисленные виды своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути.
3. Сложности психического развития одаренных детей.
Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности.
Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем.
Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Педагоги очень часто не распознают одаренных дошкольников и не на должном уровне, оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Образовательный процесс в ОУ предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными дошкольниками.
4. Концепция работы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, художественной и музыкальной деятельности. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов в дошкольном возрасте.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
- В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
- Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
- Не могут четко развести реальность и фантазию.
- Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
- Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
- Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими (спортивными) способностями.
- Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
5. Формы работы с одарёнными детьми (ОД):
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, художественной и музыкальной деятельности ребёнка. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дошкольного учреждения.
- кружки и секции по интересам;
- возможность участия в конкурсах разнообразного уровня
- возможность участия в тематических мероприятиях разнообразного уровня
- возможность участия в интеллектуальных олимпиадах для дошкольников;
- работа по индивидуальным планам и маршрутам развития ;
- исследовательская деятельность и активное участие в проектной деятельности сада.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
- с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
- в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
- какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
7. Этапы работы с ОД.
1 этап: Диагностико - прогностический (мониторинг одаренности).
Создание: банка данных по одаренным детям; банка творческих работ учащихся; банка олимпиад и интеллектуальных конкурсов; рекомендаций по работе с одаренными детьми для педагогов ДОУ и родителей.
Организация: - диагностических мероприятий по выявлению детской одаренности;
(см. Анкету по выявлению одаренности (Проявление специальных способностей
(по А.И. Савенкову), в приложении № 1 ).
- системы дополнительного образования, по разнообразным направлениям;
- обучение педагогов работе с одаренными детьми, через курсы повышения квалификации, семинары, педсоветы, самообразование.
2 этап: Основной (реализация Программы).
- выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
(см. Анкету по выявлению одаренности (Проявление специальных способностей
(по А.И. Савенкову), в приложении № 1 ).
- активное привлечение детей к участию в проектной деятельности;
- учет индивидуальных достижений воспитанников;
- организация выставок детского творчества;
- обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
- привлечение ОД к активному участию в мероприятиях и конкурсах различного уровня.
3 этап: Констатирующий этап
- создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми для педагогов ОУ
- разработка методического материала по работе с ОД для родителей воспитанников.
- создание банка грамот и дипломов воспитанников ДОУ
- создание банка детей ДОУ, отличающихся специфичной одарённостью.
7. Выявление одаренных детей.
Выявление одаренных детей начинается с переходом детей из ранних групп, в дошкольные группы ДОУ (2 младшая, средняя, старшая и подготовит. группа), и в дальнейшем, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, художественного творчества и музыкальной деятельности, создаётся банк данных ОД, и ведётся активная работа с этими детьми, по развитию их индивидуальных способностей. Работа с одаренными детьми в разных образовательных областях, их поиск, выявление и развитие, является одним из важнейших аспектов деятельности дошкольного учреждения. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.
Условно мы выделяем две категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной образовательной области, искусстве, спорте и др. видах деятельности.
8. Работа с родителями.
С целью определения подходов родителей к данной проблеме целесообразно проводить анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей по направлениям.
(см. Анкету по выявлению одаренности (Проявление специальных способностей
(по А.И. Савенкову), в приложении № 1 ).
(см. Консультацию для педагогов «Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей», в приложении № 2. )
(см, «7 правил для родителей, как вырастить гения», в приложении № 3. )
(см. Консультацию для родителей «От чего зависят способности?», в приложении № 4 ).
9. Предполагаемые результаты
- увеличение количества детей, активно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
- повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
- положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, мероприятий различного уровнях.
Список литературы
1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
3. Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.
4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.
5. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.
6. Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.
7. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
8. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.
9. Одаренные дети: Перс. С англ. //Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.
10. Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог.колледж, 1997.
11. Популярная психология для родителей / под ред. Бодалева А.А. М.: Педагогика. 1989.
12. Психология одаренности: от теории к практике /Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.13. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999.
13. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Академия,2000.
14. Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.
15. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.
16. Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. - Волгоград: Центр психологии и педагогики,1995.
17. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных дошкольников. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.
Приложение № 1
Анкета выявления одаренности
(Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).
Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно педагогом и родителем воспитанника (начиная со 2 младшей группы). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого, по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Для выявления одаренных к определенным видам деятельности детей, А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики:
1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:
- в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
- становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.;
- любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
- охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);
- обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
- любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
- может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2. В сфере музыкальной одаренности:
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- хорошо поет;
- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
- сочиняет собственные оригинальные мелодии.
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
3. В сфере литературной одаренности:
- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением
какого-либо конфликта;
- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основную мысль;
- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда
рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
- умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,
чувства, настроения.
4. В сфере артистической одаренности:
- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
- интересуется актерской игрой;
- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает кого-то;
- склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
- стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с
увлечением рассказывает
- любит игры-драматизации.
- любит и понимает значение красивой и характерной одежды для роли.
5. В сфере спортивной одаренности:
- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
- бывает быстрее всех в детском саду;
- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
- физически выносливее сверстников.
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
6. В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу):
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый материал;
- задает очень много продуманных вопросов;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Приложение № 2.
Консультация для педагогов - Способности и одаренность.
Проблема диагностики и развития способностей.
Одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как:
- качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности
- общие способности (в отличие от специфических) обусловливающие широту возможностей человека,
- умственный потенциал - интеллект предполагающий широту обобщения логичность (а не способность к искусствам).
- совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой -либо деятельности (наличие врожденных предпосылок)
- Талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).
Одаренность показывает, благодаря каким начальным‚ структурным условиям вожможно достижение высокого результата. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности называется одаренность. Одаренность - высшее проявление всех степеней человека: интеллектуальных, творческих, личностных. Одаренность предполагает высшую степень духовности. Если рассматривать некую иерархию проявлений одаренности, то она будет состоять из следующих уровней:
1) задатки как природная основа способностей;
2)способности;
3)талант - высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта, прежде всего, судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода;
4) гениальность - высший уровень развития способностей как общих, так и специальных. О наличии гениальности можно говорить в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которая составляет эпоху в жизни общества;
5) одаренность.
В целом можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты:
- анатомо-физиологические задатки;
- сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
- интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
- эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации их искусственное поддерживание;
- высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других. А. М. Матюшкин
- структура творческой одаренности.
Проявление одаренности можно представить через:
- доминирование интересов и мотивов;
- эмоциональную погруженность в деятельность;
- волю к решению, к успеху;
- много вариантность решений;
- общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности; - понимание сущности проблемы, задач, ситуации;
- изобретательность, находчивость;
- быстроту решений, оценок, прогнозов.
Проблема развития способностей. Роль наследственных механизмов.
Факты, свидетельствующие о врожденности способностей:
- их раннее появление;
- повторение у потомков выдающихся людей (но здесь трудно выделить факторы средовые и генетические в династиях);
- корреляция способностей у монозигот дизигот (уровень корреляции умственных способностей у монозигот - 0,8 - 0,9; у дизигот - 0,4 - 0,5) использование метода искусственной селекции показало наличие генетической предрасположенности к успешному обучению (крысы учились проходить лабиринт, из них отбирали тех, кто успешнее всех выполнял задачу и тех, кто хуже всех бегал, их скрещивали в каждой их этих двух групп. Процедура повторялась на протяжении нескольких поколений. Шестое поколение "умных" крыс накопили все лучшее от предыдущих поколений, а "тупых" стало еще тупее) Факторы, свидетельствующие о средовых влияниях:
- деятельность выдающихся педагогов;
- факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур (музыкальный слух у вьетнамцев), экспериментальное формирование тех или иных способностей;
- экспериментальные исследования на животных с помощью метода искусственной селекции. Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.
Роль среды и социального окружения.
Перед Y очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Здесь мы можем говорить о сензитивных периодах формирования функций: существуют сензитивные периоды для формирования способностей. Однако по отношению не ко всем способностям мы можем говорить о наличии сензитивного периода для их развития. Для развития способностей роль первых толчков очень важна, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями. Должна быть у ребенка развивающая ситуация.
Еще один вопрос, связанный с развитием способностей – особенности мотивации. Повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются и признаками и неотъемлемыми условиями развития любой способности. Любая способность осуществляется в рамках той или иной практической деятельности. Способности начинают развиваться, когда есть задача перед субъектом. Способности создаются и развиваются в деятельности. Успешность деятельности определяется не отдельными способностями, а своеобразными их сочетаниями. Способности, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. Развития способностей совершаются по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн).
Выделяют два уровня развития способностей - репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человека создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек "переходит" с одного уровня на другой. Подведем некоторые итоги. Существуют некоторые природные предпосылки способностей – задатки.
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические предпосылки, которые лежат в основе развития способностей. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был "вклад" задатка. Пока нет способов узнать меру участия генотипического фактора в развитии способностей.
У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка.
Проблематика измерения способностей является одной из сложнейших. Трудность состоит в том, что способности в основном измерялись количественно, фиксировался количественный уровень развития какой-либо способности. Но способности – это качественная характеристика. Выготский говорил, что способности ребенка следует оценивать через зону ближайшего развития, т.е. способности ребенка надо оценивать дважды 6 первый раз, когда он решает задачу самостоятельно, второй – когда с помощью взрослого. Необходимо так же рассматривать динамику развития способности.
Диагностика умственных способностей человека традиционно связано с понятием интеллекта.
Можно выделить три наиболее часто встречающихся определения интеллекта.
1. Интеллект как способность к обучению.
2. Интеллект как способность оперировать абстрактными символами и отношениями.
3. Интеллект как способность адаптироваться к окружающему миру.
Распространенное в зоопсихологии понимание интеллекта как способности к обучению было подхвачено бихевиористами и использовалось ими как характеристика интеллекта человек. А. Бине, Ч. Спирмен, Д. Колвин. и др. Другое известное определение интеллекта как способности оперировать абстрактными отношениями и символами разделяли Л. Термен, один их создателей шкалы Стенфорд-Бине, Э. Торндайк и др.
Стремление выявить структуру интеллекта первоначально базировались на том, что интеллект можно рассматривать как отражение "карты мозга". Эти взгляды лежат в основе факторноаналитических моделей интеллекта. Первый тип таких моделей – иерархическая модель структуры интеллекта – Ч. Спирмен – первый кто создал такую модель. Основываясь на статистическом анализе показателей интеллектуальных тестов, он предложил двухфакторную теорию организации свойств. Она утверждала, что вся интеллектуальная деятельность обусловлена единым общим фактором, названным генеральным, или S – фактором, свойственному только одному виду деятельности. Одним из ведущих многофакторных теорий был Терстоун, выделивший 12 факторов, обозначенные им как первичные умственные способности. Однако первым систематизировал когнитивные факторы Р, Кеттелл, он интегрировал теорию Спирмена и Терстоуна.
Еще один психолог создавший свою структуру интеллектуальных способностей, – американец Дж. Гилфорд. Ведущим положением Гилфорда является отказ от генерального фактора в пользу представлений о том, что существует 150 разных интеллектуальных способностей. Исходным пунктом его модели служит гипотеза о существовании трех измерений, комбинация которых определяет разные типы интеллектуальных способностей.
Одно измерение – вид умственных операций, включенных в способность. Гилфорд выделяет всего 5 таких операций: познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление и оценивание. Другое измерение – содержаие – характеризует природу материала или информации, на основе которых осуществляются действия. Гилфорд различает пять типов содержания: изобразительное, символическое, семантическое, поведенческое, слуховое. Третье измерение – продукт, или результат, характеризует форму, в которой информация отрабатывается испытуемым. Гилфорд называет 6 типов продукта: элементы, классы, отношения, системы, типы преобразования и выводы. В соответствии с моделью Гилфорда каждая способность определяется ее уникальным положением по каждому из трех измерений, таким образом образуется кубообразная модель из 150 ячеек 5*5*6 = 150. Амтхауер Векслер и ГИТ к этому же вопросу.
Коэффициент интеллекта.
Коэффициент интеллекта – показатель тестов интеллекта. Обозначает отношение "умственного возраста" (УВ) к реальному хронологическому возрасту (ХВ) испытуемого IQ подсчитывается по формуле УВ/ХВ * 100% = IQ. Понятие было введено в 1912 г. В.Штерном, который обратил внимание на некоторые недостатки умственного возраста как показателя в шкалах, предложенных Бине. Основной недостаток заключался в том, что одна и та же разница в УВ двух индивидуумов для разных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чем меньше хронологический возраст реб, тем существеннее сдвиги, происходящие в его умственном развитии в течении каждого года жизни. Поэтому Штерн предложил определять не абсолютную меру интеллекта (разность между УВ и ХВ), а относительную (частное, получаемое при делении УВ на ХВ). Коэффициент интеллекта впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда – Бине в 1916 г.
Дети выдающихся людей
Особый интерес и ученых, и обывателей всегда вызывали дети выдающихся людей. И это не случайно, ведь именно эти дети имеют, если рассуждать формально, максимум преимуществ. Причем к преимуществам можно отнести не только благоприятную внешнюю среду, но и не менее благоприятные генотипические особенности.
В результате наблюдений накопились статистические данные, свидетельствующие о том, что дети выдающихся людей крайне редко достигают таких же результатов, как их «великие» родители Всем известны выдающиеся политические лидеры, ученые, писатели, поэты, музыканты, художники, имевшие детей, пошедших «по их стопам». Но, став взрослыми, эти дети очень редко достигали высот, до которых поднимались их родители.
Примеров этому более чем достаточно. Вспомним Петра I и его сына Алексея; зададим себе риторический вопрос: сколько литераторов, равных А.Пушкину или Л.Толстому, выросло из их детей и внуков; много ли выдающихся открытий сделано детьми выдающихся ученых?
Благодаря этим и аналогичным наблюдениям в общественном сознании утвердилось представление о том, что «на детях великих людей природа отдыхает». А на выдающиеся проявления у потомков можно рассчитывать лишь в следующем, третьем поколении. Своеобразным подтверждением этой мысли служили и другие наблюдения. Так, например, давно замечено, что у людей очень маленького роста, как правило, вырастают дети выше их, и, наоборот, у очень высоких дети часто ниже своих родителей.
Если учитывать то, что природа строит свои конструкции по общим алгоритмам, то приходится признать, что это правило должно распространяться и на другие признаки. Следовательно, то же должно происходить и с наследованием задатков умственных, творческих способностей. Ученые высказали предположение о том, что, вероятно, природа сохраняет некоторую норму, допуская возможность колебаний лишь в определенных пределах.
Чтобы разобраться в том, насколько эти утверждения соответствуют действительности, подчеркнем еще раз: специалисты по генетике говорят, что организм наследует не признак как таковой, а только лишь способность формировать этот признак в определенных условиях среды. У гена, определяющего признак, есть характеристика, которую называют специальным термином - «норма реакции», т.е. диапазон, в котором генотип допускает возможность колебания под воздействием внешней среды. И поскольку условия для развития у родителей и их детей объективно отличаются, то степень проявления тех или иных признаков, даже при отсутствии мутаций, неизбежно окажется разной. В результате дети (и внуки) могут оказаться и более, и менее талантливыми, чем родители, бабушки или дедушки. А вышеупомянутое «правило» о якобы «отдыхающей природе», вероятно, один из многочисленных мифов, которыми буквально переполнены суждения об одаренности.
Существенно повлиять на «норму реакции» гена могут, как мы уже отметили, некоторые физические, химические и биологические факторы.
Приложение № 3.
Памятка для родителей –
Как вырастить гения: 7 правил для родителей.
Чтобы развить умственные способности ребенка, нужно соблюдать важные правила:
1. Поощрять игры.
В них развивается любопытство, интерес к миру и желание узнавать его.
2. Много читать с ребёнком.
Читать надо ребенку с самого рождения. Это развивает словарный запас, дает новые знания.
3. Говорить с ребенком.
Общаться с детьми на равных, объясняя все, что вызывает вопрос.
4. Заниматься творчеством.
Рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах развивают моторику, воображение, память.
5. Не быть настойчивыми.
Нельзя заставлять или принуждать ребенка делать то, чего он не хочет. Надо обратить внимание на таланты - и развивать их.
6. Давать витамины.
Особенно рыбий жир. Он увеличивает эффективность работы мозга.
7. Показывать пример.
Родители - пример для подражания. Не делайте ничего, что не хотели бы видеть в своем ребенке.
Приложение № 4.
Консультация для родителей - От чего зависят способности?
Особый интерес вызывает вопрос о способностях — известно, как рано и как глубоко проявляется различие их. Нельзя ли «вывести» своеобразие способностей из особенностей нервной системы? Конечно, обучение детей с высокой и низкой динамичностью нервных процессов будет, видимо, при прочих равных условиях идти по-разному. Конечно, музыкальный слух будет развиваться у детей с высокой чувствительностью иначе, чем у детей с низкой чувствительностью. Но эти особенности нервной системы могут лишь наложить отпечаток на ход развития способностей, не более.
Даже простейшие элементы способностей нельзя свести к задаткам — человеческие способности вообще складываются по психологическим законам, а не просто заложены в свойствах нервной системы.
Тем более невозможно свести к проявлениям врожденных задатков формирование специфически человеческих способностей, связанных с исторически сложившимися видами человеческой деятельности, — музыкальных, языковых, конструкторских, математических, сценических, изобразительных и т. д.
Именно поэтому индивидуальные особенности способностей зависят прежде всего не от задатков (хотя косвенного их влияния отрицать нельзя), а от особенностей обучения и воспитания. Именно различие в способах обучения (в повседневной жизни часто незамечаемое) образует различие в способностях.
Однако если способности не врождены, а складываются в деятельности, если они результат обучения, можно ли найти такие методы, при которых та или иная способность складывалась бы у всех детей на самом высоком уровне? Примером такого обучения служат эксперименты А. Н. Леонтьева по формированию музыкального слуха у тех, кого отнесли к абсолютно неспособным. (Вам не приходилось, кстати, встречать огорченных родителей, детям которых по подобной причине отказано было в приеме в музыкальную школу?)
«Неспособность» заключалась в отсутствии у испытуемых звуковысотного слуха, т. е. они не могли правильно различать звуки по высоте.
А. Н. Леонтьев, изучив с психологической точки зрения природу звуковысотного слуха, предположил, что для оценки высоты звука человек должен воспроизвести этот звук, «пропеть его про себя». В обычных условиях такое «пропевание» происходит совершенно автоматически, неосознанно. Это просто незаметная для человека вибрация голосовых связок, при помощи которой происходит опробование высоты. Точность оценки зависит от точности «пропевания», соответствия между высотой слышимого звука, которая определяется частотой колебаний воздуха, и частотой колебаний голосовых связок.
Сами опыты состояли в том, что испытуемых учили подстраиваться к высоте звука. Сначала они громко пропевали звук в то время, когда он длился, постепенно подстраиваясь голосом к его высоте, затем переходили к подстройке про себя. В результате удалось добиться исчезновения «звуковысотной глухоты», улучшения различения высоты звуков во много раз.
Из всего сказанного можно сделать вывод: суждения о наследственной способности или неспособности детей возникают, как правило, тогда, когда мы не знаем, как наилучшим образом эти способности формировать (или вообще не ставим себе такой задачи, полагая, что главное— передать ребенку определенный круг знаний и умений).
Каждый период детства создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобразен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей. И все-таки существует определенная возрастная динамика в их проявлении. Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность - сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке, причем раньше других проявляется одаренность к математике.
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предметная среда, малышу предоставляются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр.
Все дошкольники рисуют, поют, танцуют. Но почему же постепенно к концу младшего школьного возраста дети перестают этим заниматься? Одна из причин состоит в следующем. Всякая деятельность требует определенных технических умений и навыков, только тогда можно достичь оригинального результата, если освоил их. Дети, не владея соответствующими навыками и умениями, видят низкое качество своей продукции и теряют интерес к деятельности.
Известный психолог Н.С. Лейтес указал на два важнейших свойства одаренного ребенка. Это - активность и саморегуляция. Малыш отличается неуемной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддержать, но и направить в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить ее цели, регулировать и контролировать свое поведение, а также способность к волевому усилию. Ребенок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформировать у малыша, - трудолюбие.
В общении с одаренными, способными детьми важна правильная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обостренное любопытство детей, их стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка. А с другой стороны, одаренные дети требуют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, эрудитов, которые знают ответы на все вопросы. И, наконец, с третьей стороны, именно взрослые формируют у ребенка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым в деятельности результатам. Поэтому в общении с одаренным ребенком взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одаренный ребенок все-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать преждевременного одностороннего взросления.
Трудности у таких детей проявляются не только в отношениях со взрослыми, но и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для них не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие последних. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренного ребенка сверстника примерно такого же уровня психологического развития.
Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самим себе. И тогда ребенку надо помочь поверить в себя, в свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.
Приложение № 5
План воспитателя по работе с одаренными детьми
1. Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по способностей детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. Мониторинг.
Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных.
2. Составление плана работы с одаренными детьми.
3. Подбор материала для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы и конкурсов.
4. Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности.
Групповые и индивидуальные тренинги, семинары в течение года
5. Сбор и систематизация материалов в течение года
6. Групповые занятия в течение года
7. Работа по индивидуальным планам в течение года
8. Организация конкурсов в течении года
9. Исследовательская деятельность.
10. Дополнительные занятия с одарёнными детьми, подготовка к презентации, интеллектуальным играм, конкурсам, консультации по возникшим проблемам. В течение года
11. Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.
12. Работа с родителями. В течение года
13. Подведение итогов работы Совета Педагогов с одаренными детьми.
Мониторинг.
Заседание Совета Педагогов в форме «круглого стола». Составление плана.
14. Планирование работы на следующий учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет – деловая игра по теме «Формы работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении».
Осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми, выявить педагогические основы и эффективные методы развития одаренных детей, грамотное построение выбора форм и методов в...
«Формы работы с одарёнными детьми. Диагностика выявления одаренности» (выступление на педагогическом совете)
Методы выявления и диагностики одаренностиПрименительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований.В тех случаях, когда задача ставится ...
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Инновационные формы работы с одарёнными детьми дошкольного возраста находятся в стадии развития. Но мы считаем, что их необходимо использовать для увеличения возможностей раскрытия талантов воспитанни...
Деловая игра по теме Формы работы с одарёнными детьми в ДОУ
Цель: осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми, выявить педагогические основы и эффективные методы развития \одаренных детей, грамотное построение выбора форм и методов в воспи...
«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста
laquo;ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...
«Одарённый ребёнок» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста
laquo;Одарённый ребёнок»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...
Доклад на тему: "Выявление одарённости и формы работы с одарёнными детьми"
Доклад на тему: "Выявление одарённости и формы работы с одарёнными детьми"...